МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского»
Биологический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе
_________________ Е.Г. Елина
"____" ______________ 2014 г.
Рабочая программа дисциплины
Исследовательская деятельность учащихся в системе общего, дополнительного и профессионального образования
Направление подготовки
44.04.01 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки
Биология и экология в системе общего
и профессионального образования
Квалификация выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Саратов,
2014
1. Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего, дополнительного и профессионального образования» является расширение знаний и умений магистрантов в организации и проведении исследовательской деятельности обучающихся в системе общего, дополнительного и профессионального образования. Изучение дисциплины предполагает получение углубленных профессиональных знаний, исследовательских умений и навыков в области биологического и экологического образования.
Задачами курса являются:
– формирование навыков организации и проведения экспериментальных исследований в лабораторных условиях;
– формирование навыков организации и проведения экспериментальных исследований в полевых условиях;
– умение определять содержание опытной работы в соответствии с тематическим планом;
– формирование профессиональных умений по формированию экологического мышления школьников в интересах устойчивого развития;
– формирование навыков организации и проведения проектной деятельности;
– ознакомление с методами биоиндикации для оценки состояния окружающей среды и использованием данных знаний в работе со школьниками;
– умение оценивать результаты экспериментальной работы, проводимой обучающимися.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Блок 1. Вариативная часть, дисциплины по выбору. Дисциплина осваивается в 4 семестре.
Дисциплина «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего, дополнительного и профессионального образования» опирается на знания фундаментальных основ биологии, ее взаимосвязи с другими науками, основных теоретических положений педагогической и методической наук, полученные в ходе освоения образовательных программ бакалавриата, а так же на знания, полученные при изучении дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Биология в системе общего и профессионального образования», «Экология в системе общего и профессионального образования», «Современные проблемы методики обучения биологии», «Современные проблемы методики обучения экологии», «Методология и методы научного исследования», «Теоретические основы обучения биологии и экологии», «Теория и практика обучения биологии и экологии в профильных классах», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Инновационные процессы в образовании» и «Педагогической практики».
Дисциплина «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего, дополнительного и профессионального образования» расширяет и завершает цикл профессиональных дисциплин ООП.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения данной дисциплины формируются компетенции ПК-3 и СК-2.
- способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3).
- способность применять современные методы обучения биологии и экологии в учебно-воспитательном процессе (СК-2).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
– цели и задачи исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном процессе, ее содержание и структуру;
– современные требования к организации творческой познавательной деятельности школьников;
– основные формы и методы организации и проведения научно-исследовательской деятельности, средства обучения;
– формы и методы организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся;
– методы анализа результатов исследовательской деятельности обучающихся по биологии и экологии.
Уметь:
– определять цели и задачи исследовательской деятельности обучающихся в целом и отдельных ее видов и форм;
– ориентироваться на профессиональные интересы учащихся, их мотивы, познавательные интересы и способности;
– планировать экспериментальные исследования для решения поставленной цели и организовать экспериментально-исследовательскую деятельность обучающихся;
– проводить обучающий эксперимент в лабораторных и полевых условиях;
– разрабатывать содержание биолого-экологических образовательных проектов и управлять проектной деятельность обучающихся;
– оценивать результаты опытов и наблюдений, проводимых школьниками.
Владеть:
– навыками организации и проведения коллективной научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях разного типа;
– навыками организации внеклассной работы по биологии и экологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
– навыками планирования и проведения экспериментальных работ;
– навыками работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием;
– навыками обработки результатов исследования и подведения итогов научно-исследовательской деятельности обучающихся;
– навыками управления самостоятельной работой обучающихся;
– способами организации и руководства проектной и инновационной деятельностью обучающихся;
– основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
– различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
– навыками осуществления экологического воспитания.
4. Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
4.1. Структура дисциплины.
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студен-тов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Практи-ческие занятия
|
Самостоятельная работа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Введение. Место научно-исследовательской деятельности обучающихся общеобразова-тельных учреждений в системе общего, дополнительного и профессионального образования
|
4
|
1
|
|
2
|
8
|
Устный отчет. Защиты рефератов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
2
|
Использование практических методов в исследовательской деятельности обучающихся при изучении биологии и экологии
|
4
|
1
|
|
2
|
8
|
Устный и письменный отчет
|
3
|
Организация и проведение экспериментальных исследований в лабораторных условиях
|
4
|
2
|
|
4
|
8
|
Устный и письменный отчет
|
4
|
Планирование и проведение экспериментальных полевых исследований (методика организации полевого опыта)
|
4
|
3
|
|
4
|
8
|
Устный и письменный отчет
|
5
|
Проектная деятельность как форма научно-исследовательской работы учащихся
|
4
|
4
5
|
|
4
4
|
10
|
Устный и письменный отчет
|
6
|
Исследовательская деятельность экологической направленности.
Экологический проект, моделирование экологических ситуаций, экологический мониторинг.
|
4
|
6
7
8
|
|
4
2
2
|
10
|
Устный и письменный отчет
|
7
|
Организация и проведение мониторинга окружающей среды. Биоиндикационные методы в организации полевых исследований обучающихся.
|
4
|
9
10
11
|
|
2
2
2
|
8
|
Устный и письменный отчет
|
8
|
Методика организации системных исследований в биологии и экологии
|
4
|
12
|
|
2
|
8
|
Устный и письменный отчет
|
|
Промежуточная аттестация
|
4
|
|
|
|
4
|
зачёт
|
|
Итого по дисциплине
|
|
|
|
36
|
72
|
108ч.
|
4.2. Содержание дисциплины:
Раздел 1. Введение. Место научной и научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе общего, дополнительного и профессионального образования.
Применение современных методик и технологий организации в реализации исследовательской деятельности обучающихся. Требования к организации творческой познавательной деятельности школьников. Анализ результатов научных исследований, способность применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач. Разработка методических моделей при реализации исследовательской деятельности обучающихся.
Раздел 2. Использование практических методов в исследовательской деятельности обучающихся при изучении биологии и экологии.
Практические методы обучения биологии и экологии: распознавание объектов, наблюдение, эксперимент. Методические приемы в исследовательской деятельности обучающихся при изучении различных разделов биологии. Методические приемы в исследовательской деятельности обучающихся при изучении различных разделов экологии.
Раздел 3. Организация и проведение экспериментальных исследований в лабораторных условиях.
Организация и проведение биологических опытов и наблюдений в лабораторных условиях. Владение навыками работы с лабораторным оборудованием, наглядными пособиями и методической литературой. Руководство исследовательской работой обучающихся. Ориентация на профессиональные интересы учащихся, их мотивы, познавательные интересы и способности. Использование знаний современной науки, освоение новых методов исследования; применение современных методик и технологий при организации и реализации лабораторных экспериментов.
Раздел 4. Планирование и проведение экспериментальных полевых исследований (методика организации полевого опыта).
Основные цели и задачи проведения экспериментальных полевых исследований. Методы и технологии полевых исследований, средства обучения, формы организации. Организация экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся, оценка результатов проведения опытов и полевых наблюдений. Руководство исследовательской работой обучающихся при проведении полевых исследований.
Раздел 5. Проектная деятельность как форма научно-исследовательской работы учащихся.
Технология проектного обучения и ее возможности в реализации исследовательской деятельности обучающихся. Методологические подходы к проектной деятельности учащихся. Принципы организации исследовательской проектной деятельности. Реализация проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной работе. Структура деятельности учителя и обучающихся при выполнении исследовательского проекта. Руководство проектной деятельностью, консультирование обучающихся в ходе выполнения исследовательского проекта. Разработка тематики исследовательских проектов по различным разделам биологии.
Раздел 6. Исследовательская деятельность экологической направленности. Экологический проект, моделирование экологических ситуаций, экологический мониторинг.
Исследовательская деятельность обучающихся по экологии в рамках реализации идей образования для устойчивого развития. Формирование экологической культуры обучающихся в ходе исследовательской деятельности. Методы и технологии исследований по экологии, в том числе методы полевых исследований. Использование игровых технологий, моделирование экологической ситуации. Экологический проект, выбор темы и методов исследования, этапы реализации.
Раздел 7. Организация и проведение мониторинга окружающей среды. Биоиндикационные методы в организации полевых исследований обучающихся.
Актуальность экологических исследований на современном этапе развития общества. Применение метода биоиндикации при проведении полевых исследований экологического направления. Объекты, предмет, цели и задачи биоиндикации. Базовые термины и понятия. Требования к характеристикам биотестов. Пути миграции и накопления в экосистемах экотоксинов. Основные принципы подбора организмов-биоиндикаторов из природных популяций. Использование современных методов для оценки влияния загрязнителей. Биоиндикационные методы мониторинга воздушной среды, водных ресурсов, почвенного покрова, биоты. Экспресс-методы биотестирования. Международные программы по биоиндикации антропогенного загрязнения природной среды. Составление экологического паспорта школы.
Раздел 8. Методика организации системных исследований в биологии и экологии.
Система как множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой и внешней средой. Объекты живой и неживой природы как системы, определенность элементов системы, понятие общесистемных закономерностей. Системный подход как одна из форм методологического знания, связанная с исследованием объектов, основные черты системного подхода. Планирование и проведение системных экспериментальных исследований и обработка полученных данных. Формирование экологической культуры обучающихся. Эстетическая и воспитательная работа в ходе исследовательской деятельности при обучении биологии и экологии.
5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины
При реализации учебной дисциплины «Инновационные технологии в профессиональной деятельности» используются следующие формы обучения:
традиционные:
- семинарские занятия;
- практические занятия;
современные интерактивные технологии:
- ролевые и деловые игры;
- разбор конкретных ситуаций;
- групповые дискуссии.
Реализация данной учебной дисциплины не предусматривает проведения традиционных лекций, элементы интерактивных лекций включены в практические и семинарские занятия. Занятия проводятся с использованием мультимедийного оборудования, иллюстративного материала, включают элементы компьютерных симуляций, разбор проблемных ситуаций, групповые дискуссии. Доклады, подготовленные студентами, завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутым в устных сообщениях.
Удельный вес интерактивных форм обучения составляет около 50% аудиторных занятий.
Особенности организации образовательного процесса
для лиц с ограниченными возможностями здоровья
-
использование индивидуальных графиков обучения и сдачи экзаменационных сессий;
-
организация коллективных занятий в студенческих группах с целью оказания помощи в получении информации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
-
проведение индивидуальных коррекционных консультаций для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
-
для лиц с ограничениями по слуху для облегчения усвоения материала предусматривается максимально возможная визуализация лекционного курса, в том числе широкое использование иллюстративного материала, мультимедийной техники, дублирование основных понятий и положений на слайдах;
-
для лиц с ограничениями по зрению предусматривается использование крупномасштабных наглядных пособий.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистров. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Реализация данной учебной дисциплины предусматривает следующие формы организации самостоятельной работы студентов:
1) внеаудиторная самостоятельная работа;
2) аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Цель самостоятельной работы студентов – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов заключается в следующем:
1) подготовка к практическим и семинарским занятиям, изучение основной и дополнительной литературы (список рекомендуемой литературы приведен в разделе 8 данной рабочей программы);
2) подготовка к текущей и промежуточной аттестации;
3) подготовка к устным отчетам по разделам дисциплины;
4) подготовка и написание рефератов, темы которых представлены в разделе 6.1 данной рабочей программы (студенту предоставляется право свободного выбора темы).
Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении практических и семинаров.
Текущий контроль проводится в ходе проверки и оценки выполнения заданий для самостоятельной работы. Промежуточный контроль (зачет) проводится в форме устного опроса студента по билетам. Билет включает три вопроса. Список вопросов для промежуточной аттестации представлен в разделе 6.3 данной рабочей программы.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и др.) текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме.
6.1. Темы рефератов:
Раздел 1. Введение. Место научной и научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе общего, дополнительного и профессионального образования.
-
Место научной и научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразо-вательных учреждений в системе общего образования.
-
Место научной и научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразо-вательных учреждений в системе дополнительного образования.
-
Место научной и научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразо-вательных учреждений в системе профессионального образования.
-
Применение современных методик в реализации исследовательской деятельности обучающихся.
-
Применение современных технологий организации в реализации исследовательской деятельности обучающихся.
-
Анализ результатов научных исследований, способность применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач.
-
Разработка методических моделей при реализации исследовательской деятельности обучающихся.
6.2. Вопросы для текущего контроля:
Раздел 3. Организация и проведение экспериментальных исследований в лабораторных условиях.
1. Требования к организации творческой познавательной деятельности школьников.
2. Организация и проведение биологических опытов и наблюдений в лабораторных условиях.
3. Подбор тематики исследования с ориентацией на познавательные интересы и способности учащихся.
4. Владение навыками работы с лабораторным оборудованием, наглядными пособиями и методической литературой.
5. Руководство исследовательской работой обучающихся.
6. Использование знаний современной науки, освоение новых методов исследования.
7. Применение современных методик и технологий при организации и реализации лабораторных экспериментов с учетом материального оснащения лаборатории.
Раздел 4. Планирование и проведение экспериментальных полевых исследований (методика организации полевого опыта).
-
Основные цели и задачи проведения экспериментальных полевых исследований.
-
Решение практических учебно-воспитательных задач в общем естественнонаучном образовании.
-
Методы и технологии полевых исследований, средства обучения, формы организации.
-
Организация экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся, оценка результатов опытов и наблюдений.
-
Подбор тематики полевых исследований в соответствии с изучаемым на учебных занятиях материалом.
-
Руководство исследовательской работой обучающихся.
-
Прогнозирование познавательной деятельности обучающихся.
Раздел 5. Проектная деятельность как форма научно-исследовательской работы учащихся.
-
Технология проектного обучения и ее возможности в реализации целей и задач биологического (экологического) образования.
-
Методологические подходы к организации проектной деятельности обучающихся.
-
Принципы организации проектной деятельности.
-
Реализация проектной технологии на уроках биологии, экологии и во внеклассной работе.
-
Структура деятельности учителя и обучающихся при выполнении проекта.
-
Руководство проектной деятельностью, консультирование обучающихся в ходе выполнения проекта.
-
Разработка тематики проектов по разделам биологии.
Раздел 6. Исследовательская деятельность экологической направленности. Экологический проект, моделирование экологических ситуаций, экологический мониторинг.
-
Исследовательская деятельность обучающихся по экологии в рамках реализации образовательных программ.
-
Методы и технологии обучения экологии, в том числе методы полевых исследований.
-
Моделирование экологических ситуации.
-
Экологический проект, выбор темы и методов исследования, этапы реализации.
-
Использование игровых технологий в изложении результатов экологических исследований.
-
Формирование экологической культуры обучающихся в ходе исследовательской деятельности.
Раздел 7. Организация и проведение мониторинга окружающей среды.
-
Актуальность экологических исследований на современном этапе развития общества.
-
Понятие биоиндикации, биоиндикаторы и их характеристика.
-
Пути миграции и накопления в экосистемах экотоксикантов.
-
Принципы подбора организмов – биоиндикаторов из природных популяций.
-
Использование методов биоиндикации для оценки состояния окружающей среды при полевых исследованиях школьников.
-
Биоиндикационные методы мониторинга воздушной среды, водных ресурсов, почвенного покрова, биоты.
-
Экспресс-методы биотестирования.
-
Биоиндикационные наблюдения окружающей среды.
-
Экологический паспорт школы (пришкольной территории, микрорайона).
Раздел 8. Методика организации системных исследований в биологии и экологии.
-
Основные черты системного подхода, системный подход как одна из форм методологического знания, связанная с исследованием объектов.
-
Система как множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодейс-твий между собой и внешней средой, объекты живой и неживой природы как системы.
-
Планирование и проведение экспериментальных исследований и обработка полученных данных.
-
Система воспитывающего обучения, формирование экологической культуры обучающихся.
-
Эстетическая и воспитательная работа в ходе исследовательской деятельности при обучении биологии и экологии.
6.3. Вопросы для промежуточной аттестации
-
Применение современных методик и технологий организации и реализации исследовательской деятельности обучающихся.
-
Разработка и реализация методических моделей при реализации исследовательской деятельности обучающихся.
-
Организация и проведение биологических опытов и наблюдений в лабораторных условиях.
-
Подбор тематики исследования с ориентацией на познавательные интересы и способности учащихся.
-
Владение навыками работы с лабораторным оборудованием, наглядными пособиями и методической литературой.
-
Основные требования к осуществлению руководства исследовательской работой обучающихся.
-
Основные цели и задачи проведения экспериментальных полевых исследований.
-
Методы и технологии полевых исследований, формы организации.
-
Организация экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся, оценка результатов опытов и наблюдений.
-
Технология проектного обучения и ее возможности в реализации целей и задач биологического (экологического) образования.
-
Реализация проектной технологии на уроках биологии, экологии и во внеклассной работе.
-
Структура деятельности учителя и обучающихся при выполнении проекта.
-
Методы и технологии обучения экологии, в том числе методы полевых исследований.
-
Моделирование экологических ситуации.
-
Использование игровых технологий в изложении результатов экологических исследований.
-
Формирование экологической культуры обучающихся в ходе исследовательской деятельности.
-
Понятие биоиндикации, биоиндикаторы и их характеристика.
-
Определение путей миграции и накопления в экосистемах экотоксикантов.
-
Принципы подбора организмов – биоиндикаторов из природных популяций.
-
Использование методов биоиндикации для оценки состояния окружающей среды, составление экологического паспорта.
-
Экспресс-методы биотестирования.
-
Анализ результатов научных исследований, способность применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач.
-
Основные черты системного подхода, системный подход как одна из форм методологического знания, связанная с исследованием объектов.
-
Формирование экологической культуры обучающихся. Эстетическая и воспитательная работа в ходе исследовательской деятельности при обучении биологии и экологии.
7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС
Таблица 1.1 Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.
Семестр
|
Лекции
|
Лабораторные занятия
|
Практические занятия
|
Самостоя-тельная
работа
|
Автомати-зированное тестирование
|
Другие виды учебной деятельности
|
Промежу-точная аттестация
|
Итого
|
4
|
0
|
0
|
40
|
20
|
0
|
20
|
20
|
100
|
4 семестр
Программа оценивания учебной деятельности студента
Практические занятия
Устный опрос на практических занятиях - от 0 до 40 баллов.
Самостоятельная работа
Подготовка рефератов – от 0 до 20 баллов
Другие виды учебной деятельности
Письменный контроль знаний – от 0 до 20 баллов
Промежуточная аттестация (зачёт)
16-20 баллов – ответ на «отлично»
11-15 баллов – ответ на «хорошо»
6-10 баллов – ответ на «удовлетворительно»
0-5 баллов – неудовлетворительный ответ.
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 4 семестр по дисциплине «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего, дополнительного и профессионального образования» составляет 100 баллов.
Таблица 2.1. Пересчет полученной студентом суммы баллов по дисциплине в оценку (зачет):
50 баллов и более
|
«зачтено» (при недифференцированной оценке)
|
меньше 50 баллов
|
«не зачтено»
|
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература:
-
Ботанико-экологический практикум: методы сбора и анализа данных [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов биологического факультета, обучающихся по специальностям 011600 "Биология", 013100 "Экология", 020400 "Биология" (бакалавриат) / Т. Н. Давиденко [и др.]; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - 61 с.
-
Основы научных исследований : учеб. пособие. – М.: Форум, 2011. – 269с.
б) дополнительная литература:
-
Алексеев С.В. Проект о проектах: о создании информационной базы индивидуальных проектов школьников в области проблем окружающей среды // Биология в школе. 2012. № 1. С.38 -37.
-
Андреева Н.Д., Рябова С.С. Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии // Биология в школе. 2012. № 2. С.34 – 38.
в) справочная литература
-
Бережная О.В., Смирнова Н.З. Организация исследовательского урока биологии в школе //Биология в школе. 2014. № 2. С.26 – 29.
-
Биологический контроль окружающей среды. Биоиндикация и биотестирование : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. О. П. Мелеховой, Е. И. Сарапульцевой. - 3-е изд., стер. - Москва: Изд. центр "Академия", 2010. – 287 с.
-
Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2003. №1. С. 100-104.
в) справочная литература
-
Бруднов А.К. Учебно-исследовательская работа школьников //Воспитание школьников. 1996. № 2. № 3. C. 5-7.
-
Верига С.В. Исследовательская деятельность на станции юннатов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 195-197.
-
Воронин М.Ю. Рекомендации по прохождению эколого-генетической учебной практики. Раздел "Экология" [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов заочной формы обучения педагогического отделения биологического факультета / М. Ю. Воронин. - Саратов: 2014. - 7 с.
-
Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 . 56 с.
-
Козлов В.М. Исследовательская работа юных натуралистов // Биология в школе. 1998. № 5. C. 75-77.
-
Леонтович А. В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся //Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Серия: «Образовательные технологии». Выпуск 2. М.,. 2005. с. 18-23.
-
Леонтьева А.В., Шевяхова Ю.О. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ учащихся // Биология в школе. 2009. № 4. С.47 - 50.
-
Ляшко Л.Ю. Педагогические условия развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 21 с.
-
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2000. – 272с.
-
Михайленко В.Я. Проектно-исследовательская деятельность по экологии как средство формирования социального опыта школьников в условиях промышленного города //Биология в школе. 2012. № 9. С.42 - 51.
-
О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Минобразования РФ от 10 янв. 1996 г. № 1/1 // Вестник образования. 1996. № 5. C. 31-34.
-
Познавательная и занимательная экология. Методическое пособие для учителя / Сост. Ю.И. Буланый, М.В.Буланая, Е.В. Акифьева. Саратов: Научная книга, 2003. – 82 с.
-
Сапожникова Г.П. Изучение методов утилизации и переработки органических отходов //Биология в школе. 2012. №10. С. 49 – 53.
-
Суматохин С.В. Учебно-исследовательская деятельность по биологии в соотвеисивии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов достичь. // Биология в школе. 2014. № 4. С.23 – 29.
-
Сухарь И.А. Биоэкологические исследовательские работы учащихся по ботанике //Биология в школе. 2014. № 2. С.40 – 43.
-
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества //Исследовательская работа школьников. 2003. №1. С. 52-65.
-
Фомина Л.Ф. О некоторых тенденциях развития исследовательской деятельности школьников // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. С. 57-72.
-
Харитонов Н.П. Экспериментальное биологическое объединение: история и принципы образовательной деятельности // Исследовательская работа школьников. 2003. №3. С. 68-77.
-
Экологический мониторинг [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. Т. Я. Ашихминой. - 4-е изд. - Москва : Альма-Матер : Акад. проект, 2008. – 412 с.
-
Ягодин Г.А. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования/ Г.А.Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун.– М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 336 с.
г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
-
Каталог: Все образование ( http://www.edu.ru/http://www.profile.edu.ru/ http://www.catalog.vlgmuk.ru/ http://www.biology.ru/ http://www.school.edu.ru/ )
-
Министерство образования и науки России (http://www.ed.gov.ru/), (http://www.informika.ru/ );
-
Электронные учебники и пособия ( http://www.informika.ru/ http://center.fio.ru/)
-
Сайт издательства: ( http://www.школьнаяпресса.рф/ )
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
ТСО. Интерактивная доска. Персональный компьютер, мультимедийная установка, электронные ресурсы. Натуральные объекты. Изобразительные пособия. Мультимедийные презентации на дисках.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование».
Автор:
Доцент кафедры методики преподавания
биологии и экологии, к.с.- х.н. _______________________ Н.И. Старичкова
Программа одобрена на заседании кафедры методики преподавания биологии и экологии от 23 сентября 2014 года, протокол № 2.
Подписи:
Зав. кафедрой методики преподавания
биологии и экологии, к.б.н. _______________________ Т.Б. Решетникова
Декан биологического факультета
д.б.н., профессор _______________________ Г.В. Шляхтин
Поделитесь с Вашими друзьями: |