Продуктивность и тренировка памяти



Скачать 19,09 Kb.
Дата23.05.2016
Размер19,09 Kb.
ТипУрок
Урок –практикум ( 8 класс)

Тема : Продуктивность и тренировка памяти.

Цель: сформировать знания о памяти как психическом процессе накопления, хранения и воспроизведения прошлого опыта, её значении, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся на уроке, определить продуктивность памяти и научиться тренировать свою память.

Оборудование : модель головного мозга, памятки.

Ход урока



Организационный момент

Здравствуйте , ребята. Оглянитесь вокруг, чудеса природы окружают нас. Одним из таинств и чудес природы является память человека. Именно ею мы сегодня займемся.

Эпиграфом нашего занятия может быть изречение Блеза Паскаля « Память человеку необходима для всех проявлений души».

Для начала попробуйте ответить на вопрос

- Для чего необходима память ?

( У вас на партах лежат листочки с силуэтом человека , предлагаю записать свой вариант ответа).



Слайд 2

Попробую вашу мысль обобщить.

Память необходима , чтобы запомнить, сохранить и воспроизвести опыт прошлого.
В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем

Как тополь, вознесся он гордой главой,

Всё в памяти он сохраняет своей.

Получается, что человек хранит в сложных структурах мозга информацию, помогающую правильно ориентироваться в окружающем мире.
Наша цель определить продуктивность памяти и научиться тренировать свою память.

Задание 1. Оценка кратковременной ( словесной ) вербальной памяти.

Учитель зачитывает ( быстро без повторений) 12 слов:

гора , игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, вилка, нога, ваза.

Учащиеся должны запомнить их и после команды учителя воспроизвести ( письменно) за 30 секунд.

Учитель повторно читает слова, а ученики сравнивают их со своими записями и подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов. Слайд 3


Об удивительных свойствах памяти расскажет нам 1эксперт.

Знаете ли вы, что…

Человек запоминает примерно 60 % увиденного и пятую часть услышанного.

В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус.

Ученые считают , что акт запоминания связан со структурными изменениями нервных клеток головного мозга, но не связан с размерами мозга.

Рекорд памяти принадлежит выдающемуся афинскому полководцу Фемистоклу знавший имена 20 тыс. афинских граждан. Другой пример великолепной памяти великий Александр Македонский, который не только знал по имени 30 тыс. своих солдат , но и помнил каждого из них в лицо. Слайд 4
Теперь вернемся к очередному заданию.

Определяем объем и точность кратковременной зрительной памяти.

Учитель в течении 20 секунд демонстрирует учащимся табл. С 12 двузначными числами, которые затем необходимо воспроизвести . Определяется как задание №1. Слайд 5




13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Слово предоставляется 2 эксперту

Головной мозг часто сравнивают с компьютером. Слайд 6

Шахматисты способны держать в голове сотни различных вариантов исходов, шахматной партии.

В спортивных поединках им проигрываю даже суперсовременные компьютеры, вооруженные мощным программным обеспечением. Мозг высококлассного шахматиста Гари Каспарова способен образовывать в процессе игры 10 144 комбинации.

3 эксперт . Другой пример зрительной памяти .

Нет секрета, что талантливые художники могут по памяти воссоздать на холсте в мельчайших подробностях лица и фигуры людей.

Известен случай , когда безызвестный художник их Германии в 1805 году написал по памяти копию картины великого Рубенса. Произведение получилось столь правдоподобным, что специалисты не могли отличить его от найденного вскоре оригинала.

Завидной памятью обладает Уильям Клайн, работающий в Европейском центре атомных исследований. Ему достаточно доли секунды, чтобы перемножить два любых двузначных числа или возвести в квадрат любое трехзначное число. А корень из двенадцатизначного числа он извлёк быстрее чем опытный программист .



Учитель: Память человека многогранна.

Эффективность запоминания зависит от многих условий: от того, как организована информация, какие требования предъявляются к воспроизведению ( но узнать знакомые объекты среди других легче, чем воспроизвести все по памяти)



Задание следующее: в течении 30 секунд попытайтесь запомнить фигуры на рисунке и отыскать их на другом рисунке. Подсчитать кол-во фигур, которое вы определили и удалось узнать.( число, которое вы получили правильно, надо разделить на общее число их и частное умножить на 100)

Уч-ся самостоятельно проверят свою память по таблице. Слайд7,8,9

90-100 % - отличая память

70-90 % - очень хорошая память

50-70 % - хорошая память

30-50 % - удовлетворительная память

10-30 % - плохая память

0-10 % - очень плохая


Для проверки долговременной памяти- дома воспроизводим задания , которые предъявлялись на занятии.

При 5-7 знаках (продуктивность среднего уровня)

Больше 7- выше среднего

Меньше 5- ниже среднего.


Учащиеся делятся на группы. Получают задание на самостоятельное изучение.

«Головной мозг человека состоит из двух больших полушарий- левого и правого.

Левое полушарие отвечает за абстрактное мышление, оно оперирует числами и знаками.

Правое полушарие определяет чувственные образы. При этом у человека какое-то из полушарий является ведущим, что во многом определяет особенности его личности. Люди , у которых преобладает левое полушарие, обладают способностями к точным наукам. Преобладание правого полушария определяет склонность к гуманитарным наукам.»

- Определить в группе больше склонность проявляется к каким наукам? гуманитарным или математическим?

(Если к гуманитарным наукам, значит ведущим полушарием головного мозга является - правое полушарие, а при математическом складе ума – левое полушарие).слайд 10



Слово эксперту

Из всех живых существ на Земле человек- единственный обладатель интеллекта. Память одна из важных составляющих интеллекта . люди с высоким интеллектом ,как правило, обладают и хорошей памятью.

Учитель : Среди различных качеств памяти выделяются прочность сохранения, точность воспроизведения, способность вспоминать, актуализировать, быстро запоминать и внимание.

Для определения внимания выполним групповое задание( по 2 ученика) «Мозговой штурм»

Необходимо быстро среди хаоса букв найти слова и соединить их, получите фразу «Соблюдай правила тренировки памяти». Слайд 11

Итог урока.

Можно сказать тем или иным видом памяти человек наделён от рождения, но огромное значение имеет её тренировка. Для этого используются специальные упражнения…. Каждый из вас сегодня получит памятки для тренировки памяти, следуя которой можно улучшить свою память. Слайд 12

В конце хочу сказать , что ум, сообразительность, память, способность к обучаемости во многом определяет место человека в обществе, его связи с другими людьми, от этих качеств зависят карьера и судьба человека.

Домашнее задание – провести свои личные наблюдения и сделать выводы.



Ответить на вопрос: Что является причиной плохой памяти?

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница