Проект
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ТЕЛА РЕБЕНКА
Автор: Баева Ирина Александровна,
педагог-психолог первой кв.к.
Иркутск 2015
Аннотация
В проекте приводится обзор теоретических взглядов на проблему формирования образа тела ребенка и роли родителей в данном вопросе. Представлен поэтапный план проекта, в ходе которого родители смогут, посетив занятия, повысить свою компетентность в вопросе формирования положительного образа тела своего ребенка и овладеть навыками психомассажа.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ТЕЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ……………………………………………………………….….4
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ТЕЛА РЕБЕНКА ……………………………………………………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...7
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….8
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….9
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного образования актуальность приобретают многие вопросы, касающиеся психологического здоровья участников образовательных отношений. В новом ракурсе ставятся вопросы, раскрывающие важность участия семьи в успешном становлении физически и психологически гармоничной личности ребенка.
Феномен образа тела на протяжении нескольких десятилетий изучался в различных разделах медицины, философии, культурологи и психологии, что привело к созданию многочисленных теорий и концепций, объясняющих его сущность и динамику развития. Выступая единицей самосознания личности, выполняя функцию интегрирующего фактора различных научных дисциплин, сегодня «образ тела», несомненно, является междисциплинарным понятием.
Младший школьный возраст является важным этапом в формировании самосознания личности. В данном контексте актуальным являются положения Р. Шонца, который рассматривает образ тела как сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с внешностью и функциями тела, которые в дальнейшей жизни влияют на личностное становление. И от того как будут интегрироваться данные компоненты, как будут окрашены оценки и установки родителей в младшем школьном возрасте, так будет восприниматься ребенком собственное тело в подростковом возрасте и всей жизни. Поэтому именно на этом этапе важно помочь родителям в осознании важности психологических особенностей и путей формирования положительного образа тела, как структурного компонента самосознания личности.
Мы ставим своей целью психологическое просвещение родителей в вопросе формирования позитивного образа тела ребенка.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
-
Проанализировать методологические и теоретические подходы к формированию образа тела как структурного компонента самосознания личности.
-
Определить роль родителей в формировании положительного образа тела младшего школьника.
-
Разработать занятие, направленное на психологическое просвещение родителей.
-
Подготовить раздаточный материал, рекомендации для родителей.
-
Провести занятия в рамках «Школы родительского мастерства» по данной теме.
Практическая значимость. Проанализированные материалы могут использоваться в других образовательных организациях по формированию положительного образа тела учащихся. Кроме того, полученные данные могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов по развитию самосознания личности.
Участники проекта. Родители учащихся 1-2 классов. Предполагаемая численность участников 150 человек.
Сроки реализации проекта. В соответствии с поэтапным планированием проект реализуется с ноября по май 2016 года. Основные мероприятия по проведению занятий с родителями запланированы на 3 учебную четверть.
Критерии и показатели эффективности проекта. Основным критерием эффективности данного проекта является улучшение межличностных отношений в семье. Основным также отсроченными показателями эффективности будут формирование позитивного образа тела и благоприятное прохождение подросткового и юношеского периодов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ТЕЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Согласно культурно-исторической концепции развития психики Л.С. Выготского, все, с чем имеет дело человек, в том числе его тело, дано ему в культурно преобразованном виде, заключено в определенную исторически и культурно детерминированную перспективу. И в рамках данного подхода телесность включается в контекст в том числе и психологической науки [1]. В зарубежной психологии самым распространенным в изучении телесного фактора индивидуальности является взгляд Р. Шонца, рассматривающий телесность как сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с внешностью и функциями тела [3].
Значение формирования позитивного образа тела сложно переоценить. Исследователи выделяют три фактора, влияющих на формирование образа тела: биологические (например, анатомо-физиологические особенности, возраст), психологические (например, самоотношение, самооценка, уровень личной автономии), и социокультурные (родители, сверстники, средства массовой информации). В онтогенезе образ тела является первоосновой формирования самосознания и данный механизм запускается уже с рождения, когда мать обращается к ребенку по имени, акцентируется на его уникальном внешнем облике. Дефицит эмоциональных взаимоотношений с родителями, негативное отношение к телу ребенка на ранних возрастных этапах, может негативно повлиять на формирование образа тела, самоотношения и самоощущения в более зрелом возрасте. Так, родители являются в определенном смысле «трансляторами» социокультурных посланий, касающихся телесных идеалов, передавая детям социокультурные, гендерно-возрастные и статусно-ролевые конструкты, касающиеся тела [2]. Младший школьный возраст характеризуется продолжением развития самосознания личности и его отдельных компонентов. Значительное место в Я-концепции растущего ребенка занимает образ тела и его внешность. В том, что касается его собственного тела, внешние его признаки обусловливают степень удовлетворенности или неудовлетворенности ребенка собой и в значительной мере влияют на формирование его самооценки.
Таким образом, младший школьный возраст остается синзетивным периодом в формировании образа тела. Поэтому особое значение на данном этапе имеет психологическое просвещение родителей в вопросе формирования позитивного образа тела ребенка.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ТЕЛА РЕБЕНКА
В реализации проекта по психологическому просвещению были выделены следующие этапы:
-
Формулировка проблемы, определение цели и задач дальнейшей работы.
-
Проведен теоретический анализ проблемы, представленный в предыдущей главе. Подготовка теоретического и практического материала для родителей (Приложение 1).
-
Организация внутрилицейского взаимодействия, сотрудничество с инструктором ЛФК или медицинскими работниками. Информирование родителей учащихся начальной школы о предстоящих занятиях.
-
Диагностический этап предполагает проведение проективной методики "Рисунок семьи", с целью определения особенностей «Я-образа» и внутрисемейных взаимоотношений.
-
Проведение работы в группах родителей с использованием ИКТ технологии, дискуссионного метода, с минимизацией лекционного материала. Проведение инструктором ЛФК мастер-класса по демонстрации родителям основных техник классического массажа (возможно применение только в случае отсутствия медицинских противопоказаний). Интеграция с психологическим воздействием – обучение психомассажу в домашних условиях.
-
Оценка результатов проекта осуществляется с использованием количественного (количество родителей, принявших участие в школе родительского мастерства) и качественного (итоговая рефлексия, показатели диагностики учащихся) индикаторов успешности.
Предполагаемыми образовательными результатами является заинтересованность и положительная оценка родителями данного мероприятия, а также улучшение межличностных взаимоотношений в семье. А также повышение родительской компетентности в вопросе формировании положительного образа тела ребенка, опосредованно определяющего отсроченный результат в виде позитивного самоотношения ребенка в подростковом возрасте и юности.
Управление и обеспечение проекта. Управление проектом осуществляется в соответствии с поэтапным планированием и оценкой результатов проекта. Запуск проекта планируется на второе полугодие 2015-2016 учебного года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В центре внимания проекта была проблема психологического просвещения родителей младших школьников в вопросе формирования положительного образа тела. Образ тела — это психологическое образование, в ментальной структуре которого заключена накопленная побудительная «энергия». В младшем школьном возрасте, когда активно развиваются компоненты самосознания и сильна эмоциональная связь с родителями, важны слова и отношение, которые ребенок усваивает в семье. Повысив уровень компетентности в представленном вопросе, ознакомившись с методом психомассажа, родители смогут позитивно влиять на развитие образа тела своего ребенка и как следствие его дальнейшую успешность.
Безусловно, просветительская работа, не может быть ограничена только работой с родителями. Работа по формированию образа тела как структурного компонента самосознания личности ребенка должна включать всех участников образовательных отношений, в том числе и педагогов. В этом мы видим перспективу для дальнейшего развития проекта.
ЛИТЕРАТУРА
-
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений в 6-ти т. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С. 228-291.
-
Зиновьева Е.В., Никонова А.Н. Роль родителей в формировании образа тела у детей и подростков: аналитический обзор современных исследований. //Петербургский психологический журнал, 2013. №3.
-
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: изд-во МГУ, 1989. 216 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План реализации проекта «Психологическое просвещение родителей в вопросе формирования положительного образа тела ребенка»
№
|
Этап
|
Содержание
|
Сроки
|
1
|
Подготовительный
|
Формулировка проблемы, определение цели и задач дальнейшей работы.
|
Ноябрь 2015 г.
|
2
|
Теоретический анализ
|
Проведен теоретический анализ проблемы. Подготовка теоретического и практического материала
|
Ноябрь – декабрь 2015г.
|
3
|
Организационный
|
Организация внутрилицейского взаимодействия, сотрудничество с инструктором ЛФК или медицинскими работниками.
Информирование родителей учащихся начальной школы о предстоящих занятиях.
|
Декабрь 2015г.
Январь 2015г.
|
4
|
Диагностический
|
Проведение проективной методики "Рисунок семьи", с целью определения особенностей «Я-образа» и внутрисемейных взаимоотношений.
|
Декабрь 2015 г.
|
5
|
Проведение занятий в группах
|
Проведение работы в группах родителей с использованием ИКТ технологии, дискуссионного метода, лекционного материала. Проведение инструктором ЛФК мастер-класса по демонстрации родителям основных техник классического массажа. Интеграция с психологическим воздействием – обучение психомассажу в домашних условиях.
Вторая встреча с родителями, с целью обсуждения возникших вопросов, отслеживания происходящих изменений.
|
Январь 2016 г.
Февраль 2016г.
|
6
|
Оценка результатов проекта
|
Оценка востребованности (количество родителей, принявших участие в школе родительского мастерства) и проявленного интереса родителей (итоговая рефлексия).
Оценка показателей повторной диагностики учащихся с помощь методики «Рисунок семьи».
|
Январь-февраль 2016г.
Май 2016 г.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерное содержание сеанса психомассажа
В каждом сеансе выделяется вводная, основная и заключительная часть. Данные сеансы желательно проводить в вечернее время, уделив занятию с ребенком 30 минут. По желанию можно использовать спокойную инструментальную музыку.
-
Во вводной части родитель должен оценить состояние и настроение ребенка. В соответствии с этим можно использовать различные игровые ситуации, выбор и совместное чтение любимых сказок и рассказов.
-
Основная часть условно делится на расслабляющую и формирующую. В расслабляющей части с помощью приемов классического массажа (поглаживание, легкое растирание), успокаивающих словесных формулировок (тело становится теплым, мягким и т.п.) достигается расслабление мышц, торможение психических процессов. Массируются зоны, вызывающие наиболее выраженный релаксационный эффект (лоб, волосистая часть головы, шея, спина).
-
В заключительной части сеанса родитель обеспечивает плавный выход из расслабленного состояния. Используются активизирующие приемы. Изменяется режим выполнения расслабляющих приемов, они проводятся более энергично.
Поделитесь с Вашими друзьями: |