Программа профориентации



Скачать 27,57 Kb.
Дата14.02.2016
Размер27,57 Kb.
ТипПрограмма
Программа профориентации

МБОУ гимназия № 33 г. Краснодар

на 2015-2016 учебный год
I. Общие положения

       Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

        В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

        Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

       Таким образом,  можно выделить следующие аспекты профориентации: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
II. Цель и задачи Программы

Цель Программы  - формирование у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Основными задачи Программы являются:


  1. получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для разделения их по профилям обучения;

  2. дополнительная поддержка некоторых групп обучающихся, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства;

  3. выработка гибкой системы кооперации с учреждениями профессионального образования;

         Основные задачи программы выполняются путем реализации мероприятий по профессиональной ориентации (Приложение №1)

III Ожидаемые результаты

     Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

- увеличение доли выпускников школы, получивших профориентационные услуги в соответствии с Программой, до 100%;

IV Механизм реализации Программы

Профориентационная работа включает в себя следующие важные компоненты: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному самоопределению, трудовую компетентность.



Профессиональная ориентация - это система научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.

Профессиональное самоопределение  - процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, позволяющего успешно адаптироваться к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Готовность к профессиональному самоопределению - это интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора и выражается в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления

Под трудовой компетентностью понимается «способность человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного, коммуникационного пространства». Она включает следующие составляющие:



Знания:

  1. личностных особенностей (интересы, склонности, способности, качества, состояние здоровья);

  2. о профессии (требования, предъявляемые выбранной профессией, основные характеристики, выбор индивидуальной профессиональной траектории, возможности профессионального роста, минимальные знания в области выбираемой профессии);

  3. потребности рынка труда

Навыки:

  1. коммуникативные;

  2. информационные;

  3. интеллектуальные

  4. личностные качества

  5. субъектные качества (целеполагание, рефлексия, способность осуществлять выбор, способность реализовывать выбор.)

  6. профессионально значимые качества.

С учетом всего сказанного можно выделить следующие этапы  профориентационной работы в школе:

С учащимися:



1-4 классы:

  • формирование у младших обучающихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы:

  • развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);

  •  приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы: 

  • уточнение образовательного запроса в ходе внеклассных мероприятий;

  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

  • формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы:

  • обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

С педагогическим коллективом:

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения обучающихся с целью согласования и координации их деятельности;

  • поддержание связей общеобразовательной организации с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся;

  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательной организации;

  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;

  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблемам предпрофильной подготовки, профильного обучения и   профессионального самоопределения старшеклассников;

  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

  • организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, психолога по проблеме самоопределения обучающихся;

  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, психолога;

  • организация занятий обучающихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки.

Классный руководитель: 

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • помогает учащемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных оргназициях;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению;

  • организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных организаций.

Учителя-предметники: 

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у учащихся адекватной самооценки;

  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;

  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся.

Библиотекарь: 

  • регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь по выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)

Социальный педагог: 

  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

  • осуществляет консультации для участников образования по социальным вопросам;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения обучающегося.

Педагог - психолог: 

  • организует изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся;

  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;

  • проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся;

  • способствует формированию у учащихся адекватной самооценки;

  • приглашает родителей обучающихся для выступлений перед обучающимися о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся;

  • создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник: 

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у учащихся установки на здоровый образ жизни;

  • проводит с учащихся беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Работа с родителями:

  • проведение родительских собраний, лекториев для родителей;

  • индивидуальные беседы педагогов с родителями обучающихся;

  • анкетирование родителей обучающихся;

  • привлечение родителей обучающихся для выступлений перед обучающихся с беседами;

  • привлечение родителей обучающихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей обучающихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения обучающихся;

  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей обучающихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Для того чтобы оценить результативность профориентационной работы для учащихся, можно выделить следующие критерии по показателям эффективности:

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения: без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии учащийся не сможет сделать обоснованного ее выбора;

  • потребность в обоснованном выборе профессии: это самостоятельно проявляемая учащимся активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание;

  • уверенность обучающегося в социальной значимости труда: сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;

  • степень самопознания обучающегося: от того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора;

  • наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана. 


Приложение № 1

1.Диагностическое направление работы:

1.1 Комплекс профориентационной диагностики учащихся 8-11 классов

1.2 Комплекс диагностики познавательной и эмоционально-личностной сферы учащихся.

2.Коррекционно-развивающее направление работы:

2.1 Социализация детей, вызывающих тревогу и (или) из неблагополучных семей в возрасте от 10 до 18 лет.

2.2 Профориентационный тренинг для учащихся 8-11классов по программе «Мир в тебе и вокруг тебя» (формирование у детей позитивных установок к учебной и трудовой деятельности, и в межличностных взаимоотношениях).

2.3 Расширение сферы социального функционирования детей младшего и среднего школьного возраста в программе Коррекционно-развивающие занятия для младших школьников по программе «Раскройся и прояви себя»

2.4 Тренинг «На снятие тревожности перед экзаменами» (снижение уровня страха и тревоги перед экзаменами; освоение участниками тренинга навыков подготовки к экзаменам; формирование позитивного эмоционального настроя перед сдачей экзаменов.

3.Просветительское направление работы:

3.1 Просветительский цикл занятий для младшего школьного возраста «Увлекательная страна профессий» (создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии, осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире; совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

3.2 Профориентационные экскурсии на предприятия .

3.3 Профориентационные выставки и мастер-классы по профессиям.



4.Мероприятия:

3.4 Экскурсии на профессиональные ярмарки-выставки для учащихся выпускных классов.



3.5 Профориентационные экскурсии в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования для учащихся 8-11 классов.
Каталог: sites -> default -> files -> images
images -> Рабочая программа образовательной области «речевое развитие»
images -> Эстетическое воспитание средствами искусства
images -> Программа патриотического воспитания
images -> 1. Изучение поведения история и методы 13 Глава 1 Что такое поведение
images -> Чтение без принуждения
images -> Рабочая программа образовательной области «речевое развитие» Воспитатель гр. №6 для детей 3-4 лет
images -> Пётр Николаевич Краснов Екатерина Великая
images -> Уровень притязаний при самооценке, предвосхищение успеха или неудачи
images -> Физическое развитие
images -> Перевести на англ через Commitment


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница