Программа исследования «Исследование ребенка с задержкой развития речи» по дисциплине «Методы нарушений психического развития»



страница1/11
Дата14.01.2022
Размер29,5 Kb.
#177521
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ZRR

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

(национальный исследовательский университет)

Кафедра «Клинической психологии»



Программа исследования

«Исследование ребенка с задержкой развития речи»

по дисциплине «Методы нарушений психического развития»


Выполнил:
Проверил

Челябинск, 2022 г.


Введение

Задержка речевого развития - это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми. ЗРР характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой к 2 годам и связной речи к 3 годам. При ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо.

Внимание детей с речевой патологией характеризуется более низким уровнем показателей произвольного внимание, недостаточной устойчивостью, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий. Этим детям гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной.

У данной категории детей отмечаются серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного, кинестетического, фонематического), характерны нарушения оптико-пространственного гнозиса, трудности пространственной ориентировки.

При относительной сохранности смысловой памяти у детей с речевыми нарушениями снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, при этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. Дети забывают сложные инструкции, опускают ее элементы, меняют последовательность действий, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.

У детей с речевыми нарушениями проявляются специфические особенности мышления. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. На результаты мышления влияют недостаточность знаний об окружающем и нарушения самоорганизации.

Задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии воображения. Большие трудности у детей вызывает выполнение творческих заданий. Рисунки детей отличаются бедностью замысла и содержания. Они плохо понимают переносное значение слов, метафор, испытывают трудности в составлении творческого рассказа, в создании воображаемой ситуации.

У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются нарушения в развитии двигательной сферы, т.е. общей и мелкой моторики (плохая координация движений, снижения скорости и легкости при их выполнении).

У детей наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Им присущи пассивность, нестойкость интересов, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, сензитивная зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

Для детей характерно дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях, однако им трудно мимическими средствами передать эмоции страха, гнева, удивления, они не всегда могут выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания.

Речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки, ощущения своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях. В отдельных случаях можно наблюдать переоценку своих возможностей, неадекватно завышенный уровень притязаний.

Коммуникативные возможности отличаются ограниченностью: у детей снижена потребность в общении, не сформированы различные формы коммуникации; дети не заинтересованы в контактах с окружающими, не умеют ориентироваться в ситуации общения, проявляют негативизм и т.п. Сложности взаимодействия с окружающей социальной средой предрасполагают к дезадаптации, к переживанию состояний фрустрации.

Специфические особенности интеллектуального и коммуникативно-личностного развития детей в речевой патологией обусловлены в значительной мере механизмом и структурой речевого дефекта.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница