Психологические особенности учащихся 5-9 классы Особенностью данного возраста является то, что его называют переходным



Дата05.06.2016
Размер37 Kb.
#59716
Психологические особенности учащихся
5-9 классы
Особенностью данного возраста является то, что его называют переходным периодом от детства к юности. Психологи именуют этот возраст крити­ческим, так как это связано с кардинальными изме­нениями в физиологии и психике ребенка.

Характерной чертой подростков в этом возрасте является противоречивость поведения.

Противоречивость поведения вызвана, в первую очередь, изменениями в физиологическом развитии. Рост, вес, изменения внешности влекут за собой тре­вогу, неуверенность в себе, зажатость и закрытость поведения.

Л.С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходят большие изменения в сфере интересов ребенка. Старые интересы отмирают и им на смену приходят новые интересы. Он определил несколько групп интересов, которые, являясь доминантными, влияют на поведение подростка.



  • «Эгоцентрическая доминанта» - интерес к себе, собственной личности.

  • «Доминанта дали» - установка подростка на дальние, масштабные перспективы, которые для него более важны, чем текущие или ближ­ние перспективы.

  • «Доминанта усилия» - стремление подростка к борьбе, к сопротивлению, которые проявля­ются в упрямстве, протесте против взрослых, вызывающем поведении.

  • «Доминанта романтики» - стремление к новому, неизведанному, рискованному. На первый план выходят различного рода фантазии и мечты.

Подросток этого возраста требует к себе отноше­ния как к взрослому человеку, он требует правды во всем: в общении, в требованиях, в правах. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении по­ходить на них внешне, приобщиться к разным сторонам их жизни и деятельности, приобрести их особен­ности, качества, умения, привычки и привилегии.

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка знать и уметь что-то по-настоящему. Желание подражать в положитель­ном плане взрослым людям приводит к тому, что подростки начинают усиленно осваивать учебную программу, выходят за рамки школьной програм­мы. Однако, это подражание взрослому может иметь и отрицательное значение, в зависимости от того, кто из значимых взрослых является для подростка идеалом.

Процесс самоутверждения подростков может протекать по-разному. Это во многом зависит от тех социально-значимых ролей, которые играет подросток. Наиболее характерными являются сле­дующие:

«Интеллектуалы» - подростки, которые пре­тендуют на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только те учащиеся, которые учатся на «отлично», но также и те ребята, которые имеют много знаний в той или иной области, начитанны, эрудированны. Упреки учителей и классного руководителя в том, что «они умны, но ленивы» ими воспринимается спокойно. Однако, именно эти учащиеся не прощают педагогу и намека на их «тупость» и «неспособность», особен­но тогда, когда взрослый делает это публично.



«Силачи-смельчаки» - это подростки, кото­рые выделяются в классе своей силой, ловкостью, спортивными успехами. Иногда ребята этой группы, занимаясь сильными видами спорта (штанга, бокс, борьба), начинают этим бравировать в коллективе сверстников и даже подчинять ребят, демонстрируя позицию силы во взаимоотношениях.

«Лидеры» - это подростки, которых привлекает общественная деятельность. Чаще всего, это хоро­шие ученики, к мнению которых прислушиваются в коллективе. Однако, классный руководитель дол­жен помнить, что активность в общественной работе не всегда реализуется в нравственном содержании личности.

«Таланты» класса - это подростки, которые имеют какие-то ярко выраженные способности. Это ребята, которые имеют рано проявившиеся интере­сы и увлечения, которые существенно влияют на их поведение, общение в среде сверстников. Это наи­более благополучная группа подростков в классном коллективе.

«Увлеченные» - это подростки, которые име­ют сильные увлечения в своей жизни. Это может быть коллекционирование, моделирование, сильное увлечение каким-то видом спорта, который влияет полностью на их жизнь. Сильное увлечение может поглотить подростка настолько, что влияет на его взаимоотношения с людьми, учебные достижения, качества характера.

«Надежные» - это подростки, для которых глав­ным достоинством человека является умение дру­жить, хранить верность в дружбе. Такие подростки весьма дружелюбны, их любят в классе, их отмечают педагоги. Однако, иногда бывают такие ситуации, когда за внешним благополучием скрывается совер­шенно иной тип личности.

В общении с подростками личностные качества классного руководителя являются определяющими:



  • умение выслушать и понять ребенка;

  • оптимизм и вера в лучшее в каждом ребенке;

  • создание ситуации успеха на каждом этапе ра­боты с коллективом по отношению к каждому ребенку;

  • постоянный контакт с родителями ребенка или лицами, его заменяющими;

  • умение хранить детские тайны;

  • умение прощать своих воспитанников и про­сить у них прощение за свои педагогические ошибки;

  • обязательность и требовательность, самокон­троль и чувство юмора - одни из главных в общении с подростками.

Классный руководитель должен помнить, что подростки живут настоящим.

Ведущие виды деятельности подростков: познавательная, соревновательно-состязательная, личное общение.


10-11 классы

Юношам и девушкам, как и подросткам, свойственно повышенное внимание к своему внешнему виду, росту, весу, телу. Они склонны находить в себе отклонения от физической нормы даже в том случае, когда все показатели соответствуют норме. Это повышенное внимание к себе может вызвать психические нарушения и неврозы.

Круг интересов старшеклассников постепенно выходит за пределы школы, она становится лишь частью их мира.

Учебная деятельность старшеклассников становится избирательной, осознанной. Многие из них становятся очень ответственными за результаты своего учения.

Старшеклассники уделяют большое внимание своему внутреннему миру, они пытаются разобраться в себе, своих чувствах, ощущениях; именно в этот период жизни они считают, что их мировосприятие, их выводы и мнение единственно верные.

Педагог должен направить свои усилия на то, чтобы научить старшеклассника понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей, своих родителей, сверстников, педагогов.

Старшим школьникам необходимо раскрывать перспективу их будущего. Ориентировка старшеклассников на будущее воспитывает уверенность в себе, свои силы, мобилизует внутренние резервы старшеклассника.

В работе со старшеклассниками классный руководитель должен опираться на то, чтобы средствами воспитательной работы с классным коллективом указать им уникальность опыта старших поколений, уроки человечества, уникальность и неповторимость собственной жизни только в сочетании с жизнью других людей.

Одной из важных отличительных особенностей работы с учащимися старших классов является то, что им нужно помочь научиться планировать соб­ственную деятельность, объективно оценивать себя и свои возможности, строить реальные планы на бу­дущее с учетом своих умений и достижений.

Немаловажной частью воспитательной работы со старшеклассниками является развитие коммуни­кативной культуры старшеклассников: выработка своих взглядов и убеждений, отстаивание своего мнения, способность и умение находить взаимопо­нимание в самых трудных ситуациях.



Ведущие виды деятельности старшеклассников: интеллектуальная, проблемы жизненного профессионального самоопределения, свободное общение.

Игровая деятельность пронизывает всю жизнь школьников.


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница