Приложение Содержание программы



Скачать 379,15 Kb.
Дата28.02.2016
Размер379,15 Kb.
Приложение 7.

Содержание программы:

Метод и его содержание

Цель

Примечания

Ориентировочный этап. Занятие 1.

Сообщение целей совместной работы:

- научиться приемлемым способам выражения своего гнева, а также правилам поведения в конфликтной ситуации;

- учиться быть дружелюбными во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми.


актуализация проблемы агрессивного поведение, формирование мотивации совместной деятельности




Принятие правил работы в группе, а также обсуждение санкции на их нарушение.

Принятие ритуалов приветствия и прощания.



обучение ребенка правилам поведения на тренинговых занятиях, сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия

желательно повесить правила работы на видное место, апробирование ритуала приветствия в группе.

Знакомство.

Ребятам предлагается познакомиться друг с другом по кругу. Нужно представиться по имени и сопроводить это определенным движением. Когда все участники представятся, по второму кругу, начиная с ведущего, все повторяют свое имя, но прежде называют имя предыдущего участника.



знакомство учащихся друг с другом и ведущим тренинга, развитие навыков самопрезентации




Игра «Комплименты»[14]

Детям объясняется значение комплимента. Приводятся совместные примеры комплиментов, и предлагается кидать друг другу мяч, сопровождая его приятным комплиментом.



активизация деятельности, формирование позитивного эмоционального состояния учащихся

Важно проконтролировать, чтобы мяч поймал каждый из участников.

Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина«Градусник»[13]- определение по шкале насколько ребенок сегодня зол. Работа с карточками.

диагностика эмоционального состояния ребенка




Игра «Люблю - не люблю»[7](выполняется вместе с эмоциональным градусником).

Называются блюда, которые нравятся участникам (жаренная картошка, мороженное и т.д.). Показать руками насколько нравится. Представьте, что вы пришли в гости, и я поджарила картошку. Тем, кому нравится картошка, будут наслаждаться, а тем, кому не нравится, будут давиться. То же самое можно сделать с хобби (бассейн, лес, музыка и т.д.).



поддержание хорошего настроения, внимательности,

способствование телесному выражению напряжения






Рефлексия:

- что понравилось?

- что было сложно?

- чему научились?



оценка занятия в эмоциональном аспекте (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали)




Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы





Ориентировочный этап. Занятие 2.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- учиться быть внимательными друг к другу;

- тренировать память


формирование мотивации совместной деятельности




Игра «Меняются местами те, кто…»[14]

Ведущий предлагает встать тем, кто…

- любит бегать

- радуется хорошей погоде

- имеет младшую сестру и т.д.

После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д.



снятие напряжения, сплочение группы




Игра «Запомни»[11]

Дети делятся по двое и встают спиной друг к другу. После этого по очереди описывают причёску, одежду, лицо партнёра. Описание сравнивается с оригиналом и определяется, насколько ребёнок был точен.



понимание другого человека и развитие внимательного к нему отношения




Игра «Что изменилось?!»[11]

Каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе происходит 2-3 изменения в одежде, перестановке мебели и т.д. В задачу водящего входит правильно подметить эти изменения.



понимание другого человека и развитие внимательного к нему отношения




Упражнение «На что похоже мое настроение?»[7]

Ведущий спрашивает детей о том, на какое природное явление сейчас похоже их настроение. Обсуждение проходит по кругу и с помощью клубочка, который передается и постепенно разматывается по кругу. В итоге он вновь оказывается у ведущего, а все ребята оказываются соединенными ниткой. Ведущий резюмирует сказанное.



развитие умения распознавать свое эмоциональное состояние, сплочение группы, диагностика настроения учащихся

Материал:

клубок ниток

Рефлексия

оценка занятия в эмоциональном аспекте (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).




Ритуал прощания.



поддержание благоприятной психологической атмосферы




Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций. Занятие 3.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- учиться выражать свой гнев

- учиться глубокому дыханию, которое помогает нам успокаиваться, когда мы напряжены


формирование мотивации совместной деятельности




Методика получения обратной связи «Ежик»[22]


изучение агрессивности учащихся путем погружения в сказку




Упражнение «Волчьи игры»[14]

1 часть.

Молодые волки тренируются показывать зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвостом и обнажают клыки низко рыча. Группа разбивается на пары. Один в паре – волк, другой – зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает все, что делает волк. Затем они меняются. Такой вариант игры можно вставить в сказку «Маугли» и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учится предупреждать, что он злой и учится понимать эти предупреждения.

2 часть.


Молодые волки (сказка «Три поросенка») тренируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона для труда по принципу карточного домика складывается дом. Задача молодого волка сильным дыханием разрушить дом. Волки могут объединять свои силы.

отреагирование чувства злости, снятие мышечного напряжения




Дыхательная техника[12]

Обучение глубокому дыханию (медленное и глубокое дыхание с помощью диафрагмы).

При вдохе постараться наполнить воздухом живот, а потом, продолжая вдох, заполнить воздухом грудь. Когда ребенок почувствует, что продолжать вдох далее ему тяжело, пусть слегка сожмет диафрагму и плавно выдохнет, живот при этом начнет втягиваться.

Время выполнения- 5 мин.



мышечная релаксация

перед упражнением надо показать, где находится диафрагма

Рефлексия

оценка занятия в эмоциональном аспекте (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).




Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы





Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций. Занятие 4.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- учиться распознавать разные настроения

- учиться выражать разные чувства в рисунках

- продолжать учиться глубокому дыханию, которое помогает нам успокаиваться, когда мы напряжены



формирование мотивации совместной деятельности




Упражнение “Глаза в глаза” [7]

Детям предлагается взяться за руки со своим соседом, смотреть друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробовать молча передавать разные состояния: “я грущу”, “мне весело, давай играть”, “я рассержен”, “не хочу ни с кем разговаривать” и т.д. (листок с названием состояний ребенком берет наугад у ведущего).



развитие чувства эмпатии, умения распознавать разные эмоциональные состояния

После упражнения обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

Проективная методика «Несуществующее животное»[3]

диагностика актуального эмоционального фона ребенка

Материал: простые карандаши, листы бумаги

Упражнение «Доброе животное»[7]

Ведущий предлагает нарисовать доброе животное, которое могло бы защитить детей от всего плохого, и назвать его ласковым именем.

После этого, все дети показывают своё животное и рассказывают в кругу, какими добрыми качествами оно наделено.


формирование позитивного восприятия окружающей действительности, чувства доброты

Материал: цветные и простые карандаши, листы бумаги

Дыхательная техника [12]

Обучение глубокому дыханию (медленное и глубокое дыхание с помощью диафрагмы).



  1. При вдохе постараться наполнить воздухом живот, а потом, продолжая вдох, заполнить воздухом грудь. Когда ребенок почувствует, что продолжать вдох далее ему тяжело, пусть слегка сожмет диафрагму и плавно выдохнет, живот при этом начнет втягиваться.

Время выполнения- 5 мин.

  1. Обучение задержки дыхания.После того, как ребенок сделает вдох, нужно постараться не сразу выдохнуть воздух, а слегка задержать его, и уже после этого – плавно выдохнуть.

Глубокий вдох – задержка дыхания – плавный выдох

Желательно постепенно довести вдох по 5 ударов пульса, задержку дыхания – до 3 ударов, а плавный выдох – до 5 ударов пульса (5-3-5).



мышечная релаксация

перед упражнением надо показать, где находится диафрагма

Рефлексия

оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах




Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы





Конструктивно-формирующий этап. Занятие 5.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- исследовать причины агрессивности людей и вашего отношения к такому поведению.



формирование мотивации совместной деятельности




Игра «Каракули»[14]

Детям предлагается под музыку (без текста), закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем – найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.




учить воспринимать музыку и находить соответствующие ей образы; формирование эмоционального равновесия

Материал: музыкальный трек, цветные и простые карандаши, листы бумаги

Упражнение «Рецепт: Как сделать ребенка агрессивным»[15]

1 часть.

• Попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит.

• Пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка, а также нарисуют портрет такого ребенка.

• Затем дети по кругу зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как он смотрит, какой у него голос, что он делает).

• Обсудить с детьми: что им нравится в агрессивном ребенке, что не нравится, что бы они хотели изменить в таком ребенке.

2 часть.

• Далее попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?

• Пусть дети возьмут еще лист бумаги и разделят его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева записывается, как окружающие в течение дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам ребенок проявлял агрессию по отношению к другим детям.

• После того, как все сделают упражнение, можно обсудить с детьми:

- Знают ли они таких детей, которые бывают агрессивными?

– Как они считают, почему люди бывают агрессивными? – Всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (каким)?

- Как ведет себя жертва агрессии?

– Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?



помочь ребенку разобраться в признаках агрессивного поведения, в т.ч. и своем собственном агрессивном поведении, а также исследовать чужую агрессивность

Материал: цветные и простые карандаши, ручки, листы бумаги

Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы





Конструктивно-формирующий этап. Занятие 6.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия





Сообщение целей занятия:

- учиться справляться со своим гневом



формирование мотивации совместной деятельности




Игра «Обзывалки»[7]

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть на­звания деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обра­щение обязательно должно начинаться с называния ребенка по имени,

на­пример: «Саша — морковка!»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты — моя радость!..»



снятие напряжение, отреагирование гнева в приемлемой форме

Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе.

Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.




Пластическое изображение гнева[12]

  1. Попросите детей встать (или сесть) в произвольную позу. Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

  2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить про себя в каких частях тела они наиболее сильные.

  3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Большее внимание нужно уделить именно той части тела, где негативные ощущения наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.

  4. Обсудить с детьми:

- легко ли было выполнить упражнение?

- в чем они испытывали затруднения?

- что они чувствовали во время выполнения упражнения?

- изменилось ли их состояние после выполнения упражнения?



отреагирование гнева через движение




Дыхательная техника[12]

Обучение глубокому дыханию (медленное и глубокое дыхание с помощью диафрагмы) с задержкой.



Глубокий вдох – задержка дыхания – плавный выдох

Желательно постепенно довести вдох по 5 ударов пульса, задержку дыхания – до 3 ударов, а плавный выдох – до 5 ударов пульса (5-3-5).

Время выполнения – 5-7 мин.


мышечная релаксация

Перед упражнением надо показать, где находится диафрагма

Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы





Конструктивно-формирующий этап. Занятие 7.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- учиться правильно выражать свой гнев



формирование мотивации совместной деятельности




Игра “Маленькое привидение” [9]

Ведущие предлагает учащимся играть роль маленьких добрых привидений: «Мне захотелось немного похулиганить и научить этому вас. Сейчас мы будем слегка пугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить “У”, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”.

Затем ведущий хлопает в ладоши: “Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем ребятами!”


обучение приемлемым способам выражения гнева




Рисование собственного гнева[12]

1.Попросите детей подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, злости с их стороны.

2. Попросите отметить, в каких частях тела он максимально ощущает свой гнев.

Обсудите это с каждым ребенком:

- на что похож ваш гнев?

- можете ли вы изобразить его в виде рисунка или слепить ваш гнев из пластилина?

3. Обсудите с детьми их рисунки или скульптуры:

- что изображено на них?

- что чувствовал каждый ребенок, когда изображал свой гнев?

- может ли кто-то поговорить от лица своего рисунка?

- изменилось ли состояние ребенка, когда он полностью прорисовал свой рисунок?

4. Спросите детей, что им хочется сделать со своими произведениями (разорвать его, выбросить, нарисовать новый). В случае, когда дети хотят нарисовать новый рисунок или исправить что-то в данном, нужно обсудить:

- что чувствует ребенок, когда рисует новый вариант?

- попросить проговорить от лица нового рисунка

- изменилось ли состояние ребенка теперь?


обучение приемлемым способам выражения гнева

Материал: цветные и простые карандаши, листы бумаги, пластилин

Часто дети в ходе рисования или лепки начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им, это способствует изменению образа в позитивную сторону, и позитивному изменению их эмоционального состояния.



Упражнение «Радость и грусть»[9]

Ведущий поочередно показывает детям цветные карточки с разными рисунками и просит детей разложить их на две части: радостные и грустные- в зависимости от того, какое впечатление они производят.

Важно помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка и объяснить почему.


развитие эмоциональной сферы, умения распознавать эмоции и чувства других людей

Материал: цветные карточки с разными рисунками.


Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы





Конструктивно-формирующий этап. Занятие 8.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- учиться правильно выражать свой гнев

- учиться быть вежливыми


формирование мотивации совместной деятельности




Упражнение «Рубка дров»[15]

Ведущий: “Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: “Ха!””




помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Упражнение «Вежливые слова»[5]

Игра проводится с мячом и в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здравствуйте, привет, добрый день и т.д.), благодарности (спасибо и т.д.), извинения, прощания и т.д.



формирование навыков позитивного общения




Упражнение «Галерея негативных портретов»[12]

1.Попросите детей сесть поудобнее, расслабиться, глубоко вдохнуть 3-4 раза и закрыть глаза. Затем попросите их представить, что они попали на небольшую выставку-галерею: «На ней выставлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые, как вам кажется, поступили с вами несправедливо.

2.Походите по этой выставке, рассмотрите внимательное портреты, как они выглядят (цвет, отдаленность, размер, выражение лиц). Выберете любой из них и остановитесь возле него. Какие чувства вызывает у вас портрет этого человека?

3.Мысленно выразите ему свои чувства: говорите мысленно все, что хотите ему сказать, не стесняйтесь в выражениях. А также представьте, что вы делаете с этим портретом все, что захотите. После того, как вы высказались и расправились с портретом, поднимите большой палец руки, чтобы я знала, что вы закончили. Глаза закрыты».

Ведущий ждет, пока все ребята не закончат упражнение, затем дает команду на 3-4 глубоких вдоха, и все открывают глаза. Затем обсуждается:

- что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении?

Что понравилось, а что не понравилось?

- кого они увидели в галерее, кого выбрали?

- менялось ли их состояние в процессе выполнения упражнения и как?


отреагирование гнева




Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы





Конструктивно-формирующий этап. Занятие 9.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- учиться сотрудничать и быть вежливыми

- учиться видеть себя со стороны, на месте другого человека


формирование мотивации совместной деятельности




Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»[14]

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии (вытянутой руки). Ведущий говорит: «Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки.

Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями.

После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры.



обучение навыкам эффективного взаимодействия




Упражнение «Шла Саша по шоссе»(модификация игры К. Фопеля «Тух—тиби—дух»)[9]

1этап

Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосим, произносят скоро­говорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение: «Шла Саша по шоссе..». После этого все продолжают бродить по комнате и «ворчать» себе «под нос». По сигналу ведущего первый этап игры заканчива­ется.



2 этап

Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом и сердито, грозным голосом выкрикивают текст своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по ком­нате, до следующей встречи.

Затем по сигналу ведущего игра останавливается и происходит обсуждение:

- что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры?

- в каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?

- как участники поступают в жизни, если кто—либо из близких постоянно ворчит или кричит на них? Могли бы они посоветовать окружающим выразить гнев в другой форме?



снятие психоэмоционального напряжения

Материал: набор скороговорок

Упражнение «Тарелка»[14]

Все сидят в максимально тесном кругу. Звучит тихая музыка для релаксации. Ведущий наливает воды в глубокую тарелку, заполняя ее примерно наполовину.

Ведущий: «Вода — знак мира, добра и любви. И сейчас мы с вами совершим ритуал. Мы все закроем глаза и будем молча передавать друг другу эту тарелку в любом порядке и направлении».

После того как тарелка побывала у всех участников, упражнение прекращается. Затем все участники берутся за руки, и каждый по очереди благодарит всех.



формирование навыков сотрудничества

Материал: глубокая тарелка, вода, спокойная музыка

Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы





Конструктивно-формирующий этап. Занятие 10.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- знакомиться с эмоциями и чувствами

- учиться правильно спорить


формирование мотивации совместной деятельности




Игра "Знатоки чувств"[2]

Спросите детей, много ли они знают чувств. Если им кажется, что много, предложите им сыграть в такую игру. Это будет конкурс знатоков чувств. Возьмите мяч и начните передавать его по кругу. Тот, у кого в руках мяч, должен назвать одну эмоцию (положительную или отрицательную) и передать мяч следующему. Повторять сказанное раньше нельзя. Тот, кто не может дать ответ, покидает игру. Оставшийся - самый большой знаток чувств.



обогащение эмоциональной сферы ребенка, развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей

Желательно в конце игры показать детям пиктограммы эмоций


Осознавание гнева через сенсорные каналы [9]

Ведущие просит детей высказаться по вопросам:

- что такое ссора?

- как она возникает, с чего начинается?

- был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали?

- а что вам нравится в ссоре? (если вы часто ссоритесь, значит в ссоре есть что-то привлекательное для вас)

- а что не нравится в ссорах?

- если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?

- а какая ссора на вкус?

- а если ссору потрогать, то какая она?

- а какая ссора на слух?

Затем ведущий предлагает нарисовать детям ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то).

Дети комментируют рисунки, и устраивается проигрывание ситуаций и способов выхода из них


осознание ребенком причин своего агрессивного поведения, поиск путей выхода из конфликтных ситуаций




Рефлексия

оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах




Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы




Конструктивно-формирующий этап. Занятие 11.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- учиться контролировать свой гнев и управлять им

- учиться распознавать чувства и эмоции других людей


формирование мотивации совместной деятельности




Рассказы по фотографиям.

Ведущий показывает детям поочередно фотографии и просит определить, какие чувства испытывает человек на фото. Затем спрашивает, почему он так думает - на какие внешние признаки эмоций дети обратили внимание. Можно также предложить им пофантазировать, придумав, какие события в жизни сфотографированного мужчины или женщины предшествовали этому моменту.



понимание чужих эмоций и развитие навыка сопереживания

Материал: фотографии людей, отражающие их настроение

Ввод правил борьбы с гневом[12]

1.Прежде, чем перейти к действию, скажи себе «Стоп!».

2.Прежде, чем перейти к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.

3.Прежде, чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

4. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

5. Относись бережно к вещам.

6. Говори уважительно со старшими.

7. Держи руки при себе.

8. Легкие мячики, которые можно швырять в мишень; мягкие подушки, которые можно пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить

и пр. правила, которые могут быть придуманы по ходу обсуждения в группе.



обучение детей навыкам контроля и управления гневом

При желании можно сделать знак «Стоп!» (из картона в виде кружка с каймой спокойных цветов). Он должен быть всегда в кармане ребенка и всякий раз, когда захочется кого-то ударить или толкнуть, нужно дотронуться до кармана.

Правила обсуждаются, детям выдается памятка.



Закрепление правил в ролевой игре[12]

Предварительно проводится обсуждение того, в каких ситуациях дети чаще всего злятся и им хочется кого-то ударить, толкнуть, обозвать. Спрашивается и то, удавалось ли иногда себя сдерживать, в каких случаях и что помогло в этом (составить список «помощников»).

Работа ведется сначала с одним правилом, потом с другим. Правило записывается.

Детям предлагается представить начало конфликтной ситуации, вспомнить своих «помощников», и ввести данное правило. Затем обсуждается, как может после этого измениться ситуация. После этого, ведущий рассматривает одну ситуацию за другой, о которых говорили дети, и, начиная с менее конфликтной, с учетом введенного правила проигрывается в ролевой игре. Ведущий может сам брать на себя роль «противника-жертвы», или приглашать для этого детей.



обучение детей навыкам контроля и управления гневом

Для скорейшего закрепления навыка можно использовать наклейки, призы, поздравления и т.п.

Рефлексия

оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах




Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы




Конструктивно-формирующий этап. Занятие 12.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- учиться сотрудничать и доверять друг другу



формирование мотивации совместной деятельности




Игра «Это я. Узнай меня!»[23]

Ведущий предлагает детям сесть как им удобно: «Сейчас тот, кто первый захочет, отойдет, сядет и повернется к остальным спиной. Все остальные по очереди должны подойти, ласково погладить его по плечу со словами приветствия. Нужно узнать того, кто дотрагивается, и назвать его имя».



развитие умения сочувствовать, сопереживать другому человеку, тактильного восприятия

Важно подчеркнуть, что нужно не толкнуть, не ударить, а ласково погладить.

Игра "Слепой и поводырь"[14]

Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.

Это "движение" заранее создается, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать "баррикады" из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.

Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую "сторону шоссе" (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями.

После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.

"Проводник" может контактировать со "слепым" разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу "слепого" на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можно чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными, то невербальными средствами общения.



формирование опыта доверия у ребенка

Если "слепой" норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза

Упражнение «Тарелка» [14]

Все сидят в максимально тесном кругу. Звучит тихая музыка для релаксации. Ведущий наливает воды в глубокую тарелку, заполняя ее примерно наполовину.

Ведущий: «Вода — знак мира, добра и любви. И сейчас мы с вами совершим ритуал. Мы все закроем глаза и будем молча передавать друг другу эту тарелку в любом порядке и направлении».

После того как тарелка побывала у всех участников, упражнение прекращается. Затем все участники берутся за руки, и каждый по очереди благодарит всех.




формирование навыков сотрудничества

Материал: глубокая тарелка, вода, спокойная музыка

Рефлексия

оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах




Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы





Обобщающе-закрепляющий этап. Занятие 13.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- учиться правильно выражать свой гнев

- способствовать лучшему познанию себя и стремиться к самосовершенствованию


формирование мотивации совместной деятельности




Игра “Тух-тиби-дух”[15]

Ведущий: “Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».



снятие негативных настроений и восстановление сил

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Упражнение «Порочный круг»[11]

Рисуется 2 круга: порочный и позитивный (1 – то поведение, которое сейчас есть, 2 – то, которое может быть) То, что особенно нравится записать внутри круга. То, что оно дает - в виде бусинок на ниточке. Сначала ребенок назовет то, что хорошего это дает (на его взгляд), затем, что плохого. Во втором круге дети вместе с ведущим пытаются изменить только «-», оставив «+». Когда «-» переименованы, можно подумать, какое поведение своими последствиями имеет получившиеся «+».



адаптация ребенка к новым способам поведения




Упражнение «Каким бы я хотел быть и какой сейчас»[14]

1. Детям предлагается нарисовать себя, какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами - как стать лучше) какие шаги нужно предпринять, что бы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить.

2. После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку - лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.)


адаптация ребенка к новым способам поведения




Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы





Обобщающе-закрепляющий этап. Занятие 14.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- учиться общаться с другими людьми

- научиться видеть разные способы поведения в проблемных ситуациях


формирование мотивации совместной деятельности




Игра "Попросись на ночлег"[21]

Помогите детям представить, что все происходит в прошлом веке, когда не было автомобилей и телефонов, да и гостиницы были далеко не везде. Иногда люди сталкивались с такой проблемой, что им негде переночевать в дороге. Тогда им приходилось проситься на ночлег в частные дома. Хозяин дома мог дать страннику приют или прогнать со своего двора, если у него на то были причины.

Выберете того, кто будет играть роль странника.

Дайте ребенку какие-нибудь атрибуты странника: палку, накидку или заплечный мешок, чтобы ему было легче войти в роль. Дальше произносится примерно такой текст: "Ты путник. Ты очень устал за целый день пути, а до пункта назначения еще далеко. Стало смеркаться. Накрапывает дождь. Впереди показались огоньки домов - это деревня. Как тебе хочется оказаться в сухом уютном доме, выпить горячего чая и сладко уснуть. Но времена опасные. Жители стали очень осторожны, они боятся пускать в дом посторонних. Что ж, выбора у тебя нет. Либо ты ночуешь на улице под дождем, либо просишься на ночлег - может быть, кого-то тебе удастся упросить, убедить, уговорить или каким-то другим образом сделать так, что он пустит тебя переночевать".

Во время этой речи юный путник старается изображать то, что говорите: он медленно идет, опираясь на палку, ежится от дождя и холода, прикладывает руку к глазам, чтобы рассмотреть деревню, и т.п. Когда вводная часть игры закончена и ребенок вошел в свою роль, можно переходить к активным действиям.

Пусть остальные члены семьи представят себя жителями деревни, живущими в отдельных домах. Они опасаются проходимцев и преступников или просто не хотят нарушать свой покой, словом изначально они совершенно не горят желанием приютить странника. Дальше ребенок по очереди будет стучаться в дверь каждому из них и пытаться сказать что-то такое, что заставит хозяина пустить его в дом. Путник может пробовать самые разные варианты: от попыток вызвать жалость до лести или шантажа. Но человек, играющий роль хозяина дома, должен только тогда уступить его просьбам, когда у него действительно возникнет такое желание. Если же слова и действия странника вызвали в нем недовольство, то он может закрыть дверь. Тогда путник идет к следующим домам.

После того как путник обошел все дома (успешно или неуспешно), можно продолжить игру.

Наутро жители деревни собрались все вместе и стали обсуждать произошедшее вчера событие - приход чужака в деревню. Они рассказывали, как он пытался их убедить взять его на ночлег и что они чувствовали и думали, когда наблюдали за его словами и действиями.

Затем дети обсуждают свою реакцию на слова путника. Они честно рассказывают, когда они были почти готовы пойти ему навстречу, а когда им хотелось проучить "чужака". После этого совместно с ребенком делается вывод, какая стратегия действий оказалась самой эффективной.


обучение навыкам распознавания мотивов поведения других людей, законов общения с окружающими, возможность получение «обратной связи» своей стратегии поведения

С детьми постарше будет интересно обсудить индивидуальные особенности жителей деревни, которые повлияли на то, какой вид просьбы оказался действенным именно для них. Например, бабушка "сдалась", когда ее удалось разжалобить, а старший брат только тогда, когда ребенок обратился к его желанию покровительствовать, быть большим, добрым и сильным для кого-то.


Работа с картинками, отражающие проблемные ситуации[12]

Дети делятся на тройки, и каждой из них раздается своя карточка-картинка. Предлагается придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в ситуации, изображенной на картинке, а также придумать небольшую историю-продолжение.



дать возможность детям увидеть различные варианты поведения, проследить последствия выбранного поведения

Материал: карточки с картинками проблемных ситуаций.

Можно ввести элемент соревнования между группами: какой группе удастся придумать больше вариантов поведения и историй-продолжений.



Рефлексия

оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах




Ритуал прощания.

создание атмосферы группового доверия и принятия





Обобщающе-закрепляющий этап. Занятие 15.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- способствовать лучшему познанию себя и своих положительных качеств, стремиться к их совершенствованию



формирование мотивации совместной деятельности




Упражнение “Попроси игрушку”[23]

(вербальный вариант)

Группа делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”.

Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”.

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.



обучение детей эффективным способам общения




Упражнение «Сундучок» [11]

1. Ведущий: «У каждого внутри есть свой сундучок сокровищ. Закройте глаза и представьте его. Какого он цвета? Размера? Закрыт или открыт? Можно ли нам в него посмотреть? Можно ли воспользоваться содержимым (всем или избранным)?

2. Обсуждение в кругу.

У каждого есть свой сундучок и свои сокровища. И нам хочется, чтобы они были, и их было побольше. Давайте будем их собирать и хранить. Если понимаешь, что они не нужны, то поделись ими с другими – тем, кому они нужны, и начни собирать новые – нужные тебе.



формирование позитивной самооценки




Упражнение «Добрый стул»[14]

Ведущий предлагает всем желающим посидеть на таком «добром стуле». Сев на него, ребенок выслушивает о том, что есть в нем хорошего от остальных участников группы. Важно, чтобы дети не повторялись.



формирование позитивной самооценки и уверенного поведения




Рефлексия:

-что было сложно и почему?

-что особенно понравилось?

-чему научились на занятиях?

-как вы думаете, изменилось ли ваше поведение в последнее время? в чем были изменения?

-как вы это заметили?



оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах, подведение итогов групповой работы




Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы







Обобщающе-закрепляющий этап. Занятие 16.

Ритуал приветствия.

введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия




Сообщение целей занятия:

- помочь детям в осмыслении внутренних ресурсов, которые у них появились;

- подведение итогов встреч


формирование мотивации совместной деятельности




Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина«Градусник»[13]


диагностика эмоционального состояния ребенка




Проективная методика «Несуществующее животное»[3]

диагностика актуального эмоционального фона ребенка

Материал: простые карандаши, листы бумаги

Упражнение «Мои ресурсы»

Детям предлагается расшифровать пиктограммы различных эмоций. Затем, они выбирают, какие эмоции понадобятся им в дальнейшей жизни, а какие не нужны, нежелательны.

Работа ведется в группах по 4-5 чел. с помощью карточек-пиктограмм, которые дети наклеивают на большие листы.

Затем происходит обсуждение выбора учащихся.




осознание внутренних возможностей и формирование образа позитивного будущего

Материал: пиктограммы отдельных эмоций, листы А3, карандаши, клей

Упражнение «Послание тебе»

Сначала ведущий просит детей вспомнить о том, что происходило на занятиях за весь период встреч, вспомнить приятные моменты общения и впечатления.

Затем детям предлагается написать доброе послание каждому участнику группы. Это послание может содержать комплимент, пожелание или благодарность. Важно, чтобы дети своим посланием подарили другим частичку добра, любви и уважения.


развитие эмпатийного отношения к окружающим

Материал: ручки, листы бумаги

Обсуждение итогов тренинга

Ведущий обращает внимание детей на те знания и умения, которые они приобрели за время занятий (совместное обсуждение).



Затем каждому выдается медаль за те или иные достижения. Ведущий благодарит ребят за участие в работе.

оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах, подведение итогов групповой работы

Материал: медальки

Ритуал прощания.

поддержание благоприятной психологической атмосферы




Каталог: articles
articles -> Мотивы выбора специальности и вуза как фактор профессионального становления специалиста
articles -> Инновационное образование: вызовы и решения
articles -> Информационно-аналитическое сопровождение в системе факторов эффективности инновационной образовательной деятельности вуза
articles -> Использование инноваций, как составляющих компонентов инфраструктуры рынка образовательных услуг
articles -> Печатается по решению кафедры
articles -> Повышение квалификации педагогов
articles -> Этап Время Деятельность учителя
articles -> Приложение №4 Ответы на вопросы
articles -> Кобаидзе Нина Иванована


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница