Программа проблемного курса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста»



Скачать 180,68 Kb.
Дата17.04.2016
Размер180,68 Kb.
#16050
ТипПрограмма
Тамбовский областной институт повышения квалификации

работников образования

ПРОГРАММА

проблемного курса

«Духовное воспитание детей

старшего школьного возраста»

Тамбов

2006
ББК 74.200.51

Л69


Рецензенты:

кандидат педагогических наук, проректор по научно-методической

работе ТОИПКРО

Е.И. Агаркова

кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой управления и

развития образовательных систем ТОИПКРО

И.В. Клемешева

Л69


Логунова Е.П., Данилова Н.В.

Программа проблемного курса «Духовное воспитание детей старшего

школьного возраста». – Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 11 с.

ББК. 74.200.51

©ТОИПКРО, 2006

©Логунова Е.П.,

Данилова Н.В., 2006

пояснительная записка
Одной из характерных черт нашего времени является крушение всех нравственных идеалов и деформация духовной сферы человека, в результате чего в душе и взрослых, и детей образуется пустота. Это намного страшнее, чем другие проблемы человечества: гонка вооружений, терроризм и даже экологическая катастрофа. Современная Россия переживает сегодня самый глубокий духовный кризис в своей истории. К счастью, все большее количество людей приходят к выводу, что ни одной проблемы, включая глобальные, нельзя решить без изменения, прежде всего самого человека, его сознания и отношения к миру. Поэтому важнейшее место в государственной политике многих стран мира занимают вопросы образования и воспитания. Необходимо помнить, что сегодняшний духовно-нравственный кризис во многом обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, традиционной морали. В связи с этим многие ученые признают, что главным направлением в развитии образования должно быть направление в сторону сохранения и обогащения национальных культур.

В ситуации российского духовно-нравственного, экономического, политического кризисов национальное начало может стать той основой, опираясь на которую, можно будет преодолеть любой кризис.

Для русской культуры смыслообразующим, культурообразующим, историкообразующим ядром является Православие. Православие сыграло важнейшую роль в становлении и жизнеустройстве русского человека, его семьи, государства, русской культуры в целом.

Важнейшим фактором развития российской образовательной системы является тот фактор, что православная культура, которая всегда была и остается в каждом своем проявлении духовно, нравственно и эстетически значимой. Это обусловливает необходимость обращения к ней в самые тяжелые и прагматичные времена. Наш век предлагает детям в качестве образцов для подражания низкопробное искусство, цинизм, разврат, навязывая культ золотого тельца и разрушительной силы. Растет поколение, для которого семья, отцовство и материнство не являются жизненной необходимостью. Отсутствие положительных установок на семью у детей приводит к формированию негативного отношения к семье и браку как социальным институтам. Это влечет за собой катастрофическое падение рождаемости, рост заболеваний, преступности. Демографическая ситуация в стране напрямую связана с разрушительными установками, формируемыми СМИ. Подавляющее большинство современной литературы и кинофильмов для детей прославляют «дикий бунт» против взрослых, и прежде всего, родителей. Идет дискредитация семьи, родителей, взрослых вообще. В этих условиях важно обратиться к живительным истокам русской традиционной культуры.

Воспитатель, учитель должны найти в себе силы, мудрость овладеть духовным наследием, чтобы способствовать взращиванию личности, раскрытию с раннего возраста духовных качеств человека. Нельзя осуществлять воспитание ребенка на принципах относительности добра и зла. Уже с дошкольного возраста нужно раскрывать и развивать нравственное чувство, прививать навыки борьбы со злом, умение правильно сделать выбор, духовно и нравственно самоопределиться, сориентироваться в жестоком мире массовой культуры и лукавых СМИ. Программа спецкурса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста» продолжает программу по духовному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста и рассчитана на учителей среднего школьного звена. Преемственность осуществляется в основных темах, в содержании курса, в предлагаемых формах, средствах и методах обучения.

Цель курса – обеспечить овладение учителем среднего звена методикой преподавания курса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста».

Задачи спецкурса:

1. Дать сведения об основных понятиях и представлениях духовной (православной) культуры.

2. Познакомить учителей, а через них – учеников, с историей Русской Православной Церкви; показать ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России.

3. Рассмотреть философский, нравственный, исторический, художественный, психолого-педагогический аспекты понятия «духовное воспитание» и «духовное образование».

4. Дать анализ реально складывающейся социально-культурной и образовательной ситуации в России, основываясь на психолого-педагогической характеристике среднего школьного возраста, выявить проблемы духовно-нравственного воспитания подростков, обозначить основные направления в их решении.

5. Ввести педагогов (учеников) в мир православной этики, соотнося с ним проблемы нравственного поведения современного подростка-школьника.


учебно-тематический план

п/п


Наименование разделов, дисциплин

Всего,

час.


В том числе

Форма

контроля


Лекции

Выездные занятия,

стажировка, деловые игры и т.д.



Практические,

лабораторные, семинарские занятия






1.

Православная культура – духовно смысловая основа отечественной культуры

12

8




4




1.1

1.2


Духовно-нравственное воспитание юношества на основе православных традиций
Духовное наполнение базовых педагогических понятий

6

6


4

4





2

2





2.

Особенности духовного воспитания детей старшего школьного возраста

16

10




6




2.1

2.2

2.3


Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста
Основные проблемы духовного развития детей в юношеский период
Проблема смысла жизненного существования

6

4


6

4

2


4




2

2


2




3.

Основные направления духовного воспитания школьников старшего возраста

24

16




8




3.1

3.2


3.3
3.4

Нравственное воспитание в системе православных ценностей

Духовные причины проблем современного общества


Патриотическое воспитание
Духовные основы православной семьи

6

6

6


6

4

4

4


4




2

2

2


2




4.

Методические замечания к преподаванию курса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста»

18

12




6




4.1

4.2


4.3

Содержательные особенности курса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста»
Особенности работы учителя старших классов по преподаванию курса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста»
Преемственность преподавания курса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста» с преподаванием подобного курса в других возрастных группах

6

6

6



4

4

4






2

2

2









Итоговая государственная аттестация

2







2

Зачет




Итого

72

46




26



СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1.

Православная культура – духовно-смысловая основа

отечественной культуры
1.1. Духовно-нравственное воспитание юношества на основе православных традиций

Противоречия в современной системе образования и пути их разрешения. Юридические нормы духовно-нравственного становления молодежи на основе отечественных традиций в системе образования России.

Православное (духовное) воспитание подрастающего поколения в сфере информационной безопасности России и национальной доктрины образования.

Основные задачи государства в сфере образования и преподавание основ православной культуры в школе (современное состояние проблемы).


1.2. Духовное наполнение базовых педагогических понятий

Христианское мировоззрение – основа целостности системы преподавания в образовательном учреждении. Необходимость духовного наполнения базовых педагогических категорий (воспитание, образование, обучение, развитие) в современной системе образования.

Границы духовного возрастания личности. Творчество человека как показатель его духовного состояния.
Тема 2.

Особенности духовного воспитания детей

старшего школьного возраста
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего школьного возраста

Юношеский возраст – период самоосмысления, осознания собственной индивидуальности. Юность как решающий этап становления мировоззрения. Основные черты возрастного периода: появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение жизни, потребность в интимно-личном общении. Особенность возраста: от открытия своего «Я» - к практическому воплощению.


2.2. Основные проблемы духовного развития детей в юношеский период

Стремление построить целостное видение мира, тяга к системному пониманию различных сторон мира и социальной жизни. Сочетание обобщенности в трактовке вопросов с отрицанием общепринятых позиций в подходе к их решению. Жажда впечатлений и склонность к общению как потенциальная «духовная опасность. Главная опасность юношеского возраста» - общение с другим полом. Феофан Затворник об основных этапах этого общения. Классификация поведенческих реакций детей старшего школьного возраста.

Необходимость подчинения юноши жизни, строгой дисциплине под духовным руководством строгого и мудрого наставника. Чувствительность к оценкам взрослых, потребность в доказательствах, стремление соответствовать эталонам «мужественности» и «женственности».
2.3. Проблема смысла жизненного существования

Жизнь и смерть – важнейшие категории бытия. Понятия смысла жизни в религиях и философиях мира. Христианское понимание смысла жизни. Искусство жить как умение умирать для греха. Духовно-медицинская проблема: смерть как стадия жизни, последнее право последней болезни.

Священное Писание о жизни и смерти. Проблема понимания скоротечности земной жизни и необходимости готовиться к переходу в вечность. Ответственность за прожитую жизнь. Осознание бессмысленности жизни как основная духовная причина самоубийств в юношеском возрасте.

Решение вопроса о смысле жизни в русской классической литературе и древнерусской живописи.


Тема 3.

Основные направления духовного воспитания школьников

старшего возраста
3.1. Нравственное воспитание в системе православных ценностей

Нравственное воспитание в системе православных ценностей как единственная альтернатива пропаганде бездуховности, цинизма, неограниченного потребительства, насилия и жестокости. Апостол Павел о действиях внутреннего нравственного закона в людях.

Природа совести. Совесть как средство духовно-нравственного возрастания. Жизнь только по рассудку и неслышание голоса совести как одна из бед современного человека. Духовная свобода, совесть – смысл и корень политической свободы. Совесть – важнейший регулятор общественной жизни. Совесть как мерило жизненных ценностей в русской литературе.
3.2. Духовные причины проблем современного общества

Укорененность современных социальных проблем в области духовной жизни. Духовные причины наркомании, алкоголизма, суицида, игромании, жестокости. Духовное невежество – причина вовлечение юношей в тоталитарные секты. Духовная и физическая опасность увлечения детей оккультизмом, «культурой пришельцев», овладением «скрытыми возможностями» человека. Современная медицина и Православие: духовное видение проблемы абортов, клонирования, эвтаназии и др. Роль СМИ в углублении духовной безграмотности юношества.


3.3. Патриотическое воспитание

Тесная связь гражданственности, высокого достоинства и ответственности служения человека на общественном поприще в российской культуре с их духовным осмыслением. Христианские мировоззренческие координаты духовного осмысления патриотизма. Необходимость преодоления векового духовного раскола в среде неверующих и атеистов. Обращение к патриотическому служению Церкви – основа активного крепления межнационального мира и гражданского сознания в российском обществе.

Государственный атеизм – барьер на пути становления целостного исторического сознания учащихся, более полного осмысления ими личной связи с историей своего народа и понимания религиозных основ духовно-нравственных мотивов патриотизма и героизма предков. Феномен русской святости. Святые земли Тамбовской. Роль духовных пастырей в просвещении Тамбовского края. Социальная концепция РПЦ.

Воспитание у юношей любви к армии – одна из главных составляющих воспитания гражданственности.


3.4. Духовные основ православной семьи

Причины демографического кризиса России. «Русский крест». Священное Писание, святые отцы – о таинстве брака. Христианский брак как союз двух людей, желающих дожить до любви. Иерархическое устроение семьи и его духовные основы. Семья - наследница традиций и малая церковь. Семья и проблемы полового воспитания. Основы духовного (христианского) воспитания детей в семье. Целомудрие как важнейшая духовная категория в контексте современного семейного воспитания юношества.


Тема 4.

Методические замечания к преподаванию курса

«Духовное воспитание детей старшего школьного возраста»
4.1. Содержательные особенности курса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста»

Учет возрастных особенностей старших школьников – обязательное условие построения курса и выбора его содержания. Включение тем мировоззренческого смыслосодержательного характера. Связь теоретических тем с реальной жизнью школьников (самоопределение, свобода, любовь, дружба, верность и др.), проблемами нравственного характера. Использование диалогических форм в преподавании материала (диспуты, беседы).


4.2. Особенности работы учителя старших классов по преподаванию курса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста»

Духовная зрелость личности самого учителя – важнейшее условие преподавания курса «Духовное воспитание» в старших классах. Сотрудничество учителя с администрацией, педагогическим коллективом школы. Важность опоры в работе на педагогическое наследие русских православных педагогов, на Священное Писание, святоотеческие труды по воспитанию детей. Знакомство педагогического коллектива школы с этими трудами. Подходы к преподаванию духовной культуры в школе (конфессиональный, религиоведческий, симфонический). Важность сотрудничества учителя с родителями старших школьников. Осознание необходимости планомерного объединения усилий школы, семьи и Церкви как условие эффективного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


4.3. Преемственность преподавания курса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста» с преподаванием подобного курса в других возрастных группах

Содержательная и методическая преемственность в построении и преподавании курса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста» - необходимое условие его целостности. Общность целей и задач данного курса с предыдущими. Сочетание словесных методов изложения материала с активными методами обучения. Расширение объема бесед религиозно-философского характера как ответ на возрастную потребность учащихся. Концентрическая основа построения курса с постепенным увеличением количества понятий и смещением акцентов в сторону их содержательного, духовно-нравственного осмысления с практическим выходом в реальную жизнь учеников.


литература
1. Закон Божий для семьи и школы / Сост. свящ. С. Слободский. – М., 1957.

2. Детская Библия. – М.: Рос. Библ. общ-во, 1995.

3. Детям о православной вере / Сост. З. Зинченко. – СПб: Шпиль, 2003 – Кн.1.

4. Янушкевичус Р.В., Янушкевичене О.Л. Основы нравственности: Учеб. пособ. для школьников и студентов. – М.: ПРО-Пресс, 2000 – 456 с.

5. Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. – СПб.: Светлояр, 2000.

6. Бородина А.В. Основы православной культуры: Учеб. пособ. для осн. и старш. ступени общеобразов. школ, лицеев, гимназий. – М.: Изд. дом «Покров», 2003. – 288 с.

7. Православная культура в школе: Учебные программы. – М., 2003. – Кн.1 (Альманах №2, 2003 г.).

8. Экспериментальная программа «Основы православной культуры». – Самара, 2000.

9. Как защитить вашего ребенка? – М.: Даниловский благовестник, 2003. – 352 с.

10. От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги? – М.: Даниловский благовестник, 2001. – 496 с.

11. Протоиерей Евгений Шестун. Православная педагогика. – М.: Православная педагогика, 2001. – 560 с.

12. Протоиерей Евгений Шестун. Православная школа. – Самара.: Изд-во «Самарский дом печати», 2004. – 368 с.

13. Опыты православной педагогики / Сост. Стрижев А. и Фомин С. – М.: Литер. учеба, 1993.

14. Профессор Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Изд. Св.-Владимирского братства, 1993.

15. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.

16. Пестов Н. Путь к совершенной радости. Православное воспитание детей. – М.: Даниловский благовестник, 1997.

17. (Свт. Тихон Задонский) Схимандрит Иоанн (Маслов). Симфония: по творениям Свт. Тихона Задонского. – М.: Самшит, 1996.

18. Свящ. Анатолий Стальбовский. Азбука для маленьких христиан. – М., 2002.

19. Ганаго Б. Детям о слове: рассказы для детей. – Минск: Белорус. Экхархата, 2002.

20. Ганаго Б. Детям о молитве. - Минск: Белорус. Экхархата, 2003.

21. Ганаго Б. Детям о вере, душе. – Минск.: Белорус. Экзархата, 2002.

22. Ганаго Б. Будем как дети: семейные вечера. - Минск: Белорус. Экхархата, 2002.

23. Аристова В.В. Икона: История искусства для детей: Научн.-попул. изд. для детей. – М.: ООО РОССМЭН-ПРЕСС, 2001. – 95 с.

24. Иоанн Рутенин. Златокудрый инок: Русские духовные сказки и стихи. – М.: Паломник, 1999.

25. Непознанный мир веры. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2001.

26. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. – Киев.: Изд. им. Св. Льва, папы Римского, 2002.

27. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. – Изд. Троицкое слово, 2001. – 317 с.

28. Библия для детей. Свящ. история в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. Протоиерей А. Соколов. – М.: Паломник, 1999.

29. Катехизис в рассказах. Живые уроки по Закону Божию / Сост. С. Успенский. – Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 1997 – Вып. 1-3.

30. Прекрасный Божий мир: Пособ. для церковной катехизации. – М.: Изд. Св.-Даниловского монастыря и Миссионерского отдела Элладской нравственной церкви, 1996.

31. Детям о Христе (по книге протоиерея Маляревского «Первая книжка по Завету Божию для детей»). – М.: Благо, 2000.

32. С чего начинается Родина? Опыт по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под. ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

33. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-Пресс, 2003. – 208 с.

34. Богушева Е. Чем бы дитя не тешилось… - М.: Фавор, 2002.

35. Запарина Л.С. Непридуманные рассказы. – М.: Изд. храма Державной Божьей Матери, 2004. – 360 с.

36. Церковь, дети и современный мир. – М.: Изд. Московской Патриархии, 2002.

37. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М., 198 С.

38. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1997.

39. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1983.

40. Архиепископ Евсений (Орлинский). Энциклопедия воспитания маленького христианина. – М.: Изд. сестричества во имя Свт. Игнатия Ставропольского, 2004. – 369 с.

41. Поринец Ю.Ю. Книги, которые читают наши дети, и книги, которые им читать не следует. – СПб.: Изд-во Сатис, Держава, 2004. – 224 с.

42. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. – Волгоград: Перемена, 2004. – 461 с.

43. Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. – М.: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. – 128 с.

44. Журналы и газеты: Русский дом, Марфа и Мария, Божий мир, Воскресная школа, Благовест. (Изд. Самара).

Авторы-составители: Логунова Е.П., кандидат педагогических наук, доцент,

зав кафедрой философии и социальных

коммуникаций МГАУ;

Данилова Н.В., гл. методист, зав. кабинетом

координации ТОИПКРО

Программа проблемного курса

«Духовное воспитание детей старшего школьного возраста»

Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2006.

Корректор: Суздальцева Ю.В.

Компьютерная верстка: Колодина И.А.


Лицензия серия ИД № 03312 от 20 ноября 2000 года Государственного учреждения дополнительного образования Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования


Тираж 8 экз. Объем 0,7 п.л. Подписано в печать
Каталог: docs -> tambov -> issledov programi
issledov programi -> Программа проблемного курса «Духовное воспитание ребенка младшего школьного возраста»
issledov programi -> Образовательная программа дополнительного образования детей «Истоки нравственности» Для детей лет Срок реализации год
issledov programi -> Образовательная программа по изучению основ православной культуры для детей младшего школьного возраста
issledov programi -> Программа проблемного курса «Духовное воспитание ребенка дошкольного возраста»
issledov programi -> Программа «Духовно нравственное воспитание подрастающего поколения»
tambov -> «Христианская семья»
tambov -> Художественный салон
issledov programi -> Н. И. Пирогов в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы
issledov programi -> Молодая семья: внутренние конфликты и пути их решения

Скачать 180,68 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница