Психологические механизмы формирования свойств личности.
Формирование личности происходит в процессе разрешения противоречий, которые возникает между ее потребностями, интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения с другой. Воспитание есть управление формированием личности. Это формирование наиболее успешно происходит в процессе деятельности – игровой, учебной, общественно полезной, трудовой.Под психологическим механизмом понимается совокупность промежуточных психических состояний и процессов, которые лежат в основе тех или иных изменений личности, формирования ее качеств.Образцы поведения задает общество в виде целей воспитания идеалов, ценностей. Конкретизируются они в виде правил и норм поведения. Эти внешне существующие требования по мере их повторного выполнения преобразуются в требования «самого к себе». Этот механизм называется интериоризацией. В формировании личности используются и другие механизмы. Например, новые мотивы образуются путем сдвига мотива на цель. Сдвиг мотива на цельс тановится возможным благодаря тому, что результаты выполняемых действий часто бывают более значительные, чем их мотивы. Подражание – воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. Особенно большое значение этом механизм имеет на ранних этапах развития психики. Идентификация(от лат. identification –отождествление) – отождествление индивидом себя с другим человеком. При этом индивид копирует не только внешние формы поведения, но и мысли, чувства и действия другого человека. Благодаря идентификации приобретаются или усваиваются ценности, нормы, идеалы, роли и нравственные качества другого липа. Особенно заметно этот механизм действует в коллективе: каждый член коллектива отождествляет себя с другими, старается соблюдать его нормы, переживания каждого из них выступают для другого как мотивы поведения. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение своих действий, поступков, т. е. определенный уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психологических механизмов становления личности.