Проектной деятельности обучающихся на уроках информатики



Скачать 103,49 Kb.
Дата06.02.2018
Размер103,49 Kb.
#62569
ТипПояснительная записка
Связанные:
1программа проектн.д.
1программа проектн.д.

ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Учитель: Примха Татьяна Александровна

2015-2016 уч.г.

Пояснительная записка

Современные выпускники школы должны свободно владеть знаниями и навыками работы на компьютере, поэтому обучающиеся должны получить возможность четкого представления о том, где они смогут применить полученные знания и использовать выработанные навыки. Дети должны понять, что только тогда они будут востребованы на современном рынке труда, только тогда получат возможность стать успешными.

Значит, надо организовать обучение так, чтобы обучающийся сам захотел приобретать эти самые знания и навыки. Следовательно, нужно его заинтересовать, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а учителю — проконтролировать прирост знаний и умений обучающегося. Поэтому, работая в сельской малокомплектной школе, использую в процессе обучения проектную деятельность, в которой применяю современные компьютерные технологии. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности.

Данная программа позволяет организовать и моделировать деятельность так, чтобы обучающиеся научились:

намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;

осуществлять и аргументировать выбор;

предусматривать последствия выбора;

действовать самостоятельно (без подсказки);

сравнивать полученное с требуемым;

корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;

объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Проектная деятельность позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи и нестандартные условия.

Цель программы — создание условий для организации социально и личностно-мотивированной деятельности учащихся 6 классов, направленной на повышение компетенций школьников в области информатики и ИКТ, развитие их творческих способностей и создание определенного значимого для других продукта.

Задачи программы:

- формировать у обучающихся навыки проектной и исследовательской деятельности;

- развивать у обучающихся умения регулятивного характера;

- реализовать потребность обучающихся в общении со всеми субъектами образовательных отношений;

- создать условия для овладения нормами взаимоотношений с разными людьми в ходе целенаправленной поисковой, творческой и продуктивной деятельности;

- формировать у обучающихся навыки индивидуальной самостоятельной работы;

- формировать навыки сотрудничества в коллективе;

- обеспечить сочетание у обучающихся различных видов деятельности;

- формировать навыки самопознания;

- развивать творческие способности обучающихся.

Планируемые результаты

Обучающиеся должны научиться:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Роль проектов и жизненных задач в формировании личностных и метапредметных результатов:

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ;

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом входят в перечень регулятивных учебных действий. Часто жизненная задача может включать в качестве задания выполнение проекта. При работе над жизненными задачами такого рода создаются предпосылки для освоения универсальных учебных действий, характерных для работы над проектами.

Столь же универсальную роль в достижении личностных и метапредметных результатов играет учебно-исследовательская деятельность.

По мере формирования в начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Этапы работы над проектом:

Этап I (предварительный).

На этом этапе проводится подбор групп, выбор тем, ставится итоговая задача. При этом соблюдаются главные принципы: учесть интересы обучающихся, подобрать каждому посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности. Необходимо создать проект, пригодный для дальнейшего использования в качестве методического пособия или дидактического сборника. Завершением проекта будет занятие-конференция с защитой представленных проектов. Каждая группа создает проектную папку (портфолио проекта), в которую будет складывать все информационные материалы, паспорт проекта, график сдачи работ, промежуточные отчеты, эскизы, наброски, т. е. все рабочие материалы группы. На этом этапе необходимо показать ход работы над проектом, четко организовать работу группы.

Этап II. Осмысление .

Группа, получившая задание, уточняет задачу, обсуждает пути решения, уточняет требования к конечному продукту, консультируется с учителями, распределяет ролевые функции между участниками группы, определяет нагрузку каждого участника группы, разрабатывает структуру проектной работы. Планируются этапы работы, определяются сроки и виды промежуточного и итогового контроля.

Каждой группе выдается бланк паспорта проекта, который разработан для облегчения планирования в ходе работы над первым проектом.

Этап III. Работа над проектом .

На этом этапе основными формами деятельности являются подбор материала и создание презентации на уровне макета. Обучающиеся углубляют свои знания, ищут новые источники информации: книги, учебники, энциклопедии, тематические компьютерные диски, используют Internet; одновременно приобретают навыки в использовании компьютерных технологий, осваивают приемы работы со сканером, принтером, проектором, фото- и видеокамерами. Они используют все знания, которые они получили на занятиях. Все свои материалы обучающиеся складывают в проектную папку. Учитель-консультант консультирует их по мере необходимости, контролирует степень сложности задачи для каждого, рекомендует литературу для самостоятельных занятий, направляет самостоятельную работу обучающихся, отслеживает наполняемость портфолио каждой группы.

В работе над проектом особое значение имеет практическая направленность результата. Это стимулирует обучающихся добиваться надежности работы, стильности оформления, лаконичности и точности подачи материала. С удивительным упорством ребята преодолевают трудности, помогая и подбадривая друг друга, что свидетельствует о социальном и профессиональном взрослении. Накапливаемый в процессе работы опыт открывает новые горизонты практического применения возможностей компьютера, полученные реальные результаты позволяют обучающемуся осознать свою компетентность.

Этап IV. Защита проекта .

Подготовка к защите заключается в составлении устного доклада в соответствии с созданной компьютерной презентацией, синхронизации по времени, отработке анимационных эффектов, проверке работы гиперссылок, видового и звукового рядов, распределении ролей и функций каждого участника группы на защите. Учитель проводит общий инструктаж по проведению защиты, просматривают проект и подготавливают участников группы к докладу, даёт рекомендации. Выполняется комплексная проверка знаний и умений, полученных обучающимися.

Защита проектов происходит в виде конференции. Приглашение слушателей преследует две цели: образовательную (повышение мотивации к овладению компьютерными технологиями) и воспитательную (использование предметных терминов, правил ведения дискуссии). На защиту каждой группе отводится 5 -- 7 минут, за которые обучающиеся группы, поделив заранее между собой части сообщения, должны рассказать о проделанной работе по всем этапам.

С вопросами к докладчику могут обращаться члены комиссии,учителя, обучающиеся. Комиссия должна получить полное представление о вкладе в проект каждого члена группы, глубине изучения и степени овладения участников инструментами и технологиями. Оценка выставляется с учетом содержания и правильности построения доклада, умения отвечать на дополнительные вопросы, грамотности речи, владения терминами, эмоциональности выступления.

Проведение публичной защиты требует от учителя очень четкой и корректной работы. Важно, особенно на первой защите, помочь обучающемуся преодолеть психологический барьер публичного выступления, а в процессе выступлений поддерживать доброжелательную комфортно-деловую атмосферу в классе, сохранять дисциплину. При оглашении оценок необходимо отметить яркие и интересные моменты работы, увидеть и показать положительную динамику у каждого проектанта, а на замеченные недостатки указать мягко и тактично.

Этап V. Анализ проектной работы .

Этот этап является самым важным, так как позволяет подвести итоги, обсудить вместе с детьми сильные и слабые стороны каждой работы, что хотелось, что удалось, а что осталось нереализованным, что помешало исполнению планов, объективные и субъективные причины, что надо учесть в следующих проектах, предложения и пожелания, положительное или отрицательное отношение к проекту, планы на будущее.

Разработка итогового творческого проекта .

Только после того как обучающийся приобрел умение работать самостоятельно, можно приступить к заключительному этапу — разработке итогового творческого проекта.

Перечень документов регламентируют работу обучающегося над творческим проектом являются:

Положение о творческой работе по курсу «Информатика ИКТ» .

Паспорт работы над творческой работой .

Перечень тем творческих проектов.

Оценочный лист .

К защите обучающийся готовит доклад на 5—7 минут и материалы отчета (обязательно в письменном виде). На защите предъявляются - Паспорт работы над творческой работой и подготовленные материалы отчета, без этого обучающийся не допускается к защите, для защиты необходима отметка руководителя в дневнике о допуске к защите. Паспорт дает представление о регулярности работы над проектом. Через месяц проводится повторная защита для тех, кто по той или иной причине не сдавал или не сдавал.

Распределение часов по занятиям, посвященным итоговому проекту

Вводное занятие-1ч.

Цель. Общие требования к работе. Тематика работ. Организация работы над задачей. Проектная деятельность

Выдвижение идей-2ч.

Выдвижение идей. Выбор темы. Выбор руководителя темы и консультанта.

Проработка идеи-2ч.

Идеальное видение проекта. Проработка содержательного плана и реализации. Ресурсы. Программные и аппаратные средства для реализации

Сбор материалов-2ч.

Поиск информации. Работа с первоисточниками. Отбор информации. Оцифровка информации.

Оформление проекта-6ч.

Структурирование проекта. Оформление проекта. Организация в проекте взаимосвязанных блоков.

Подготовка к защите-2ч.

Форма проведения защиты. Материалы, которые нужно готовить к защите. Основные вопросы, задаваемые на защите. Правила подготовки доклада и выступления.

Предварительная защита- 2ч.

В виде предварительной защиты и собеседования (определение полноты постановки задач, выбранной темы, понимания обучающимся)

Защита-2ч.

Публичное представление своего проекта. Ответы на вопросы.

Итоги -1ч.

Подведение итогов проведения зачета

ВСЕГО-20ч.

Заключение.

Проект — это форма организации учебного процесса и итоговой аттестации. Проектная деятельность в сочетании с традиционной классно-урочной системой позволяет органично соединить ценностно-смысловые основы российского образования и процесс деятельной социализации.

Список литературы

-Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. М.:5за знания, 2013

-Давыдова Елена Владимировна. Творческий проект одна из форм итоговой аттестации - страница URl: http://coolreferat.com/

-Зайцева Л.А., Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся - URl: http://podelise.ru/docs/66305/index-4255-1.html?page=4. с. 4



-Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) М.:Питер Пресс, 2014 г.
Скачать 103,49 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница