Программа по предмету "Слушание музыки, второй год обучения", срок реализации 1 год Давиденко Ольга Адольфовна



Дата14.02.2016
Размер79 Kb.
ТипПрограмма
Авторская программа по предмету "Слушание музыки, второй год обучения", срок реализации 1 год

Давиденко Ольга Адольфовна, преподаватель теоретических дисциплин
Симонова Тамара Георгиевна, преподаватель теоретических дисциплин

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки



Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ О.А. Давиденко, Т.Г. Симоновой.



Цель: формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.

Основные задачи:

  • Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;

  • Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

  • Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;

  • Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;

  • Развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;

  • Способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;

  • Воспитывать желание слушать и исполнять музыку;

  • Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.

  • Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.

Кроме традиционных форм работы, над реализацией вышеизложенных задач, используются следующие формы и методы:

  • формы работы: беседа с учащимися, слушание музыкальных произведений (фрагментов), анализ отдельных выразительных средств; определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например «Гном» Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки» – «испуганный», «трагический»); объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором; сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке;

  • методы работы: словесный; наглядный; практический; метод активизации зрительного и слухового восприятия; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).

Отличительные особенности программы:

  • Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

  • Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Сроки реализации программы:

  • Данная программа рассчитана на 1 года обучения, для детей в возрасте с 6–7 лет.

  • В соответствии с учебным планом, на предмет «Слушание музыки» отводится 36 часов в год, из расчета – 1 час в неделю.

  • Принцип построения программы – тематический.

  • Музыкальный материал подобран по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию.

  • Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкальных дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ.

  • Специфика курса Слушание музыки состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.

Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:

  • Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

  • Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор).

  • Урок – сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» – прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания).

  • Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального).

  • Открытые уроки с присутствием родителей.

  • Урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее.

  • Урок – состязание.

  • Урок – игра на закрепление пройденного материала.

  • Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.

  • Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

  • Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности: сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям; подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям; создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений); нарисовать рисунок к прослушанному произведению.

Примерные условия реализации данной программы:

наличие учебных групп (не менее 3 человек); наличие фоно- и аудиотеки; осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе; соблюдение межпредметных связей; активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.



Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Курс «Слушание музыки» даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.

По окончании первого года обучения обучающийся должен определять общий характер и образный строй произведения; выявлять выразительные средства музыки; узнавать тембры музыкальных инструментов.

Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.



Механизм оценки: фронтальный опрос; беглый текущий опрос; музыкальная викторина; систематическая проверка домашнего задания; самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам; контрольные уроки в конце каждой четверти.

Примерный тематический план

темы

Наименование темы

кол-во часов

1-я четверть

1

Повторение:




1) Сказка в музыке.

1

2) Образы природы в музыке.

1

3) Выразительные средства.

1

4) Инструментальная музыка.

3

5) Вокальная музыка.

2

Контрольный урок Приложение 1

1

2-я четверть

2

Программная музыка.

8

Контрольный урок Приложение 2

1

3-я четверть

3

Музыка в театре. Опера.

9

Контрольный урок Приложение 3

1

4-я четверть

4

Музыка в театре. Балет.

7

Контрольный урок Приложение 4

1

 

Итого

36 часов

Краткое содержание курса

1-я четверть

Тема 1. Повторение

Урок 1. Сказка в музыке.

Музыкальные примеры:



  1. П. Чайковский. Танец феи Драже из балета “Щелкунчик”.

  2. М. Глинка. Марш Черномора из оперы “Руслан и Людмила”.

  3. П. Чайковский. Китайский танец “Чай” из балета “Щелкунчик”.

  4. М. Мусоргский. “Балет невылупившихся птенцов” из “Картинок с выставки”.

  5. П. Чайковский. “Нянина сказка” из “Детского альбома”.

  6. П. Чайковский. “Баба Яга” из “Детского альбома”.

Урок 2. Образы природы в музыке.

Музыкальные примеры:



  1. Э. Григ. “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”.

  2. М. Мусоргский. “Тюильрийский сад” из “Картинок с выставки”.

  3. М. Мусоргский. “Рассвет на Москве-реке”.

  4. П. Чайковский. “Осенняя песнь” из “Времен года”.

  5. П. Чайковский. “Зимнее утро” из “Детского альбома”.

Урок 3. Выразительные средства музыки: мелодия, ритм, темп, регистр, лад, гармония, тембр.

Музыкальные примеры:



  1. К. Глюк. “Мелодия”.

  2. А. Дворжак. “Мелодия”.

  3. М. Равель. “Болеро”.

  4. Д. Шостакович. Эпизод нашествия из 1 части “Ленинградской симфонии”.

  5. Н. Римский-Корсаков. “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”.

  6. М. Мусоргский. “Быдло” из “Картинок с выставки”.

  7. М. Мусоргский. “Балет невылупившихся птенцов” из “Картинок с выставки”.

Урок 4–5. Музыкальные инструменты. Повторение пройденного и знакомство с новыми инструментами: орган, ударные инструменты.

Музыкальные примеры:



  1. Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита “Шехерезада”, 1 ч., тема Шехерезады (соло скрипки).

  2. П. Чайковский. Опера “Евгений Онегин”. Сцена письма Татьяны, раздел 2 (соло гобоя).

  3. П. Чайковский. Испанский танец “Шоколад” (соло трубы).

  4. И. Бах. Токката и фуга d moll (орган).

  5. Б. Бриттен. Путеводитель по оркестру для молодёжи (ударные).

Урок 6. Виды инструментальных ансамблей. Оркестр.

Музыкальные примеры:



  1. Г. Венявский. Мазурка для скрипки и фортепиано a moll.

  2. А. Вивальди. Концерт для двух скрипок, виолончели и клавесина.

  3. П. Чайковский. Первый струнный квартет, ч. 2.

  4. П. Чайковский. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, a moll, ор. 50.

  5. Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита “Шехерезада”, ч. 4.

Урок 7–8. Вокальная музыка. Закрепление пройденного и знакомство и новыми жанрами (ариозо, ариетта, серенада, каватина, элегия, баллада).

Музыкальные примеры:



  1. В. Белый. “Орленок”.

  2. М. Глинка. “Жаворонок”.

  3. А. Гурилев. “Однозвучно гремит колокольчик”.

  4. Д. Кабалевский. “Наш край”.

  5. А. Островский. “пусть всегда будет солнце”.

  6. П. Чайковский. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы “Евгений Онегин”.

  7. А. Бородин. Ария Игоря из оперы “Князь Игорь”.

  8. П. Чайковский. Ариозо Онегина из оперы “Евгений Онегин”.

  9. Ф. Шуберт. “Серенада”.

  10. Ф. Шуберт. “Лесной царь” (баллада).

  11. Н. Римский-Корсаков. Ариетта Снегурочки из пролога оперы “Снегурочка”.

  12. В. Моцарт. Каватина Фигаро из оперы “Свадьба Фигаро”.

  13. М. Глинка. Элегия “Не искушай меня без нужды”.

Урок 9. Контрольный урок (см. Приложение 1).

2-я четверть

Тема 2. Программная музыка

Урок 10-15. Понятие программности. Источники музыкальной программы. Выразительные и изобразительные средства программной музыки.

Музыкальные примеры:



  1. П. Чайковский. “Времена года”.

  2. М. Мусоргский. “Картинки с выставки”.

Урок 16-17. Программная инструментальная сюита.

Музыкальные примеры:



  1. К. Сен-санс. “Карнавал животных”.

Урок 18. Контрольный урок (см. Приложение 2).

3-я четверть

Тема 3. Музыка в театре. Опера

Урок 19-23. Опера. Особенности жанра. Сказочные, исторические, лирические оперы. Либретто. Исполнители оперы. Композиция оперы. Оперные формы (увертюра, антракт, ария, речитатив, ансамбль, хор).

Музыкальные примеры:



  1. Фрагменты из оперы Н. Римского0Корсакова “Сказка о царе Салтане”:

  2. Вступление к 1 действию.

  3. Вступление ко 2 действию.

  4. Вступление к 4 действию 2-й картины “Три чуда”.

  5. Колыбельная (1 действие).

  6. Ариозо царевны лебедь (2 действие).

  7. Полет шмеля (3 действие).

  8. Пролог.

  9. Ариозо Милитрисы (1 действие).

Урок 24-27. Знакомство с оперой Глинки “Руслан и Людмила”.

Музыкальные примеры:



  1. Увертюра.

  2. Две песни баяна (1 д.).

  3. Каватина Людмилы (1 действие).

  4. Сцена похищения Людмилы (1 действие).

  5. Речитатив и рондо Фарлама (2 действие).

  6. Ариозо Руслана (2 действие).

  7. Персидский хор (3 действие).

  8. Каватина Гориславы (3 действие).

  9. Ария Людмилы (4 действие).

  10. Марш Черномора (4 действие).

  11. Восточные танцы (4 действие).

  12. Хор “Ах ты, свет Людмила” (5 действие).

Урок 28. Контрольный урок (см. Приложение 3).

4-я четверть

Тема 4. Музыка в театре. Балет

Урок 29-31. Балет. Особенности жанра. Структура. Формы балетного спектакля: сольный и ансамблевый танец, кордебалет, пантомима, вариации, дивертисмент.

Музыкальные примеры:



  1. Фрагменты балета П. Чайковского “Щелкунчик”:

  2. Украшение и зажигание елки (1 действие).

  3. Марш (1 действие).

  4. Вальс снежных хлопьев (1 действие).

  5. Испанский танец “Шоколад” (2 действие).

  6. Арабский танец “Кофе” (2 действие).

  7. Китайский танец “Чай” (2 действие).

  8. Русский танец “Трепак” (2 действие).

  9. Танец пастушков (2 действие).

  10. Танец феи Драже (2 действие).

  11. Вальс цветов (2 действие).

Урок 32-35. Знакомство с балетом с. Прокофьева “Золушка”.

Музыкальные примеры:



  1. Па де шаль (1 действие).

  2. Золушка (1 действие).

  3. Фея-нищенка (1 действие).

  4. Урок танца (1 действие).

  5. Гавот (1 действие).

  6. Отъезд Золушки на бал (1 действие).

  7. Дуэт Принца и Золушки (2 действие).

  8. Полночь (2 действие).

  9. Принц и сапожники (3 действие).

  10. Первый галоп Принца (3 действие).

  11. Аморозо (3 действие).

Урок 36. Контрольный урок (см. Приложение 4).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница