Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Психология общения» Программа рассчитана на обучающихся: 11-12 лет, 5класс



Дата25.04.2016
Размер47,5 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»


Рассмотрено Утверждено

на педагогическом совете приказом директора

30.08.2013г. № 160/01-13

(протокол № 1) от 30.08.2013

Рабочая программа

объединения внеурочной деятельности

«Психология общения»
Программа рассчитана на обучающихся: 11-12 лет, 5класс

Срок реализации программы: 2013 – 2014 учебный год


Автор программы: Заугарова Т.В., педагог-психолог

г. Череповец



2013

Программа объединения «Психология общения»(5класс).

1.Пояснительная записка.

Актуальность: общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует и потребность благоприятного, доверительного общения со взрослыми. Эта потребность зачастую не получает своего удовлетворения из-за недооценки педагогами возрастных особенностей психического развития детей и неумения соотносить взаимоотношения с методами и формами работы. Все это усугубляется, если и в семье у детей отсутствует благоприятное общение.

Особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.

В основе программы с младшими подростками поставлена задача развития эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Основные задачи занятий направлены на:


    • обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

    • развитие умения слушать других людей;

    • обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессии;

    • обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

    • формирование позитивной моральной концепции.

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой 12 человек.

2.Тематический план занятий:



Тема занятия

Цели и задачи

Формы работы, упражнения

1

2

3

Вводное.

  • Знакомство детей между собой.

  • Формулировка правил поведения на занятиях

Беседа, броуновское движение, работа в группах.

1.Общение в жизни человека

  • познакомить детей с целью курса занятий;

  • дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека;

Беседа, работа в малых группах, тестирование.

2. Зачем нужно знать себя?

  • Создать у учеников мотивацию на познание самих себя;

  • Формировать представление о Себеж

  • Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.

Беседа, «Кто я? какой я?», горячий стул.

3.Я глазами других.

  • Формировать способность к самоанализу;

  • Способствовать желанию самосовершенствоваться;

  • Развитие способности принимать друг друга.

Беседа, работа в кругу, ассоциации.

4.Самооценка.

  • Дать понятие о самоценности человеческого «Я»;

  • Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки;

  • Закрепить навыки групповой работы.

Методика «8 кружков», дискуссия, «Моя вселенная»

5.Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

  • Ознакомление с эмоциями;

  • Определение эмоциональных состояний других людей;

  • Тренировка умения владеть своими эмоциями.

Беседа, «угадай эмоцию», «назови эмоцию», «изобрази эмоцию», «балл эмоций».

6. «Ярмарка» достоинств.

  • Закрепление навыков самоанализа;

  • Преодоление барьеров на пути самокритики;

  • Развитие уверенности в себе.

Игра «ярмарка достоинств».

7.Ищу друга.

  • Углубление процессов самораскрытия;

  • Способствовать преодолевать барьеры в общении;

  • Совершенствовать навыки общения.

Незаконченные предложения, объявление «ищу друга».

8.Почему люди ссорятся?

  • Познакомить с понятием «конфликт»;

  • Определить особенности поведения в конфликтной ситуации;

  • Обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

Упражнение «Встреча на узком мостике», тесты, игра «Финансовые авантюристы»

9.Барьеры общения.

  • Определить понятие вербальных барьеров общения ;

  • Поиск альтернативных вариантов;

  • Обучение анализу различных состояний.

Разыгрывание сюжетов, обсуждение.

10 и 11.Предотвращение конфликтов.

  • Обработка ситуаций предотвращения конфликтов.

  • Диагностика конфликтности;

  • Закрепление навыков поведения в проблемной ситуации.

Ситуации, игра «Петухи».

12 и 13.Умение слушать.

Беседа, Тест «Умеете ли вы слушать других», «Пойми меня».

14 и 15.Уверенное и неуверенное поведение.

  • Понятие сильной личности;

  • Выработка уверенного поведения;

  • Формирование отношения к агрессии.

«Зубы и мясо», обсуждение, тест.

16.Нужна ли агрессия.

  • Формирование собственного представления и отношения к проблеме;

  • Агрессивного поведения;

  • Выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций.

Притча, обучение способам снятия агрессии, релаксация.

17.Пойми меня.

  • Формирование умения понимать друг друга и принимать обратные связи;

  • Стимуляция поведенческих изменений.

Пословицы, «Пойми меня».

18.Мои проблемы.

  • Знакомство с термином «проблема», осознание проблем и их обсуждение;

  • Отработка навыков решения проблем.

Беседа, «Диалог со своим мозгом», «Шарик».

19 и 20.Обиды.

Беседа, рисуем обиду.

21.Критика.

  • Знакомство с понятием «критика» и отработка навыков правильного реагирования на критику.

Работа в кругу, обсуждение, «Я-сообщение».

22.Комплименты или лесть.

  • Учить видеть в других людях положительные качества и находить нужные слова для общения;

  • Формировать понятие «комплимент».

Чтение рассказа, обсуждение, «Скажи комплимент».

23.Груз привычек.

  • Совершенствовать навыки самоанализа и поиск приемлемых способов избавления от вредных привычек.

Беседа, самораскрытие, релаксация.

24.Азбука перемен.

  • Закрепить полученные знания;

  • Проанализировать свои изменения;

  • Помочь участникам поверить в свои силы.

«Азбука перемен», «нарисуем жизнь».

25.Вежливость.

  • Определение понятия «вежливость» и осмысление своего отношения к окружающим.

Кодекс вежливости, «добрые слова для каждого».

26.Зачем нужен этикет.

  • Формирование положительной установки к этикету и общепринятым нормам поведения.

«День рождения», обсуждение.

27.Приветствия.

  • Знакомство с правилами приветствия и обучение навыкам культуры приветствия.

Обмен приветствиями, «Поздоровайся, если…»

28 и 29.Умение вести беседу.

«Поговорим», обсуждение.

30.Телефонный разговор.

  • Знакомство с правилами умения вести разговор по телефону и формирование соответствующих навыков.

«Поговорим», обсуждение.

31.В театре.

  • Знакомство с правилами посещения театра и формирование соответствующих навыков.

«Идем в театр», обсуждение.

32.Принимаем гостей.

  • Знакомство с правилами приема гостей и формирование соответствующих навыков.

Беседа.

33. Багаж в дорогу

  • Закрепление положительного эмоционального состояния

  • Анкетирование по итогам занятий.

Упражнение «Чемодан».

Анкетирование


Литература:



  1. Игры для интенсивного обучения /под ред. В.В.Петрусинского.- М.: Прометей, 1991.

  2. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Академия, 2001.

  3. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.- М.: Айрис пресс, 2003.

Методическое обеспечение:

Раздаточный материал с теоретическими понятиями курса.

Бланки методик для диагностики личностных особенностей.







Каталог: attachments -> article -> 321
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции
321 -> «учись учиться»
321 -> Конкурс проектов районной целевой программы «Город, в котором я хочу жить» проек т
321 -> Методические рекомендации по организации научно исследовательской работы учщихся
321 -> Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные привычки» Программа рассчитана на обучающихся: 10 11 лет, 4 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница