Рабочая программа факультативной дисциплины (ФД. А. 08) Конструирование и психометрическая проверка диагностических методик



Скачать 163,09 Kb.
Дата28.04.2016
Размер163,09 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»
УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по НР и ИД


_____________ В.Н. Кризский
«____» __________ 20_____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ФД.А.08)
КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА

ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

_________________________________________________________________________

наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта

модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)

по специальности научных работников

190007




Педагогическая психология

Шифр




наименование научной специальности

Программа одобрена на заседании

кафедры__________________________________________


Протокол № ______ от ____________20____ г.



Заведующий кафедрой










Маджуга А.Г., доктор психологических наук, доцент







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание

Разработчик программы










Дубовицкая Т.Д., доктор психологических наук, доцент







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание

Стерлитамак – 2011 г.



Оглавление


1.Общие положения 3

2.Цели изучения дисциплины 3

3.Результаты освоения дисциплины 3

4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов 4

5. Содержание дисциплины 5

5.1Содержание лекционных занятий 5

5.2Практические занятия 5

5.3Самостоятельная работа аспиранта 5

6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к зачету 7

7. Образовательные технологии 7

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8

1) Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование: Перевод с английского / Под ред. Л.Ф. Бурлачука. Киев: ПАН Лтд., 1994. 288 с9. //http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/954/954136.htm 10

4) Червинская К.Р. Компьютерная психодиагностика. Учебное пособие для вузов http://forum.myword.ru/?automodule=downloads&showfile=152 10

5) Акимова М. Практическая психология. http://www.syntone.ru/library/books/content/3564.htm 10

Материально-техническое обеспечение 10


  1. Общие положения


    1. Настоящая Рабочая программа факультативной дисциплины «Конструирование и психометрическая проверка диагностических методик» - модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.



  1. Цели изучения дисциплины


Целью изучения дисциплины «Конструирование и психометрическая проверка диагностических методик» является углубление знаний по ряду теоретических проблем психологической диагностики, разработки и использования новых методов психодиагностического исследования.

Задачи дисциплины заключаются в изучении:



  • требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам;

  • методов и процедур конструирования заданий различных типов психологических методов исследования;

  • методов психометрической проверки разрабатываемых методик;

  • требований предъявляемых к разработчикам и пользователям психологических методик.
  1. Результаты освоения дисциплины


Аспирант или соискатель должен:

- знать:

- важнейшие вопросы применения психологической теории и психологических концепций к совершенствованию и конструированию психодиашностических методик;

  • закономерности, факты и феномены исследования познавательного и личностного развития человека;

  • области практических приложений психодиагностических методик;

  • процедуры и методы психометрической проверки методик.

- уметь:

- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития психодиагностики, как практики разработки и ипользования дичгоностических методик, ее взаимосвязей с другими науками;



  • разрабатывать различные типы тестовых;

  • осуществлять психометрическую проверку диагностических методик;

  • выполнять психодиагностические функции школьного психолога и участвовать в разработке психодиагностических методик.

- демонстрировать:

- способность грамотного конструирования психодиагностических методик;

- умения самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с конструированием и примением психодиагностических методик;

- навыки использования современных информационных технологий в конструировании психодиагностических методик.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Конструирование и психометрическая проверка диагностических методик»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.



4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов


Вид учебной работы

Кол-во зачетных единиц*/уч.часов

Аудиторные занятия




Лекции (минимальный объем теоретических знаний)

0,5 (18ч.)

Семинар

-

Практические занятия

0,5 (18 ч.)

Другие виды учебной работы

-

Внеаудиторные занятия:




Самостоятельная работа аспиранта

1,0 (36 ч.)

ИТОГО

2,0 (72 ч.)

Вид итогового контроля

зачет






5. Содержание дисциплины


  1. Содержание лекционных занятий

    № п/п

    Содержание

    Кол-во уч.часов

    1

    Характеристики эффективных психологических тестов

    1

    2

    Разработка заданий тестов интеллекта и способностей

    1

    3

    Разработка заданий личностных опросников

    1

    4

    Конструирование объективных тестов личности или темперамента

    1

    5

    Конструирование проективных тестов

    1

    6

    Инструменты измерения настроения и интересов

    1

    7

    Шкалы позиций

    2

    8

    Надежность тестов

    2

    9

    Отбор и оценивание заданий

    2

    10

    Вычисление дискриминативности и валидности

    2

    11

    Стандартизация тестов

    2

    12

    Требования к разработчикам и пользователям методик

    2

    Всего:

    18

  2. Практические занятия

    № п/п

    Содержание

    Кол-во уч.часов

    1

    Другие методы конструирования тестов: на основе критериальных ключевых признаков и факторно-аналитических методов

    3

    2

    Компьютеризированное тестирование

    3

    3

    Индивидуально ориентированное тестирование

    3

    4

    Шкалирование по Рашу и изучение когнитивных процессов

    3

    5

    Создание психологических опросников с помощью статистического пакета SPSS for Windows 11.5.0.

    3

    6

    Психологический мониторинг образовательного процесса

    3

    Всего:

    18

  3. Самостоятельная работа аспиранта

№ п/п

Виды самостоятельной работы

Кол-во уч.часов

1

Повторение лекционного материала

10

2

Подготовка докладов

2

3

Написание реферата, научных статей

8

4

Участие и выступление на семинарах

16

Всего:

36




6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к зачету


Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет. Порядок проведения кандидатских экзаменов включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности. Билеты кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны охватывать разделы Специальной дисциплины отрасли науки и научной специальности (ОД.А.) и Дисциплины научной специальности по выбору аспиранта (ОДН.А.).
Перечень вопросов к зачёту:

  1. Назовите характеристики эффективных психологических тестов

  2. Каковы особенности разработка заданий тестов интеллекта и способностей?

  3. Каковы особенности разработка заданий личностных опросников?

  4. Каковы особенности конструирования объективных тестов личности или темперамента?

  5. Каковы особенности конструирования проективных тестов?

  6. Каковы инструменты измерения настроения и интересов?

  7. Охарактеризуйте шкалы позиций

  8. Как измеряется надежность тестов?

  9. Охарактеризуйте процедуры отбора и оценивания заданий

  10. Какова процедура вычисления дискриминативности и валидности?

  11. В чем заключается стандартизация тестов?

  12. Каковы требования к разработчикам и пользователям методик?

  13. В чем заключаются методы конструирования тестов: на основе критериальных ключевых признаков и факторно-аналитических методов?

  14. Каковы особенности компьютеризированного тестирования?

  15. Охарактеризуйте индивидуально ориентированное тестирование

  16. Охарактеризуйте шкалирование по Рашу

  17. Каковы особенности изучения когнитивных процессов?

  18. Каковы особенности создания психологических опросников с помощью статистического пакета SPSS for Windows 11.5.0?

  19. В чем заключается сущность психологического мониторинга образовательного процесса?



7. Образовательные технологии


В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:

1. Лекционно-практические технологии (лекция: проблемная, консультация, программированная лекция-консультация, пресс-конференция, дискуссия, лекция-исследование, визуальная; семинарские, практические занятия, «круглые столы»)

2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма.

3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, рефлексивные, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, проектирования, модерации, консультирования.

4. Использование учебно-методического программного комплекса.

5. Решение психолого-педагогических задач в лабораторных условиях.

6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает библиотекой, включающей научно-методическую литературу по психологическому сопровождению образовательного процесса, научные журналы и труды конференций.

8.1 Основная литература:




п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину



2

3

4

5

1.

Мониторинг образования: анализ ситуационно-специфического поведения учащихся

Кондаков И.М. Журнал прикладной психологии. 2002, № 3.

1

7



  Математические методы в психологии

Митина О.В. – М.: МГУ, 2010.


2

7



Методы психосемантики

Серкин В.П. М.: Аспект Пресс, 2004-207 с.

2

7



Методология и методы психолого-педагогического исследования

Загвязинский В.И. – М.: Академия, 2009.


5

7



Компьютерная психодиагностика


Червинская К.Р.- М.: Речь, 2003

2

7



Психологическая диагностика в образовательном процессе

Дубовицкая Т.Д. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. 2011.

2

7



Психологические основы исследовательского подхода к обучению

Савенков А.И. -М.:Ось-89, 2006.

1

7


8.2 Дополнительная литература


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину

1

2

3

4

5



 Психологическое тестирование.

Анастази А. М., 1982

5

7



Словарь-справочник по психологической диагностике

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Киев, 1989

1

7



Компьютерная психодиагностика. 

Дюк В.А. СПб., 1994

2

7



Графические методы в психологической диагностике

 Романова Е.С., Потемкина О.Ф. М., 1991

5

7



  1. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование: 

П. Клайн // Под ред. Л.Ф. Бурлачука. Киев: ПАН Лтд., 1994. 288 с.

1

7



Новый метод исследования личности.

Франселла Ф., Баннистер Д. // М.: Прогресс, 1987.—236 с

1

7



Практикум по общей и экспериментальной психологии

под ред. Крылова А. А.— Л.: ЛГУ, 1987.—255 с.

1

7



Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики

Калмыкова З.И./ Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – М., 1975. – С. 10 – 38.

1

7



Общая психодиагностика

Бодалев А.А. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -440 стр.

2

7


8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1) Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование: Перевод с английского / Под ред. Л.Ф. Бурлачука. Киев: ПАН Лтд., 1994. 288 с9. //http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/954/954136.htm


2) Дюк В. Конструирование психодиагностических тестов: традиционные математические модели и алгоритмы http://psyfactor.org/lib/dyuk1.htm

3) Кондаков И.М. Создание психологических опросников с помощью статистического пакета SPSS for Windows 11.5.0. Учебно-методическое пособие http://www.matlab.mgppu.ru/work/0028.htm


4) Червинская К.Р. Компьютерная психодиагностика. Учебное пособие для вузов http://forum.myword.ru/?automodule=downloads&showfile=152

5) Акимова М. Практическая психология. http://www.syntone.ru/library/books/content/3564.htm




Материально-техническое обеспечение


Кафедра/научное подразделение располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; учебники, учебные пособия и рекомендации.


N п/п

Название дисциплины

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов

1

2

3

4

1

Конструирование и психометрическая проверка диагностических методик


Методический кабинет (ауд. №224) главного корпуса. Компьютеры (1), ноутбук (1), принтер (1).

Проспект Ленина, 49

2

Компьютерный класс с выходом в Интернет (ауд. № 319), оснащенный 16 компьютерами.

Проспект Ленина, 49

3

Каб. № 308 интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук (3).

Проспект Ленина, 49

4

Мультимедиа-сопровождение всех разделов курса «Конструирование и психометрическая проверка диагностических методик».

Проспект Ленина, 49

Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница