Программа «Здоровьесберегающие технологии и профилактика социально-значимых заболеваний в образовательно-воспитательной среде пгту на 2011-2015 годы»



Скачать 155,29 Kb.
Дата14.02.2016
Размер155,29 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пермский государственный технический университет




Комплексная программа
«Здоровьесберегающие технологии


и профилактика социально-значимых заболеваний

в образовательно-воспитательной среде ПГТУ
на 2011-2015 годы»














Пермь

2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
В настоящее время в  вузах все более актуальным становится внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Большие учебные нагрузки, «сидячий» образ жизни, неполноценное питание, наряду с вредными привычками и недостатком двигательной активности, ведут к увеличению заболеваемости среди молодежи и, как следствие, к снижению успеваемости и социальной адаптивности в обществе. В контексте этого, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у молодежи позитивного отношения к здоровому образу жизни.

На современном этапе развития общества и государства понятие профилактики нарушений здоровья вышло из чисто медицинских понятий и перешло в вопросы образовательно-воспитательного комплекса.

Вопросы профилактики нарушений здоровья студентов в соответствии с Приказом Минобразования Российской Федерации от 17 декабря 1999 года, №1226 признаны приоритетными в системе высшей школы.

В соответствии с Законом «Об образовании» администрация высшего учебного заведения несет ответственность за жизнь и здоровье студентов во время образовательно-воспитательного процесса. При этом должна осуществляться целенаправленная ком­плексная работа по созданию системы здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающими технологиями в образовательной среде высшей школы следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья студентов, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье данной группы лиц.

Настоящая комплексная программа направлена на работу по первичной профилактике наркотизации студенческой молодежи, формированию и развитию системы мониторинга состояния здоровья, социальных и психологических проблем студентов, формированию внутривузовской среды, обеспечивающей стойкое неприятие к употреблению наркотических и психоактивных веществ, способствующей профессиональной и творческой самореализации студентов, овладению знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни.



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Создание системы сохранения и укрепления здоровья, формирование мотивации на здоровый образ жизни у участников образовательного процесса, а также профилактика девиантного поведения студентов, является одним из основных направлений воспитательной работы ПГТУ.





  1. Основу организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении составляют следующие нормативно-правовые документы:




  • Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года), где утверждены статьи, касающиеся права любого гражданина страны на охрану здоровья и образование;

  • Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в действующей редакции);

  • Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 3 марта 1999 г. (в действующей редакции);

  • Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года) (с изм., внесенными ФЗ от 18.07.2009 N 177-ФЗ);

  • Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" ;

  • Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ
    "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)";

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07. 1992 № 3266 – 1 (в действующей редакции), где в Статье 51 указано на необходимость охраны здоровья обучающихся, воспитанников;

  • Федеральный закон №87-ФЗ от 10.07.2001 г. «Об ограничении курения табака» (с изм. от 22.12.2008);

  • Концепция национальной безопасности Российской Федерации", которая определяет здоровье населения основой национальной безопасности и основой развития научно-технической базы промышленности страны;

  • Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами, утвержденная Министерством образования и науки России от 28.02.2000 г. № 619 и одобренная Правительственной комиссией по злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (протокол от 22.05.2000 г.);

  • Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы";

  • Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, п.2.1.1., 4.1.3.;

  • Письмо Минобразования РФ от 30.10.2003 N 26/4100-6 «О приведении в соответствие с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях»;

  • Решения коллегии Министерства образования и науки России от 14 сентября 2005 г. «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;

  • Закон о краевой целевой программе "Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы" от 29 ноября 2007 года;

  • Приказа Министерства образования и науки России от 16.07.2003 г. № 2715 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

  • Положение об организации внеучебной работы со студентами в Пермском государственном техническом университете;

  • Положение о студенческом совете ПГТУ

  • Устав ПГТУ.




  1. Основными структурными подразделениями, занимающимися работой по сохранению и укреплению здоровья и формированию мотивации на здоровый образ жизни являются: Управление внеучебной работы, здравпункты, деканаты факультетов, санаторий-профилакторий, центр социальной защиты студентов и аспирантов, кафедра физической культуры.




  1. Основными направлениями работы являются:




  • Информационно-образовательное - предусматривает разработку и внедрение комплекса образовательных программ в форме лекториев, круглых столов, конференций, семинаров и тренингов, направленных на приобретение студентами знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья. Основной целью реализации данного направления является деятельность, направленная на саморазвитие навыков здоровьесбережения.

  • Психолого-педагогическое - включает разработку и проведение психологических тренингов, направленных на формирование осознанности студентами здоровья как ценности; проведение психологических консультаций студентов по различным проблемам личностного характера.



  • Профилактическое - направленно на организацию и совершенствование работы по профилактике различных форм девиаций.




  • Спортивно-оздоровительное - направлено на систематическую деятельность по физическому воспитанию студенческой молодежи.





  1. Основные подходы в организации здоровьесберегающего пространства:

  • практико-деятельностный подход - в формировании навыков здоровьесбережения лежит идея о том, что только от самого субъекта, мотивированного к данного рода деятельности, можно ожидать полной самоотдачи, творческой активности, заинтересованности в самореализации своих, заложенных природой потенциальных возможностей, активности в плане получения знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения. При этом учитывается, что только при условии включенности индивида в здоровьесберегающую деятельность происходит формирование его сознания и развития как личности, стремящей к укреплению своего здоровья.

  • Личностно-ориентированный подход предполагает направленность процесса обучения на овладение каждым студентом умениями самостоятельной здоровьесберегающей деятельности и управлением данным процессом на основе тесного сотрудничества в плане получения информации с преподавателями, психологами, кураторами и т.д.

  • Индивидуально-творческий подход заключается в формировании со стороны личности студентов определенного критического взгляда на собственное физическое развитие и психическое состояние, и необходимость их совершенствование. Он формируется на основе сложившегося или выбранного идеала, умений проводить анализ собственного психофизического состояния, деятельности в плане ведения здорового образа жизни, использования возможностей самостоятельной профессионально-творческой работы направленной на здоровьесбережение.

  1. Финансирование программы осуществляется из средств федерального бюджета, поступающих в университет на организацию культурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы со студентами, и из внебюджетных средств университета.


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обоснование программы

Здоровье студенчества является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Внедрение инновационных технологий, информатизация и «интернетизация» обучения, увеличение учебной нагрузки приводят к значительному снижению двигательной активности, следствием чего становится ухудшение состояния здоровья, снижение адаптационных возможностей организма студента.

Отмечаемое многими исследователями глобальное ухудшение в последней четверти XX столетия состояния здоровья населения не могло не коснуться и России, где дополнительный импульс этой тенденции придал процесс социально-экономического переустройства общества. Это актуализирует проблему изучения развития, формирования и сбережения здоровья студентов, которое рассматривается нами как базовое основание для успеха в любом виде их будущей профессиональной деятельности.

Многие исследователи, опираясь на изучение заболеваемости студентов с большим объемом выборки, приходят к выводу, что их здоровье в процессе обучения от года к году ухудшается.



Здоровьесберегающая технология – это центрированная на студентах альтернатива традиционному профессиональному образованию, акцентирующая внимание на сохранении и укреплении их здоровья. Данная технология предусматривает формирование у студентов когнитивных и поведенческих компетентностей, значимых для укрепления здоровья, внутренних стандартов, сопряженных с социально-приемлемыми нормами и правилами поведения; развитие у них самоэффективности в творческой деятельности (убежденность человека в том, что ему по силам поведение, требуемое для достижения преследуемого результата) и способностей к саморегулируемому изменению.

Однако данное определение не является единственным. Как нет одного понятия здоровья, так нет и конечного понятия здоровьесберегающей технологии.

Во всем многообразии толкований понятия здоровьесберегающей технологии в образовании можно увидеть общую черту, а именно, признание здоровья главной ценностью человека и стремление к его сохранению и развитию в процессе учебной деятельности.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Например, как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков – приобщившись к культуре здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование у них ценности здоровья возможно при выборе образовательных технологий, адекватных категории обучающихся, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье.

Правильно организованный процесс жизнедеятельности человека, включая любимую профессию, активный отдых с использованием целенаправленных физических нагрузок, с постоянным врачебным контролем и самоконтролем, общение с друзьями, родственниками, активная жизненная позиция, медицинская активность, бережное отношение к природе, животным, культурно-просветительный отдых, включающий путешествия, чтение книг с эмоционально-окрашенным восприятием - это единая система, направленная на укрепление здоровья, на всестороннее развитие.



Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое – дорогу к здоровью.

По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на:

  • Защитно-профилактические, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

  • Компенсаторно-нейтрализующие, позволяющие восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной деятельности или, хотя бы частично нейтрализующие негативные воздействия.

  • Стимулирующие, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

  • Информационно-обучающие, которые обеспечивают информирование о здоровье и способах его сохранения, воспитывают культуру здоровья, обучают навыкам здоровья.

Цель и задачи программы

  1. Целью данной программы является создание системы сохранения и укрепления здоровья и формирование мотивации здорового образа жизни у участников образовательного процесса.

  2. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  • Формирование культуры здоровья студентов на основе осознания здоровья как ценности, формирование мотивации на здоровый образ жизни;

  • Создание приоритета здорового образа жизни через осознание ценности здоровья;

  • Создание ситуации нетерпимого отношения ко всем видам психоактивных веществ (ПАВ);

  • Внедрение системы мер профилактического, адаптивного характера, связанных с оздоровительными мероприятиями, психологической поддержкой студентов.

  • Мониторинг состояния здоровья участников образовательного процесса.

  • Создание воспитательной среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности

  • Организация комплекса мероприятий по сохранению здоровья студентов. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

  • Организация волонерского движения в вузе по пропаганде здорового образа жизни.


Мероприятия, необходимые для реализации программы


  1. Организационные мероприятия

  • Определение действующей нормативно-правовой базы по вопросам разработки и внедрения в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий и комплексных мер профилактики девиантного поведения в студенческой среде.

  • Обеспечение мониторинга и прогноза ситуации, связанной с социально-психологическим благополучием студентов и распространением различных форм девиаций.

  • Информационное обеспечение принятия управленческих решений руководством университета в социальной сфере.

  • Научное и методическое сопровождение реализации социально-значимых программ Университета.

  • Координация деятельности различных структурных подразделений Университета в рамках реализации программы.

  • Научное и методическое сопровождение реализации программы.

  • Разработка объективных критериев качества и эффективности комплексных мер, направленных на реализацию программы.

  • Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере здоровьесберегающих технологий и профилактики девиаций в студенческой среде

  • Обеспечение деятельности экспертно-консультативного совета по проблемам здоровьесберегающих технологий, профилактики девиантного поведения студентов.




  1. Профилактические мероприятия




  • Организация внеучебной и досуговой деятельности студентов, в том числе развитие антинаркотического волонтерского движения.

  • Обеспечение психолого-педагогическим сопровождением образовательно-воспитательного процесса.

  • Организация и проведение оздоровительных и антинаркотических мероприятий по принципу «равный-равному» в учебных корпусах и общежитиях.

  • Организация и проведение оздоровительных и профилактических общегородских и всероссийских акций.

  • Проведение тематических семинаров с кураторами академических групп по вопросам здоровьесберегающих технологий и профилактики девиантного поведения в студенческой среде.

  • Организация и проведение мероприятий по обеспечению комплексной безопасности студентов в образовательно-воспитательном процессе.

  • Проведение выездных обучающих и оздоровительных мероприятий по здоровьесберегающим технологиям и профилактике девиантного поведения.

  • Организация антинаркотических, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, мотивирующих на здоровый образ жизни.




  1. Информационно-пропагандистское обеспечение программы




  • Разработка единой концепции информационно-пропагандистских мероприятий.

  • Создание фирменного стиля информационно-пропагандистской программы здорового образа жизни и профилактики девиаций в студенческой среде; усовершенствование странички по ЗОЖ на сайте университета.

  • Аналитическое сопровождение информационно-пропагандистской деятельности.

  • Реализация информационно-пропагандистской концепции в межведомственном и информационном взаимодействии с государственными органами и общественными организациями.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы предполагается:


  • Создать систему здоровьесберегающих технологий в образовательно - воспитательном процессе ПГТУ, направленных на сохранение здоровья студентов, создание условий для здорового образа жизни, а также профилактику различных форм девиаций в студенческой среде.

  • Реализовать представленные мероприятия Программы (Приложение).

  • Сформировать основы здорового образа жизни студенческой молодежи.

  • Создать образовательную среду, способствующую сохранению здоровья студентов.

  • Усовершенствовать научно-методическую, образовательную основу реализации направлений Программы.

  • Повысить эффективность оздоровительной и профилактической деятельности.

  • Совершенствовать информационно-пропагандистскую деятельность со студентами ПГТУ.

  • Совершенствовать систему мониторинга результатов по основным направлениям Программы.

  • Достичь положительной динамики снижения количества заболеваний, употребления психоактивных веществ среди студентов

  • Увеличить число студентов, ведущих активный здоровый образ жизни.

  • Улучшить качество жизни студентов университета, что обеспечит повышение конкурентоспособности выпускников ПГТУ на рынке труда.

Оценка эффективности Программы
Предполагается, что реализация программы будет способствовать:


    • своевременному осуществлению мониторинга состояния здоровья и здорового образа жизни студентов;

    • определению основных направлений в реализации модели здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе Вуза;

    • повышению антинаркотической ориентации студенческой среды, что повлечет за собой психическое и физическое оздоровление молодежи;

    • совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.


Показатели эффективности
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации Программы.
Первый уровень – объемные количественные показатели:


  • Доля студентов, охваченных здоровьесберегающими технологиями (предлагается увеличить этот показатель с 50 % в 2011 году до 85 % в 2015 году, то есть ежегодный прирост примерно составит 7 %);

  • число специалистов, прошедших повышение квалификации по проблеме формирования здоровьесберегающей среды;

  • число спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

  • количество студенческой молодежи, принимающих участие в спортивных мероприятиях;

  • число студентов, занимающихся в спортивных секциях;

  • число студентов, принимающих участие в работе физкультурно-спортивных клубов;

  • число студентов, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах;

  • количество педагогов, включенных в работу по реализации данной программы на факультетах, в вузе.

  • динамика здоровья студентов (анализ по группам здоровья);

  • динамика уровня заболеваемости студентов;

  • число случаев девиантного поведения студентов (регистрация каждого случая в папке контроля за девиантным поведением студентов ПГТУ);

  • доля студентов-волонтеров от общего числа студентов очной формы обучения.


Второй уровень – качественные показатели:


  • освоение учащимися навыков здоровьесбережения;

  • овладение специалистами методами и приемами развития для формирования здоровьесберегающей среды вуза;

  • рост творческих и образовательных достижений студентов, повышение уровня здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;

  • формирование у студентов устойчивого понимания и значимости здорового образа жизни, необходимости занятий физкультурой и спортом без принуждения;

  • понимание физического воспитания в вузе как целенаправленной деятельности, направленной на развитие целостной личности, гармонизацию её духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовать свои силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности;

  • обеспечение и контроль при формировании здоровьесберегающей среды в учебном заведении разнообразных и постоянно меняющихся факторов – внешних (особенности: социальной и педагогической среды, информационной среды; систем управления образованием и т.д.) и внутренних (материально-техническая база, кадровый состав, особенности коллектива).


Каталог: files -> file -> oksana
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
file -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
file -> Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
file -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
file -> Семья в психологической консультации
oksana -> Отчет по договору №


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница