Рабочая программа составлена на основе



Скачать 435,44 Kb.
страница1/2
Дата16.02.2016
Размер435,44 Kb.
#7344
ТипРабочая программа
  1   2
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности для основного общего образования (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года),

- примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности для основного общего образования,

- авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности для основного общего образования под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.,

- примерной программы "Основы безопасности жизнедеятельности (региональный компонент)" составленной по курсу краеведческой направленности, являющегося составной частью регионального компонента Базисного учебного плана (РБУП) авторов - Киселевой Н.В., заведующая кафедры здоровьесберегающих технологий в образовании Автономного учреждения «Институт развития образования Ивановской области» и Березиной А.М., доцента кафедры здоровьесберегающих технологий в образовании Автономного учреждения «Институт развития образования Ивановской области»

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Программа реализуется УМК: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Академический школьный учебник. М.: Просвещение, 2012

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Академический школьный учебник. М.: Просвещение, 2012

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Академический школьный учебник. М.: Просвещение, 2012

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Академический школьный учебник. М.: Просвещение, 2012

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдением человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркоманией и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

Структура программы.

Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).



Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражда- нину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно про- тиводействовать им;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Место предмета в базисном учебном плане.

Образовательная область - основы безопасности жизнедеятельности. Предмет - основы безопасности жизнедеятельности. Согласно ФБУП на изучение ОБЖ в 8 классе отводится 35 часов в год - 1 час в неделю. На основании Устава гимназии на изучение ОБЖ в 5 - 8 классах отводится по 34 часа в каждой параллели. Изучение ОБЖ в 5, 6 и 7 классах проводится в рамках регионального компонента - 1 час в неделю (34 часа в год), в 8 классах – федерального. Всего в 5 - 8 классах 136 часов. В 9 классе изучение ОБЖ проходит интегрировано, вопросы ОБЖ рассматриваются в ходе изучения тем по биологии, химии, физике, физической культуре, информатике, праву, обществознанию.

В гимназии действует программа по профориентации для учащихся 5 – 11 классов, поэтому в календарно-тематическое планирование включены вопросы по профориентации. Знакомство с профессиями происходит в ходе соответствующих тем уроков.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:



  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

При изучении тематики ОБЖ можно выделить три основ­ных вида учебной деятельности школьников:

1. Учебно-познавательную, включающую:



  • изучение нового учебного материала на уроках;

  • выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвы­чайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жиз­ни и его составляющих.

2. Аналитическую, включающую:

  • установление причинно-следственной связи между явле­ниями и событиями, происходящими в окружающей среде;

  • планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.

3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формиро­вание современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жиз­ни; воспитание антитеррористического поведения.

Критерии оценки устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.



Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Результаты обучения.

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

5 КЛАСС.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Город - как среда обитания человека. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Основы безопасности жизнедеятельности человека. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.



Опасные ситуации техногенного характера.

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Анализ дорожной сети Иваново определение опасных мест, где наиболее часто происходят ДТП. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Велосипедист-водитель транспортного средства. Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.



Опасные ситуации природного характера.

Метеоусловия и безопасность человека. Опасные метеорологические явления, встречающиеся на территории Иваново (ураган, смерч, туман, гроза, гололед, обледенение), причины их возникновения. Последствия для населения, способы защиты и правила поведения при угрозе и возникновении опасных явлений. Безопасность на водоемах. Возможные опасности на воде, существующие и доступные для них средства спасения. Правила поведения при купании в оборудованных и необорудованных местах, меры безопасности при отдыхе у воды и при использовании различных плавательных средств, правила преодоления водных преград. Правила и меры безопасности при выходе и движении по льду водоемов, правила спасения тонущего человека, в том числе из полыньи.



Опасные ситуации социального характера.

Криминогенные ситуации и личная безопасность. Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми. Безопасность человека в обществе, социальная опасность, чрезвычайные ситуации социального характера. Причины возникновения социальных опасностей и их классификация. Анализ социальных опасностей в Иваново. Примеры проводимых мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций социального характера в Иваново. Обеспечение личной безопасности дома. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Обеспечение личной безопасности на улице. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Взрывное устройство на улице.



Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясение, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика ЧС природного характера, их последствия. Чрезвычайные ситуации геологического, метеорологического, гидрологического, биологического характера. Опасные природные явления, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации природного характера, встречающиеся на территории Иваново. Чрезвычайные ситуации, встречавшиеся в регионе, их источники, место в классификации, возможность их наступления в будущем. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационное опасных объектах, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Виды потенциально-опасных объектов на территории Иваново и возможные чрезвычайные ситуации на них. Анализ объектов экономики в Иваново. Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Действия населения при оповещении об угрозе возникновения ЧС. Организация эвакуации населения.



Экстремизм и терроризм.

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.



Раздел 2. Основы здорового образа жизни.

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания.



Факторы, разрушающие здоровье.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.



Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

ПМП и правила ее оказания.

ПМП при различных видах повреждений. Понятие о травмах, травматическом шоке, средства оказания первой помощи (домашняя и автомобильная аптечки). Оказание первой медицинской помощи при вывихе, ушибах ссадинах. Виды ран, средства для обработки ран, правила обработки ран. Виды кровотечений, правила оказания первой помощи при различных видах кровотечений, способы остановки артериального и венозного кровотечения. Правила и способы переноса пострадавших на руках, с использованием подручных средств. ПМП при носовом кровотечении. ПМП при отравлениях. Оказание ПМП при отравлениях медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином угарным газом. Причины и признаки переохлаждения (отморожения), правила оказания первой помощи. Причины и признаки теплового (солнечного) удара, правила оказания первой помощи. Отравление, пищевая интоксикация. Признаки отравлений, особенности отравления ядовитыми грибами и ягодами, встречающимися на территории Иваново, правила оказания первой помощи. Заболевания и последствия для человека, возникающие при укусах животных, змей, насекомых, обитающих на территории Ивановской области, правила оказания первой помощи.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

  • Решение ситуационных задач по безопасному поведению на общественном транспорте и действиям при ДТП.

  • Разработка плана действий в случае, если оказались в зоне воздействия природных пожаров. Отработка способов защиты от воздействия природных пожаров.

  • Решение ситуационных задач по способам защиты и правилам поведения при возникновении опасных метеорологических явлений. Исследование последствий смерча 1984 г. в Иваново. Составление алгоритма действий при угрозе повторения опасного метеорологического явления.

  • Разработка плана действий в случае возникновения наводнения и после спада воды. Составление списка необходимых продуктов, вещей, которые необходимо взять с собой при эвакуации.

  • Составления перечня средств для оказания первой помощи для домашней медицинской аптечки.

  • Наложение шины, давящей повязки, использование подручных средств для иммобилизации конечностей. Наложение повязок, герметизация раны при ранении грудной клетки. Наложение жгута, скрутки для остановки артериального и венозного кровотечения. Перенос пострадавших при различных травмах.

  • Решение ситуационных задач по оказанию первой помощи при переохлаждении (отморожении), тепловом (солнечном) ударе, отравлениях, укусах животных, змей, насекомых, обитающих на территории Иваново.

6 КЛАСС.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Подготовка к активному отдыху на природе.

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Безопасное поведение человека в природных условиях. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Способы ориентирования на местности, определение времени по солнцу. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Ориентировка карты на местности. Движение по азимуту. Изучение района похода, выбор маршрута и его этапов. Подача сигналов бедствия. Добывание огня, воды, пищи. Сооружение временного укрытия. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для похода.



Активный отдых на природе и безопасность.

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Правила организации и подготовки активного отдыха на природе, особенности дальнего и внутреннего туризма. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Подготовка и проведение лыжных походов. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы.



Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности.

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. Анализ информации о происшествиях при проведении активного отдыха и выездного туризма в Ивановской области. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация в условиях холодного и жаркого климата. Особенности акклиматизации в горах. Горная болезнь и ее признаки. Защита от повышенной солнечной радиации. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным транспортом. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.



Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Автономное существование человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Автономное существование в природных условиях Ивановской области. Добровольная автономия в природной среде. Активный туризм. Вынужденная автономия человека в природной среде. Анализ природных условий Ивановской области, способы выживания в данных условиях в различное время года в условиях вынужденной автономии. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.



Опасные ситуации в природных условиях.

Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Правила поведения при встрече с дикими животными, встречающимися на территории Ивановской области. Укусы насекомых и защита от них. Кровососущие насекомые и защита от них. Защита от укусов жалящих насекомых и клещей. Клещевой энцефалит и его профилактика. Возбудитель энцефалита, способ передачи заболевания. Способ профилактики присасывания клещей и удаления клеща.



Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Ядовитые и лекарственные растения, встречающиеся на территории Ивановской области. Принципы и методы оказания первой помощи. Оказание первой при травмах. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Заболевания и последствия для человека, возникающие при укусах животных, змей, насекомых, обитающих на территории Ивановской области, правила оказания первой помощи.



Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Здоровье человека и факторы, на него влияющие.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Безопасное использование компьютера. Правила работы на компьютере. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние деятельности человека на окружающую среду, источники загрязнения, мероприятии по защите окружающей среды в Ивановской области. Анализ экологической ситуации Ивановской области, выводы о ее состоянии. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Анализ социальных опасностей в г. Иваново, выводы о том, какие из них могут привести к чрезвычайным ситуациям социального характера. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

  • Использование компаса для определения сторон света.

  • Прокладывание маршрута на карте

  • Решение ситуационных задач, затрагивающих вопросы обеспечения безопасности в туристических поездках и походах.

  • Решение ситуационных задач по безопасному поведению при встрече с дикими животными, пресмыкающимися, насекомыми, обитающими на территории Ивановской области

  • Составления перечня средств для оказания первой помощи для домашней и походной медицинской аптечки.

  • Решение ситуационных задач по оказанию первой помощи при переохлаждении (отморожении), тепловом (солнечном) ударе.

  • Решение ситуационных задач по оказанию первой помощи при. укусах животных, змей, насекомых, обитающих на территории Ивановской области.

7 КЛАСС.

Раздел 1 - 2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения. Чрезвычайные ситуации природного происхождения (метеорологического, геологического, гидрологического, биологического) и правила поведения в этих ситуациях.

Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Опасные природные явления, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации природного характера, встречающиеся на территории Ивановской области. Чрезвычайные ситуации, встречавшиеся в регионе, их источники, место в классификации, возможность их наступления в будущем.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.

Землетрясение. Причина возникновения землетрясения и его возможные последствия. Защита населения от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.



Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.

Ураганы и бури, причина их возникновения, возможные последствия. Опасные метеорологические явления, встречающиеся на территории Ивановской области (ураган, смерч, туман, гроза, гололед, обледенение), причины их возникновения. Последствия для населения. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Способы защиты и правила поведения при угрозе и возникновении опасных явлений метереологического характера. Смерч, основные понятия и определения, характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.



Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

Наводнения. Виды наводнений и их причина. Причины и источники возникновения наводнений в Ивановской области. Анализ природно-климатических условий и возможности возникновения наводнений в своем населенном пункте, временные рамки его возникновения. Признаки возникновения наводнения. Защита населения от последствий наводнений. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений. Сели и их характеристика, причины возникновения. Защита населения. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах. Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, последствия. Организация оповещения населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него. Снежные лавины. Защита населения от последствий лавин. Правила поведения в лавиноопасных зонах.



Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения.

Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Природные и климатические условия Ивановской области, сведения о произошедших ранее природных пожарах, определение наиболее возможных районов возникновения природных пожаров, периоды их возникновения. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому. Эпидемия, её характеристика, опасность для населения. Массовые заболевания человека, животных, растений. Правила поведения в случае ограничительных мероприятий. Анализ случаев развития инфекционных заболеваний в Ивановской области (населенном пункте) и эффективность мер по их локализации. Эпизоотии и эпифитотии. Массовые заболевания животных, растений. Правила поведения в случае ограничительных мероприятий. Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Средства пожаротушения.



Раздел 3 Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Терроризм и опасность вовлечения подростков в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения. Конфликтные ситуации в семье и школе и основные способы их разрешения. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность. Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, на стадионах, в местах проведения массовых мероприятий и др.).



Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.

Психологическая уравновешенность, её значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая устойчивость и коммуникабельность. Общие понятия и определения стресса. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Показатели физического развития. Правила личной гигиены.



Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Виды ран, средства для обработки ран, правила обработки ран. Виды кровотечений, правила оказания первой помощи при различных видах кровотечений, способы остановки артериального и венозного кровотечения. Переломы, вывихи, растяжения и разрывы связок, причины возникновения, их признаки, возможные последствия. Правила оказания первой помощи, иммобилизация и использование подручных средств рот травмах конечностей. Транспортировка пострадавшего. Правила и способы переноса пострадавших на руках, с использованием подручных средств. Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

  • Решение ситуационных задач по способам защиты и правилам поведения при возникновении опасных метеорологических явлений.

  • Исследование последствий смерча 1984 г. в Ивановской области. Составление алгоритма действий при угрозе повторения опасного метеорологического явления.

  • Разработка плана действий в случае возникновения наводнения и после спада воды.

  • Составление списка необходимых продуктов, вещей, которые необходимо взять с собой при эвакуации.

  • Разработка плана действий в случае, если оказались в зоне воздействия природных пожаров. Отработка способов защиты от воздействия природных пожаров.

  • Решение ситуационных задач по действию населения в очаге массовых заболеваний.

  • Наложение жгута, скрутки для остановки артериального и венозного кровотечения.

  • Перенос пострадавших при различных травмах.

  • Наложение шины, давящей повязки, использование подручных средств для иммобилизации конечностей.

  • Наложение повязок, герметизация раны при ранении грудной клетки.

8 класс.

Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Пожарная безопасность.

Пожар. Возможные причины пожара. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Меры пожарной безопасности. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения. Соблюдение мер пожарной безопасности в школе.



Безопасность на дорогах.

Опасные ситуации на дороге. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и водителей. Правила дорожного движения. Анализ дорожной сети своего города, определение опасных мест, где наиболее часто происходят ДТП. Разбор причин их возникновения. Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте. Велосипедист - водитель транспортного средства. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов).



Безопасность на водоемах.

Опасные ситуации и правила поведения на воде. Причины и источники возникновения наводнений в Ивановской области. Причины и источники возникновения наводнений в Ивановской области. Основные меры безопасного поведения человека на водоемах. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Анализ природно-климатических условий и возможности возникновения наводнений в своем населенном пункте, временные рамки его возникновения. Признаки возникновения наводнения. Безопасный отдых на водоемах. Правила безопасного поведения на воде в климатических условиях Ивановской области. Оказание помощи утопающему и терпящим бедствие на воде.


Экология и безопасность.

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Влияние деятельности человека на окружающую среду, источники загрязнения, мероприятии по защите окружающей среды в Ивановской области. Виды ответственности за экологические преступления. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Анализ экологической ситуации Ивановской области.



Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Общие понятия о Ч.С. техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики. Виды потенциально-опасных объектов на территории Ивановской области и возможные чрезвычайные ситуации на них. Анализ объектов экономики в г. Иваново, их потенциальная опасность. Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения. Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия. Обеспечение химической защиты населения. Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.



Организация защиты населения от ЧС техногенного характера.

Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. Способы оповещения населения о ЧС техногенного характера. Действия по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. МЧС России по Ивановской области. Региональные автоматизированные системы централизованного оповещения. Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения. Комплекс мероприятий по эвакуации. Виды эвакуаций. Способы эвакуации. Действия населения по сигналам оповещения. Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.



Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Показатели, характеризующие уровень здоровья. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества. Демографическая ситуация в России и в Ивановской области. Здоровый образ жизни и прочная семья. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Курение, употребление алкоголя, наркотиков. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Общая культура в области безопасности жизнедеятельности. Нормы здорового образа жизни.



Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. Признаки отравления аммиаком и хлором. Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком. Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза. Закрытые и открытые переломы. ПМП при переломах, вывихах, растяжении связок. Первая медицинская помощь при утоплении. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

  • Отработка навыков эвакуации при угрозе возгорания

  • Решение ситуационных задач по безопасному поведению на общественном транспорте и действиям при ДТП

  • Разработка плана действий в случае возникновения наводнения и после спада воды. Составление списка необходимых продуктов, вещей, которые необходимо взять с собой при эвакуации

  • Наложение повязок, герметизация раны при ранении грудной клетки. Наложение жгута, скрутки для остановки артериального и венозного кровотечения

  • Составление перечня средств для оказания первой помощи для домашней медицинской аптечки

  • Наложение шины, давящей повязки, использование подручных средств для иммобилизации конечностей

  • Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ

Скачать 435,44 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница