СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования пространственного гнозиса у младших школьников с общим недоразвитием речи
Пространственный гнозис и его значение для развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста……………………7
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи ……………...15
Особенности пространственного гнозиса у младших школьников с общим недоразвитием речи……………………………………...21
Выводы по первой главе………………………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию пространственного гнозиса у младших школьников с общим недоразвитием речи
2.1. Экспериментальное изучение пространственного гнозиса и речи у младших школьников с общим недоразвитием речи ………………………..28
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения состояния пространственного гнозиса и речи у младших школьников с общим недоразвитием речи ……………………………………………………………..38
2.3 Педагогическая технология работы по формированию пространственного гнозиса как средства коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи …………………47
2.4. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента…………………………………………………….60
Выводы по второй главе………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………..66
Список использованной литературы…………………………………….69
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что при нормальном развитии ребенка процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций: слуховой дифференциации звуков, правильного произношения, языкового анализа и синтеза, лексико грамматического строя речи, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений, сукцессивных и симультанных процессов. Многочисленные исследователи (Р.И. Лалаева, С.С. Мнухин, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев и др.), занимавшиеся и занимающиеся изучением речевых расстройств, считают, что у детей с дисграфией, наряду с нарушениями психических функций, в той или иной степени, оказываются сформированными различные психологические механизмы процесса письма, что в свою очередь ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне - на уровне письменной речи. Учение о нарушениях письма существуют уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции дисграфии являются актуальными и сложными.
Изучение механизмов нарушения речи при общем недоразвитии речи, определение в них роли расстройств пространственного гнозиса будет способствовать выработке наиболее адекватных методов преодоления речевых нарушений, их коррекции.
Недостаточная изученность особенностей развития пространственного гнозиса, его взаимосвязи с нарушениями речи у школьников с общим недоразвитием речи, неразработанность методов профилактики и коррекции нарушений речи, сочетающихся с недоразвитием указанного психического процесса, определяют актуальность предлагаемого исследования.
Таким образом, изучение механизмов нарушений письма и коррекции дисграфии у младших школьников являются актуальными для развития логопедической практики.
Поделитесь с Вашими друзьями: |