Работы: Условия возникновения и становления опыта с. 3-5



страница1/3
Дата25.04.2016
Размер7,71 Mb.
  1   2   3



Муниципальное Бюджетное

общеобразовательное Учреждение «ДМИТРИЕВОГОРСКАЯ СОШ»











2012 ГОД

2012 ГОД
2013г.


2012 ГОД




Содержание работы:

1.Условия возникновения и становления опыта с.3-5

2.Актуальность и перспективность педагогического опыта с.6 – 8

3.Ведущая педагогическая идея с.9

4.Теоретическая база опыта с.10-16

5.Новизна опыта с.17

6.Технология опыта с.18-52

7.Адресная направленность с.53

8.Список литературы с.54

9.Приложение с.55-69

2

.Условия возникновения и становления опыта.

Дмитриевогорская средняя общеобразовательная школа – учебное заведение, в котором обучение ведётся на основе сочетания общеобразовательной и профильной подготовок. Русский язык и литература изучаются на базовом уровне. В работе используются учебные пособия: «Русский язык» 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской, доктора филологических наук П.А.Леканта; «Русский язык 10-11 классы» под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищёриной; «Литература 5-9 классы» под редакцией Г.И.Беленького; «Литература 10 класса» под редакцией Г.Н. Ионина, практикум под редакцией Ю.И. Лыссого (10класс), В.В. Агеносова (11 класс).

В процессе преподавания русского языка и литературы в школе в современных условиях одной из часто встречающихся проблем, стоящих перед педагогом, является низкая заинтересованность учащихся в учебном процессе. Выявляя причины столь низкого интереса учащихся к учебному процессу, используя метод анкетирования, я пришла к выводу, что проблема состоит в неразрешённом противоречии между естественным желанием детей приобщиться ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения, особенно в части вариантности источников получения информации. Они в традиционной педагогике сводятся, как правило, к монологу учителя и чтению учебника. Выяснилось также, что интересы большинства учащихся, так или иначе, связаны с компьютерными технологиями.

Ещё одна тенденция, которую удалось выявить – недостаточное внимание к активному восприятию и осмыслению знаний учащимися, недостаточность применения специальных приемов для активизации познавательного интереса.

Для успешного решения проблемы необходимо было снять существующее противоречие, и средством для этого должны были стать компьютерные технологии (КТ).

Действительно, информационно – коммуникационные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры учителя и ученика. Современному педагогу все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему электронных средств обучения.

Можно указать, по крайней мере, три важные причины, требующие от учителя нового подхода к обучению в условиях информационного общества:

во - первых, изменилось время, общество и визуальная среда, в которой растет дошкольник. Он приходит в школу и, независимо от места проживания, ему требуется не только аудиальный и статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный. Иначе – скучно, иначе он успевает воспринять и отключиться. Он думает быстрее, чем предполагает традиционное (классическое) преподавание.

Вторая причина вытекает из первой: если скорость реакций ученика при восприятии растет и в традиционном уроке не всегда подчинена управлению учителем, значит, необходимо предусмотреть возможность «ведения» ученика самими мультимедиасредствами.

Третья причина связана с осознанием того, что в информационном пространстве, прежде всего, растет объем информации. Ученик не может справиться с нарастающим линейным потоком данных.

Всё это сделало необходимым и актуальным использование на уроках русского языка и литературы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как эффективного средства организации образовательного пространства. Это позволяет приблизиться к решению различных задач школьного образования: обучающих и развивающих (пробудить интерес к русскому языку и литературе, способствовать развитию орфографической зоркости, навыков анализа и интерпретации художественного текста в соответствии с авторским замыслом, развивать связную монологическую речь учащихся и др.), воспитательных (воспитывать желание слышать и слушать (понимать) собеседника, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию), то есть творчески и продуктивно реагировать на изменения, происходящие в современном обществе, оставаясь при этом человеком с богатым внутренним миром.

Окончательно определила тему опыта педагогическая технология развития творческих и познавательных способностей школьников Е.В.Коротаевой [1] - доктора педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии детства Автор подробно рассматривает и обосновывает эффективность творческой деятельности в развитии познавательной активности учащихся.

Формированию темы опыта способствовала актуальная гуманистическая концепция А. Маслоу [2], которая во главу процесса познания ставит самосовершенствование, стремление к выявлению и наиболее полному раскрытию творческого потенциала обучаемого. Становлению опыта cпособствовала методика «использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе» Г.О.Аствацатурова [3].

Так было положено начало педагогическому опыту: «Формирование творческих и познавательных способностей обучающихся через применение ИКТ на уроках русского языка и литературы »

Работа над методической темой предполагает изучение современной психолого-педагогической литературы и практического опыта, диагностических исследований.





3. Актуальность и перспективность педагогического опыта.

Работа должна приносить вам удовлетворение

и осознание того, что мир в ней нуждается. Тогда жизнь

станет раем или хотя бы приблизится к нему.

Без этого — если вы ненавидите работу, считаете её скучной,

если она не нужна миру — жизнь может превратиться в ад.

Дюбуа.

Уже стало общепризнанным, что в новых условиях ключевым компонентом развития человеческого общества становится образование. Развитие познавательной деятельности обучающихся является одним из ведущих направлений в работе современного учителя.

Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов обучения, которые приводили бы к достижению положительных результатов. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования новых технических средств обучения.

В настоящее время практически каждый учитель применяет в своей работе нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано с ориентацией учителей на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях небольшого количества предметных часов и желанием развивать знания, умения и навыки учащихся.

Таким образом, тема развития познавательного интереса и творческих способностей обучающихся посредством использования интерактивных методов обучения является на сегодняшний день актуальной.

Перспективность и актуальность основывается на практической значимости результатов, показывающих высокий уровень познавательной активности учащихся.

Данный опыт актуален по ряду причин:


  1. Опыт позволяет на высоком уровне осуществлять филологическое образование в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.

  2. Опыт подтверждён диагностическими наблюдениями школы. ( Учащиеся имеют высокую степень обученности по предметам). См. с.41-52.

  3. Исследование помогает организовать познавательную деятельность согласно ведущим концептуальным задачам построения курса «Русский язык. 5-9кл.» М.М.Разумовской, издательство «Дрофа», Москва, 2008г. «Литература 5-9кл.» Г.И.Беленького, «Русский язык 10-11кл.» Н.Г.Гольцовой, издательство «Русское слово», Москва, 2010г., «Литература 10-11кл.»Г.Н.Ионина, Ю.И. Лыссого, В.В.Агеносова, «Мнемозина», Москва, 2010г.

  4. Опыт имеет широкую область применения, может использоваться практически в любом из учебно-методических модулей.

Методические рекомендации по темам: «Формирование творческих и познавательных способностей обучающихся через применение ИКТ на уроках русского языка и литературы», «Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы» используют и применяют в своей работе учителя русского языка и литературы образовательных учреждений Меленковского района.

В своей работе педагоги используют учебные пособия: «Русский язык» 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской, доктора филологических наук П.А.Леканта; «Русский язык 10-11 классы» под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищёриной; «Литература 5-9 классы» под редакцией Г.И.Беленького; «Литература 10 класса» под редакцией Г.Н. Ионина, практикум под редакцией Ю.И. Лыссого (10класс), В.В. Агеносова (11 класс); активно участвуют в сетевых проектах, сетевом сообществе учителей русского языка и литературы меленковского района, конференциях регионального, всероссийского уровней, применяют ИКТ, ИД на уроках русского языка и литературы.

Выбор темы методической работы обусловлен и тем, что в данное время педагогическим коллективом школы разработан комплексно-целевой проект « Школа - социально-культурный центр преобразования развития села». Ведь именно эффективным образом организованная, активная познавательная деятельность на уроках русского языка и литературы, позволит ребёнку уверенно войти в мир знаний, обрести высокий смысл бытия, определить своё отношение к жизни, природе, искусству, позволит стать продолжателем родной культуры.

Актуальность и применение новых информационных технологий определяется необходимостью решения следующих задач:

1.Социально-экономических – повышение качества общеобразовательной подготовки учащихся за счёт использования ИКТ и подготовки их грамотного пользователя;

2.Философских – подготовка специалиста, обладающего современным научным мировоззрением и опытом эмоционально-ценностных отношений к миру знаний;

3.Научно-педагогических – использование ИКТ для разрешения

разнообразных психолого-педагогических проблем, в том числе

формирование умений и навыков экспериментально-исследовательской

деятельности.

Образовательные потребности современного ученика существенно изменились в сравнении с потребностями ученика, который учился «вчера». Это связано со многими факторами: сменой социально-экономических ориентиров, техническим и информационным прогрессом.

В современной школе наблюдается значительное снижение познавательного интереса к ряду учебных предметов, в том числе русского языка и литературы.

Сейчас ученик находится в мощном информационном потоке и на него обрушивается огромное количество разнообразной информации (телевидение, интернет ресурсы). Здесь можно взять всё, что необходимо для успешного обучения. Но проблема в том, что данная информация пассивна и не всегда адаптирована для ученика. Сделать её активной, адаптировать, научить самостоятельно анализировать, систематизировать и применять полученный материал – в этом и состоит задача современного учителя.

Правительство Российской Федерации, приняло ряд федеральных целевых программ, направленных на системное реформирование образования с целью ориентации на потребности глобального информационного общества: «Концепция модернизации образования России до 2010 года», ФЦП «Электронная Россия 2002-2010гг., ФЦП «Развитие единой информационной образовательной среды» 2001-2005гг., ФГОС второго поколения 2010 года. Сегодня ИКТ в образовательном процессе – это не модное увлечение, а веление времени, это не только демонстрация компьютерной презентации, но и рефлексия (тестирование с выбором ответов, написание диктанта), развитие творческих способностей через обучение написанию сочинения, изложения, совершенствование предметных и ключевых компетенций, формирование УУД ( расшифровать каких) с помощью компьютерного тренажёра, использование электронных учебников, интерактивной доски (ИД), поиск информации в Интернете.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют формированию творческих и познавательных способностей личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.


4. Ведущая педагогическая идея.

«Педагог, желающий что-нибудь прочно

запечатлеть в детской памяти, должен

позаботиться о том, чтобы как можно

больше органов чувств… приняли

участие в акте запоминания».

К.Д.Ушинский.

Для того чтобы знания, получаемые учащимися, приобретали для них личную значимость, становились частью их сознания необходимо связать творческую и познавательную учебную деятельность с мотивацией их внеурочной деятельности, то есть переложить познавательные и творческие интересы из развлекательной области (наиболее актуальной для ребёнка) в область учебную. Такая перестановка, будет способствовать развитию творческого и познавательного интересов.

В современных условиях компьютерное обучение целесообразно строить как личностно-ориентированное, то есть принимать во внимание личностные особенности учащихся, а также специально создавать условия для развития личности.

Переход к самостоятельному выбору информации в подростковом или юношеском возрасте – очень ответственный момент в развитии информационной культуры школьников.

Задача учителя при этом состоит в создании такой наглядности, работа с которой будет способствовать развитию образного восприятия информации, одновременно заставляя думать, превращаясь в важную познавательную задачу.

Ведущая педагогическая идея: "От пассивного просмотра презентаций до активного сотрудничества в Интернете, работы на интерактивной доске (ИД)",- этот "девиз" позволит повысить эффективность образовательного процесса. Формирование творческих и познавательных способностей зависит от активного применения ИКТ на уроках русского языка и литературы. Учиться обучающимся мыслить самостоятельно, учиться сетевому общению и другой коммуникации, расширять общекультурный кругозор, развивать творческие и познавательные способности учащихся помогает применение ИКТ.

5.Теоретическая база опыта.

Легко следовать правильно

за тем, кто правильно идёт впереди.

Ян Амос Коменский.

Познавательная и творческая деятельность учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Для изучения возможностей и особенностей развития познавательной и творческой активности чрезвычайно полезным для учителя является знакомство с опытом педагогов прошлого и современности: К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, А.А.Гина, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной, Л.С.Выготского, Г.О.Аствацатурова и других.

В основе данного опыта работы лежит теория активизации познавательного интереса, предложенная Т.И.Шамовой.

По мнению Т.И.Шамовой [4]: «Активность в учении … не просто деятельное состояние школьника, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлению мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели».

Традиционно процесс познания представляют как последовательную цепь: восприятие – запоминание – сохранение – воспроизведение -интерпретация полученных знаний. Но как показывает педагогический опыт, в образовательном процессе не стоит ограничиваться областью знаний.

Познавательное развитие определяется не только богатством знаний, но и возможностью самостоятельно использовать их для решения новых задач, для открытия нового знания, то есть развитием творческого мышления, - пишет кандидат психологических наук Г.Д.Чистякова.



Из педагогического энциклопедического словаря: «Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире», и далее «познание считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего…» Как логическое завершение к выше сказанному звучат слова А.К.Марковой: «Под проявлениями познавательной активности следует понимать все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания, все виды познавательных мотивов…».

Именно процесс развития познавательной активности как ярко выраженной познавательной потребности в процессе филологического образования учащихся явился ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ педагогического опыта.

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя в настоящее время – это быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, в письменных работах и активной работе с текстами. Дальнейшее развитие получает экспериментирование, самостоятельная творческая деятельность учащихся.

В современном словаре по психологии говорится: «применительно к процессу обучения творчество следует определять как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта».

Целью УМК М.М.Разумовской, П.А.Леканта, Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина УМК Г.И.Беленького, Г.Н.Ионина, Ю.И.Лыссого, В.В.Агеносова является обеспечение орфографической зоркости учащихся, открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; стимулирование ребёнка к творческому чтению, и, что особенно ценно, - созданию собственных творческих работ. В.А.Сухомлинский утверждал: «Мы должны воспитывать так, чтобы ребёнок чувствовал себя искателем и первооткрывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряжённая, утомительная работа школьника окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца».

Технология Е.В.Коротаевой [5] в полной мере предоставляет богатство творческих форм, методов и приёмов моделирования уроков, оптимальных для развития познавательной активности.

Технология развития познавательной активности, представленная автором, изложена в следующей последовательности:

1). Обобщая педагогический опыт, автор выделяет четыре уровня развития познавательной активности учащихся и выдвигает стратегию активизации познавательной деятельности учащихся разного уровня развития. Разность в уровнях объясняется индивидуальными возрастными различиями детей. Е.В.Коротаева даёт учителю конкретные рекомендации по использованию тех или иных методов обучения, способствующих переходу учащихся на возможно более высокий уровень познавательной активности;

2).Подробно описывает алгоритм создания ситуации успеха на уроке, способствующей наиболее полному развитию возможностей детей.

3).Далее автор представляет подробный план организации на уроках творческой деятельности учащихся;

4).Предъявляет технологию встречных усилий (ТВУ) как наиболее эффективную технику моделирования урока, направленную на развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.

Современный урок сегодня невозможно представить без использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ), а учителю всё сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

В наше время сложно отыскать школу, в которой нет компьютерного класса, мультимедийного проектора и интерактивной доски. Творческие и ищущие учителя активно осваивают технологические новинки и находят им место на своих уроках.

Преимущество мультимедийных технологий перед предыдущим поколением ТСО налицо. Учитель может представлять информацию по различным каналам восприятия в любом режиме, дозировано.

Г.О.Аствацатуров [6] считает, что благодаря ИКТ у учителя появляются новые возможности:


1.Развитие наглядно-образного мышления: возможность демонстрации наглядного материала с увеличением фрагментов картин.

2.Развитие внимания, наблюдательности: умение сравнивать.

3.Развитие словесно-логического мышления:

-выделение главного;

-чтение схем;

-составление схем.



4.Формирование навыков анализа и синтеза:

-установление причинно-следственных связей;

-восстановление порядка следования (в том числе порядка слов в предложении, букв в слове);

-сортировка, группировка, удаление лишнего.


5.Формирование навыков самоконтроля:

-самопроверка по эталону на экране;

-выведение подсказок;

-разгадывание кроссвордов, ребусов с моментальным выведением ответа.


6.Формирование познавательной мотивации:

-презентация детских работ (потрясающий эффект – проверено!);

-включение в презентацию анимированного персонажа, который ведёт урок или его часть.

Необходимо отметить преимущества применения интерактивных технологий на уроке, разработанные Г.О.Аствацатуровым [7].

Итак, о каких преимуществах можно говорить?


  1. Прежде всего, при использовании интерактивных технологий повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети – это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Мы можем сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который нам необходимо учитывать при организации учебного процесса.

  2. Средствами мультимедиа я добиваюсь усиления обучающего эффекта. Использую не просто наглядность, а анимацию, звук, чтобы учебный процесс проходил для ученика в комфортных условиях.

  3. Безусловно, увеличивается плотность урока. Она достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе необязательно выводить на доске мелом, например, тему урока, термин. Эта информация может появиться на слайде в нужный момент.

  4. Развивается внимательность, наблюдательность, словесно – логическое мышление учащихся.

  5. Формируются навыки анализа и синтеза: сортировка, группировка, удаление лишнего. Формируется познавательная мотивация: презентации детских работ (потрясающий эффект – проверено!)

  6. Открываются новые возможности для управления учебным процессом. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращаются не на секунду.

  7. Более эффективно обеспечивается интерактивность обучения. У учителя появляются новые возможности по обеспечению обратной связи, по более эффективному предъявлению разноуровневых заданий.

  8. Мультимедийный урок активизирует самостоятельную, творческую, поисковую деятельность учащихся.

  9. Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятия. Причем для этого, как правило, не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами.

Однако, освоив чисто технические приемы, мы далеко не всегда задумываемся о дидактической составляющей урока. Нет сомнения, что подготовить качественный, эффективный мультимедийный урок, а затем и провести его намного сложнее, чем урок в бескомпьютерном исполнении. Этому надо учиться.

С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с всевозрастающим потоком информации, который мы, педагоги, должны учитывать в своей работе. Использование образовательных электронных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, на мой взгляд, приводит к автоматизации такой деятельности и сокращению нагрузки, возложенной на учителя, положительно влияет на эффективность системы обучения школьников, позволяет своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать целесообразные и обоснованные меры по повышению уровня обученности учащихся, целенаправленно совершенствовать свое методическое мастерство. Поэтому в своей работе я использую следующие сайты:



-Газета «Литература», http://lit.|September.ru . Содержит разработки уроков, методические рекомендации к урокам, статьи.

-Газета «Русский язык» http://rus.|September.ru. Содержит разработки уроков, методические рекомендации к урокам, статьи.

-Владимирский образовательный портал http://www.edu.wladimir.ru. Данный региональный образовательный портал содержит официальные документы, методические разработки, сведения о проводимых в сети конкурсах и проектах для школьников и учителей. Сервисы портала предлагают учителям различные образовательные ресурсы, информацию о сетевых конференциях, организуют методическую поддержку, общение учителей в форумах.

-Информацию об условиях проведения и результатах конкурсов и олимпиад среди школьников и педагогов, а также материалы, которые можно использовать для подготовки ребят к олимпиадам и конкурсам содержит сайт: Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru;

-Олимпиада для школьников http://olimpiadas.mccmc.ru. Использование данного сайта упрощает подготовку к урокам и их проведению, способствует повышению качества работы педагога по организации самостоятельной деятельности учащихся.

-Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»; http://www.megabook.ru;

-Русский Биографический Словарь; http://www.rulex.ru/

-Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля; http://vidahl.agava.ru;

Использование во внеклассной деятельности ресурсов Сети интернет позволяет мне, как руководителю кружка «Царственное слово», привлекать современные научные данные, использовать мультимедийные возможности для организации содержательных маршрутов по интересам, помогает работать с одаренными и слабо успевающими учащимися.

-Ораторское искусство: учебно – театральная студия Ларисы Соловьевой; http://www.speak-up.ru ;

-Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» http://www.rm.kirov.ru.

Педагогическая технология развития познавательной и творческой деятельности, автором которой является доктор педагогических наук, профессор Е.В.Коротаева [8], и информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) профессора Г.О.Аствацатурова [9] в полной мере отвечают требованиям современной педагогики. В данных технологиях привлекает глубина изучения проблемы, доступное изложение теоретического материала, оригинальность и удобство предлагаемых технологических методов и приёмов, а также возможность применения данных технологий в любой из предметных областей на каждой ступени обучения. Исходя из данных благоприятных факторов, технология Е.В.Коротаевой и ИКТ Г.О.Аствацатурова были взяты для апробирования в филологической области образования и адаптированы в условия УМК «Русский язык 5-9 кл., 10-11 кл.» М.М.Разумовской, П.А.Леканта, Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, УМК «Литература 5-9кл., 10-11кл.» Г.И.Беленького, Г.Н.Ионина, Ю.И.Лыссого, В.В.Агеносова.





Каталог: uploads -> gum
uploads -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница