Проект
РАЗДЕЛ I
-
Назначение стратегии развития региональной системы
образованияЯрославской области
Стратегия развития региональной системы образования Ярославской области предназначена для определения основных направлений, целей, показателей и механизмов развития региональной системы образования.
Действие стратегии развития региональной системы образования Ярославской области (далее – Стратегия) распространяется на субъектов деятельности в сфере образования области, обеспечивающих функционирование, развитие и предоставление услуг дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования (повышение квалификации работников образовательных учреждений Ярославской области), а также опеку и попечительство несовершеннолетних, защиту их прав и интересов. Стратегия предполагает активное взаимодействие субъектов управления региональной системы образования с образовательными организациями, не входящими в региональную систему образования, работодателями и общественными организациями.
Стратегия разработана с учетом:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки
- Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012г. № 2148-р);
- Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (утверждена указом губернатора Ярославской области № 110 от 27.02.2013);
- Стандарта жизнеобеспечения Ярославской области (утвержден решением президиума Стратегического совета, Протокол совещания президиума № 2013-2 от 23.03.2013).
Стратегия развития региональной системы образования направлена на реализацию положений раздела «Развития человеческого капитала», входящего в Концепцию социально-экономического развития Ярославской области до 2015года в частности.
-
Оценка состояния региональной системы образования Ярославской области
Региональная система образования Ярославской области представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений и инфраструктурных учреждений;
- органов, осуществляющих управление в сфере образования;
- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Региональная система образования Ярославской области представлена 1036 образовательными учреждения, которые реализуют образовательные программы различного уровня и направленности:
- 430 дошкольных образовательных учреждений;
- 413 общеобразовательных учреждений; (уже 412 по данным КПМО)
- 51 учреждение профессионального образования;
- 89 учреждений дополнительного образования детей;
- 22 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; (на конец 2014 года останется 19–ть)
- 24 специальных (коррекционных) учреждения. (в т.ч. 3 учреждения для детей-сирот)
Кроме того, в региональной системе образования функционируют инфраструктурные учреждения:
- государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования»;
- государственное автономное образовательное учреждение Ярославской области Институт развития образования;
- государственное учреждение Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»;
- государственное учреждение Ярославской области «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании»;
- государственное учреждение Ярославской области «Центр по усыновлению, опеке и попечительству»;
- государственное учреждение Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр психолого-медико-социального сопровождения «Центр помощи детям»;
- санаторий-профилакторий учреждений начального профессионального образования.
Дошкольное образование
Меры, принимаемые Правительством Ярославской области и муниципальными образованиями области, позволили с 2011 года увеличить охват дошкольным образованием с 73% до 74,9%, что существенно выше среднероссийского показателя.
За счет областного бюджета и серьезной финансовой поддержки федерального бюджета (385,751 млн. руб.) в 2013 году в дошкольном образовании было дополнительно открыто 2 254 места, из них за счёт:
- строительства – 330 мест;
- реконструкции – 40 мест;
- за счёт проведения капитальных ремонтов – 1 884 мест.
Часть средств (43, 393 млн. руб.), полученных из федерального бюджета, направлена на приобретение оборудования для дополнительно открытых мест.
Вместе с тем, дефицит мест в дошкольном образовании, по-прежнему, остается одной из самых серьезных проблем в системе образования области.
В очереди на устройство в дошкольные учреждения на конец 2013 года стоят 28 377 детей, реальная потребность в местах – 5 449, в том числе для детей от 3 до 7 лет – 833 места.
Часть родителей дошкольников, не посещающих дошкольные учреждения, получают помощь в организации семейного дошкольного образования через консультационные пункты, созданные во всех муниципальных районах области.
Родителям детей, не посещающих дошкольные учреждения, производится ежемесячная выплата пособия. В размере 709 руб. на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и 4 925 руб. на детей в возрасте от 3 до 8 лет.
Основным результатом дошкольного образования является развитие ребенка и подготовка к освоению основных образовательных программ начального общего образования. Три четверти детей, получающих организованное дошкольное образование, в той или иной степени готовы к обучению в школе и к пребыванию в ином возрастном детском коллективе. Дети с ограниченными возможностями здоровья, кроме того, имеют возможность до поступления в общеобразовательные учреждения получить квалифицированную коррекцию в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях.
В тоже время в области сохраняется незначительная доля детей, не посещающих дошкольные учреждения и не получающих помощь в подготовке к школе через консультационные пункты.
Основные проблемы подсистемы дошкольного образования:
- дефицит мест. При этом практически не используются ресурсы негосударственного сектора дошкольного образования;
- недостаточный для решения современных задач образования уровень квалификации кадров дошкольных образовательных учреждений.
Общее образование
В области осуществлён переход на федеральный государственный стандарт общего образования в начальной школе и в 5-х классах. С 2011 года в рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования создаются условия для обучения в соответствии с ФГОС. За счёт средств федерального и регионального бюджетов существенно укреплена материальная база школ. Приобретено спортивное оборудование, учебно-лабораторное оборудование для кабинетов физики, химии, биологии. Закуплены комплекты современного оборудования для компьютерных классов, компьютерное оборудование для библиотек.
В настоящее время обеспеченность компьютерами на 100 обучающихся составляет 11,3, в том числе 11,7 в школах, расположенных в городской местности, 28,9 – в сельской.
Все школы области обеспечены доступом к сети интернет, имеют электронные библиотеки, адреса электронной почты и сайты. 338 школ (81%) ведут электронный дневник и журнал успеваемости.
Создана система регионального интернет-вещания, позволяющая общеобразовательным учреждениям проводить видеоконференции, реализовать межшкольные проекты.
С целью обеспечения доступности образовательных услуг детям-инвалидам в рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2009 года функционирует Школа дистанционного обучения детей-инвалидов – структурное подразделение ГОУ ЯО «Центр помощи детям». В 2013/2014 учебном году в ней обучается 114 детей.
Развивается система дистанционного обучения. В настоящее время более 50% школ при реализации основных и дополнительных образовательных программ имеют возможность применять дистанционные технологии.
В 24 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях созданы условия для обучения 1 665 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для обучения 507 детей-инвалидов.
Более 5 000 детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных школах по индивидуальным образовательным программам или в специальных (коррекционных) классах.
На базе общеобразовательных школ создаются современные плоскостные сооружения для занятий физической культурой. В 2013 году построено 14 плоскостных сооружений. На эти цели из бюджета области ежегодно выделяется более 50 млн. рублей.
Для доставки сельских школьников к месту учебы в области создан парк школьных автобусов, который ежегодно обновляется и пополняется. Услугами 200 школьных автобусов пользуются более 6 000 сельских школьников.
57 (%) обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений обеспечены питанием на бесплатной основе.
По программе переподготовки менеджеров в сфере образования обучено 74% администраторов общеобразовательных учреждений.
Разработаны, профинансированы и реализуются при поддержке НИУ «Высшая школа экономики» модельные программы поддержки школ области, работающих в сложных социальных условиях.
По большинству предметов результаты ЕГЭ равны общероссийским, отличаясь от них незначительно: относительный средний балл (отношение среднего балла ЕГЭ региона по большинству предметов к среднему баллу по Российской федерации располагается обычно в диапазоне от 0,98 до 1,03).
Вместе с тем, вызывают тревогу существенная разница в образовательных результатах. Так отношение 10% школ, показывающие лучшие результаты, к 10% школ, показывающие худшие результаты (децильный коэффициент). Так по математике в 2013 году его значение составило 2,48, что говорит о неравенстве доступа населения области к качественному образованию. Относительный средний балл по физике ниже общероссийского.
По результатам исследования ГУ ЯО ЦОиККО выше всего неудовлетворённость обучающиеся общеобразовательных учреждений по измеряемому параметру «получаемые в образовательном учреждении знания (умения, навыки) по предметам». Увеличение численности обучающихся, набравших на ЕГЭ максимальное количество баллов (100), во многих случаях объяснятся развитой в области системой репетиторства и целенаправленной работой педагогов с группой талантливых детей.
Как правило, падение успеваемости происходит при переходе обучающихся из начальной школы в основную.
Основная проблема подсистемы общего образования - учебные достижения обучающихся не соответствуют имеющемуся потенциалу педагогических работников области. Причинами относительно невысоких учебных достижений обучающихся являются следующие:
- формальное усвоение учителями начальной школы региона сути ФГОС, и, прежде всего, недооценка формирования метапредметных результатов обучающихся;
- неиспользование или формальное использование учителями технологий формирования метапредметных компетентностейу обучающихся;
- материально-техническое оборудование и условия формирования метапредметных компетенций не адаптированы к образовательным программам (например, групповая работа требует отдельных мест не для всего класса, а для 5-6 групп, на которые класс должен делиться) и т.д.
- низкая эффективность менеджмента в отдельных образовательных учреждениях, поскольку образовательные результаты похожих, находящихся в одном «кластере», школ сильно разнятся.
Дополнительное образование
В настоящее время охват дополнительным образованием составляет 71%. Существующая сеть государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования позволяет всем детям области обучаться не менее чем по двум программам дополнительного образования за счет бюджета.
В области разработана и успешно реализуется межведомственная модель выявления и сопровождения одарённых детей.
Из средств областного бюджета ежегодно выплачивается:
- губернаторская стипендия одарённым детям;
- губернаторская премия выпускникам, закончившим школу с золотой медалью;
- стипендия департамента образования за отличную учебу.
В 2012/2013 учебном году 13 детей области стали победителями и призёрами Международных олимпиад, конкурсов и соревнований (10 в области образования, 1 в области физической культуры и спорта, 2 в области культуры).
Для обеспечения мониторинга достижений обучающихся области создана региональная межведомственная база данных о достижениях одаренных детей и их педагогов-наставников, которая позволяет координировать деятельность по работе с одаренными детьми в системе образования, культуры, спорта и молодежной политики; объединить информационные и административные ресурсы различных ведомств; разработать единые механизмы сопровождения одаренных детей.
На базе ГУ ЯО «Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании» создан региональный информационно-образовательный портал, к ресурсам которого за год обращается более 1 миллиона уникальных пользователей сети интернет из 83 регионов Российской Федерации и 104 стран мира.
В области ежегодно реализуется большое число образовательных Интернет-проектов для школьников, которые дают возможность школьникам, географически удаленным друг от друга, общаться, решать общие задачи, участвовать в конференциях, обсуждениях, дискуссиях. Интернет-проекты позволяют создать инновационную среду творческого взаимодействия и обеспечивают современную атмосферу в обучении.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 599 в области реализуется Региональный проект «Ярославская математическая школа».На территории области создано 50 объединений юных математиков, в которых организовано обучение более 1000 школьников по программам дополнительного образования. Обучение организовано на основе сочетания очных и дистанционных форм.
С 1998 года в г. Ярославле ежегодно проводится Российская научная конференция школьников «Открытие», организаторами которой являются Правительство Ярославской области при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Российской академии наук.
В 2013 году результаты своих научных исследований представили старшеклассники более чем из 50 регионов России. За все время проведения конференции в ней приняли участие представители более чем 75 субъектов Российской Федерации, многих зарубежных государств.
С 2013 года в Ярославской области началась реализация регионального телевизионного проекта «Умники и умницы Ярославии» при поддержке МГИМО.
С 1 по 6 ноября 2013 года в Ярославской области успешно прошел Всероссийский Форум «Будущие интеллектуальные лидеры России», в котором приняли участие талантливые дети и их наставники из всех регионов страны.
Вместе с тем, в системе дополнительного образования области существует ряд проблем требующих решения:
- слабая учебно-материальная база учреждений дополнительного образования;
- ассортимент дополнительных образовательных программ не достаточно ориентирован на потребности детей и экономики области;
- образовательный процесс учреждений дополнительного образования нуждается в интеллектуализации;
- не эффективно используются часы, выделенные на дополнительное образование в общеобразовательных школах
- не используется для развития дополнительного образования ресурсы негосударственного сектора, в частности общественных организаций и ресурсы ведомственных организаций дополнительного образования.
Профессиональное образование
Департамент образования Ярославской области является учредителем 51 образовательного учреждения среднего профессионального образования, которые расположены на территории 15 муниципальных округов.
Каждый год экономика Ярославской области получает 7-8 тыс. квалифицированных рабочих и специалистов из числа молодежи, что позволяет восполнять естественную убыль квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время в образовательных учреждениях профессионального образования осуществляется обучение по 76 рабочим профессиям для 16 отраслей экономики Ярославской области и по 77 специальностям специалистов среднего звена для 20 отраслей экономики.
В последние годы укрепились связи профессионального образования в части подготовки рабочих кадров с работодателями: компаниями «Такеда»,«Р-Фарм», НПО «Сатурн», Дистрибуционным центром «Бертельсман», Ярославской генерирующей компанией и некоторыми другими. С участием работодателей обновляется учебно-материальная база, разрабатываются рабочие учебные планы и рабочие учебные программы. По заявке отдельных работодателей в рабочий учебный план включены дополнительные дисциплины.
Площадкой для диалога всех заинтересованных сторон в развитии фармкластера региона стал методический совет, объединивший представителей органов власти, работодателей, образовательных учреждений. Для удовлетворения потребностей работодателей, занятых в сфере транспорта и дорожного строительства летом 2013 года на базе профессионального училища № 26 создан первый в области многофункциональный центр прикладных квалификаций.
В 2011 году Ярославская область стала победителем федерального конкурсного отбора по отрасли «Медико-биологическая и фармакологическая промышленность». В 2011-2012 годах профильные учебные заведения получили из федерального бюджета более 35 млн. руб. На развитие профессионального образования в рамках областной целевой программы «Модернизация профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики Ярославской области» на 2013-2015 годы в 2013 году получено более 25 млн. руб. из федерального бюджета, 81 млн. руб. – из областного бюджета и 15 млн. руб. – из средств работодателей.
Ярославская область стала победителем в новом федеральном конкурсе, который был объявлен Министерством образования и науки РФ в ноябре 2013 года и реально претендует на получение дополнительного финансирования для модернизации в 2014-2015 годах профессионального образования по направлению «машиностроение», приоритетному для социально-экономического развития региона. В рамках данной деятельности будут реализованы положения соглашения о сотрудничестве, заключенного между Правительством области и ОАО НПО «Сатурн».
В течение нескольких последних лет в системе профессионального образования ярославской области создано 17 ресурсных центров, оснащённых современным лабораторным, производственным оборудованием. В декабре 2013 года Ярославская область стала победителем конкурсного отбора субъектов РФ, проводившегося Агентством стратегических инициатив, для реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».
Несмотря на то, что образовательные результаты профессиональных организаций, входящих в региональную систему образования, в целом соответствуют государственным требованиям, однако уровень квалификации выпускников этих учреждений:
- не отвечают требованиям большинства работодателей области;
- не позволяют многим выпускникам трудоустраиваться в первый год после выпуска по полученной специальности;
Кроме того, у выпускников учреждений оказываются несформированными профессиональные и личностные качества, связанные с умением трудиться в коллективе, работать в команде, с готовностью нести ответственность за себя и за порученное дело.
Основные причины:
- недостаточная эффективность производственной практики обучающихся;
- недостаточное оснащение учебных мастерских образовательных организаций современным исправным оборудованием и инструментами;
- недостаточное обеспечение образовательного процесса квалифицированными специалистами – мастерами производственного обучения и преподавателями профессиональных дисциплин;
- заниженные требования к образовательному процессу и завышенная самооценка выпускников.
Связи с учреждениями высшей школы практически отсутствуют.
1.3.SWOT-анализ
Анализ ситуации позволяет выделить следующие сильные стороны системы региональной системы образования:
- наличие дорожной карты (плана повышения эффективности отрасли);
- достаточная для удовлетворения потребностей личности и экономики региона структура и территориальная организация общеобразовательных, дополнительных и профессиональных образовательных программ.
- наличие сегмента квалифицированных педагогических и руководящих кадров, обладающих хорошей методической подготовкой;
- наличие нескольких «точек роста» в дошкольном, общем, дополнительном и профессиональном образовании (билдинг-сад, модернизация материальной базы общеобразовательных и профессиональных учреждения, ресурсные центры и др.)
- наличие современной учебно-материальной базы в отдельных образовательных учреждений;
- развитая система государственно-общественного управления;
- наличие финансово обеспеченных проектов и программ, в том числе за счет средств федерального бюджета;
- достаточно высокий уровень удовлетворённости населения качеством услуг, оказываемых учреждениями региональной системы образования;
- наличие региональной системы оценки качества образования;
- наличие региональной системы повышения квалификации педагогических кадров;
Слабыми сторонами региональной системы образования являются:
- несопоставимые с имеющимся потенциалом педагогических работников системы образовательные результаты;
- материальная база и состояние зданий отдельных образовательных учреждений не отвечает требованиям времени;
- отсутствие проработанных нормативно-правовых и организационно-финансовых механизмов сетевой организации освоения образовательных программ;
- инертность отдельных руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений;
- наличие избыточного имущественного комплекса, неиспользуемого в образовательном процессе, как следствие - увеличение налогооблагаемой базы;
- отсутствие эффективных системных связей образовательных организаций профессионального образования с работодателями, и учреждениями высшего профессионального образования, в том числе, сформированной системы «доведения» рабочей силы на рынке труда до требований работодателей;
- наличие существенных неэффективных затрат;
- устаревшее методики расчёта нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений;
- отсутствие эффективной системы мотивации руководителей образовательных учреждений;
- образцы эффективной практики в региональной системе образования практически не тиражируются, так не разработаны технологии тиражирования.
Возможности внешней среды для развития региональной системы образования:
- внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях системы;
- неудовлетворенный спрос населения, работодателей на отдельные образовательные программы;
- конкретизация и оформление требований работодателей к качеству профессионального образования.
- реализация майских указов президента;
- повышенное внимание к региональной системе образования со стороны Правительства Ярославской области;
- наличие значительно количества федеральных программ и проектов, направленных на развитие системы образования;
- сокращение количества бюджетных мест в ВУЗах;
- изменение правил приема на обучение по программам среднего профессионального образования;
- увеличение в области численности молодежи в возрасте 13-15 лет;
- увеличение спроса на дополнительные услуги в сфере образования;
Поделитесь с Вашими друзьями: |