Само слово «методология» происходит от двух греческих слов methods путь исследования или познания, logos понятие, учение



страница1/13
Дата25.06.2022
Размер0,66 Mb.
#186618
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Связанные:
Лебедева Раздел 1


Раздел 1
Само слово «методология» происходит от двух греческих слов methods – путь исследования или познания, logos – понятие, учение (наука о получении знания). Методология – это область науки, изучающая наиболее общие принципы познания, принципы и способы получения, преобразования, конструирования и применения знания, способы организации и построения теоретической и практической деятельности на основании принципа научной обоснованности, а также пути и способы обеспечения этого процесса. Методология – наука о системе методов и принципов научного исследования, а также само учение об этой системе.
В узком смысле слова методология трактуется как учение о методе, о методах познания, обосновывающих исходные принципы исследования, способы их конкретного применения в научной и научно-практической деятельности. Однако методология не исчерпывается знанием о методе, структуре, содержании и качестве применяемых методов и методик.
В широком смысле слова методология определяется как путь, способ познания, исследования, который зависит от научно-философской и научно-мировоззренческой позиции исследователя. Как совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих принципов и их применения к решению сложных теоретических и практических задач.
Методология как отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Поэтому методология является, с одной стороны, системой знаний о структуре теории, о принципах, подходах и способах получения знаний на основе целостности теоретического и экспериментального исследования. С другой стороны, - это система деятельности по получению научного и научно-практического знания, по обоснованию программ научной и научно-практической деятельности, построению логики, отбору методов, оценке качества методов и достоверности результатов. Особенно, это наблюдается применительно к психологии, поскольку какие-то психологические теории имеют в большей степени гуманитарную, какие-то экспериментальную логику теории в той или иной степени, сравним, например, психоанализ и теорию интеллекта Ж.Пиаже. Психологические методы отличаются той или иной степенью формализации, например, идиографические и психодиагностические методы, метод наблюдения и беседы, метод эксперимента и тестирования.
Методологическая позиция практического психолога предполагает понимание психологического метода исследования, коррекции, развития в контексте той или иной теории, поскольку на нее опирается интерпретация полученных результатов.
Определенная часть методологии связана с философией и мировоззрением, поэтому важным представляется соотношение понятий науки, философии, мировоззрения.
Наука, философия и мировоззрение
Нау́ка – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Теории и гипотезы, подтверждаются или опровергаются опытами и фактами, формулируются в виде законов, закономерностей природы или общества [226].
Нау́ка – это «сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности» [72]. Наука как система знаний и научное знание как результат научной деятельности характеризуется достоверностью, систематичностью и полнотой.
Наука как деятельность характеризуется методом. Метод научного исследования отличается от других способов получения знания, (таких как откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт).
В XIX веке О.Конт предложил концепцию развития человеческого знания состоящую из трех последовательно сменяющихся одна другую формы знания:

  • религиозное знание – основанное на традиции и индивидуальной вере;

  • философское знание – основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;

  • позитивное знание – научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения и эксперимента.

О.Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая из них, как подросток из старой одежды. Старые формы знания (религия и философия) должны неизбежно отмереть, уступив место позитивному знанию.
Однако, несмотря на торжество позитивного знания, XX и XXI век не отверг ни религии, ни философского знания. Следовательно, речь идет не об умирании форм знания, а о доминировании той или иной формы знания в ходе развития цивилизации.
Метод научного исследования рационален, наука опирается на экспериментальный метод, который вырабатывается и признается в научном сообществе как норма исследования, претендующая на научность, прежде всего, научность результатов (полнота, достоверность, объективность, систематичность).
Наука – одна из форм общественного сознания, которая включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели научного исследования – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Новое знание в науке должно отвечать критерию истинности. Именно истинность стоит на первом месте. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности.
Результатом научного исследования является научное рациональное знание, отвечающее строгим требованиям формально-логического описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки истинности и включенное в контекст той или иной научной теории. Полученные научным методом описания, объяснение реальности, прогнозы выражаются в виде текстов, структурных схем, графиков или графической записи, формул.
Таким образом, научное исследование в отличие от стихийных форм познания окружающего мира и внутреннего мира человека, основано на норме научной деятельности – научном методе. Психология – это система научного знания о человеке, его субъективном мире, знание об объективных закономерностях, законах и механизмах возникновения, функциях и развития психики и сознания человека, которое добывается научным методом.

Главная роль методологического знания в науке – рефлексивная. Методология играет роль интеллектуального средства, позволяющего ученому и практику осознать средства познания психической реальности, психосферы человека и адекватность, обоснованность их применения (рефлексивная позиция).


Выделяют два вида методологического знания – дескриптивную и прескриптивную (нормативную) методологию (Э.Г.Юдин, 1978).


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница