Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленное на профилактику суицидального поведения обучающихся



Дата01.06.2016
Размер100 Kb.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленное на профилактику суицидального поведения обучающихся
Важным фактором усиления профилактической работы в образовательном учреждении выступило введение нового федерального государственного стандарта (ФГОС). Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость разработки такого содержания, которое позволит педагогу и психологу осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности образование, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала, а также выявление детей «группы риска», в т.ч. по суицидальному поведению в условиях образовательных учреждений и реализацию профилактических и реабилитационных мер по предотвращению подросткового и молодежного суицида.

Статистика: сегодня Российская Федерация занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. И шестое место в мире по числу суицидов среди всех возрастов. За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 37 процентов. В 2009 году в стране было 260 подростковых суицидов. А уже в 2010-м - в 1,2 раза больше. До 20 самоубийств на 100 тысяч подростков. Это в три раза больше, чем мировой показатель.

Явный рост суицидов - 60 процентов - приходится на весну, когда обостряются психические заболевания, и на начало лета, когда начинаются школьные каникулы. Ребенок стремится заполучить репутацию исключительной личности, он как бы играет со смертью. Установлено, что лишь у 10 процентов подростков в случае самоубийства имело место истинное желание убить себя. В остальных 90 процентов случаев - это крик о помощи.

Суицид является одним из самых непредсказуемых видов девиантного поведения и рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Суицидальное поведение людей представляет собой форму активности, которая является средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние, когда кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации.



Подростковый период является пиком суицидальной активности: молодые люди составляют одну треть самоубийц.

Отягощающими факторами риска суицида подростков в большинстве случаев выступают школьная дезадаптация и трудности обучения, дисфункции семейных систем, необоснованно суровая и непоследовательная дисциплинарная практика, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации, а также несбалансированность образовательной среды.

В связи с этим остро стоит вопрос, как об изучении факторов суицидального поведения в подростковой и молодежной среде образовательных учреждений, так и о выработке системы превентивных средств, направленной на предотвращение суицидального поведения обучающихся, включая уровневую профилактику суицидов на основе внедрения индивидуальных и групповых программ по формированию навыков адаптивного поведения.

Уровни профилактики суицидальных явлений:

Превенция - первичная (универсальная) профилактика суицидов несовершеннолетних является прерогативой образовательных учреждений.

Интервенция (вторичная профилактика) – оказание помощи при наличии суицидальных намерений у ребенка.

Поственция (третичная профилактика) — профилактика расширенного суицида (повторных случаев по подражанию) и комплексная реабилитация ближайшего окружения суицидента (одноклассники, друзья, родственники, педагоги) в случае завершенного суицида.

Основные направления превентивной деятельности

в образовательных учреждениях

Образовательное учреждение

Школьная психологическая служба

Строгий контроль за исполнением п.9 ст. 34 ФЗ «Об образовании»




Учет детей, систематически пропускающих уроки, профилактика школьной дезадаптации

Профилактика школьной дезадаптации


Организация досуга и занятости подростков




Создание условий для развития психологической службы




Обеспечение психологической безопасности образовательной среды

Реализация развивающих программ, направленных на развитие социально-важных навыков, позитивных жизненных установок, потребности к самореализации и саморазвитию

Оказание помощи ребенку и его семье в кризисной ситуации

Повышение психологической компетентности педагогов

Повышение воспитательской компетентности родителей

Взаимодействие с другими социальными институтами и организациями




Два вектора психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся: общая профилактика (обеспечение вовлечения всех учащихся в жизнь школы и предупреждение их школьных трудностей и социальной дезадаптации) и специальная профилактика (выявление и сопровождение всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, проведение с ними работы на индивидуальном уровне).

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает реализацию условий, обеспечивающих возможность продуктивного развития несовершеннолетних, в соответствии с Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.



ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106)

  • Использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников (игровые приемы, сказочные персонажи, микрогрупповая и парная работа, проектная деятельность);

  • Учет индивидуальных особенностей развития обучающихся, воспитанников при организации образовательного процесса (канал восприятия, тип нервной системы, работоспособность, состояние здоровья);

  • Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации);

  • Выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а также предотвращения развития позотонического утомления;

  • Организацию динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

Как видите, выполнение данных требований направлено на сохранение не только физиологического, но также психологического и психического здоровья обучающихся.

Одним из основных принципов работы по профилактике подростковых суицидов является неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого педагога.

В соответствии с п. 9 ст. 34 ФЗ «Об образовании» дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Формами психического насилия являются:


  • угрозы в адрес обучающегося;

  • преднамеренная изоляция обучающегося;

  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

  • оскорбление и унижение достоинства;

  • систематическая необоснованная критика ребёнка, выводящая его из душевного равновесия;

  • постоянная негативная характеристика обучающегося;

  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

Все эти факторы могут спровоцировать психологический срыв у ребенка и привести к непредсказуемым, неадекватным действиям с его стороны.

В целом, комплексная психолого-педагогическая работа осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж специалистами социально-психолого-педагогических служб в режиме функционирования. Координатором этой деятельности является управление образования и молодежной политики при участии МКУ г.о.г. Воронеж «Центр развития образования».



Мероприятия, проводимые отделом социально-психологического сопровождения образовательных практик МКУ ЦРО в рамках профилактике девиантного и суицидального поведения несовершеннолетних в 2014-2015 гг.

№ п/п

Название мероприятия/ тема выступления

Дата проведения

Контингент участников

1

Мониторинг проведенной работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков в ОУ

Ежеквартально

Общеобразовательные организации

2

Семинар «Профилактика асоциального поведения обучающихся в образовательных организациях»

25.02.2014


Социальные педагоги ОО

3

ПДС «Психологическое сопровождение инновационных процессов в образовательном пространстве ОУ»

Занятие № 3 «Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО»



19.03.2014

Педагоги-психологи ОО




4

Мастер-класс «Профилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы ее преодоления».

25.03.2014

Специалисты СППС

5

ПДС «Психологическое сопровождение инновационных процессов в образовательном пространстве ОУ»

Занятие № 4 «Преемственность ДОУ и ОУ в организации психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС. Адаптация обучающихся с неярко выраженными нарушениями развития»



23.04.2014

Педагоги-психологи ОО

6

Общегородское родительское собрание «Семья и школа в современном социально-образовательном пространстве»

15.05.2014

Руководители ОО;

председатели родительских комитетов ОО;

специалисты служб СППС


7

«Профилактика ПАВ как важное направление деятельности социально-психологической службы в современных условиях» в рамках НПК «Социально-психологическая служба как ресурс развития современного образования» (Пленарное заседание).

19.11.2014

Руководящие и педагогические работники ОО




8

Секция НПК «Формирование родительской компетентности как важное условие профилактики семейного неблагополучия»

25.11.2014

Социальные педагоги ОО

9

Мониторинг деятельности служб школьной медиации

Ежеквартально

Общеобразовательные организации

10

Работа проблемно-творческой группы «Модель и технологии работы по профилактике асоциального поведения обучающихся»

Январь-апрель 2015

Социальные педагоги ОО

11

Мастер-класс: «Психолого-педагогическое сопровождение формирования универсальных учебных действий обучающихся начальной школы»

11.02.2015


Педагоги-психологи МБОУ

12

Проблемный семинар «Профилактика игровой и Интернет-зависимости среди школьников»

24.03.2015


Социальные педагоги, педагоги-психологи МБОУ, МБОУ ДОД

13

Муниципальный конкурс программ и разработок по психолого-педагогическому обеспечению реализации новых образовательных стандартов.

Март 2015

Специалисты СППС

14

Общегородское родительское собрание «Диалог семьи и школы: от инициативы к действию»

16.04.2015

Руководители ОО;

председатели родительских комитетов ОО;

специалисты служб СППС


15

Семинар-практикум «Программа психологического сопровождения обучающихся 5-х классов в соответствии с ФГОС ООО»

22.04.2015


Педагоги-психологи МБОУ

В связи с событиями, произошедшими в МБОУ СОШ № 30, профилактическая работа была активизирована, в мероприятиях для педагогических работников (78 педагогов) и родительского сообщества (213 родителей) приняли участие представители Следственного комитета РФ по Воронежской области и врачи-психиатры КУЗ ВО «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер». Для обучающихся МБОУ СОШ № 30 специалистами ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» проведены акция «Мой друг - телефон доверия», «День здоровья», тренинги развития коммуникативных навыков (всего в мероприятиях щколы приняли участие более 500 учащихся).

30.05.2015 в рамках комплексной программы межведомственного взаимодействия по профилактике отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних МКУ ЦРО был организован и проведен семинар для заместителей директора по ВР (108 чел.) «Профилактика правонарушений и асоциального поведения несовершеннолетних как компонент воспитательной системы общеобразовательной организации» при участии специалистов КУЗ ВО «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», в т.ч. главного суицидолога по ВО, на котором обсуждались:



- «Причины асоциального поведения подростков».

- «Факторы риска депрессивного расстройства и суицидального поведения детей».

- «Нормативно-правовое обеспечение деятельности заместителя директора по воспитательной работе по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся».

- «Требования к ведению документации по профилактической работе в общеобразовательной организации специалистами СППС».

Методические рекомендации для участников образовательного процесса в области профилактических и реабилитационных мер по предотвращению подросткового и молодежного суицида размещены на сайте МКУ ЦРО.



Но если беда все же случилась…

Алгоритм действий органа управления образования, образовательных организаций в случае выявления факта суицида, попытки суицида несовершеннолетнего.



п/п

Направление деятельности

Ответственное лицо

Сроки

1

Информирование о выявленном факте суицида (попытки) руководителя образовательной организации

Классные руководители

незамедлительно

2

Информирование о выявленном факте суицида (попытки) ГДН ОВД

Руководитель ОО

незамедлительно

3

Информирование о выявленном факте суицида (попытки) Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав

Руководитель ОО

незамедлительно

4

Информирование Управления образования и молодежной политики администрации г.о.г. Воронеж

Руководитель ОО

незамедлительно

5

Проведение служебной проверки по факту суицида (суицидальной попытки) несовершеннолетнего

Педагог-психолог ОО

В течение трёх дней

6

Организация индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетним, совершившим попытку суицида

Классные руководители, педагог-психолог, соц. педагог, зам. директора по ВР

До выхода несовершеннолетнего из трудной жизненной ситуации, минования жизненного кризиса, депрессивного состояния




7

Организация системной и целенаправленной работы по формированию благоприятных, гармоничных взаимоотношений в семье несовершеннолетнего

Классные руководители, педагог-психолог, соц. педагог, зам. директора по ВР

До выхода несовершеннолетнего из трудной жизненной ситуации, минования жизненного кризиса, депрессивного состояния

8

Составление индивидуальной программы сопровождения несовершеннолетнего

Классные руководители, педагог-психолог, соц. педагог, зам. директора по ВР

В течение месяца

9

Закрепление наставника за несовершеннолетним и семьёй из числа специалистов

Классные руководители, педагог-психолог, соц. педагог, зам. директора по ВР

В течение месяца

10

Организация психологического сопровождения несовершеннолетнего и семьи.

Педагог-психолог ОО

В течение периода реабилитации




11

Организация досуговой занятости несовершеннолетнего

Классные руководители, педагог-психолог, соц. педагог, зам. директора по ВР

В течение периода реабилитации




- предоставление информации о проделанной работе с несовершеннолетним, реализации ИПР, досуговой занятости

Соц. педагог, зам. директора по ВР

ежемесячно

12

Снятие несовершеннолетнего и семьи с учета

Классные руководители, педагог-психолог, соц. педагог, зам. директора по ВР

По улучшению ситуации: выход несовершеннолетнего из трудной жизненной ситуации, минование жизненного кризиса

Обеспечение системного, комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся позволяет определить ожидаемый результат:

  • создание психолого-педагогического комфортного климата для обучения в образовательном учреждении, обеспечение социальной и психологической защиты подростков, снижение количества дезадаптированных обучающихся;

  • выявление на ранней стадии групп несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию (детей группы риска);

  • предотвращение осложнений их жизненных случаев путем своевременного включения их в программу оказания помощи;

  • снижение количества детей с суицидальным риском, предупреждение суицидальных попыток, рецидивов и возникновений осложнений.

Еще раз хочу напомнить адреса помощи в городе, по которым могут обратиться как дети, так и все взрослые: родители, педагоги, администрация школы.

Данная информация должна быть доступна в любом образовательном учреждении.



Я благодарю Вас за внимание и в заключение такой сложной и серьезной темы хочу поздравить всех присутствующих в этом зале с наступающим замечательным светлым праздником Победы и пожелать всем мира. Мира на земле, мира на работе, мира в семье, мира и гармонии в душе. Успехов и радости Вам!
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница