Развитие лидерских качеств у руководителя



Скачать 58,02 Kb.
Дата23.05.2016
Размер58,02 Kb.
#49733
Студентка 4 курса факультета управления

группы ГУ-42 ФГБОУ ВПО «МГТУ» Шевелева Юлия

Научный руководитель – кандидат пед. наук Бибалова С.А.

Развитие лидерских качеств у руководителя

На сегодняшний день к современному руководителю как профессионалу обществом предъявляются самые разнообразные требования, в том числе и к его личностным качествам. Основу его личностных качеств составляют лидерские качества. В настоящее время под лидером понимается человек, более успешный по сравнению с другими в какой-либо деятельности, а также способный вести за собой команду. Ведь само слово лидер в переводе с английского означает «ведущий за собой».

Лидерские качества рассматриваются как психологические качества, навыки, способность сотрудничать в группе с целью достижения лидерских задач. Наличие у человека лидерских задатков существенно увеличивает возможности развития у него соответствующих способностей и качеств. Однако даже при отсутствии у человека таких задатков их можно развивать, что в дальнейшем позволит достаточно успешно осуществлять функции руководителя. Это подтверждают работы Вудкока М. и Фрэнсиса Д., Мартынова С.Д., Марченко И.П., Омарова А.М., Кишкель Е.Н., Журавлева А.Л., Дюбрина Э. и др., посвященные изучению проблемы личностных качеств, необходимых эффективному руководителю.

Лидерские качества проявляются при разрешении различных проблем в профессиональной сфере. В большей степени они проявляются и развиваются при разрешении такого рода организационных проблем, как:

- ограниченные сроки разработки и реализации проекта;

- общение и построение доверительных отношений с творческим коллективом;

- работа с клиентами;

- конфликты как внутри коллектива, так и с клиентами;

- поиск новых, нестандартных методов работы;

- разработка и реализация качественной рекламной продукции;

- эффективное использование ресурсов, организация рабочего процесса;

- быстрое устаревание знаний и информации в сфере рекламной деятельности;

- предчувствие тенденций рынка, скрытых и явных потребностей и мотивов потребителей рекламируемой продукции и услуг;

- генерация новых идей и их реализация;

- работа в команде, мотивация работников на выполнение задач;

- правильное делегирование полномочий;

- завоевание доверия, авторитета внутри коллектива.

Для решения перечисленных проблем руководителю необходимо выработать у себя соответствующие лидерские качества, к которым относятся: уверенное поведение; яркая внешность, неординарность; умение убеждать, в том числе эмоционально; владение приемами ораторского искусства; умение нравиться людям, умение находить подход к людям; креативность; умение принимать решения в критической ситуации, готовность брать ответственность на себя; умение ставить цели; наличие последователей и др.

Перечисленные выше качества можно развить, постоянно читая специализированную литературу и совершенствуясь, посещая различные курсы и тренинги, семинары и лекции. Тренинги здесь будут самыми эффективными, поскольку позволяют теорию опробовать на практике. Однако руководитель не всегда располагает достаточным временем, чтобы целенаправленно совершенствовать себя как личность и профессионал. Поэтому в качестве заключения приведем несколько рекомендаций руководителям по выработке лидерских качеств:

1. Уверенное поведение. Неуверенное поведение человека в большей степени считывается по его невербальным проявлениям (поза, взгляд, жесты и т.п.). Для создания о себе впечатления уверенного человека необходимо учитывать эти особенности. Смотрите человеку прямо в глаза, жестикуляция должна соответствовать тому, что Вы говорите, не быть суетливой, и в то же время старайтесь не быть зажатым. Следите за тем, чтобы жесты поддерживали содержание Вашей речи, а не противоречили ей. Речь не должна быть слишком быстрой, т.к. это выдает Ваше волнение. Реагируйте на выпады в Вашу сторону соответственно ситуации, вовремя.

2. Яркая внешность, неординарность. Для того, чтобы выделиться, необязательно окружающих шокировать внешним видом. Обратите внимание на детали, которые позволят ассоциировать их именно с Вами. Как пример, два замечательных бизнес-тренера, которые раньше всегда работали вместе, проводили свои тренинги, а также выезжали на переговоры особым образом одетые: Он – в черном деловом костюме, Она – в красном. Это работало безотказно. Тем более, что Он – воплощение уверенности, логики, научного подхода, даже некоего консерватизма, Она – воплощение драйва, энергии, всего нового и неординарного.

3. Умение убеждать. Не приводите слабых аргументов. По правилу Гомера, наиболее убедителен следующий порядок: сильные – средние – один самый сильный. Заставьте человека, согласно правилу Сократа, несколько раз ответить Вам «Да», на решающий вопрос с большой долей вероятности тоже ответит «Да». Следуя правилу Паскаля, старайтесь не загонять собеседника в угол, дайте ему возможность «сохранить лицо». К аргументации приятного нам человека мы относимся снисходительно, к аргументам неприятного – критически. Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих Вас факторов, а с того, в чем Вы согласны с ним. Будьте хорошим слушателем. Проверяйте, правильно ли понимаете друг друга. Следите за мимикой, жестами, позами – своими и собеседника. Покажите, что предлагаемое Вами удовлетворяет какую-либо из потребностей собеседника.

4. Владение приемами ораторского искусства. Прописывайте свою речь и репетируйте перед зеркалом. Запишите свое выступление на магнитофон или видеокамеру, затем внимательно, критично его прослушайте. Отметьте для себя, что именно Вам хотелось бы изменить. Поиграйте с интонациями, голосом, ритмом, темпом, тембром, дыханием, паузами. Добейтесь того, чтобы Вы понравились сами себе.

5. Умение находить подход к людям, нравиться. Никто не обязан нравиться всем. Однако надо помнить, что умение «влюбить» в себя – одна из основных черт лидера. Старайтесь слушать человека и слышать его. Вы узнаете много нового. Покажите, что человек, с которым Вы общаетесь Вам небезразличен. Научитесь делать комплименты. Покажите своему подчиненному, как Вы его понимаете, и благодарность не заставит себя ждать. Это прибавит авторитета вашей личности.

6. Креативность. Креативность – одно из важных требований современного общества к специалистам практически всех профессиональных сфер. Нестандартный взгляд на вещи только повысит Ваш авторитет в глазах окружающих. Решайте головоломки, шарады. В этом случает вполне можно обойтись специализированной литературой.

7. Умение принимать решения в критической ситуации. Критическая ситуация дает прекрасную возможность проявить руководителю себя как лидера и дать понять это остальным. Если что-то случилось, первые секунды, народ обычно пребывает в неопределенности и даже панике. И этим надо пользоваться. В этот момент любое директивное приказание будет выполнено. Однако действовать надо быстро. Если Вы не успеете взять на себя эту роль, ее возьмет кто-нибудь другой. Вашему авторитету это не пойдет на пользу. При этом нельзя забывать, что ответственность за последствия ляжет тоже на Вас.

8. Умение ставить цели. Чтобы вести за собой людей, надо четко представлять, куда их вести. И мало представлять самому, важно также ярко, эмоционально, доступно и красиво рассказать о них подчиненным, чтобы они ясно понимали для чего осуществляются те или иные действия и были согласны достигать поставленные цели.

9. Наличие последователей. Не забывайте, что лидера не бывает без команды. Лидер всегда проявляет себя во взаимодействии с другими людьми. Собирайте вокруг себя единомышленников, так называемый «ближний круг». Именно люди помогут Вам осуществить все ваши даже самые грандиозные планы.


Литература:

1. Евтихов О.В. Сравнительный анализ лидерских качеств руководителей разных управленческих уровней промышленного предприятия // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2010. - № 1. – С.114-121



2. Евтихов, О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, со-держание и возможности развития: монография / О.В. Евтихов. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. – 288 с.

3. http://www.ubo.ru/articles/?cat=159&pub=2178
Каталог: upload -> page -> file
page -> Специализированной подготовки магистра по направлению психология
page -> Законодательное собрание пермской области закон об охране семьи, материнства, отцовства и детства принят
page -> Iii. Организационные виды, формы и методы внутришкольного контроля
file -> Студент 5 курса Технологического факультета
file -> Некоторые аспекты деятельности руководителя по улучшению социально-психологического климата в коллективе
file -> Психологические особенности деятельности руководителя
file -> Гендерный аспект в сфере менеджмента
file -> Профилактика профессиональных стрессов в организации
file -> Покормяка С. Г., студентка 4 курса факультета управления мгту, г. Майкоп Науч рук доцент Бибалова С. А

Скачать 58,02 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница