Принятие ребенка на воспитание в семью – великое, доброе дело. Приемные родители дают ребенку возможность жить и воспитываться в семье, узнать, что такое родительская любовь и забота, возможность самому научиться любить других



Скачать 314,03 Kb.
страница1/12
Дата14.02.2016
Размер314,03 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Министерство образования Сахалинской области

ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»

Воспитание ребенка в замещающей семье

Южно-Сахалинск

2014

Пособие «Воспитание ребенка в замещающей семье» адресовано не только замещающим родителям и тем, кто только задумывается о том, чтобы взять ребенка в семью, но и тем специалистам, которым в своей работе приходится сталкиваться с приемными детьми.



Воспитание детей в замещающей семье. Пособие для родителей/ С.А. Французова, Я.Ю. Курбанова, М.Н. Власкина, Ф.И. Жексимбаева, Е.Б. Кашкина.

Введение

Принятие ребенка на воспитание в семью – великое, доброе дело. Приемные родители дают ребенку возможность жить и воспитываться в семье, узнать, что такое родительская любовь и забота, возможность самому научиться любить других, получить социальные навыки и заботиться об окружающих, избавиться от приобретенных ранее болезней, стать полноценным членом общества, способным в будущем создать свою собственную семью.

Это пособие поможет лучше понять и принять приемного ребенка таким, какой он есть – с его «ершистым» характером, с его достоинствами, недостатками, непростым прошлым и правом быть самим собой. Поможет увидеть лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не концентрироваться на переделке его под себя и свои семейные традиции. Ведь корень всех проблем приемного ребенка – ранняя потеря семьи и родителей, опыт одиночества и отверженности, что, несомненно, сказалось на его развитии.

Поэтому одна из основных задач подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью – научить будущих родителей понимать и ладить с ребенком, правильно реагировать на его действия, эмоции, учитывая его прошлый жизненный опыт и личностные особенности.



Уважаемые родители, принимая столь важное для Вас и Вашего будущего ребенка решение, не спешите – еще раз взвесьте все «за» и «против». Внимательно проанализируйте свои побуждения, определите, что Вами движет и насколько продумано это решение.

Что может быть хуже для ребенка, чем остаться без семьи, без родителей, которые заботятся о нем, любят и ценят. Приемные дети в такой ситуации могут оказаться не единожды. К сожалению, бывают ситуации, когда приемные родители отказываются от них, потому что «негативные гены и наследственность», потому что «они на нас совсем не похожи», потому что «он не хочет учиться, быть вежливым, уважать меня, быть нормальным ребенком…», потому что «не подошел». Ребенка нужно любить за то, что он есть, а не за правильное поведение, симпатичное личико, хорошие поступки и таланты. Любовь вообще должна быть свободна от всяческих оценок.

Если у Вас возникли трудности при воспитании приемного ребенка, знайте, что они разрешимы, и есть специалисты, которые могут Вам помочь.


Родитель замещающей семьи – это профессия


  1. Родитель замещающей семьи – это профессия.

  2. Мотивы приема ребенка в семью.

  3. Потребности развития ребенка и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Замещающий родитель один в двух лицах: и воспитатель, и родитель. Как родители – социализируют детей, организуют их жизнедеятельность, включая удовлетворение всех потребностей: от физиологических, чувства безопасности, солидарности, уверенности в себе и до самореализации. Как воспитатели – дисциплинируют детей, обучают социальным умениям и навыкам, организуют воспитывающую, обучающую среду, согласно потребностям и возможностям ребенка.

Замещающие родители должны уметь распознавать симптомы нарушений психологического здоровья ребенка, распознавать и оценивать изменения в семейной системе, уметь грамотно и адекватно реагировать на изменения. Кроме этого, очень важно обладать навыками эмоционального общения, уметь проявлять искренность и отзывчивость на эмоциональном уровне.
Портрет профессионального родителя

Замещающая семья должна обладать следующими достоинствами:



  1. Позитивная мотивация: семья должна понимать, зачем берет ребенка.

  2. Эмоциональное благополучие семьи: способность сопереживать,

радоваться, уметь решать проблему на основе бесконфликтного,

конструктивного общения.



  1. Способность изменяться и принимать помощь.

  2. Стойкость и выдержка, умение доводить начатое до конца.

  3. Понимание между супругами.

  4. Способность семьи выстраивать отношения с социумом.

  5. Наличие семейного окружения, расширенной семьи (бабушки,

дедушки, тети, дяди, др.).

  1. В семье есть увлечения.

  2. Семья имеет домашних животных.

  3. Берут детей не только из-за работы.

  4. Отсутствие страха общения с биологической семьей приемного

ребенка.

  1. Возрастная граница супругов: 25-50 лет, наиболее благоприятный

вариант.

  1. Отсутствие медицинских противопоказаний.

  2. Здоровый образ жизни.

  3. Материальное благополучие.

  4. Собственный положительный опыт воспитания детей.

Личностные качества необходимые приемным родителям

Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей.

Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как эмпатия, открытость, эмоциональность, коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению.

Эмпатия – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональное состояние ребенка и адекватно на него реагировать.

Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.

Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.

Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.

Альтруистичностькачество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.

Уравновешенность – способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.

Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.

Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.

Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.
Квалификационная характеристика труда

замещающего родителя

Предусматривает следующие профессиональные компетенции замещающего родителя:



  1. Заботиться о безопасности ребенка – как физической, так и эмоциональной.

  2. Обеспечить уход за ребенком, добиваясь его всестороннего развития – физического, эмоционального, интеллектуального.

  3. Уметь управлять поведением ребенка, не прибегая к физическим или иным неадекватным формам наказания, справляться с его негативными реакциями и поощрять положительные поступки.

  4. Обладать знаниями о возрастных этапах развития ребенка, уметь выявлять физические и эмоциональные отклонения в его развитии и поведении.

  5. Помогать ребенку понять самого себя и свое прошлое с учетом его национальности, языка, культуры. Уметь понять и помочь ребенку преодолеть чувство утраты, возникшее после изъятия его из кровной семьи.

  6. Поощрять, когда этого требуют интересы ребенка, его контакты с кровными родителями, родственниками, не высказывая по этому поводу в присутствии ребенка своих суждений и комментариев. В случае необходимости сообщить специалистам Службы сопровождения о нежелательности встреч.

  7. Избегать ущемления прав ребенка, уважать его достоинство.

  8. Уметь наблюдать за ребенком и оценивать процесс его развития с дальнейшим обсуждением результатов наблюдений со специалистами.

  9. В случае необходимости принимать участие в составлении плана реабилитации и развития ребенка.

  10. Сотрудничать со всеми специалистами Службы сопровождения.

  11. Знать законодательство в части защиты прав детей и следить за его

изменениями.

  1. Нести ответственность за собственное обучение и подготовку, развивая

и совершенствуя навыки, полученные ранее. Знакомить с полученными знаниями всех членов семьи, проживающих вместе с приемным ребенком.
Мотивы приема ребенка в семью

Каждый человек имеет потребность в пище, тепле, любви, понимании, саморазвитии. По мере осознания и принятия решений к их удовлетворению потребности превращаются в мотивы.



Мотив – это побуждение к деятельности. Важнейшими мотивами являются ценности, убеждения, стремления, интересы.

Кандидатам в замещающие родители или тем, кто уже ими стал, нужно разобраться в том, какие мотивы лежат в основе их решения и, кроме того, проанализировать особенности собственной личности (с этой точки зрения полезно провести тестирование).

Ответ на вопрос: «Почему семья принимает решение взять ребенка в семью?» – определяет дальнейшее будущее ребенка и семьи в целом.

Мотивы, принятия ребенка в свою семью:



  • потребность кого-то любить, о ком-то заботиться;

  • желание помогать обездоленным детям;

  • бегство от скуки и одиночества;

  • выход из трудных жизненных ситуаций;

  • выгоды (материального плана);

  • решение жилищной проблемы;

  • сохранение распадающейся семьи;

  • попытка нормализовать внутрисемейные отношения;

  • повышение самооценки;

  • отсутствие собственных детей и желание в последствии усыновить ребенка;

  • если есть собственный ребенок – желание иметь больше детей (мнение, что единственный ребенок в семье – это плохо);

  • есть дети одного пола (например, одни девочки). Семья хочет восстановить демографический баланс;

  • собственные дети выросли, стали самостоятельными, остался не до конца реализованным родительский потенциал;

  • потеря (смерть) ребенка, близкого родственника;

  • пример родительской семьи;

  • желание воспитывать по-другому – неудачный первый опыт воспитания родного ребенка;

  • желание компенсировать собственное неудачное детство;

  • всем назло;

  • воспитание является «вставкой» в собственные жизненные мотивы:

  • реализация личной потребности в эмоциональном контакте;

  • реализация потребности в смысле жизни;

- реализация потребности взрослого в достижениях через ребенка;

  • продолжатель рода;

  • быть не хуже других;

  • привязанность к конкретному ребенку;

  • самореализация. Воспитание – вид деятельности, который хорошо получается и приносит удовлетворение;

  • христианский мотив помощи, как исполнение духовной миссии;

  • трудоустройство;

  • желание поделиться опытом;

  • возможность еще раз прожить детство;

  • экзистенциальные мотивы, основанные на поиске своего места в мире людей;

  • необходимость посредством ребенка решить собственные психологические проблемы.

Выделяют три группы ведущих мотивов:



  1. Желание самореализоваться: возможность быть кому-то нужным, желание использовать свой родительский опыт и научить ребенка-сироту, помочь найти свое место в жизни; поиск работы профессиональная самореализация на педагогическом поприще.

  2. Желание изменить структуру семьи: бездетность супружеской пары, желание увеличить количество членов семьи, иметь разнополых детей, стадия развития семьи – «опустевшее гнездо», желание получить «партнера» для родного ребенка, потеря родного ребенка.

  3. Поиск смысла жизни, желание помочь обездоленным детям: сострадание к брошенным детям, чувство любви и потребность поделиться ею.

Если вы решили принять ребенка в семью, то ответьте себе на вопрос: зачем Вы это делаете? Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что Вами движет и в какой степени, полностью ли Вашим является такое решение. Бывали случаи, когда путем приема люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться, спастись от скуки, заработать деньги. Кто-то прибегал к приему в надежде стать "не хуже других", обеспечить себя под старость заботой благодарных детей или даже поправить свое жилищное положение. Но ребенок – это личность, он не может быть средством в решении чужих проблем, ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет – аморально. Прием ребенка в семью должен быть только взаимовыгодным и обязательно продиктованным желанием помочь ребенку, лишенному родительской заботы.

Нередко можно слышать, что появление ребенка может помочь сохранить распадающуюся семью. Это миф. Теплый семейный климат, готовность членов семьи поддержать друг друга в трудные моменты – едва ли не главные факторы для успешного приема, ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки. Семейная жизнь, давшая трещины, может от этих дополнительных нагрузок разлететься вдребезги.

Довольно часто родители, пережившие утрату, считают, что приемный ребенок может заменить погибшего. Как не жаль, но это не так. Каждый ребенок – это отдельная личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, успокоиться, а главное – нужно понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь.

Не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Трезвый расчет не помешает. Задумайтесь о возможностях и ресурсах своего здоровья, о том, кто сможет Вас поддержать в трудный момент.

Вы принимаете ребенка в семью, поэтому очень важно, чтобы Вы все вместе старались справиться с теми проблемами, которые обязательно возникнут во время приема. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после приема.

Успех зависит от готовности принять ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами.

Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться со своими близкими и узнать, как те относятся к Вашему решению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.

Задумайтесь, сможете ли Вы принять личностные особенности ребенка. Справитесь ли Вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все Ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у Вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно отдать его назад, перевоспитать и сделать из него "нормального ребенка"? Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не "застревать" на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?

Ответы на эти вопросы либо придадут Вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться.

Мотивация приема ребенка играет главную роль в образовании замещающей семьи. От того, как приемный родитель понимает, для чего он берет на себя обязанности по отношению к ребенку, оставшемуся без попечения родителей, зависит успех принятия ребенка, адаптация его в новой семье, устойчивость собственной семейной системы.

Нельзя действовать только из жалости или из желания получить работу. Этих мотивов недостаточно и скорее всего Вас будет ждать разочарование. Мотивы должны быть устойчивыми, осознанными и разделяемыми всеми членами Вашей семьи. Иначе самые лучшие побуждения разобьются о трудности, связанные с особенностями развития личности ребенка-сироты и сложнейшими процессами «вхождения» (адаптации) и «присоединения» (интеграции) к Вашей семейной системе.

Во всех случаях обязательным условием является желание помочь ребенку и любовь к детям.
Потребности развития ребенка и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать

Интерес приемного ребенка заключается в том, чтобы жить и воспитываться в семье, при этом удовлетворять все свои потребности и нужды, иметь право на персональную любовь и заботу, возможность прожить полноценное детство с непременным чувством собственной значимости для родителя и быть защищенным от любых ударов судьбы.

Успешная замещающая семья – это семья, способная удовлетворить все потребности конкретного ребенка вплоть до его самореализации и самоактуализации.

Основные потребности ребенка:


  1. Безопасность.

  2. Здоровье.

  3. Образование.

  4. Умственное развитие.

  5. Привязанность.

  6. Эмоциональное развитие.

  7. Идентичность.

  8. Социальная адаптация.

  9. Стабильные отношения в приемной семье.


Потребность ребенка в безопасности является базовой, и основана на инстинкте самосохранения. Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность ребенка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то ребенок становится тревожным. И тогда он пытается удовлетворить потребность в безопасности путем выбора определенной стратегии поведения, зачастую неадекватной действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание для возврата любви значимого близкого, жалость к себе как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности. Результатом является невротизация потребностей ребенка.

Потребность ребенка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии. Данному аспекту деятельности специалистов придавал большое значение В. А. Сухомлинский, который писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Детям, пришедшим в семью из интернатного учреждения, необходим особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди встречающихся заболеваний на первом месте — нервно-психические, затем — болезни органов дыхания, пищеварения.

Конечно, лечить хронические заболевания должен врач, а родители могут помочь детям стать здоровыми. Речь идет о закаливании, физическом воспитании, развитии гигиенических привычек. Особое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни у детей. Под формированием здорового образа жизни предполагается развитие: сознания, движения, питание, ритм жизни, распорядок дня, гигиена тела и одежды, гигиена сна и отдыха, психогигиена и здоровая жизнедеятельность, психопрофилактика, профилактика вредных привычек и половое созревание.

Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование. Необходимо отметить, что у детей с нереализованными потребностями в безопасности и эмоциональном комфорте когнитивные потребности могут быть снижены. Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания и если взрослые не отобьют у него к этому желание – то и всю жизнь!

Потребность в привязанности в общей форме можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости» (Вера Фалберг). Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же эти связи — это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к ребенку дает возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему.



Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. Большинство специалистов (к примеру, английский психоаналитик Джон Боулби) тоже относит их к категории врожденных. Осознанная вовлеченность в процесс коммуникации со взрослым фиксируется у младенцев уже в первые месяцы жизни. Ученые предполагают, что потребность в общении эволюционно обусловлена – ведь от того, насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни. В первый год эмоциональные потребности тесно связаны с его потребностью в безопасности (я защищен, значит, я доволен); с возрастом они значительно усложняются. Примерно после 3х лет, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, он ждет от окружающих (в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Потребность “быть безоговорочно принятым” психологи называют одной из самых значимых для человека на протяжении всей его жизни.

Потребность в идентичности – это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье.

Идентичность можно определить как знание того, из каких разных частей состоит наша личность, это принятие себя, необходимое для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.

Сумма знаний о себе эмоционально питает и защищает ребенка.

У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути, значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: “Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ”.

Принадлежность семье не только определяет самовосприятие, но и задает вектор направления жизненного анализа собственного жизненного опыта концентрируется в виде ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?». Но отношение к этому знанию, принятие себя, возникает благодаря соотнесению с системой социальных координат, нормами и ценностями той семьи и того общества, в котором живет человек.

Под потребностью социальной адаптации понимается социализация ребенка в обществе. Это усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки.

Примерно после 3-4х лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении; духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту.



Потребность в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением так же является базовой, т.е. жизненно необходимой, и непосредственно связана с нормальным развитием психики. Важно и качество родительского отношения к ребенку. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. В новой семье нарушенность родительского (материнского и отцовского) отношения к ребенку может служить источником различных психических и поведенческих расстройств и непосредственно определять успешность адаптации ребенка, поэтому установление теплых, принимающих и стабильных отношений между ребенком и замещающими родителями также можно рассматривать как механизм адаптации.
Каталог: assets -> uploads -> documents -> recomendaciiparents
recomendaciiparents -> Психологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра
recomendaciiparents -> Профилактика отклонений в поведении у детей с нарушениями интеллекта
documents -> Аспекты применения компьютерного тестирования на уроках технологии
documents -> Рабочая программа по математике 5-9 классы Программу
documents -> Вопрос развития творческой активности школьника является актуальным в современном образовании
documents -> Рабочая программа по физике 10 11 класс Программа
documents -> Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы общеинтеллектуальной направленности курс «Мир моих интересов»
documents -> Образовательная программа «Я лидер» Срок реализации 2 года на основе программы «Я лидер», Департамента образования администрации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница