Принцип двойного понимания схем в оргпроектировании
Дидковский С.В. (Киев)
Задача оргпроектирования. Заказ на организацию и управление процессом проектирования возникает, когда проектировщики не могут решить конфликтную ситуацию. Причина конфликта состоит в том, что при разработке проекта решения они используют схемы организации проектирования не соответствующие нормативной. Задача оргпроектирования состоит в том, что бы: 1) привести проектировщиков к единой схеме организации проектирования; 2) используя нормативную схему разработать проект решения конфликта.
Схема оргпроектирования. Задачи оргпроектирования решаются в четыре шага. На первом шаге все участники вводятся в процесс анализа смысла и схематизации содержания конфликтной ситуации. На втором проводится анализ и проблематизация полученных схем. На третьем создается общая для всех схема. На четвертом она используется в качестве оргпроекта решения ситуации. Сквозной линией через все этапы оргпроектирования проходит процесс схематизации и работы со схемами.
Первое использование принципа двойного понимания схем в оргпроектировании.Всякую схему, полученную на аналитическом этапе можно трактовать, с одной стороны как схему той ситуации, которую она отражает, а с другой, как изображение этой ситуации. Проектировщики понимают и трактуют полученные им схемы, как схемы конфликтной ситуации, объективно отражающие ее деятельное содержание. Оргпроектировщик рассматривает их схемы в качестве изображений решаемой ситуации. Двойное рассмотрение схем позволяет:
Зафиксировать наличие нескольких несоответствующих друг другу схем ситуаций.
Развести и противопоставить друг другу схемы ситуаций и схемы-изображения.
Поставить задачу анализа схем-изображений.
Второе использование принципа двойного понимания схем.Проектировщики рассматривают схемы-изображения в качестве результата их интуитивного восприятия сути ситуации и творческого мышления о нем. Оргпроектировщик анализирует их схемы в качестве изображений, объективно отражающих процессы их мышления. Столкновение разных способов истолкование схем-изображений ведет к:
Противопоставлению схем-результатов мышления и схем самого мышления .
Пониманию того, что схемы-результаты являются производными от схем мышления.
Третье использование принципа двойного понимания схем.Схемы мышления можно рассматривать в качестве схем отражающих сущность мышления, а можно в качестве схем организующих процессы мышления. Проектировщики интерпретируют их первым способом. Оргпроектировщик – вторым. Двойное понимание схем мышления позволяет:
Различить схемы отражающие мышление и схемы его организации.
Используя нормативную схему разработать проект решения конфликтной ситуации.
Выводы. Тройное использование принципа двойной интерпретации схем в структуре оргпроектировочной деятельности является эффективным средством, которое применяется для решения задач проблематизации и разработки требований на создание единой схемы организации процесса решения конфликтных и кризисных ситуаций.
Литература:
Щедровицкий Г.П. . Заметки о мышлении по схемам двойного знания // Избранные труды. – М.: Шк.Культ.Полит., 1995. – с. 474-476.
Дідковський С.В. Розвиток теоретичних концепцій соціально-психологічного проектування // Актуальні проблеми психології: Психологічна теорія і технологія навчання / За ред. Максименка С.Д., М.Л. Смульсон. – т.8, вип.4. – К.: «Міленіум», 2007. – с. 58-64