Рабочая программа по литературе (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 10 класса



страница1/10
Дата22.04.2016
Размер0,86 Mb.
#29853
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №3 ИМЕНИ А.Н. ОСТРОВСКОГО

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

учителей _русского языка и литературы

Руководитель МО

___________ /_Груздева О.В./

подпись ФИО руководителя МО

Протокол № ___от «___» ____________ 20___г.



УТВЕРЖДАЮ:

Директор гимназии

____________ / О.Н.Яншенкина/

подпись

Приказ №_____ «___» __________ 20__ г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________ /_______________________/



подпись ФИО заместителя директора

«___» ___________201 г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)


ДЛЯ 10 КЛАССА
Уровень изучения предмета – углублённый (общеобразовательный, базовый, углубленный)

Составитель программы


_Румянцева О.Л.__
(Ф.И.О. учителя-составителя программы,

высшая


(квалификационная категория)

2013



Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа

Настоящая программа разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (профильного) по литературе. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учебно-тематический план детализирует содержание программы в соответствии с графиком учебного процесса.



Общая характеристика учебного предмета

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Школьный курс литературы обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность, освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики, научиться анализировать и оценивать литературные произведения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Принципы отбора содержания стандарта, программы и, соответственно, тематического планирования по литературе связаны и преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования по литературе предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования по литературе обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В процессе изучения курса литературы 10 класса предполагается развивать коммуникативную, рефлексивную, ценностно-ориентационную, смыслопоисковую), культуроведческую компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личности и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу знаний и их воспроизведение, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, семинаров, конференций и др.

Стандарт общего образования по литературе ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в тематике уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на это основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Цели и задачи обучения литературе

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе государственного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов, к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общеучебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает развитие межпредметных связей в курсе литературы.


Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.


Это определило цели обучения литературе:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции,

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности,

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы,

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе чтением наизусть,

- приобретение навыков устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки,

- свободное владение устной и письменной монологической и диалогической речью,

- получение умений развернуто аргументированно отвечать на вопрос, рассказывать о литературном герое, создавать словесный портрет героя, составлять характеристику персонажа, давать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение,

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой компетенций и личностное саморазвитие.



Место предмета литература в базисном учебном плане МОУ гимназия №3 им. А.Н. Островского

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе в объеме 175 часов с недельной нагрузкой – 5 часов.



Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков, способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, сообщение, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.):

- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



Раздел II. Учебно-тематический план.


п/п

Содержание

Общее
количество часов


Развитие речи

Сочинения

классные

домашние




Введение

2

1

-

-




Русская литература конца XVIII – начала XIX века

4

1

-

-




А.С. Пушкин

12

1

-

-




М.Ю. Лермонтов

8

1

1

-




Н.В. Гоголь

12

2

-

1




Русская литература 2-ой половины XIX века

3

1

-

-




Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

3

1

-

-




А.Н. Островский

11

2

-

1




Ф. И. Тютчев

4

1

1

-




А. А. Фет

4

1

-

-




И.А. Гончаров

10

1

1

-




И.С. Тургенев

15

2

-

1




А.К. Толстой

2

1

-

-




Н. С. Лесков

4

1

-

1




М.Е. Салтыков-Щедрин

5

1

-

-




Н. А. Некрасов

10

1

1

-




Ф. М. Достоевский

16

2

-

1




Л. Н. Толстой

25

2

-

1




А. П. Чехов

14

2

1

-




Итоговый урок по литературе XIX века.

1




-

-




Резерв

10













Итого:

175

25

5

6


Раздел III. Содержание тем учебного курса
Введение (2 ч.)

Русская литература конца XVIII – XIX века – основа российской культурной традиции, формирующая представление о национальных идеалах и общечеловеческих принципах.



Русская литература конца XVIII – начала XIX века (4 ч.)

Связь между философскими идеями, историческим процессом, социально-экономическими, научными достижениями и развитием литературы. Классицизм, сентиментализм, романтизм в русской литературе на рубеже веков.

Общая характеристика творчества Г.Р.Державина. Философская и анакреонтическая лирика. Широта тематики. Стихотворения «Снигирь», «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям». Оды «Вельможа» и «Фелица».

Ранний европейский романтизм и его влияние на русскую литературу. Роль

В.А. Жуковского в зарождении русского романтизма. Романтическое двоемирие (элегия «Сельское кладбище», «Певец во стане русских воинов трагизм и несерьезность как сюжетные принципы баллады («Светлана» - повторение, «Людмила», «Лесной царь», «Эолова арфа»). Роль Жуковского в создании литературного общества «Арзамас».

Теория литературы: литературное направление, ода, сатира, жанр поэтического послания, романтическая элегия.

А.С. Пушкин (12 ч)

Личность писателя, основные периоды творчества, статус общенационального гения. Пушкин как объединитель всех основных линий развития русской литературы XIX века. Лирический герой Пушкина-романтика, лирика периода «южной ссылки». Пушкин и декабристы. Преодоление байронизма в «южных поэмах» и расставание с романтизмом. Любовная лирика «михайловского периода» и новый образ лирического героя, тема поэта и поэзии. Роль Болдинской осени 1830 года в творческой биографии Пушкина. Религиозно-философские мотивы в поздней лирике Пушкина.

Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня» (повторение), «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк» (последние три – повторение), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Я вас любил…» (повторение), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Из Пиндемонти», «Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Поэмы. «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин». Драма «Борис Годунов». «Маленькие трагедии».

«Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь»: вечный конфликт в конкретных исторических обстоятельствах. Столкновение общечеловеческих нравственных начал с нормами сословной этики.

«Моцарт и Сальери»: вечный конфликт в условиях исторических обстоятельств. Столкновение противоположных, несовместимых принципов отношения к искусству.

«Каменный гость»: вечный конфликт в условных обстоятельствах. Использование бродячего сюжета мировой литературы о герое-любовнике: конфликт человека с собственной судьбой.

«Пир во время чумы»: вечный конфликт человека с его собственной душой.



Теория литературы: маленькая трагедия, народная драма, стихотворная повесть.

М.Ю. Лермонтов (8 ч.)

Исторический и литературный фон 1830-1840-х годов.

Драматичная судьба лермонтовского поколения. Личность писателя. Лермонтов как наследник и как творческий оппонент Пушкина, продолжатель русской романтической традиции, «последний романтик». Романтический конфликт и трагизм романтического сознания в творчестве Лермонтова. Полярность образов и категорий как принцип лермонтовской поэтики. Отказ от напряженного сюжета ради усиления психологического эффекта.

Анализ рассказчика и самоанализ героя в романе «Герой нашего времени» (повторение). Особенности композиции, которые подчинены основной задаче – раскрыть «историю души человеческой». Нравственно-философские проблемы романа. Образ главного героя – портрет целого поколения. Роль рассказика и характер повествования.

Стихотворения «Казачья колыбельная песня», «Есть речи – значение…», «На севере диком стоит одиноко…», «Они любили друг друга так долго…», «Тучи», «Молитва» («Я, Матерь Божия…»), «Ангел» («По небу полуночи ангел летел…»), «Валерик», «Нет, я не Байрон – я другой…», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…». Драма «Маскарад».

Поэма «Демон». Религиозно-философские мотивы, система художественных противоречий, автор и герой. Образ героини, тема страдания, греха и спасения. Связь с образом Демона в поэзии А.С. Пушкина. Стихотворение Лермонтова «Мой демон» и замысел поэмы.



Теория литературы: понятие «поэзии мысли», психологизм, психологическая проза, религиозно-философские мотивы.

Н.В. Гоголь (12 ч.)

Гоголевский период в русской литературе. Противоречивая личность великого писателя. Религиозный идеал и социальная поэтика. Основные этапы творческого пути. Пафос гоголевской прозы: «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Влияние украинской народной культуры на картину мира, созданную в произведениях Гоголя. Внутренняя логика творческого пути писателя, основные этапы, связь с литературным процессом. Романтизм ранней гоголевской прозы («Вечера на хуторе близ Диканьки»), проблема рассказчика. Полярная картина мира в повестях цикла «Миргород»: величественное прошлое («Тарас Бульба») и ничтожная современность («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Романтизм и натурализм в художественном мире Гоголя. Гротеск в «Петербургских повестях». «Маленький человек» как религиозно-философская и социально-нравственная категория. Комедия «Ревизор»: философский подтекст и «ничтожный герой» (повторение).

«Мертвые души». Сатирическое, эпическое и лирическое в поэме. Авторская концепция омертвения души. Образ накопителя Чичикова. Лирические отступления, их идейно-художественный смысл. Образ автора, его роль в поэме. Речевая характеристика героев. Роль детали в поэтике Гоголя. Своеобразие гоголевского комизма. Особенности гоголевского лиризма.

Русская критика о поэме Гоголя «Мертвые души». Сочинение по поэме Гоголя «Мёртвые души». «Петербургские повести»: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель» (по выбору учителя и учащихся).



Теория литературы: понятие о гротеске.

Русская литература Русская литература 2-ой половины XIX века(3 ч.)

Русская литература второй половины XIXвека – равноправная участница мирового литературного процесса. Связь литературы с общественными движениями: споры западников и славянофилов. Принципиальная важность тех и других для формирования русской культуры. Роль В.Г. Белинского и Н.А. Некрасова в организации литературного процесса, толстые журналы («Отечественные записки», «Современник») и их влияние на литературу (В.Г. Белинский «Письмо к Н.В. Гоголю. Писатели-шестидесятники (общий обзор), их попытка соединить эстетические задачи с пропагандой революционно-демократических идей. Понятие о тенденциозном искусстве. «Новые люди» в русской прозе 1850-1860-х годов. Роль жанра романа в развитии русской прозы.

А.И. Герцен. «Кто виноват?»

Н.Г.Чернышевский «Что делать?» (3 часа)

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Четвёртый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.



Теория литературы: связь между жанром и художественным методом.

А.Н. Островский (11 ч.)

Личность драматурга. Роль А.Н.Островского в создании русского национального театра. Жизненные идеалы драматурга: от молодой редакции «Москвитянина» к «Современнику». Комедии «Свои люди — сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты». Особенности поэтики Островского. «Социальная» драматургия Островского. Народная драма «Гроза». Драматургические жанры Островского: народная комедия, народная драма, сатирическая драма, сатирическая комедия. Роль Островского в развитии русской комедийной традиции, влияние Грибоедова. Речевые характеристики героев, народный язык в пьесах драматурга. Женские образы: пушкинская традиция в русской литературе и новые веяния. Островский и европейский театр второй половины XIX века (Г. Ибсен. «Пер Гюнт» — в отрывках, А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление» - обзор, Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки» - обзор).

«Лес». Драматическое и комическое начала в драматургии Островского. Судьба русского дворянства в изображении Островского и в изображении Тургенева («Дворянское гнездо»). Система персонажей. Образы Гурмыжской, Счастливцева и Несчастливцева.

«Гроза». «Бесприданница». (По выбору учителя и учащихся.)

Драма «Гроза». Образ Катерины: истинная патриархальность против патриархальности ложной. Образ города Калинова. Психологизм пьесы. Открытое сценическое пространство. Символика пьесы. Отражение русской действительности в пьесах драматурга.

Русская критика о драме «Гроза». Н. А. Добролюбов. «Темное царство» и «Луч света в темном царстве».

Драма «Бесприданница». Одно из вершинных произведений Островского. Старая театральная коллизия — судьба «бедной невесты» — и ее новаторское решение в драме Островского. Прием упреждающего развития. Образ Ларисы и ее трагическая судьба. Символика имени. Образ Паратова: «Уж не пародия ли он?» Богатство речевой характеристики героев. Русская провинция в драматургии Островского.

Теория литературы: авторская позиция в драматургии.

Ф. И. Тютчев (4 ч.)

Личность поэта и его лирический герой. Мечта о России будущего. Пейзажная лирика и философия природы. Политическая лирика. Любовная лирика. «Денисьевский» цикл. Философская лирика. Ритми­ческое своеобразие лирики Тютчева.

Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Как океан объемлет шар земной...», «Не плоть, а дух растлился в наши дни...», «Природа-сфинкс», «Цицерон», «По­следняя любовь», «Я встретил вас — и все былое...», «Все отнял у меня казнящий Бог...».

Теория литературы: философская лирика, натурфилософия, поэтический цикл.

А. А. Фет (4 ч.)

Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и мотив страдания в творчестве Фета. Лиризм. Разнообразие ритмов. Музыкальность поэзии Фета.

Стихотворения «На заре ты ее не буди...», «Непогода — осень — куришь...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...», «Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь...».

Теория литературы: жанр ноктюрна.

Лирика европейских поэтов: Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо (1 час).

И.А. Гончаров (10 ч.)

Личность писателя, особенности творческого пути. Жанр романа в творчестве Гончарова. Общая характеристика романной трилогии Гончарова («Обыкновенная история», «Обломова», «Обрыв») как художественного целого. Художественная картина мира, созданная писателем. Злободневные темы и масштабный эпический взгляд на современность.

Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности. Место Гончарова в истории русского романа. Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в творчестве Гончарова. «Фрегат «Паллада» (дополнительное чтение).

«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце – главное литературное свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки – духовная родина главного героя. Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Петербург – два разных мира. Квартира Обломова – островок Обломовки в чужом мире. Главный герой, его мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и Штольц. Дружба-противостояние. Противопоставление абсолютной пассивности и абсолютной активности. Мотив испытания в «Обломове». Любовь и семья в жизни Обломова. Обломов и Захар. Смысл финала. Нарицательность образа Обломова.

Творчество И.А. Гончарова в оценке критики. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?». Д.И. Писарев. «Обломов». Роман Гончарова». А.В. Дружинин. «Обломов». Роман И.А. Гончарова».

Теория литературы: понятие «картина мира».

И.С. Тургенев (15 ч.)

Личность писателя. Особенности художественной манеры Тургенева. «Записки охотника» (повторение). «Слово или дело?» - главный вопрос тургеневских героев. Проблема художественного времени в прозе Тургенева и лиризм его эпической прозы («Рудин», «Ася», «Дым»). Тургеневская картина мира: естественность любви и противоестественность насилия, в том числе идеологического.


Проблема «отцов» и «детей» в художественном мире Тургенева. «Нигилизм» и «идеализм» как два проявления социальной болезни. Женские образы в тургеневской прозе. Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения. Злободневность романа. Базаров и Павел Петрович. Образ Базарова. Человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Базаров и его последователи. Автор и Базаров. Роман Тургенева в русской критике. М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени». Д.И. Писарев. «Базаров, «Реалисты». Н.Н. Страхов. «Отцы и дети». И.С. Тургенев». Русская критика о творчестве Тургенева (Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»). Сочинение по роману.



Теория литературы: цикл рассказов как художественное единство. Соотношение понятий «проза»/ «поэзия» и «эпос» / «лирика».

Н. С. Лесков (4 ч. )

Личность писателя. Концепция русского наци­онального характера в творчестве Лескова. Взаимодействие с русским фольклором. Картина российской жизни, в которой есть место и праведности и «лютости», в произведениях Лескова («Тупейный художник», «Запечатленный ангел» — обзорно). Жанр сказа. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (повторение).

«Очарованный странник». Иван Флягин — герой-правдоискатель. Изображение не столько типического, сколько яркого, исключительного. Авторская ирония по отношению к рассказчику. Близость к народной речи.

Теория литературы: понятие сказа.

М.Е. Салтыков-Щедрин (5 ч. )

Сатирический очерк и натуральная школа. Проблема идеала в сатирическом творчестве Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность. Сказки Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск, иносказание, фантастические ситуации. Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина.

«История одного города» - одно из самых ярких проявлений позиции писателя в русской литературе и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо радужных иллюзий. Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в создании условного образа города, сквозь который проступают черты реальной истории России. Язык и стиль произведения, фольклорные традиции. Эзопов язык.

Теория литературы: эстетический идеал и идеал духовно-нравственный; эзопов язык.



Н. А. Некрасов (10 ч.)

Личность поэта. Общественные идеалы Некрасова и его литературная позиция. Некрасов — редактор «Современника» и «Отечественных записок», организатор литературного процесса. Некрасов — новатор в области поэтической формы; некрасовские ритмы народный язык его поэзии, влияние фольклора (поэма «Мороз, Красный нос»). Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. Некрасов и Пушкин. Образ народа. Лирический герой Некрасова. Лироэпические произведения.

Стихотворения «Современная ода», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Рыцарь на час», «О Муза! я у двери гроба...».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Поэма Некрасова — «эпопея современной крестьянской жизни». Путешествие — композиционный стержень поэмы. Отражение в поэме всех граней народного бытия. Фольклор в поэме как один из способов отображения подлинно народной точки зрения. Образ народа. Народная правда. Массовые сцены. «Люди холопского звания». Народ и помещики. Проблема счастья в поэме. Реальность и фантастика в поэме Некрасова. Сочинение по поэме.



Теория литературы: народность, новаторство.

Теория литературы: антологическая лирика.

Ф. М. Достоевский (16 ч.)

Личность писателя. Ранний Достоевский и натуральная школа. «Маленький человек» в романе «Бедные люди». Идеи социализма и русская литература. Особенности романов Достоевского. Религиозно-философские искания писателя, мечта о «положительно-прекрасном» герое (роман«Идиот»), проблема взаимодействия личности и социальной среды.

Политические события и художественная картина мира: роман «Бесы». Роман «Братья Карамазовы». Поэтика Достоевского: независимость точки зрения героя от точки зрения автора, полифонизм. Достоевский-публицист: «Пушкинская речь».

«Преступление и наказание». История создания. Психология героя-идеолога, образ Родиона Раскольникова, морально-философские проблемы романа «Преступление и наказание». Роман о преступнике, который восстает против обыденной жизни и в конце концов добровольно принимает на себя нравственное наказание. Социальные и религиозно-философские истоки бунта героя. Утрата веры в Бога — в центре внимания Достоевского. Сюжет романа и система персонажей. Преступление. Болезнь. Испытание. Наказание. Художественное время и художественное пространство в романе. Петербург Раскольникова. Идейный смысл романа. Сочинение по роману.

Теория литературы: роман как жанр, диалогизм, полифонизм, герой-идеолог.

Л. Н. Толстой (25 ч.)

Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Русская литература конца XIX века как часть мировой литературы, особая роль творчества Толстого. Мир ребенка глазами юного героя: трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (обзорно). Диалектика души. Синтетический реализм. «Сложный» герой в патриархальном мире: «Казаки». Герои-правдоискатели. Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого. «Анна Каренина (обзор). Назидательность и художественность: ро­ман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат». Толстовство. Толстой-публицист: статья «Не могу молчать».

Эпопея «Война и мир» — синтез художественных исканий русской литературы XIX века. «Война и мир». Роман-эпопея. Историческое повествование Толстого. Смысл названия. Сюжетное по­строение. Особенности композиции. Историософские отступления. Образ повествователя. Система персона­жей. «Мысль народная». Особенности поэтики Толстого. «Диалектика души». Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера. Сочинение по роману.

Теория литературы: всемирная литература, роман-эпопея

А. П. Чехов (14 ч.)

Личность писателя, творческий путь: от журналистики к сатире, от сатиры к юмору, от юмора к социальной философии.

Русская литература конца XIX века и кризис жанра романа. Рассказ как форма, выражающая содержание современности. Человек в художественном мире Чехова: создатель социальной среды и ее жертва. Типичный чеховский герой: средний человек, провинциальный интеллигент. Проблема рассказчика и нравственно-философские идеалы писателя. Драматургия и поэтика чеховской прозы. Юмор и лиризм. Мастерство Чехова-рассказчика и европейская новелла его времени. Мастерство Чехова-драматурга.

Повесть «Степь». Рассказы «Студент», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Ионыч», трилогия о любви: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

«Чайка». Комедия. Мечты и реальность, трагическое и комическое в образах главных героев пьесы. Особенности сюжетного построения пьесы. Комическая ситуация. Смешное и трагическое в пьесе.

«Вишневый сад». Комедия. Особенности жанра. Развитие интриги. Комизм драматических героев. Значение образов-символов в пьесе. Главный герой пьесы. Новаторство Чехова-драматурга. Художественное мастерство писателя. Сочинение по пьесе.



Теория литературы: юмор, сатира, комизм, драматизм

Итоговый урок по курсу 10 класса (1 час)

Резерв (10 часов)


Каталог: dep -> mouokin -> kineshma school3 -> doc
mouokin -> Отчет о проведении открытых уроков, посвященных Дню славянской письменности
mouokin -> Его величество ребенок
mouokin -> Проект дошкольного мини центра социальной и игровой поддержки Актуальность
mouokin -> Кодекс призван повысить эффективность выполнения работниками мдоу детский сад №49 своих должностных обязанностей
mouokin -> Общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса
mouokin -> Н. А. Семенова Приказ №47 а от 08. 2013 Основная образовательная программа основного общего образования моу «Шилекшинской оош»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница