Развитие художественного воображения младших школьников в проекте «я сказочник» с использованием средств икт



Скачать 49,05 Kb.
Дата14.02.2016
Размер49,05 Kb.
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТЕ «Я – СКАЗОЧНИК» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ

А.С. Криволуцкая, студентка ИППС СФУ

Научный руководитель - О.М. Бусыгина, ст. преподаватель кафедры ИТО СФУ
С развитием информационного общества связаны интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В основе новой парадигмы лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование: возникает запрос на человека с развитым творческим потенциалом, человека, способного осваивать информацию, решать проблемы и создавать новые возможности. В современном обществе и создание художественных произведений начинает осуществляться с привлечением совершенно иных способов, с использованием компьютерных технологий. От учителей требуется найти подходы к формированию художественного воображения ребенка, стимулированию его творчества в условиях информатизации. Актуальным для образования является проблема поиска методов организации творческой деятельности младших школьников, в которой используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Вопросы развития художественного воображения у детей в процессе восприятия ими художественных произведений и создания художественных продуктов изучены пока недостаточно. Многие исследователи рассматривают в своих работах средства, методы, формы развития художественного воображения детей чаще всего в русле освоения ими изобразительного (С.Л. Киселева), музыкального (Т.В. Зеленкова), театрального искусства (И.Л. Медведева). Развитие художественного воображения детей в творческой деятельности с использованием ИКТ, на наш взгляд, может осуществляться в рамках проектной деятельности.

Целью проведенного нами исследования являлось изучение возможностей развития художественного воображения младших школьников в организованном проекте «Я – сказочник» с использованием средств ИКТ.

Гипотеза исследования: развитие художественного воображения детей младшего школьного возраста будет обеспечено организацией творческого проекта «Я – сказочник» при выполнении следующих условий:

• построении проектной деятельности с учетом психологических закономерностей возрастного развития младших школьников;

• сочинении сказки в творческой деятельности детей;

• создании иллюстраций к придуманной оригинальной сказке средствами графического редактора TuxPaint для ОC Linux.

Формирующий эксперимент был проведен с группой учащихся 4 А класса муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательное учреждение лицей № 28» Железнодорожного района города Красноярска.

На первом этапе формирующего эксперимента была проведена диагностика по методике Э.П. Торренса [1]. Этот тест направлен на выявление уровня креативности по показателям беглости, гибкости, оригинальности и разработанности. Диагностику прошли все учащиеся класса. На втором этапе эксперимента был организован проект «Я – сказочник», целью которого было создание сборника сказок с иллюстрациями. Участие в данном проекте было добровольным, в экспериментальную группу вошли 7 человек, а другие дети, которые участвовали в диагностике, стали контрольной группой формирующего эксперимента.

Процесс развития художественного воображения детей был связан с сочинением собственных оригинальных сказок и созданием к ним иллюстраций с помощью средств ИКТ. На первых этапах проекта с детьми был проведен ряд занятий, направленных на активизацию индивидуального уровня воображения каждого ребенка посредством специальных упражнений и заданий, обсуждалась структура сказки и принципы её построения. После того, как сказки были написаны, дети представляли, как бы могли выглядеть герои их сказок. Им было предложено нарисовать эти образы художественно-изобразительными средствами в графическом редакторе TuxPaint для ОC Linux. На это отводилось несколько занятий, в ходе которых обсуждалось, на что необходимо обращать внимание при создании нового художественного образа, совершенстовались умения и навыки выполнения операций в этом графическом редакторе. Использование ИКТ на занятиях помогло заинтересовать детей и мотивировать их на получение конечного результата. Выполненные рисунки были включены в сборник сказок учащихся 4 А класса. На заключительных этапах проекта «Я – сказочник» была проведена презентация результатов творческого проекта. Каждый ребенок имел возможность выступить перед классом в роли настоящего писателя, рассказать свою сказку и продемонстрировать свои иллюстрации.

Заключительная диагностика на конечном этапе формирующего эксперимента была проведена по методике О.М. Дьяченко, которая направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать новые оригинальные образы [2]. Ее результаты помогли выявить изменения в развитии художественного воображения детей. В качестве критерия развития художественного воображения использовался показатель оригинальности идей рисунков в обеих методиках, так как именно этот показатель позволяет нам оценить степень осмысления ребенком своего восприятия образов, возникающих в процессе выполнения заданий теста. Р. Уэллек в своей концепции о разных уровнях построения художественных образов (метафор) говорит о переходе к более высокому уровню за счет проявления оригинальности [3].

Методика дорисовывания фигур, разработанная О.М. Дьяченко, представляет собой модифицированный вариант методики Э.П. Торренса. Поэтому результаты, полученные при проведении диагностик, сопоставимы.

В приведенных ниже диаграммах можно проследить степень изменения показателя оригинальности детей экспериментальной группы и контрольной группы.

Рис. 1. Результаты входной и выходной диагностики экспериментальной группы.

По представленным на рисунке 1 данным, у троих детей, участвующих в проекте «Я – сказочник», показатель оригинальности вырос почти в 2 раза. У одного ребенка из 3 оставшихся детей показатель остался по-прежнему высоким, а у троих стал выше на треть.

Рис. 2. Результаты входной и выходной диагностики контрольной группы.

В контрольной группе показатель оригинальности только в одном случае (Олеся Т.) вырос в несколько раз. Это могло произойти в связи с очень низким его исходным значением. У троих детей показатель вырос на четверть. А у остальных – уменьшился.

Анализ полученных нами данных позволяет говорить о том, что дети, вошедшие в состав экспериментальной группы, участвующие в творческом проекте «Я – сказочник» с использованием средств ИКТ, продемонстрировали увеличение показателя оригинальности в творческой деятельности.

Следовательно, создание условий при организации творческого проекта:

• построение проектной деятельности с учетом психологических закономерностей возрастного развития младших школьников;

• сочинение сказки в творческой деятельности детей;

• создание иллюстраций к придуманной оригинальной сказке средствами графического редактора TuxPaint для ОC Linux;

обеспечивает развитие художественного воображения детей.

Можно полагать, что осуществленный творческий проект обеспечивает подготовку младших школьников к жизни в информационном обществе и развитие и реализацию их творческого потенциала.


Список литературы

1. Щебланова Е.И. Фигурная форма теста творческого мышления Э.П. Торренса. Методические рекомендации по работе с тестом. / Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумакова. – М., 1993.



2. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/00148.htm

3. Уэллек Р. Теория литературы. / Р. Уэллек. О. Уоррен. – М.: Прогресс. 1978. – С. 326.
Каталог: bitstream -> 2311
2311 -> Исследование взаимосвязи установки личности с мотивацией достижения
2311 -> Летворенность браком и согласованность распределения лидерских функций в семье: проблематика и методы исследования
2311 -> Организация сопровождения проектной деятельности студентов педагогического колледжа
2311 -> Образ женщины политика в современном мире
2311 -> Статья «Ценностные ориентации студентов сфу, отраженные в сообщениях сми, вещающих на молодежную аудиторию»
2311 -> Некоторые особенности процесса социализации и адаптации в сетевом пространстве
2311 -> Корниенко О. Ю. (г. Ростов-на-Дону) интеллект. Пол. Гендерная обусловленность социального интеллекта
2311 -> К вопросу о профессиональной деформации личности педагога Ю. В. Казакова
2311 -> Влияние типа отношений между супругами на удовлетворенность браком в молодых семьях
2311 -> Мареева Елена Борисовна


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница