Программа повышения конкурентоспособности
Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Раздел 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза
Стратегическая цель вуза
Формирование научно-образовательного и инновационного кластера, ядром которого станет университет, сравнимый по основным характеристикам с лучшими университетами мира. Это обеспечит лидерство университета в образовательной и научной сферах в области естественных и технических наук, вносящего значительный вклад в развитие высокотехнологичных отраслей экономики, науки и образования страны и входящего в число ста ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров.
Основные цели программы повышения конкурентоспособности:
-
формирование конкурентоспособной на мировом уровне образовательной системы, осуществляющей эффективную интеграцию образования и научных исследований на основе инновационных практик ведущих мировых центров превосходства;
-
проведение прорывных фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям;
-
формирование международного инновационного кластера по научно-образовательным направлениям радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций;
-
развитие кадрового потенциала и человеческого капитала университета;
-
обеспечения стратегического партнерства с международным бизнес – сообществом и ведущими научно-образовательными центрами мира;
-
управление программой с использованием современных методов стратегического и проектного менеджмента.
В результате реализации этой программы университет должен стать:
-
Научно-образовательным ядром международного инновационного кластера в области радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций, обеспечивающего мировой уровень образования, разработку новых технологий и видов наукоемкой продукции, и производство интеллектуальных продуктов мирового уровня.
-
Системной основой для масштабной и качественной подготовки практико-ориентированных магистров и аспирантов путем приведения состава и качества образовательных программ к уровню лучших международных стандартов, интеграции образования, практики, предпринимательства и инноваций.
-
Центром интеграционных процессов, на базе которого развивается научная, образовательная и инновационная инфраструктура для привлечения лучших отечественных и зарубежных ученых, преподавателей, менеджеров и студентов и обеспечивается сетевое синергетическое взаимодействие вузов и научных центров, чьи ресурсы и интеллектуальный потенциал привлекаются к научным исследованиям и разработкам, инновационным и образовательным проектам.
-
Центром глобального международного образовательного и научного сотрудничества, обеспечивающим международную конкурентоспособность портфеля программ и интеллектуальных продуктов вуза.
В Приложении 1 к Программе повышения конкурентоспособности вуза приведена динамика годовых целевых показателей достижения заявленной стратегической цели – попадания в число ведущих университетов мира в рейтинге QS.
Анализ показателей выбранного университетом рейтинга QS показывает, что для попадания в ТОП-100 требуется набрать 65-67 баллов в метрике этого рейтинга. Рассмотрение возможностей вуза показало, что реальные резервы роста рейтинга университета лежат на пути репутационной активности и развития научных исследований (индикаторы Академический рейтинг, Рейтинг работодателей и Публикационная активность). Исходя из этого, сформированы значения целевых показателей.
2. Целевая модель вуза
2.1. Миссия вуза
Санкт – Петербургский государственный электротехнический университет – ведущий научно-образовательный центр, осуществляющий на основе глубокой интеграции науки, образования и предпринимательства генерацию, распространение и применение новых знаний для обеспечения глобальной конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей экономики страны с учетом прогнозируемых мировых тенденций в образовании, науке, технике и технологиях.
2.2. Референтная группа ведущих мировых университетов, которые вуз выбрал для себя в качестве модельных
-
Университет г. Упсала – UU (Швеция)
Является старейшим университетом Северной Европы, основанным в 1477 году. На протяжении многих лет университет входит в TОП-100 рейтинга QS, являясь международным исследовательским университетом с большими традициями в науке и образовании. 8 ученых университета стали Нобелевскими лауреатами. В настоящее время университет в рейтинге QS занимает 81 место.
|
Score
|
Rank
|
Academic Reputation
|
84.30
|
70
|
Employer Reputation
|
51.50
|
190
|
Faculty Student
|
42.70
|
301
|
International Faculty
|
52.70
|
224
|
International Students
|
39.90
|
291
|
Citations per Faculty
|
85.00
|
58
|
Университет относится к группе крупных классических университетов, характеризуется разнообразием и широтой образовательных программ по специальностям, представленным на 9 факультетах. Университет ведет передовые международные исследования, имеет высокую долю исследовательских грантов, развивает сотрудничество и обмен с более чем 500 университетами по всему миру, участвует в ряде международных сетей и программ. Сотрудничество с промышленностью и другими университетами является осознанной стратегией развития научных исследований и образования.
Сильные стороны университета, которые намечены в качестве ориентира для развития СПбГЭТУ: высокая репутация университета в академическом международном сообществе и высокий уровень цитирования
-
Технологический институт Карлсруэ – KIT (ФРГ)
Является одним из крупнейших и наиболее престижных научно-исследовательских и учебных заведений в Германии, образован в результате слияния университета (Universität Карлсруэ) и научно-исследовательского центра (Forschungszentrum Карлсруэ). Университет в рейтинге QS занимает 141 место.
|
Score
|
Rank
|
Academic Reputation
|
55.40
|
179
|
Employer Reputation
|
76.50
|
78
|
Faculty Student
|
83.10
|
96
|
International Faculty
|
55.80
|
212
|
International Students
|
58.60
|
195
|
Citations per Faculty
|
25.60
|
301
|
По своей структуре KIT аналогичен СПбГЭТУ, состоит из 11 факультетов.
В области инженерных наук (информатики, электротехники и машиностроения) университет находится в числе трех ведущих университетов Германии вместе с Штуттгартским университетом и Университетом Аахена.
Среди подразделений технических факультетов следует отметить Institute of Systems Optimization, имеющий известную научную школу в области навигации.
Сильные стороны университета, которые намечены в качестве ориентира для развития СПбГЭТУ: механизмы взаимодействия с работодателями.
-
Королевский технологический институт – KTH (Швеция)
Место в QS-рейтинге – 142
|
Score
|
Rank
|
Academic Reputation
|
55.30
|
180
|
Employer Reputation
|
63.50
|
150
|
Faculty Student
|
63.70
|
168
|
International Faculty
|
74.40
|
153
|
International Students
|
91.00
|
63
|
Citations per Faculty
|
38.10
|
294
|
Университет относится к группе крупных вузов, по структуре во многом схож с СПбГЭТУ. В университете имеются факультеты, ведущие подготовку бакалавров и магистров в следующих областях: электротехника, компьютерные технологии и телекоммуникация, приборостроение, биомедицинская инженерия, управления и менеджмента. 50% инженеров Швеции подготовлены университетом KTH.
Сильные стороны университета, которые намечены в качестве ориентира для развития СПбГЭТУ: высокая международная активность и реализация образовательных программ на английском языке, привлечение студентов зарубежных стран.
-
Тафтский университет (США)
Место в QS-рейтинге – 181
|
Score
|
Rank
|
Academic Reputation
|
27.40
|
301
|
Employer Reputation
|
23.60
|
301
|
Faculty Student
|
60.50
|
181
|
International Faculty
|
92.90
|
71
|
International Students
|
34.90
|
301
|
Citations per Faculty
|
96.00
|
35
|
Университет относится к группе средних вузов, по структуре во многом схож с СПбГЭТУ, образован в 1852 году. В университете имеются факультеты, ведущие подготовку бакалавров и магистров не только в инженерных (технических областях), но и по гуманитарным наукам, медицине, искусству.
Сильные стороны университета, которые намечены в качестве ориентира для развития СПбГЭТУ: очень высокая цитируемость, высокая инновационная активность, высокий уровень научных исследований, высокая международная активность, реализация международных образовательных программ и организация образовательных программ за рубежом, высокая обеспеченность материальными ресурсами.
В каждом из выбранных университетов в качестве образца выбран вид деятельности, по которому вуз входит в ТОП-100 рейтинга. Движение к показателям этих практик позволит университету достигнуть высокого итогового результата и цель, определенную программой.
2.3. Маркетинговая стратегия университета
Основной маркетинговой целью вуза является повышение конкурентоспособности продукции и услуг университета на профильных рынках: образовательных программ (ОП) – на рынке образовательных услуг, выпускников – на рынке труда, результатов научно-технической деятельности – на рынке научно-технической продукции и услуг.
Маркетинговой стратегией университета является стратегия фокусирования, заключающаяся в концентрации усилий и ресурсов на конкретной группе потребителей, сегменте рынка. Выбор стратегии обусловлен тем, что в отличие от классических и политехнических университетов электротехнический вуз имеет меньшее количество профильных направлений и может сконцентрироваться на профильных направлениях, чтобы обслуживать узкую целевую группу лучше, чем конкуренты. Такая позиция обеспечивает защиту от конкурентных сил. Фокусирование также должно сочетаться с индивидуализацией предоставляемых университетом услуг.
Выбор рынков, на которых предполагается реализация стратегии фокусирования и концентрации усилий, обусловлен наличием следующих приоритетных для университета научно-образовательных платформ, которые имеют высокий уровень кадрового, интеллектуального и материально-технического потенциала и наибольшую результативность: «Инфокоммуникационные технологии, телекоммуникации и радиотехнические системы»; «Технологии создания электронной компонентной базы»; «Технологии новых и возобновляемых источников энергии и энергосбережения»; «Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем»; «Технологии информационных, управляющих и навигационных систем»; «Биомедицинские технологии».
2.3.1. Маркетинговая стратегия на рынке научно-технической продукции и услуг (рынке исследований).
На рынке научно-технической продукции и услуг (рынке исследований) акцент в стратегии фокусирования делается на индивидуализации потребителя. Ключевыми факторами являются близость к потребителю и индивидуализированный маркетинг, а приоритетной политикой - удовлетворение и удержание постоянного заказчика.
Научно-образовательные платформы, на которых СПбГЭТУ концентрирует свои усилия, определяют перечень основных отраслей и научных направлений, в которых работает университет.
2.3.2. Маркетинговая стратегия на рынке образовательных услуг (рынке абитуриентов).
На рынке образовательных услуг (абитуриентов) акцент в стратегии фокусирования делается на:
-
интернационализации, предполагающей планомерную и систематическую работу по реализации ОП на английском языке, аккредитации их в соответствии с международными стандартами, повышении уровня и качества образовательных услуг для привлечения иностранных обучающихся и активизации академической мобильности в партнерстве с зарубежными университетами;
-
приведении структуры и содержания ОП в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг и рынка труда совместно с ведущими иностранными и российскими университетами, научными организациями и высокотехнологичными предприятиями.
География рынка образовательных услуг не ограничивается региональным рынком. СПбГЭТУ имеет амбициозные цели по расширению рынка не только в России и СНГ, но и дальнего зарубежья.
Целевая группа потребителей образовательных услуг - абитуриенты с высоким средним баллом ЕГЭ и выпускники специализированных (профильных) школ и колледжей.
2.3.3. Маркетинговая стратегия СПбГЭТУ на рынке труда (рынке работодателей).
На рынке труда (рынке работодателей) основной акцент в стратегии фокусирования делается на кооперации с высокотехнологичными организациями, являющимися одновременно работодателями для выпускников университета и крупными заказчиками научных исследований и разработок вуза.
Механизмы кооперации:
-
стратегическое партнерство с предприятиями-работодателями;
-
целевая подготовка специалистов по заказам предприятий – стратегических партнеров университета.
Типы компаний, на которые ориентирован университет – крупные и средние высокотехнологичные промышленные и научные организации профильных для университета отраслей экономики региона, страны и мира.
2.4. Информационная инфраструктура вуза. Области информатизации
Приведение ИТ-инфраструктуры к современному виду будет проведено путем построения корпоративного центра обработки данных (ЦОД) с применением технологий «частных облаков» и виртуализации, обеспечивающий требуемый уровень производительности и отказоустойчивости, непрерывность функционирования сетевых сервисов и приложений.
Актуальной задачей является повышение полосы пропускания внешних каналов связи до 10 Гбит/сек.
В целях повышения конкурентоспособности вуза будет осуществлено дальнейшее развитие комплексной информационной среды, включающей следующие компоненты:
-
Автоматизированная система контроля качества.
-
Автоматизированная система дистанционного интерактивного обучения.
-
Система поддержки проектов студентов и аспирантов.
-
Система, осуществляющая поддержку взаимоотношений между вузом и абитуриентами, студентами, выпускниками и работодателями.
-
On-line площадка коллективной реализации научных проектов.
-
Система для проведения on-line конференций.
2.5. Кадровый потенциал вуза, включая высшее управленческое звено, ППС и НПР
В университете работают 3 академика и 5 членов–корреспондентов государственных академий, 20 лауреатов национальных и международных премий, более 200 профессоров и докторов наук, более 600 – кандидатов наук.
С целью привлечения на кафедры молодых преподавателей в университете образован централизованный фонд заработной платы в размере 10 млн. руб., предназначенный для молодых специалистов, успешно закончивших аспирантуру и принимаемых на преподавательскую работу в университет. В настоящее время доля молодых преподавателей и исследователей в возрасте до 35 лет составляет более 22% общей численности НПР.
Управление персоналом в университете реализуется на базе целевой комплексной программы университета «Подготовка и закрепление научно-педагогических и управленческих кадров». В рамках этой программы осуществляется конкурсная поддержка научных проектов молодых исследователей из числа студентов, аспирантов и докторантов, реализуется подпрограмма «Поддержка и развитие ведущих научно-педагогических школ СПбГЭТУ», направленная на воспроизводство интеллектуального потенциала вуза по приоритетным научно-образовательным направлениям.
К основным составляющим развития кадрового потенциала университета относится создание условий и стимулов для эффективной работы сотрудников вуза, обеспечение возможности повышения квалификации, реализации творческой активности и карьерного роста. В качестве развития человеческих ресурсов университет реализует несколько уровней подготовки кадров для работы в вузе.
1. Подготовка кадрового резерва вуза из числа наиболее перспективных студентов, аспирантов, молодых преподавателей: непрерывная подготовка кадров в цепочке «бакалавры – магистры – аспиранты – молодые преподаватели и научные сотрудники».
2. Развитие и поддержка кадрового потенциала ППС и административно-управленческого персонала за счет повышения квалификации и стажировок в ведущих центрах образования, науки и высоких технологий.
Кадровая политика университета обеспечивается рядом инструментов и механизмов, предполагающих вложения как финансовых, так и немонетарных ресурсов:
-
создание конкурентной академической среды (открытый конкурсный отбор, аттестация сотрудников, внутренние конкурсы);
-
стимулирование научной и преподавательской деятельности (материальное и моральное поощрение достижений, конкурсы, создание условий для творческой работы, академической мобильности);
-
профессиональный рост, поддержка и развитие компетенций.
2.6. Перспективные характеристики материально-технической базы вуза и их обоснование
В настоящее время инфраструктурное и материально-техническое обеспечение университета является достаточным для выполнения в полном объеме задач образовательной, научной и вспомогательной деятельности.
Реестр ценного имущества университета включает более 19500 единиц материального учета с суммарной балансовой стоимостью имущества (с учетом амортизации) 1,2 млрд. руб.
Общая площадь зданий и сооружений составляет 139 000 м2, на которых располагается 140 аудиторий, 470 учебных, учебно-научных и научных лабораторий и центров.
В вузе создана современная технологическая зона в состав которой входят «чистые» комнаты общей площадью около 500 кв. м и уникальным исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием, позволяющим проводить междисциплинарные исследования и разработки в области био-и нанотехнологий, микро- и наносистемной техники, IT-технологий, технологий живых систем.
Основными целями университета в части развития инфраструктурного и материально-технического обеспечения являются:
- усовершенствование инженерной инфраструктуры;
- ускоренное обновление и дополнение номенклатуры научного и технологического оборудования и программного обеспечения с целью получения новых (в ряде случаев – уникальных) возможностей по проведению исследовательских работ в направлениях, характеризуемых университетом как прорывные или стратегически важные.
2.7. Экономическая и финансовая модель (величина и структура доходов и расходов, инвестиций, источники средств, в т.ч. эндаумент)
Финансовое положение университета следует охарактеризовать как «устойчивое, с перспективой развития». Суммарный объем сводной сметы доходов и расходов университета составил в годовом исчислении в 2012 году 1,7 млрд. руб., а в 2013 году превысит 2,0 млрд. руб.
Формирование доходов университета происходит за счет трех источников средств:
- средства учредителя (42…46 % доходов);
- средств. поступающих за оказание различного вида образовательных услуг (17…19% доходов);
- средств, получаемых за выполнение НИОКР (35...40% доходов).
Последние годы наблюдается устойчивый и значительно опережающий инфляцию рост доходов университета за счет средств, поступающих на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Тенденция роста является устойчивой и позволяет университету занимать устойчивые позиции в элите вузов страны, а по ряду направлений – и в мире.
Перспективы развития финансового обеспечения университета связаны с реализацией стратегических планов. В числе приоритетов – развитие инфраструктуры для непрерывного профессионального образования (повышение квалификации, переподготовка, целевая и элитная подготовка специалистов в магистратуре и аспирантуре), развитие инфраструктуры выполнения НИОКР по приоритетным направлениям (включая центры превосходства, ресурсные центры, дизайн – центры, центры прототипирования и контрактного производства и др.), развитие системы управления имущественным комплексом университета и другие.
Финансовое состояние университета в ближайшей перспективе (5 лет) описывается следующими индикаторами:
- увеличение объема доходов университета более чем в 1,6 раза;
- увеличение объема доходов по оказанию платных образовательных услуг более чем в 1,5 раза;
- увеличение объема доходов от оказания дополнительных платных образовательных услуг более чем в 2,2 раза;
- увеличение объема доходов от договоров на выполнение НИОКР - в сопоставимых ценах более чем в 1,9 раза.
Основные расходы в рамках сметы университета с увеличенным (в планируемой перспективе) объемом доходов направлены на:
- финансирование программ развития отдельных (приоритетных, прорывных, социально значимых) проектов развития;
- финансирование расходов, направленных на достижение целей развития, образовательной, научной и управленческой деятельности, включая достижение уровня превосходства по ряду ключевых направлений, и на цели ресурсосбережения (оптимизация использования трудовых, временных, финансовых, энергетических и других видов ресурсов).
3. Анализ основных разрывов между текущими и целевыми значениями показателей (на основании п.1) и характеристиками вуза (на основании п.2), их важнейших причин и стратегические инициативы, за счет которых будут достигнуты заявленные международные конкурентные позиции.
Университет сегодня имеет хорошие стартовые позиции и обладает высоким потенциалом для интенсивного развития в соответствии с предлагаемой программой повышения конкурентоспособности университета до научно-образовательного центра мирового уровня и вхождения университета в ТОП-100 рейтинга QS.
Анализ основных разрывов между текущими и целевыми значениями показателей показывает, что лучше всего в университете обстоит дело с доходами из внебюджетных источников и долей иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам, что позволяет достаточно оптимистично оценивать перспективы повышения конкурентоспособности вуза.
Самым слабым показателем является доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей. Такая задача системно в университете не ставилась и не была обеспечена ресурсами. То же самое относится к таким показателям как количество статей в Web of Science и Scopus и цитируемость. Их решение требует отдельных инициатив и выделения ресурсов на создание благоприятной среды для работы научно-педагогических работников и исследователей, реализацию новых конкурентоспособных образовательных программ совместно с ведущими иностранными университетами, выполнение научно-исследовательских проектов с привлечением к руководству ведущих иностранных и российских ученых и создание системы международной академической мобильности научно-педагогических работников.
Вся совокупность планируемых инициатив и мероприятий будет способствовать стабильному повышению позиции вуза в рейтинге QS.
Основные направления стратегических инициатив:
3.1. Формирование портфеля программ и интеллектуальных продуктов вуза, обеспечивающих международную конкурентоспособность.
Стратегическими инициативами в этом направлении являются:
-
создание вузовской образовательной среды и реализация в вузе новых конкурентоспособных образовательных программ совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями;
-
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с привлечением к руководству ведущих иностранных и российских ученых и совместно с научными и высокотехнологичными организациями с учетом российских и международных приоритетов;
Приоритетом развития данной инициативы является интеграция в научное европейское сообщество. В настоящее время университет приступил к реализации следующих программ и проектов:
-
создание российского вузовско-академического (РВА) консорциума и его интеграция в Консорциум/Сообщество Флагманской инициативы Графен (Graphene Flagship Initiative – GFI) с направлением «Наука и технология графена для наноэлектроники»;
-
создание российского вузовско-академического (РВА) консорциума "Умная одежда" (Smart Textiles) и его интеграция в Консорциум/Сообщество Флагманской инициативы «Ангелы-хранители разумной жизни» (Guardian Angels for a Smarter Life – GA) с направлением «Технологии и компоненты умной одежды»;
-
создание института информационной безопасности и реализация проекта по разработке технологий и комплексной системы информационной безопасности распределенных сред совместно с Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации РАН РФ, технологическим институтом Ханойского университета и университетом г. Турку;
-
создание современной научно-исследовательской лаборатории мирового уровня "Передовые технологии интегральных схем СВЧ" и реализация проекта по разработке энергоэффективных гибридных и монолитных интегральных схем СВЧ с малыми вносимыми потерями под руководством ведущего ученого проф. Матиаса А. Хайна (Технический университет г. Ильменау, Германия);
-
создание научно-образовательного центра «Цифровая сфера» и реализация проекта по разработке современных информационных и телекоммуникационных технологий и услуг в области развития интерактивного цифрового телевидения и сервисов, основанных на приграничном партнерстве совместно с ОАО Завод им. Козицкого, Teknologian tutkimuskeskus VTT, Maxisat-yhtiot Oy (Финляндия).
3.2. Привлечение и развитие ключевого персонала вуза, рост качества исследовательского и профессорско-преподавательского состава.
Важнейшие инициативы, обеспечивающие реализацию данного направления:
-
открытый конкурсный отбор руководящего состава вуза;
-
система управления карьерой (управление человеческим капиталом университета);
-
создание благоприятных условий для привлечения молодых научно-педагогических работников;
-
создание системы международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников.
3.3.Привлечение талантливых студентов и аспирантов.
К стратегическим инициативам в рамках данного направления относятся:
-
развитие научно-педагогических школ;
-
создание привлекательной научно-образовательной среды для российских и иностранных аспирантов и стажеров-исследователей;
-
создание системы поддержки талантливой молодежи, молодежного научно-технического творчества и предпринимательства.
3.4. Механизмы обеспечения концентрации ресурсов на прорывных направлениях, отказ от неэффективных направлений деятельности.
Стратегические инициативы, обеспечивающие концентрацию ресурсов:
-
создание специализированных структурных подразделений для проведения комплексных, междисциплинарных, прорывных исследований и разработок.
-
продвижение центров технологий превосходства и научно-образовательных платформ университета в качестве мировых центров повышения квалификации и переподготовки научных, образовательных и инженерных кадров
3.5. Создание системы управления вузом (основные принципы, управленческие кадры и системы, организационная структура вуза), обеспечивающей достижение показателей и характеристик целевой модели.
Стратегическая инициатива по совершенствованию системы управления вузом:
-
проведение независимой оценки эффективности и результативности выполнения служебных и функциональных обязанностей руководителей всех уровней.
Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:
-
проектно-ориентированная структура и децентрализация управления;
-
поддержка сетевого и корпоративного взаимодействия университета и его стратегических партнеров; обеспечение адекватного представительства работников университета, органов государственной власти, работодателей и общественности в органах управления программой;
-
открытость и гласность при принятии управленческих решений, вовлечение коллектива университета в реализацию программных мероприятий.
Управление Программой будет реализовано в соответствии с современными стандартами управления проектами.
Система управления реализацией Программы будет иметь матричную структуру, совмещающую проектную и функциональную технологию управления, включая общественно-коллегиальные и административные органы управления.
В рамках реализации Программы будет применяться автоматизированная информационная система поддержки ее выполнения и мониторинга, которая направлена на измерение, анализ и контроль достижения требуемых характеристик гарантии качества научной и образовательной деятельности.
4. Управление изменениями, какие механизмы планирует использовать вуз для эффективной трансформации.
Поиск путей обеспечения высоких конкурентных позиций предопределяет необходимость разработки и реализации механизма управления конкурентоспособностью университета. Такой механизм включает в себя:
-
анализ эффективности деятельности университета,
-
выявление и диагностику проблемных областей и их слабых мест,
-
поиск и моделирование эталонных решений,
-
их внедрение и адаптацию с возможностью внесения корректив в стратегию и принципы функционирования.
Использование в механизме управления конкурентоспособностью вуза концепции бенчмаркинга позволяет внедрять лучший опыт ведения деятельности, совершенствовать качество и эффективность, формировать новую концепцию ведения образовательного процесса и научных исследований, оценивать профессионализм руководства, что в конечном итоге приводит к обеспечению устойчивого развития вуза и достижению заданного уровня конкурентоспособности.
Однако результативность применения бенчмаркинга зависит от верного выбора объекта совершенствования, определения университетов–эталонов и полезности их опыта, разработки системы внедрения и поддержки данного опыта в деятельность университета во взаимосвязи с системой ее стратегического менеджмента.
Это време- ресурсоемкий процесс, поэтому использование методики измерения достижений вуза, а также применение интеллектуальных систем в процессе внедрения бенчмаркинга в механизм обеспечения конкурентоспособности – необходимое условие его эффективной реализации.
Создание и реализация системы управления изменениями университета включает в себя:
-
реинжиниринг системы качества университета на основе элементов системы сбалансированных показателей и существующей в вузе системы менеджмента качества;
-
продвижение на рынок образовательных услуг аккредитованных по международным стандартам образовательных программ;
-
расширение кооперации с ведущими иностранными и российскими университетами, научными организациями и высокотехнологичными предприятиями;
-
обеспечение жесткой взаимосвязи результатов деятельности всех подразделений университета с целевыми показателями Программы;
-
разработку и реализацию программы модернизации системы и технологии управления университетом;
-
формирование профессиональных и экспертных команд реформирования вуза на всех уровнях и направлениях управления;
-
развитие корпоративных принципов приверженности персонала вуза к осмыслению, принятию и поддержке стратегии обновления университета
-
преобразования в структуре и системах университета: информационной, кадровой, финансово-экономической, стимулирующей результаты труда сотрудников;
-
своевременная корректировка стратегии, целей и задач трансформации университета.
Поделитесь с Вашими друзьями: |