Психологичекие условия развития образной памяти у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях исследовательская работа



страница1/15
Дата01.04.2021
Размер1,2 Mb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

города Дзержинска

Нижегородской области



ПСИХОЛОГИЧЕКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №37

Челышевой И.Ю.

Дзержинск

2013
Оглавление

Введение…………………………………………………………….....................3

Глава 1. Теоретические основы развития образной памяти……………………8

1. 1. Понятие о памяти. Виды памяти……………………………….........8

1. 2. Образная память: её виды и характеристики……………………….25

1. 3. Динамика развития образной памяти на разных возрастных

этапах…………………………………………………………………….....32 Выводы главе 1…………………………..………………………………………39

Глава 2. Возможности развития образной памяти у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………41

2.1. Анализ программ по внеклассной деятельности с точки зрения создания условий для развития образной памяти................................41

2.2. Характеристика основных приёмов образного запоминания.........42

2.3.Система работы по развитию образной памяти младших школьников в разных видах деятельности……………………………………………..48

Выводы по главе 2……………………………………………..........................54

Глава 3. Методика изучения, проведение занятий и контроль уровня развития образной памяти у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях…………………………………………………………………………...56

3.1. Приёмы определения образной памяти детей……………………..56

3.2. Организация работы по развитию образной памяти у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях………………67

3.3. Условия эффективности развития образной памяти у младших школьников на внеклассных занятиях…………………………………...72

Выводы по главе 3…………………………………………..............................84

Заключение…………………………………………………..............................86

Литература……………………………………………………............................91

Приложения:……………………………………………………………………...92

Приложение 1………………………………………………………………………

Приложение 2………………………………………………………………………

Приложение 3……………………………………………………………..….…….

ВВЕДЕНИЕ


Изменение образа жизни людей современного общества требует изменения отношения к образованию и воспитанию человека. В статье 14 пункт 1 закона Российской Федерации "Об образовании" [1] говорится: "Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её реализации..." Компетентностная парадигма предполагает формирование у подрастающего поколения навыков самообразования и развитие обучаемости.

В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, и, как познавательный процесс обеспечивает целостность развития личности.

Природой памяти интересовались с древних времён не только психологи, но и философы. Августин [34,с.8], Аристотель [34,с.8], Платон[34,с.8] занимались проблемами памяти. Свои концепции памяти высказывали в разное время И.Кант [34,с.8], Э.Мейман [34,с.8], Д.Локк [34,с.9], Б.Спиноза [34,с.9], а позднее, с развитием естественных наук, свойства памяти неоднократно пытались вывести и объяснить психологи, педагоги, социологи и биологи: В.Анри [34,с.10], П.П.Блонский [3], А.Бине [34,с.10], А.Бергсон [30,с.244], Л.М.Выготский [5], П.Жане [30,с.462], P.М.Истомина [12], К.Коффка [34,с.11], А.Н.Леонтьев [16], Т.Миллер [30,с.422], А.Пьерон [34,с.12], А.А.Смирнов [33], И.М.Сеченов [34,с.19], К.Д.Ушинский [39], В.Штерн [34,с.13], Ф.Шуман [34,с.14], Г.Эббингауз [30,с.224] .

Вопрос о развитии памяти, впервые в отечественной психологии, был широко рассмотрен П. П. Блонским [3], решавшим эту проблему с позиций, выдвинутой им, общей концепции развития памяти. Основным в этой концепции является положение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности. Считается, что образная память есть более ранний и низкий уровень развития памяти по сравнению со словесной (вербальной). Не оспаривая П.П.Блонского [3], хотелось бы отметить, что слова - по сути своей лишь языковые знаки, обозначающие какой-либо образ, хотя, они, и отягощены смыслом большим, нежели символическое обозначение предмета или явления. В.В.Виноградов [7,с72] приходил к выводу, что "нет слов и языковых форм, которые не могут стать материалом для образа". Отсюда следует, что слово без образа также бедно, как картина без красок.

Многими поколениями психологов, безусловно, доказано, что для развития памяти ребёнка характерно движение от образной к словесно-логической и в обязанности взрослого входит облегчить этот переход как можно действеннее. Ведь ещё А.А.Смирнов указывал на важность совместить деятельность первой и второй сигнальных систем, т.е. слуховое, зрительное восприятие и слово. «Задача педагога – научить работать оба полушария одновременно и научить детей воспринимать мир всеми органами чувств» [33].

Мозг человека от природы привык запоминать все таким, как есть – в многообразии цветов, звуков, запахов и т.д. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ-модель, в левом – соответствующее ему слово. Воспринятое таким образом, не стирается, без желания человека. Такая организация памяти естественна и гармонична, именно она позволяет добиваться хороших результатов в учёбе.

Методы развития образной памяти предусматривают координацию работ полушарий мозга, т.к. правое полушарие является эмоционально-образным, синтезирующим, а левое – контрастным, логическим. Актуальность темы данной работы обусловлена тем , что именно в младшем школьном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти.

С генетической точки зрения существует предположение, что образная память является результатом более древней нервной организации. Сначала человек воспринимает события, цифры, буквы, слова и переводит в безграничный запас образов. Полученная информация в форме образов, сохраняется, сколько необходимо, она легко стирается, заменяется, легко списывается, считывается и переводится на любой язык. Высокая продуктивность запоминания наблюдается в тех случаях, когда оно включается в деятельность, требующую интеллектуальной активности. Исключительно сильная образность лежит в основе феноменальной памяти.

За последнее время вышло множество работ об образах. Но проблема образов в этих работах все больше и больше обособлялась от проблемы памяти. Проблема образной памяти как таковая осталась в тени, а ведь в младшем школьном возрасте память по скорости развития опережает другие способности.

Ребёнок запоминает всё яркое, необычное, привлекающее внимание, запоминает непроизвольно, и лишь к началу школьного периода у детей появляются произвольные формы психической активности. Ребёнок (6-7лет) уже умеет рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания - главное достижение этого периода. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

По мере развития ребенка память, продолжает совершенствоваться, позволяет ему узнавать все больше и больше интересной новой информации, связать эту информацию со старым запасом знаний обязанность учителя. Развитие памяти влечет за собой развитие мышления, речи, так как сопряжено с развитием этих важнейших психических процессов.

Беседы с педагогами показали, что многие учителя стремятся уделить основное внимание развитию словесно-логической памяти, полагая, что именно она является залогом успешности обучения в школе. Однако считаем, надо развивать природную память, память образную, слуховую, зрительную - так как она наиболее естественна. Образная память помогает воспринимать мир целостно, учит творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти, которую почти невозможно разрушить, так как она происходит из интересов и знаний самого ребёнка и уже неотделима от его личности.

Еще в начале прошлого века выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский заметил: "Когда человек повторяет фразу на родном языке, он повторяет её на основе запечатленных мозгом зрительных образов. Если вам предъявить фразу на незнакомом языке, слова которого не возбуждают в мозге зрительные образы, вы даже не сможете ее повторить." [] Именно поэтому так актуально встаёт проблема развития образной памяти детей - школьников. Ведь образная память у младших школьников является преобладающим видом памяти, а ее эффективность зависит от развития зрительной и слуховой памяти.

Проблема: Каковы психологические условия развития образной памяти у детей младшего школьного возраста?

Объект исследования: процесс развития образной памяти младших школьников.

Предмет исследования: система работы по развитию образной памяти детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях.
Цель исследования: выявление психологических условий развития образной памяти у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: развитие образной памяти у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях будет эффективно, если:

-проводить целенаправленную работу по включению в ведущую деятельность детей лингвистического, художественного увлекательного материала на ассоциативной основе;

- поощрять желание ребенка запомнить представленный материал;

- контролировать правильность запоминания;

- проводить на внеклассных занятиях специальные, увлекательные игры и упражнения.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы развития памяти.

2.Раскрыть сущность, структуру и содержание образной памяти.

3.Описать динамику развития образной памяти на разных возрастных этапах.

4.Обобщить и опробовать методы изучения уровня развития образной памяти у детей младшего школьного возраста.

5.Обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию образной памяти младших школьников на внеклассных занятиях.

6. Определить условия эффективности развития образной памяти детей младшего школьного.



Методы исследования: психодиагностические (беседа, наблюдение, тестирование), психолого-педагогический эксперимент, обработка и анализ полученных данных.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница