Сборником «Православная культура» «Концепция и программа учебного предмета»



Скачать 43,72 Kb.
Дата23.05.2016
Размер43,72 Kb.
#48133
ТипСборник
Пояснительная записка

Рабочая программа (далее Программа) по курсу «Православная культура» (4 класс) составлена в соответствии со сборником «Православная культура» «Концепция и программа учебного предмета» 1-11 годы обучения. Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества. Москва.- 2008 г.



Цель данной рабочей программы области формирования знаний, умений: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.

Задачи:

- приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

- формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

- возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

- укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребёнка о его жизни с православной культурой. Соответственно с требованиями программы дети должны получить элементарные базовые знания (представления) о православной культуре на основе художественных впечатлений, научиться разбираться в её разных формах и видах, в различных выразительных средствах. Для этого планируется включать в уроки эмоциональный и логический компоненты.

В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

связь православной культуры с жизнью современного ребёнка;

опора на образно-эмоциональные качества учебного материала.

Такой подход даёт большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся.

Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православную культуру - через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявления красоты в окружающем мире. Развитие эстетического восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только, правильно видеть, но и создавать красивое. Развитие на уроках умения «творить» самостоятельно, создавать красивое, постепенно подводить детей к сознанию сложности Божьего мира и разнообразию форм присутствующей в ней красоты. Развитие эстетического восприятия, способности к сопереживанию эстетических чувств в процессе собственного творчества закладывает у ребёнка основу понимания взаимосвязи красоты и добра в мире, сотворённому по Божьему замыслу.

В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления её постижения:

- Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни.

- Православная культура как творческая деятельность.

- Православная культура как язык (способ) выражения православного искусства.

Программа обеспечена учебником Л. Л. Шевченко «Православная культура», изд-во «Свет Русской православной церкви».- 2007.

Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) – 34 недели в год. В соответствии с Уставом МБОУ «ОО Песчанская школа» в 4 классах учебный план рассчитан на 35 недель, поэтому в планирование вносится дополнительно 1 час (1 неделя) на изучение раздела «Защита человека в чрезвычайных ситуациях». Общее количество часов составило 35 часов, в том числе для проведения контрольных работ – 4 часа.

Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы.

Формы текущего контроля определены (согласно Положению МБОУ «Основная общеобразовательная Песчанская школа» «О внутришкольной системе оценки качества образования»).

Формы организации учебного процесса:

- групповая;

- коллективная;

- индивидуальная.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:
- базовые знания об основных феноменах православной культуры на основе художественных впечатлений;

- узнать базовые понятия христианской этики;

- научиться разбираться в разных формах и видах православной культуры и различных выразительных средствах.

- понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть изображение и слышать музыку;

- смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья).



Содержание предмета

Раздел 1. Отечество небесное. Бог.

  1. Бог просвещающий

О вере, знании и культуре в жизни людей, Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой.

  1. Что говорит о Боге православная культура?

Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына?

Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублёва.



  1. Свет на горе Фавор

В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей.

  1. Бог спасающий

Милость Божия к людям. Христос-Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Вера и примирение с ближним как условия получения помощи. О Царствии Небесном.

  1. Что говорит о человеке православная культура?

Притча о талантах. Что такое талант? Смысл выражения «закрыть в землю». Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божии. Где они скрыты в человеке? Человек-образ и подобие Божие.

  1. Христиане в православном храме

Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют православные христиане? Символ православной веры. Таинства православной веры. Православное Богослужение.

  1. Золотое правило жизни

Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Заповеди Блаженства. Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Иисуса Христа в иконописи. Церковно-славянская азбука.

Раздел 2. Добродетели в жизни христианина.

  1. Добро и зло. Как Бог строил дом спасения человека.

Об ориентирах добродетельской жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появилось в мире. Грех как проявление зла. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение. Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. О Богородице-лествице, послужившей соединению небесного и земного.

  1. Воеводы сил любви. Добродетели.

Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Причта о сеятеле. Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами смертными.

  1. Экскурсия в храм Сергия Радонежского. Правила поведения в храме

  2. Непобедимое оружие христиан.

Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные.

  1. Защита святынь. Силы тьмы.

Священная история о падении людей исполинов. Страсти гнева, тщеславия, гордости. Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы.

  1. Небесные помощники

Воевода Сил бесплотных - Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Почитание Небесных Сил бесплотных.

  1. Увенчание венцами. Христианская семья.

Пример проявления добродетелей в жизни христианской семьи. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев.

  1. Добрый ответ.

Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде.

Раздел 3. Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Святые.

  1. Повторительно-обобщающий урок.

Контрольная работа № 1 по теме «Отечество Небесное. Бог», «Добродетели в жизни христианина».

  1. Как преображался человек? По ступенькам восхождения.

Как преображался человек? О чем возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Житийная литература.

  1. Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга.

Начало подъёма по ступенькам духовного преображения. Прообраз-15 ступеней Иерусалимского храма. Соборность Церкви. Иоанн Богослов.

  1. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.

Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Православное паломничество.

  1. Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.

Как Илья Муромец богатырём стал. Христианские добродетели, почитаемые на Руси.

  1. Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.

О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Житие князя в поэзии.

  1. Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.

О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Троице-Сергиева Лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи.

  1. Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.

О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную добродетель проявил Серафим Саровский? Христианское прощение. Серафимо-Дивеевский монастырь.

  1. Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.

Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский.

  1. Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у креста.

Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему матерь Божию почитают как Честейшую Херувим. Апостол Павел о христианской любви.

Раздел 4. Отечество земное и Небесное.

  1. Принявший венец Победы.

Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Храмы России, освящённые в честь Георгия Победоносца.

  1. Повторительно-обобщающий урок.

Творческая работа по теме «Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые».

  1. Доброе имя-в славе моего Отечества.

Наука побеждать полководца-христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. Верность памяти предков.

  1. Россия помнит. Святыни родного края.

Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита отечества. Как был построен храм Христа-Спасителя. Святыни Бородина. Храмы Старого Оскола.

  1. Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.

Что такое подвиг? Русская Голгофа. Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Добро и зло в душе человека созидателя-православного зодчего; разрушителя святынь-вандала. Новомученики и Исповедники Российские. Священномученик Онуфрий (Гагалюк).

  1. Священный долг.

Всенародный подвиг. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.

  1. Ступенька «Благодарение». Перед престолом Небесным.

Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери. Основные иконографические типы изображений Божией Матери. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите».

  1. Благословение.

Благословение детей. Как христиане понимали смерть. «Символ Веры» о воскресении. Пробуждение души. Христианская заповедь любви.

  1. Богомудрые учителя веры и благочестия.

Путешествия по святым местам Русской земли. Оптина пустынь-центр духовной жизни. Старчество. Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители.

  1. Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа за курс 4 класса.


Формы и средства контроля




1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

Контрольная работа

1

1




1

3

Защита творческих проектов







1




1

Итого













4


Контрольная работа

по теме «Отечество Небесное. Бог» (1 четверть)

Задание 1 (тест)

  1. Что такое Священное Предание?

А) знание Бога, переданное святыми людьми (устно)

Б) знания о Боге, переданные в письменной форме



  1. Кто такой Моисей?

А) пророк

Б) апостол



  1. Что такое фреска?

А) изображение, созданное из кусочков камней или цветного стекла

Б) живопись красками по сырой штукатурке



  1. Какой праздник называют Днем Рождения Церкви Христовой?

А) Преображение Господне

Б) Вознесение Господне

В) День Святой Троицы


  1. Назовите дату православного праздника Преображение Господне?

А) 19 августа

Б) 14 августа

Задание 2

Объясни пословицы: «Сначала аз да буки, а потом науки», «Божьей волей свет стоит, наукой люди живут».

Задание 3

Объясни, что означают следующие слова:

Внемлет -.......... , чадо-………. , риза………. , радеть-………. , богослужение-………. , елей-………. .

Задание 4

Прочитай и объясни, почему связаны эти слова: чревоугодие-жадность-скупость.



Задание 5

Догадайся, какие из слов характеризуют богатства духовные, а также материальные. Выдели их разными цветами.

Миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость, книги, иконы, церковные песнопения, физическая сила, золото, серебро, деньги, земля, драгоценные камни.

Задание 6

Подумай и напиши, как называются слова, которыми, по обычаю, начинали каждое дело благочестивые христиане.

Задание 7

Объясни, почему на Руси почитание детьми родителей являлось одной из высших христианских добродетелей.



Контрольная работа по теме

«Добродетели в жизни христианина» (2 четверть)

Вариант 2



Задание 1 ( тест)

1)Что такое риза?

А) повседневная одежда

Б) праздничная одежда
2)Что такое лампада?

А) свеча


Б) масленичные светильники
3)Что такое набат?

А) колокольный звон в один колокол, призывающий к молитве

Б) звон в большой колокол, возвещающий о бедствии
4)Через что Бог подает благодать христианам?

А) через обряды

Б) обычаи

В) таинства


5) Кого на иконе изображают в виде голубя?

А) Иисуса Христа

Б) Божью Матерь

В )Святого Духа


Задание №2

Объясни пословицы:

« С Богом пойдешь, верный путь найдешь», « Не хвались родителями - хвались добродетелями».
Задание №3

Объясни, что означают следующие слова:

Приемлет-…………., богомольцы-…………, узреть-………….., амвон-…………,добродетель- …….грех-…….. .
Задание №4

Прочитай и объясни, почему связаны эти слова: умеренность-милосердие-смирение.


Задание № 5

Догадайся, выбери, запиши в тетрадь в 2 колонки:

Что хорошо? Что плохо?

Трудолюбие, гордость, лень, прилежание, милосердие, зависть, ложь, доброта, щедрость, злость, кротость, упрямство, скупость, честность, благодарность, скука, радость, горе, послушание, любовь к ближним, умеренность.


Задание №6

Прочитай и объясни, почему Христос учил о том, что христиане, не должны откладывать выполнение добрых дел и намерений?



Задание №7

Вспомни и запиши в тетрадь христианскую заповедь, в которой говорится об отношениях детей и родителей.


Задание №8

Соотнесите название иконы и изображением

«Спас в силах»

«Спас Нерукотворный»

«Троица»

Творческая работа по теме

«Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые».

1 вариант

1)Составить маршрут путешествия по Святым Дивеевским местам:

А) рассказать о Серафимо-Дивеевском монастыре

Б) Троицком Соборе

В) Канавке Божьей Матери

Г) Святые источники Дивеевской земли


2)Составить для своих экскурсантов правила поведения в святых местах.
2 вариант

Александро-Невская Лавра



3 вариант

1) Троице-Сергиева Лавра



4 вариант

1) Киево-Печерская Лавра


Примечание.

Класс делится на 4 творческие группы. Дети сами выбирают вопрос, по которому будут готовиться. Задание дается за 2 недели до урока. На уроке каждая творческая группа защищает свой проект.



Итоговая контрольная работа

Вариант 1.
Задание 1.

Объясни, что означают следующие слова:

Покаяние-

Святые-


Подвижники-

Крестное знамение-

Житие-

Мощи-


Хоругвь-

Молебен-
Задание 2

Напиши известные тебе имена учеников Преподобного Сергия Радонежского
Задание 3

Назови Лица Святой Троицы.


Задание №4

Как называется главное богослужение Православной Церкви?


Задание №5

Что значит, у христианина просить у Бога милости:

а) богатства, б) удачи, в) прощения грехов, г) Царствия Небесного
Задание №6

Объясни пословицы:

« Не стоит город без святого, селение - без праведника»,

« С Богом пойдешь, путь к добру найдешь».


Задание № 7

Прочитай слова и сравни их, что у них общего: «отец», « отечество».


Задание 8

Перечисли двунадесятые праздники, которые посвящены Богородице.


Задание 9

Церковь подобна кораблю, плывущему по бурным волнам моря жизни. Нарисуй храм, основание которого похоже на базилику (корабль), крест, ротонду (круг).


Задание 10

Объясните, почему Христа называют Вседержителем?



Вариант 2.

Задание 1.

Объясни, что означают следующие слова:

Подвижники-

Мученики-

Инок-

Великий Пост-



Обедня –

Рака-


Кадило-

Игуменья-



Задание №2

В песнопениях посвященных Преподобному Сергию Радонежскому, поются слова:

« Молитвенная помощь православному воинству».

Приведи пример такой помощи из жития Преподобного.



Задание №3

Скажи, в память о каком событии был сооружен храм Христа Спасителя.



Задание №4

Как называется праздничные песнопения, посвященные Спасителю, Богородице, Святым?



Задание №5

В чем проявляется любовь человека к людям? Подумай, чем человек может пожертвовать для блага ближних:

а) временем б) лакомством в) деньгами г) трудом д) ничем

Задание №6

Объясни пословицы: « Бог терпел и нам велел», « Терпенье, и труд все перетрут».



Задание № 7

Подчеркните слова, которые относятся к устройству православного храма: притвор, алтарь, апсида, Горнее место, лампада, четверик.



Задание № 8

Перечисли двунадесятые праздники, которые посвящены Спасителю.



Задание 9

Перечисли символы православной иконы.



Задание 10

Допиши предложения:

На Руси для обучения грамоте использовалась 1 из книг Священного Писания………

Критерии оценивания

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.


Оценка творческих проектов

Отметка 5 ставится, если группа учащихся полно раскрыли данную тему, проекты выполнены без композиционных ошибок и эстетично.

Отметка 4 ставится, если группа учащихся полно раскрыли данную тему, проекты выполнены с 1-2 ошибками в композиции.

Отметка 3 ставится, если группа учащихся неполно раскрыли данную тему, проекты выполнены с 2 и более ошибками в композиционном построении.



Отметка 2 ставится, группа учащихся не раскрыли данную тему, проекты выполнены с ошибками в композиционном построении.

Учебно-методические средства обучения

Основная литература:

  1. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. 3-й год обучения.-М.:Издательский дом «Покров».-2010.

  2. Шевченко, Л.Л. Православная культура «Концепция и программа учебного предмета» 1-11 годы обучения. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва.-2008.

Оборудование и проборы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Иллюстрации // Плакаты

1

Серии иллюстраций

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения.

2

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем

Каталог: rabprog
rabprog -> «ольгинская детско-юношеская спортивная школа»
rabprog -> Рабочая программа по математике предмет
rabprog -> Пояснительная записка Рабочая программа (далее программа) для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году
rabprog -> Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
rabprog -> Программы общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству для 10-11 классов под редакцией Даниловой Г. Н
rabprog -> Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса на 2015- 2016 учебный год
rabprog -> Аннотации примерных программ учебных дисциплин Аннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология прикладной математики»
rabprog -> Программам для 10-11 классов Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык»

Скачать 43,72 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница