Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Онтология и теория познания»



Скачать 142,19 Kb.
Дата22.04.2016
Размер142,19 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
для поступающих на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Онтология и теория познания

__________________________________________________________

(наименование программы)

по направлению подготовки


47.06.01 Философия, этика, религиоведение

___________________________________________________________

(код, наименование направления подготовки)

Оренбург 2014



1. Введение
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Онтология и теория познания» разработана на основании ГОС ВПО, ФГОС ВПО уровней образования специалитет, магистратура.

Вступительное испытание проводится в форме устного экзамена.

Целью экзамена является проверка теоретико-философских и методологических знаний поступающего в аспирантуру в области специальной дисциплины, выявление степени сформированности мировоззренческих и научных представлений поступающего в аспирантуру, его умения и возможностей применять философско-методологические положения для анализа проблем бытия и его познания.

Поступающий на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Онтология и теория познания» должен:

- иметь представление: о важнейших философских проблемах в их историческом развитии

- знать: содержание современных отечественных и зарубежных дискуссий по проблемам онтологии и теории познания

- иметь: навыки философского осмысления проблем бытия мира и человека, процессов социальной практики, результатов и исследовательских стратегий современной науки,

- владеть основами ориентации в многообразии понятийных структур и методов современной философии, ее связей с иными формам и интеллектуального и духовного освоения действительности, определять и оценивать культурную роль философии.

При подготовке к экзамену поступающие должны использовать учебную и специальную научную литературу, первоисточники, периодические издания.

Процедуру экзамена составляют ответ на вопросы экзаменационных билетов и свободное собеседование по вопросам проблемного поля онтологии и гносеологии. Итоговая оценка определяется глубиной и качеством знаний, пониманием философских проблем, культурой мышления. Итоговая оценка зависит от знания и изложения материала по основным вопросам экзаменационного билета, а также качества ответов на дополнительные вопросы. Экзаменуемый должен ответить на все предложенные вопросы. За каждый из вопросов выставляется оценка по 4-х уровневой шкале:

«неудовлетворительно» (0 баллов) – не владеет понятийным аппаратом вопроса;

«удовлетворительно» (3 балла) – владеет рядом основных понятий проблемы; знает ее базовые теоретические положения;

«хорошо» (4 балла) – свободно пользуется понятийным аппаратом проблемы; знает основные теоретические положения; умеет видеть структуру проблемы; знает некоторые методы анализа проблемы;

«отлично» (5 баллов) – квалифицированно владеет понятийным аппаратом проблемы; знает основные теоретические положения;

умеет видеть структуру проблемы и владеет методами ее анализа;


2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Онтология как учение о бытие

Понятие онтологии и ее место в структуре философии. Философия как рефлексивный поиск предельных оснований бытия: онтологический уровень философии. Место онтологии как учения о бытии, теологии как учения о бытии бога, космологии как учения о взаимосвязях всего сущего и психологии как учения о душе в традиционной метафизике. Традиция разделения теоретической и практической философии (Аристотель). Онтологическое самообоснование философии. Универсальность и необходимость онтологического аспекта любой философской проблематики. Онтологизм, гносеологизм, методологизм, антропологизм как тематические доминанты в истории философии. Место и роль онтологии в современной философии. Критерии онтологического. Онтология и натурфилософия: традиция и современность. Место и статус онтологии в современной философии. Философская онтология и современная наука.

Бытие как центральная категория онтологии. Способы постановки вопросов о бытии. Проблема критериев существования. Базовые понятия онтологии. Бытие и мышление. Категория бытия как философское обоснование истинности мышления (Парменид). Бытие, знание, добродетель (Сократ). Бытие, инобытие и универсум. Бытие — наличная реальность (Демокрит) или — умопостигаемый мир идей (Платон)? Бытие и сущность. Бытие и существование. Потенциальное и актуальное бытие. Идеальное и материальное; онтологический статус идеального. Соотношение бытия и реальности в различных философских концепциях. Бытие, существование, становление и исчезновение. Бытие и ничто как предельные абстракции построения онтологических философских систем (Гегель). Бытие и сущее. Бытие, пребывание, становление. Специфика категории бытия в религии, теологии, идеалистических и материалистических философских системах.

Уровни и типы бытия. Бытие и мир. Бытие вещей и процессов. Бытие человека. Бытие и дух. Духовное бытие. Бытие и инобытие, жизнь и смерть. Бытие и материя. Бытие идей и духовных ценностей. Бытие, время, жизнь, сознание. Бытие и абсолют. Структура объективной реальности. Различение объективной и субъективной реальности. Иллюзорные образы бытия Компьютер и виртуальная реальность.



Материалистический субстанциализм. Разновидности построения материалистической онтологии. Чувственно-материальный Космос как основная черта античной натурфилософии. Диалектический материализм как один из вариантов материалистического субстанциализма и его место в современной философии. Понимание материи как объективной реальности и как субстанции всех процессов в мире. Принцип материалистического единства мира. Наука и материалистическая философия. Современные представления о структуре материи, веществе и полях. Иерархия материальных систем в мире. Структурная бесконечность и вечность материи в качестве субстанции. Всеобщие атрибуты материи. Взаимоотношение всеобщих и специфических свойств материи. Структурные уровни материи и формы ее системной организации. Методы выявления всеобщих свойств материи и доказательство их универсальности. Взаимодействие и движение как атрибуты материи. Соотношение взаимодействия и связи. Типы взаимосвязей в мире. Асимметрия причинных связей в необратимых изменениях. Проблема распространения связей и взаимодействий в пространстве и времени. Является ли мир бесконечным или представляет собой связанное целостное образование, целостную систему? Взаимодействие и автономность материальных систем. Основные формы движения материи и критерии их классификации. Взаимосвязь живой и неживой природы.

Объективные и субъективные аспекты понимания пространства и времени. Зависимость пространственно-временных представлений от типа культуры. Пространство, время и язык. Пространство, время, материя. Время и ритм. Дискуссии о существовании нефизических форм пространства и времени: социальных, психологических, биологических, геологических, семиотических и др.

Развитие физических и философских представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Влияние теории относительности на понимание времени и пространства. Универсальные и специфические свойства пространственно-временных отношений.

Проблема направленности времени: статическая и динамическая концепции. Асимметрия времени. Проблема управления временем. Дискуссии о существовании "параллельных миров", физический и философский смысл размерностей пространства и времени. Философский смысл существования разных типов пространств. Время, вечность, космос. Ограниченность идеи универсализма Вселенной с физических позиций и философское понимание его бесконечности. Бесконечное и абсолютное. Потенциальная и реальная бесконечность. Космологические модели Вселенной и их локальная применимость в масштабах Метагалактики. Границы экстраполяций космологических моделей. Философский анализ гипотез развития Вселенной.

Единство и многообразие в мире. Единство мира в науке и философии. Монистические и плюралистические подходы к пониманию мира. Модели материального единства и проблема его универсального единства. Субстанциальное, системное, структурное, эволюционно-генетическое единство мира. Номологическое единство мира. Смена картин мира в истории науки и философии. Мистические и религиозные варианты единства мира.

Диалектика части и целого. Соотношение части и целого в истории философии. Антиномии целостности. Системно-структурный подход и особенности его применения к целостным системам. Системный подход и диалектика. Анализ понятий "система", "элемент", "структура". Возможна ли общая теория систем? Физические и информационные ограничения. Системность бытия и уровни его структурной организации. Иерархия материальных систем в мире: от элементарных частиц до Метагалактики. Проблема образования систем и специфика взаимосвязи элементов (гравитационные, электромагнитные, ядерные). Проявления системной организации в мире. Системообразующие связи и формы движения. Суммативные и целостные системы. Органические и неорганические системы. Специфика общества как системы и эффективность применения при анализе общества системно-структурного метода. Общая характеристика системной методологии и проблема становления системологии. Варианты структурации мира: несистемность, симметрия, порядок и беспорядок, гармония, тождество и различие.



Способы концептуализации сознания. Сознание как предмет гносеологической рефлексии. Сознание как парадоксальная реальность. Процедура объективации в описаниях сознания. Психологизм и антипсихологизм в трактовках сознания.

Проблема генезиса сознания: основные подходы, понятия, концепции. Природно-биологические предпосылки становления сознания. Информационные процессы в биосфере и Космосе. Антропосоциогенез. Современные взгляды на движущие силы и этапы филогенетического становления сознания. Сущность превращения человеческого сознания в планетарную эволюционную силу. Онтогенезсознания. Дилемма “преформизм-эпигенез” в понимании индивидуального и исторического развития сознания. Диалектика фило- и онтогенеза сознания.

Структура сознания. Общие представления о структуре сознания и его основных компонентах (чувственно-перцептивных, эмоциональных, ценностно-мотивационных, логических, волевых). Уровни сознания (психическое, рефлексивно-сознательное, подсознательное, сверхсознательное). Социокультурные образы сознания. Сознание и бессознательное. Природа бессознательного. Пути концептуализации бессознательного. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Онтология бессознательного. Архетипы бессознательного. Сущность самосознания. Сознание и самосознание. Самосознание и процесс социализации личности. Тайна человеческого “Я”. Отношения “Я” и “Ты” в процессах самосознания и социализации.
Раздел 2. Бытие и развитие

Проблема движения в истории философии. Соотношение движения, изменения и развития. Основные свойства движения. Философские модели развития: креационизм, теория эманации, преформизм, эмерджентизм, эволюционизм. Многообразие форм движения и структурные уровни бытия. Изменяющееся и неизменяющееся бытие. Проблема движения в истории философии. Проблема всеобщности движения. Парадоксы движения.

Развитие и возникновение новых форм бытия. Развитие и диалектика. Диалектические концепции развития. Их структура, законы, принципы, основные понятия. Парадокс возникновения нового. Проблема соотношения актуального и потенциального в развитии. Нелинейность развития. Законы и категории развития.

Виды диалектики. Источник, механизм и направленность развития. Философские законы, описывающие развитие мира (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс, диалектический материализм). Закон единства, взаимодействия и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон диалектического отрицания.

Взаимообусловленность различных форм бытия. Основные типы и формы детерминации. Концептуальная структура принципа детерминизма, его универсальность и фундаментальность. Механистический детерминизм. Основные типы детерминации в мире. Причина и следствие. Принцип причинности. Механизм и основные признаки причинной связи. Причина и условие. Причина и другие виды обусловливания. Познание причин и рациональное объяснение явлений. Сущность индетерминизма и его формы. Формы детерминации в мире. Структурная, системная, кондициональная, генетическая, функциональная и информационная детерминации. Целевые и идеальные детерминации в жизни человека в социуме. Асимметрия причинных связей и цепей детерминации во времени.

Закономерность и случайность. Закономерность и формы ее проявления в мире. Понятие закона. Необходимость и случайность. Вероятностно-статистические законы и их детерминистская интерпретация. Динамические законы. Структурно-функциональные отношения. Существуют ли всеобщие структурно-динамические законы организации и развития? Их онтологический статус.

Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Детерминизм и свобода человека. Волюнтаризм и фатализм. Социальное и экзистенциальное измерения степеней свободы человека. Проблема свободы и необходимости в концепциях предопределения. Цель и целеполагание.

Раздел 3.Теория познания



Предмет теории познания. Соотношение гносеологии и онтологии. Взаимоотношение гносеологии с частными когнитивными дисциплинами (психологией, физиологией, лингвистикой, культурологией, исследованиями в области искусственного интеллекта). Природа гносеологических категорий. Концептуальный строй гносеологиии ее базовые понятия: «познавательное отношение»; «субъект», «предмет», «объект»; «субъективное и объективное»; «интерсубъективное и общезначимое». Система традиционных гносеологических допущений.

Основные гносеологические программы и стратегии. Типологии гносеологических программ и стратегий: традиция и современность; основания и критерии. Наивный реализм и «естественная установка». Платонизм, трансцендентализм, эмпиризм и натурализм. Феноменализм, конвенционализм, солипсизм. Скептицизм, критицизм и агностицизм. Рационализм и сенсуализм.



Познание как субъектно-объектное отношение.Познаваемость мира. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения. Границы познания и способы постановки вопросов о возможности познания. Категории субъекта и объекта познания. Сущность знания. Противоречие между субъектом и объектом как главная движущая сила развития знания. Проблема соотношения личного и безличного знания.

Эволюция самоописаний познающего субъекта: «субстанция–субъект» и «субъект–субстанция»; ум и душа (античность); «Я» и самосознание (христианство и новоевропейская классическая философия); «Я» и «Другой», коллективно-исторический субъект (кризис классики). Проблема субъекта в постклассической гносеологии: концепции «смерти» субъекта; тематизация бессознательного, отчуждения, анонимности, телесности в понятии субъекта. Понятия “трансцендентального” и “коллективного” субъекта познания (Кант и неокантианские интерпретации; Гегель и марксизм). Теория познания “без познающего субъекта” (К. Поппер). Учение об Абсолютном Субъекте познания в русской философии (С.Н. и Е.Н. Трубецкие). Альтернативы субъект–объектному дуализму.



Этапы и уровни познания. Источники человеческого знания о мире. Теории врожденных идей. Проблема априорного и апостериорного. Антитеза рационализма и сенсуализма. Дилемма «чувственное–рациональное». Виды чувственного познания. Проблема «первичных» и «вторичных» качеств, образного и знакового. Опосредованный характер чувственных образов и программы «очищения» перцептивного опыта в западных и восточных философских учениях.

Проблема получения и обоснования нового знания. Природа дискурсивного знания. Дискурс и рефлексия. Уровни рефлексивной деятельности. Интуитивное знание. Виды интуиции (чувственная, эмоциональная, рациональная, логическая). Проблема интерсубъективной проверки и трансляции интуитивного знания. Связь интуиции и дискурса в процессах познания, обоснования и трансляции знания.



Виды познания. Теоретический и практический разум. Виды рациональности: понятие рациональности в естественных и гуманитарных науках. Философская рациональность. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания. Особенности познавательного процесса в философии. Личностный, беспредпосылочный и непосредственный виды знания как особые гносеологические феномены. Личностная окраска знания в естественных и гуманитарных науках.

Типология вненаучных форм познания и их регулятивы. Виды вненаучного познания (обыденное, мистическое, художественное, эзотерическое, мифологическое). Разум и рациональность. Типологии концепций разума. Разум и рассудок.

Идеалы, нормы, стандарты и критерии рациональности. Типы и виды рациональности (целе-средственная и целе-ценностная). Стратегии рациональности. Эволюция рационализма и иррационализма. Программы «нового рационализма». Природа научного познания и его особенности. Рациональное знание и специфика научного познания. Проблема критериев научности. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знанияи их взаимодействие. Парадигма, исследовательская программа, научная картина мира – их гносеологический статус.

Познание и творчество.Сущность творчества. Загадка творчества. Источники, средства и формы появления новых смыслов. Продуктивное и репродуктивное в познавательной деятельности.

Социокультурные детерминанты познания. Каналы социокультурного влияния на познавательный процесс. Значение исторических и социально-психологических предпосылок в познании. Традиции и новации. Язык и познание. Гипотеза лингвистической относительности и ее концептуальные разновидности. Проблема влияния национально-этнических факторов на характер и результаты познавательной деятельности.

Экзистенциальные детерминанты познавательной активности. Значение личного опыта и волевого творческого начала в когнитивном процессе. Проблема становления и развития творческих способностей познающей личности. Разнообразие мотивов философского творчества. Творческое воображение. Философская экстраполяция и ее границы.

Практика и познание. Роль практики в познании. Практика и опыт. Типологии практик: основания и критерии. Исторические формы связи материально-технической и общественно-политической практики с познавательной деятельностью. Противоречивый характер взаимоотношений практики и познания. Утилитаристские подходы к пониманию сущности познавательной деятельности. Опредмечивание и распредмечивание. Практика и деятельность. Деятельность как чувственно-сверхчувственная реальность. Теоретико-деятельностный подход в познании.

Истина. Концепции истины. Классические модели истины: корреспондентская, семантическая, конвенциональная, априористская. Неклассические модели истины: когерентная, прагматическая, диалектико-материалистическая. Онтологический подход к пониманию сущности знания и истины в концепциях М. Хайдеггера и П.А. Флоренского. Проблема критериев истины (логические, эмпирические, практические, теоретические и др.).Истина как состояние, как акт и как процесс. Истина как оценка. Соотношение истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения, истины и познавательной ошибки. Истина и ценности. Истина и правда. Этические и эстетические компоненты в познании.

Истина как процесс. Диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Проблема критериев истины Логические, эмпирические и теоретические критерии. Истина и ценности. Этические и эстетические компоненты в структуре современного знания.


3. Список рекомендуемой литературы
3.1. Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.,2010.

  2. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. – М.,2005.



3.2. Дополнительная литература:

  1. Вартофский М. Природа, число и единичные вещи: мотивация и метод философии Спинозы// Модели. - М., 1988.

  2. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник'88. - М., 1988.

  3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

  4. Какабадзе З. М. Проблема человеческого бытия.- Тбилиси, 1985.

  5. Лекторский В.А Субъект, объект, познание. - М., 1980.

  6. Липский В.И. Практическая природа истины. - Л., 1988.

  7. Сергеев К.А, Слинин Я.А Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука Нового времени).- Л., 1987.

  8. Херрман Фр.-В. фон. «Бытие и время» и «Основные проблемы феноменологии» // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.

Каталог: userfiles -> ufiles -> OP asp -> 2014
ufiles -> Умение разговаривать по телефону необходимый навык и большое подспорье при поиске работы
ufiles -> Фроули Давид. Аюрведическая терапия
ufiles -> Дэвид Фроули – Аюрведическая астрология
2014 -> Программа вступительного испытания по философии для поступающих на образовательные программы высшего образования программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Э кология (по отраслям)»
2014 -> Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Общая педагогика, история педагогики и образования»
OP asp -> Программа кандидатского экзамена по специальности
OP asp -> Программа вступительного испытания по специальной дисциплине для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
OP asp -> Философия науки Тема Предмет и основные концепции современной философии науки
OP asp -> Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Общая педагогика, история педагогики и образования»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница