Пути решения проблемы и вопросов входящих в проблему отклонений в поведении: индивидуальные и социальные аспекты



страница1/6
Дата19.04.2016
Размер1,25 Mb.
#18659
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6

Раздел 5. Пути решения проблемы и вопросов входящих в проблему отклонений в поведении: индивидуальные и социальные аспекты
Проблемы воспитания ответственности у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей
Аббасова Альфия Адхамовна, аспирант кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета, г.Тольятти, Россия. Научный руководитель: Акулова Елена Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, филиал Российского государственного социального университета в г.Тольятти, Россия
Вопросы развития, воспитания и самосовершенствования человека волновали общество во все времена. В настоящее время проблема воспитания у детей ответственности становится более актуальной. Современному ребенку необходимо осознать свои возможности и индивидуальные особенности, он должен уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, принимать собственные решения и нести за них ответственность. Ответственный ребенок стремится выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, испытывает при этом чувство удовлетворения. Насколько развита будет ответственность у ребенка, настолько серьезно он будет в будущем относится к поставленным перед ним задачам, окружающим его людям, событиям.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет считать, что формирование ответственности – наблюдаемый процесс и не поддается строгому измерению. Педагоги разных времен и народов постоянно искали пути решения проблемы воспитания ответственности. Исследователи Г.Г.Григорьева, Н.А. Ветлугина, Л.К.Веретенникова, М.В. Борцова связывают воспитание ответственности с творческой деятельностью детей, М.Г. Яновская, С.Я. Лайзане – с игровой деятельностью младшего школьника.

Младший школьный возраст представлен в работах Л.С. Выгодского, Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Айдарова, Ю.А.Полуянова, В.В. Репкина, Г.А.Цукерман.

Ответственность является объектом пристального внимания различных наук: психологии (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.И. Фельдштейн и др), философии (М.М. Бахтин, А.Ф. Плахотный, В.И. Сперанский и др.), социологии (В.Д. Пузанов, Л.С. Шилова), юриспруденции (Н.П. Дубинин, А.М. Яковлев и др.).

Проблема формирования ответственности всегда была в центре
внимания педагогической теории и практики (А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский, Н.К. Крупская и др.), развивалась адекватно потребностям общества. Значима данная проблема и в современных условиях, так как современное общество требует от своих граждан самостоятельности, инициативности в решении жизненных, учебных, производственных и других проблем.

Ответственность рассматривалась с позиции морали (В.В. Знаков), нравственности (М.М. Бахтин, Е.М. Пеньков), этики (В. Малахов, Г.Л. Тульчинский). Ответственность как нравственно-этическую категорию рассматривал И.С. Марьенко, а как морально-этическую категорию - B.C. Кузнецова и B.C. Морозова.

В психологической литературе «ответственность» - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Голубева, Р.С. Немов). Ответственность – волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека (Д.А. Леонтьев).

Экспериментальные исследования З.Н. Борцовой, К.А. Климовой, Е.Н. Даньковой, Л.С. Славиной свидетельствуют, что ответственное отношение к порученным обязанностям и их исполнением формируются у детей в дошкольном возрасте. Несмотря на множество работ, посвященных воспитанию ответственности у детей младшего возраста (А.Д. Грибанова, В.А. Иванников, Т.Ф. Иванова, Л.И. Дементий и др.), вопрос о проблемах воспитания данного качества у детей из неблагополучных семей остается малоизученным. В исследованиях Т.Ф. Ивановой было выявлено, что младший школьник недостаточно осознает, что такое ответственность, ответственный ученик и не всегда правильно оценивает проявление этого качества у себя [3, с. 4–8]. Автором отмечено, что для многих учащихся начальных классов слово «ответственность» выступает синонимом для других качеств личности (например, хороший, умный или послушный) и 7% детей считают, что за поступки, результаты учебы несут ответственность взрослые.

Пример собственного поведения родителей является самым мощным способом воздействия на ребенка. Ребенок подражает родителям не только внешне, но и внутренне. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.

Многие авторы отмечают, что современные детско-родительские отношения характеризуются непониманием родителями детей, нарушением их контакта, что затрудняет восприятие культуры детьми через их родителей и искажает механизмы социальной ситуации развития детей.

Именно положение детей в обществе наиболее красноречиво говорит об уровне общественного развития, а важность учета этого фактора подчеркивал Л.С. Выгодский в контексте рассмотрения условий и закономерностей детского развития. Однако именно потеря контакта родителей с ребенком, непонимание его поведения и особенностей развития часто приводит к искажению их взаимодействия, следствием чего являются различного рода нарушения психического развития ребенка (А.Л. Венгер, О.С. Никольская).

Взрослый, воспитывая ребенка, должен помнить, что в процессе воспитания надо контролировать, разумно претворять в жизнь, что любая ошибка взрослого, допущенная либо в процессе воспитания ответственности, либо какого-нибудь другого качества в будущем может привести деформации личности, появлению в обществе человека неспособного жить в социуме.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей из неблагополучных семей. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедная эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

На сегодняшний день, проблемы воспитания ответственности у детей младшего школьного возраста обуславливаются повышенной активностью людей в обществе; все более расширяющимися возможностями для взаимовлияния отдельного человека на общество и общества на человека, без чего невозможен рост творчества и инициативности членов общества, стремительно развертывающимися социально-политическими и с экономическими преобразованиями; возрастанием роли ответственности каждого человека за свои действия и поступки. В таких условиях теория и практика воспитания ответственности требует своего переосмысления, иного взгляда на духовную культуру младшего школьника, на его нравственный облик, в частности, на такое нравственное качество как ответственность [7] .

Процесс восстания ответственности младшего школьника определяется как объективными, так и субъективными факторами. Если объективные фактора – это образа нашего общества, характер общественных отношений, то субъективное – деятельность учительских и ученических коллективов, родителей, отдельных школьников.

Неблагополучной семьей М.А. Алемаскин, В.И. Селиванов, Р.М.Капралова, Л.С. Алексеева и др. считают такую семью, которая плохо справляется с одной из своих главных задач – воспитанием детей.

Неблагополучные семьи – семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к деформации личности ребенка его социализации, это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями [1, с. 35].

Множество социальных исследований посвящено вопросам семейного воспитания. Именно в семейном микросоциуме начинают складываться первичная шкала нравственных оценок и суждений, привычки ребенка, создается база коренных человеческих черт [2, с.44]. Ряд авторов с различных точек зрения изучали различные стороны семейные проблемы – это А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский, Л.С. Алексеева, И.А. Андреев, Н.И. Болдырев и др. Одни из них пишут об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие - о такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей.

Глубокие изменения происходят у детей в начальных классах в сфере нравственных чувств. Как показывают исследования (Л.С.Славиной, Л.И. Божович, М.Н. Волокитиной, Л.А. Высотиной, П.И. Размыслова), отношения, складывающиеся у младшего школьника с классом, во многом определяются его успешным учением.

Изучением роли взрослых в становлении ответственности ребенка занимались Ж.Ж. Руссо, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, Л.А. Венгер, И.М. Желдак, Р.С. Немов, Г.Н. Сартан, И.С. Кон. Главной функцией семьи выделяют воспитание ребенка. Именно в семейном микросоциуме начинают складываться первичная шкала нравственных оценок и суждений, привычки ребенка, создается база коренных человеческих черт [2, с.44].

Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Самой природой им отдано преимущество воспитании детей.

Пример собственного поведения родителей – самый мощный способ воздействия на ребенка. Как пишет А. С. Макаренко [6, с.161], «воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей». В поведении родителей, включая всю отцовскую и материнскую жизнь – работу, мысль, привычки, чувства, стремления, находятся корни авторитета, который должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям.

К.Д. Ушинский понимает семейное воспитание как целенаправленный процесс формирования "человека в человеке". Само воспитание, учит он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. Сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения, а в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. Первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Формирование личности человека происходит не в идеальных условиях. Социализация и воспитание в семье понимаются нами как стихийное и часто неосознанное подражание или заимствование манер, взглядов, установок родителей.

Рассмотрим проявление этого качества у детей младшего школьного возраста. Среди показателей ответственности этой возрастной группы К.А.Климова [4] выделяет: осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания; его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.

Большой круг исследователей (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, А.М. Прихожан, Т.И. Шульга), рассматривает волевые качества, в том числе ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. В младшем школьном возрасте это качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит оттого, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение и труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности.

В работе М.В. Матюхиной и С.Г.Яриковой в качестве основных критериев проявления ответственности в учебной деятельности могут выступать: умение выполнять требования учителя сразу и до конца; умение планировать и организовывать свою деятельность; умение проявить самостоятельность на уроке и в подготовке домашних заданий; умение дать нравственную оценку своего поведения и поведения товарищей; проявление положительного отношения к учению и требованиям учителя, получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении; применение волевых усилий при выполнении задания и др. Ответственный ученик понимает социальные ценности учения, проявляет критичность в оценке своего отношения к учению, своего поведения, своих личностных качеств, умеет признавать свои ошибки, правильно истолковать их причины.

Исследования С.Я. Лайзане [5] показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, затем - в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, - в учебной деятельности.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Рассматривается психологическая роль творческой деятельности в становлении ответственности личности (Г.С. Абрамова, Л.С. Выготский, С.П. Иванов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Н.И. Сакулина и др.), особенности взаимодействия детей и родителей и их значение для становления ответственности личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Гарбузов, А.Е. Личко, И.И. Чеснокова, Е.Г. Эйдемиллер, Э. Эриксон и др.).

Включение ребенка по инициативе родителей в творческую деятельность, представленную системой занятий детским творчеством – музыкой, пением, рисованием, хореографией, коллективным музицированием и пр., дают ребенку возможность почувствовать себя «автором» своих действий и проявлять отдельные качества ответственного человека.

К достоинствам семейного воспитания следует отнести: благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т. д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи [7].

Внешнее поведение родителей может быть вполне социально приемлемым, так как оно подчиняется бытующей морали, правилам и нормам взаимоотношений. Однако внешняя социальная форма поведения супругов может резко расходиться с действительными их качествами и свойствами. Форма поведения, является ролевым, заданным поведением в том или ином коллективе или малой группе. Служебные роли и обязанности задают определенный стандарт поведения. Множественность ролей, которые исполняют родители в обществе (руководитель группы, болельщик, рыболов, руководитель семинара и т.п.), налагают на их поведение особые черты. Однако семейное поведение родителей значительно отличается от всех других ролей и типов поведения в иных ситуациях. Это поведение меньше всего задано внешними стандартами, образцами, моделями, обязательными нормами и правилами поведения и наиболее адекватно психологической сущности родителей.

Поэтому поведение родителей в семье иногда выходит из-под самоконтроля и тогда, когда рядом с ними находятся дети. И эти дефекты поведения родителей, дефекты их собственного воспитания, недостатки характера, так или иначе, будут улавливаться, и восприниматься детьми.

В.В. Столин [8] в качестве наиболее важных составляющих семейного влияния на ребенка называет родительское отношение, которое понимается как система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Согласно такой классификации, неблагополучные по воспитательному потенциалу семьи характеризуются повышенной чувствительностью к социальному одобрению, постоянным отвержением ребенка или симбиозом с ним, неодобрением его действий и поступков, отсутствием веры в его будущее, неуважением к растущей личности, неумением принять точку зрения ребенка, стремлением к его инфантилизации, ограждению от трудностей жизни, строгому контролю или безнадзорности.

Каждая семья несет ответственность за воспитание своих детей и за то, какие качества характера она им прививает. Наша реальная жизнь показывает, что необходимо осознать и переосмыслить те глубинные деформации в психологии многих взрослых, которые росли в атмосфере дефицита семейного счастья и материнского тепла. Равнодушие и холодность отцов и матерей по отношению к детям объясняет недостаток внимания к их нуждам и запросам. Решению данной проблемы может способствовать только психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей, поэтому необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей.


Литература:

  1. Акулова, Е.Ф.   Семьеведение [Текст]: учеб. пособие/Е.Ф. Акулова. – Тольятти, 2007. – 71с. – (Серия «Труды преподавателей»).

  2. Богуцкая, Т.В. Компенсация негативных влияний микросреды на младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Барнаул, 2001.

  3. Иванова, Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников: Методические рекомендации для учителей/Под ред. М.В. Матюхиной. Анапа, 1999.

  4. Климова, К.А. О формировании ответственности у детей 6–7 лет//Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967.

  5. Лайзане, С.Я. Диагностика уровня развития воли и внимания детей [Текст]/С.Я. Лайзане//Диагностика интеллектуального развития учащихся. – Рига, 1980. – С. 60-86

  6. Макаренко, А.С. Книга для родителей [Текст]/А.С. Макаренко: Соч., Т. 4. – М, 1951.

  7. Самойленко, Т.Г. Воспитание ответственности у детей младших школьников в учебно-воспитательном процессе: Дис. … канд.пед.наук:13.00.01: Пермь,1998. – 200с.

  8. Столин, В. В. Самосознание личности/В.В. Столин. – М.: 1983.

  9. Шелег, Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности [Текст]/Л.А. Шелег//Тезисы II Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). В 3 ч. Ч. 3 / Под общ. ред. д-ра психол. наук В. К. Шабельникова и канд. психол. наук А.. Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с.


Опыт А.С. Макаренко по причинам отклонений в поведении подростков и его использование в настоящее время
Апанасенко Ольга Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, Бийск, Россия

Гербет Ольга Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, Бийск, Россия
Проблема воспитания молодежи сегодня актуальна как никогда. Объясняется это, на наш взгляд, рядом причин.

Во-первых, изменением условий социальной среды и идейно-политическими установками в обществе. Вместо прежних коллективистических устремлений в государстве четко прослеживается линия на формирование личности, осуществляющей сугубо индивидуалистический образ жизни.

Во-вторых, законом «Об образовании», принятым в 1992 году, государство ослабило ответственность за воспитание детей, предоставив это право семье, а как следствие этого, резкий всплеск правонарушений и преступлений, наркомания, разгул безнравственности. Семья оказалась не совсем готова выполнить возложенную на нее миссию ни морально, ни материально. Особенно сильно это отразилось на молодых людях, которые, не имея твердых жизненных установок, в условиях безработицы и вседозволенности, «выплескивали» свою энергию в различных асоциальных действиях.

Важно подчеркнуть, что воспитание подрастающего поколения это государственное и общенародное дело. Ученые и практики, которые непосредственно занимаются вопросами воспитания, разработали ряд концепций и программ воспитательной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном, местном уровнях. Известен опыт интересной и результативной работы по воспитанию и формированию нравственной культуры и патриотического воспитания подрастающего поколения. Тем не менее, проблема агрессии, нарушений поведения и общения среди нынешних школьников остается актуальной и до конца нерешенной проблемой.

Почему эта проблема стала «виднее», ярче? Да, наверное, потому, что мы перестали искать способы решения многих вопросов, связанных с воспитанием молодых людей. Мы не всегда понимаем причины, как говорят психологи, отклонений в поведении и общении детей. А ведь каждый проблемный ребенок, по сути, своим поведением задает нам вопрос. Природная неустойчивость психики, мощное психологическое давление СМИ (сцены насилия, навязчивая реклама и т.д.), частые конфликты в семьях, стихийно формирующаяся подростковая субкультура – все эти проблемы проявились в наши дни. А таких негативных ситуаций, когда ни родители, ни учителя не знают, что делать с ребенком, появилось очень много. Что же делать? Как уберечь подростков от собственной и чужой агрессии, каковы причины отклонений в поведении в детской среде?

Понимание причин отклонений в поведении и общении среди детей – это первый шаг к решению постперестроечного поколения, воспитанного в условиях «демократического беспредела». На основе анализа психолого-педагогической литературы остановимся на причинах, вызывающих появление так называемых детей «группы риска».

Многим педагогам и психологам известно, что наиболее часто встречаемые причины отклонений в поведении и общении молодых людей происходят из-за рассогласования внутри мотивационной и эмоциональной сфер, а также рассогласования в процессе социально-психологической адаптации. Особенно болезненно отражаются на формировании «Я-концепции» растущего человека рассогласование внутри потребностно-мотивационной сферы: рассогласование внутри мотивационной сферы; несовпадение осознаваемых и неосознаваемых мотивов; низкая синхронность развития осознаваемых и реально действующих мотивов, депривация. В подростковый период, наиболее осознаваемыми мотивами являются социальные мотивы самоопределения и самосовершенствования. Поэтому очень важно довести до сознания ребенка некоторые общественно незначимые, но для него действующие мотивы, чтобы придать силу некоторым понимаемым мотивам, которые без специального вмешательства не могут, в этом возрасте, стать реально действующими.

Причиной отклоняющегося поведения детей является и депривация – лишение или ограничение возможностей жизненно важных потребностей. Среди многих видов деприваций нужно выделить социальную, т.е. социальную изоляцию. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, испытывают недоверие ко всем, за исключением своей микрогруппы, пережившей то же самое. В их личностных характеристиках преобладают такие качества как: зависть, чрезмерная критичность к другим, неблагодарность, неуверенность и ожидание негативной оценки со стороны других людей.

Патологическое нарушение в поведении ребенка возникает вследствие рассогласования в аффективно-эмоциональной сфере (повышенная аффективная возбудимость, психическая неустойчивость и расторможенность влечений).

Рассогласование в процессе социально-психологической адаптации происходит при столкновении с неудачами в жизненно важных для человека сферах и неумением их предотвратить, как следствие данного рассогласования возникает дезадаптация. Проблема дезадаптации учащихся в условиях школы сложна и многогранна. Дети с проблемами в овладении моральными и этическими знаниями, по сути, запущенные дети, которые из-за бесконтрольности и попустительства взрослых, не привыкли сдерживать свои импульсивные порывы, считаться с желаниями окружающих. Дезадаптивные дети нарушают нормы и правила поведения потому, что не научились еще владеть своим поведением, они осознают свои недостатки, хотят избавиться от них, но им не хватает силы воли. Задача педагогов в этом случае – усилить имеющийся мотив ученика внешними стимулами. Необходима постоянная, кропотливая работа, направленная на заполнение тех пробелов в воспитании, которые были допущены ранее. Систематический контроль учителя, постоянная поддержка подростка в его стремлении овладеть своим поведением способствуют формированию у дезадаптивного и «педагогически запущенного» подростка положительной «Я-концепции».

В отличие от дезадаптивных подростков «трудновоспитуемые» не принимают замечаний и требований педагогов, как бы справедливы они не были. Эти подростки требуют иного подхода, предполагающего изменение их нравственных представлений и качеств личности, т.е. перевоспитания. Однако, каким бы упрямым, самонадеянным и трудновоспитуемым ни казался подросток, нельзя забывать о хрупкости внутреннего мира и неустойчивости психики. Именно в этом возрасте большинство людей делают выводы, приходят к конкретным жизненным ценностям, определяющим поведение и общение на многие годы, а может, и на всю жизнь.

В воспитании дезадаптивных, «трудновоспитуемых», «педагогически запущенных детей» следует опираться на педагогическую систему А.С. Макаренко, так как использование его опыта, как показывает практика, дает положительные результаты. «Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях – пустое занятие», - предупреждал А.С. Макаренко. Организовать детскую жизнь как опыт, воспитывающий определенную группу привычек, - таково было основное требование педагога, и в этом он видел сущность воспитания. Постоянная тренировка в нравственных поступках приводила к тому, что привычка к правильным действиям становилась для его воспитанников жизненной нормой.

Макаренко отмечал, что видеть хорошее в человеке всегда трудно, хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Ведь каждый растущий человек неповторим и уникален. Педагогу необходимо суметь найти ключ к сердцу, тайне каждого ребенка. Работа с детьми, а тем более с подростками – нравственно ответственное дело, которое, конечно, требует овладения методами педагогического проектирования, от которого зависит правильное решение вопроса об отношении воспитательных средств к воспитательным целям. Исходя из конкретных целей, можно браться за организацию детской жизни. Опыт А.С. Макаренко в этом отношении, как мы знаем, бесценен и актуален до сих пор. Это он заложил основы проектной деятельности в воспитании и показал позитивные образцы на практике.

«Без специальной заботы о человеке, заботы педагогической, мы многое теряем», - говорил Макаренко. Подросток, выброшенный из поля социально-правовой защиты, ищет поддержку среди тех (и находит ее), кто попал в такую же ситуацию или положение. Молодые люди, которые оказались в социальном тупике, становятся людьми с отрицательной (заниженной) самооценкой, чувствуют себя ущербно, считают себя неудачниками. Такие подростки «объединяются», ищут пути самореализации, самоутверждения и часто путем протеста, защиты, а иногда и удовлетворением агрессивных потребностей. Как показала практика, системно организованный педагогический процесс с использованием как традиционных форм, средств и методов воспитания, так и историко-педагогического опыта способствует формированию ценностных ориентаций детей, системы личностных смыслов, которые являются основой самооценки, оценки собственной «самости» ребенка. В педагогическом процессе развитие ценностно-мотивационной сферы ребенка, культурное самоопределение, совместная деятельность взрослых и детей, развитие творческих интересов и способностей детей являются приоритетными задачами коллектива. Признание ребенка субъектом педагогической реабилитации, формирование позитивного отношения детей и подростков к окружающему миру, восстановление прав, статуса ребенка возможно при психолого-педагогической поддержке значимого «другого». И что особенно важно, при вхождении ребенка в сложный мир социальных связей и отношений, профилактика негативных тенденций социального развития требуют консолидации общественных, правовых и социальных сил в воспитании подрастающего поколения.

Как один из вариантов решения проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде, мы видим в создании студенческих групп (из числа будущих педагогов), которые могли бы оказывать помощь семье и школе в воспитании подростков. Использование в работе с детьми таких форм как: организации работы во дворах (катки, кружки, спортплощадки и т.д.), создание клубов и лабораторий по интересам являются эффективными средствами формирования нравственных качеств личности. Разработка студентами таких проектов как: «Социальные сироты», «Школа и социум в интересах детства», «Жизнь подростка в современных условиях» призваны объединить людей (района, села, города), заинтересованных в совместной проектной деятельности по преодолению негативных проявлений в подростковой среде. В этом направлении ведется определенная работа в городе по созданию детско-взрослой общности.

И вновь обратимся к педагогической системе А.С. Макаренко, и особо отметим один из аспектов его работы по воспитанию детей «искореженных жизнью». Он отмечал, что разрыв социальных связей и отношений искривляет развитие ребенка, а восстановление этих связей способствует его развитию. Педагог говорил, что детей воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего – люди, и на первом месте, конечно же, родители и педагоги. Педагогическая практика Макаренко свидетельствует о том, что с первых минут встречи с «трудным» подростком необходимо утверждать в нем достоинство и веру. Любовь, забота и доверие со стороны педагогов, родителей по отношению к подросткам с агрессивным поведением составляют важнейшую сторону межличностных отношений, мы должны подходить к таким детям, говоря словами Макаренко, с «оптимистической гипотезой», создавать условия для возрождения всего лучшего в них.


Каталог: uploads -> media
media -> Нравственные, правовые и организационные пути решения проблемы девиантного поведения человека
media -> Андрюшенко Михаил Трофимович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета, Владимир, Россия Введение. Проблема, которой посвящена статья
media -> Человека исследования проблемы профилактики наркомании среди детей и молодежи
media -> Подходы к диагностике девиантного поведения человека
media -> Анатолий Викторович Грудинин
media -> Мнения позиции размышления. Динамика ценностных ориентаций современной молодежи велиева Валидабад кызы
media -> Семинар «Отказ от употребления алкоголя, антиалкогольная пропаганда в формировании здорового образа жизни у детей и подростков»
media -> «Струны общности» в современном художественно-образовательном пространстве Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора Лейли Леонардовны Надировой


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница