Приложение Рекомендации, специалистов спб аппо по отдельным предметам Начальная школа Общие положения



Скачать 395,9 Kb.
Дата13.02.2016
Размер395,9 Kb.
Приложение

Рекомендации, специалистов СПб АППО по отдельным предметам

Начальная школа

Общие положения

С 1 сентября 2011 г. учебные планы образовательных учреждений Санкт-Петербурга должны полностью реализовываться



  • для 1-х классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО (далее - ФГОС), утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации (далее - МО РФ или МОиН РФ) от 06.10.09. № 373; зарегистрированного Минюстом России 22.12.09., рег. № 17785.

  • для 2-4-х классов в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации (далее - МО РФ или МОиН РФ) от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП 2004 г.), и Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089.

В целях упорядочения работы подведомственных учреждений по разработке учебных планов на 2011/2012 учебный год в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

Базисный учебный план на 2011/2012 учебный год для общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10» и в соответствии с ФБУП 2004 г., ФГОС НОО 2009 г. и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4-х классов.

Продолжительность учебного года: 1-й класс - 33 учебные недели, 2-4-й классы - не менее 34 учебных недель.

С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо МО РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13). Таким образом, число уроков в день в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе – мае – по 4 урока по 45 минут каждый.



В сентябре – октябре – месяце проведение четвертого урока (48 учебных часов: 6 уроков еженедельно) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки - театрализации.

Уроки физкультуры следует проводить в адаптационный период последними уроками. Содержание уроков должно быть направлено на развитие и совершенствование движения детей и по возможности проводится на свежем воздухе. Таким образом, уроки в нетрадиционной форме (сентябрь-октябрь) распределяются в рамках учебного плана следующим образом: 24 урока физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября – октября 4 – 5 экскурсий по окружающему миру, 3 – 4 по изобразительному искусству, 4 – 6 – по технологии, 4 – 5 уроков театрализаций по музыке и 6 – 7 уроков-игр и экскурсий по математике.

В соответствии с п. 10.9, СанПиН 2.4.2.2821-10 и ФБУП 2004 г. продолжительность урока для 2-4-х классов 45 минут.

Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели - 5 или 6 дней, в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. В первом классе допускается только пятидневная учебная неделя. В соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821 - 10, при 45-минутной продолжительности уроков во 2-4-х классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 26 часов, при 5-дневной учебной неделе - 23 часа.

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2 – 3 -м - до 1,5 ч., в 4-м - до 2 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30). В первом классе обучение ведется без домашних заданий.

По согласованию с главами районных администраций, являющимися главными распорядителями средств бюджета, допускается деление класса (2-4-й год обучения) на две группы во время проведения занятий по иностранному языку (при наполняемости класса 25 человек), а также деление классов на три группы при реализации общеобразовательных программ начального общего, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по иностранному языку (при изучении первого, основного иностранного языка) в гимназиях и школах с углубленным изучением иностранного языка, начиная со второго класса (при наполняемости класса 25 человек).

Учебный план образовательных учреждений Санкт-Петербурга должен соответствовать требованиям Базисного учебного плана к структуре, гигиеническим условиям обучения школьников и объему финансирования на конкретной ступени обучения. Образовательное учреждение может самостоятельно перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

В учебных планах образовательных учреждений уточняется предметно-деятельностная структура федерального компонента (часы федерального инварианта, федерального вариатива и часы профильных предметов), раскрываются и наполняются (в зависимости, от вида) региональный, школьный (компонент образовательного учреждения) и ученический компоненты (свободно избираемые обучающимся занятия, виды и формы учебной деятельности, предлагаемые школой, - факультативы, элективные курсы, подготовка проектов и т. п.).

Региональной спецификой базисного учебного плана является:

- изучение курсов «История и культура Санкт-Петербурга» на первой и второй ступенях обучения;

- третий урок физической культуры;

- включение редких иностранных языков (финского, польского, итальянского, греческого, китайского, японского, хинди, турецкого и др.) в число иностранных языков, традиционно изучаемых в системе общего образования (английский, немецкий, испанский, французский);

- интеграция информационных и коммуникационных технологий в школьные дисциплины, предполагающая освоение ИКТ в ходе использования. Такая интеграция должна отражаться в учебном планировании и подлежать внутришкольному контролю. Для нее должны выделяться ресурсы, в частности, для выполнения домашних заданий в помещениях школы в объемах, определяемых СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.18, а также оплата специалисту по ИКТ при проведении бинарных занятий.

Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы:

- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, курсы, указанные в федеральном и региональном компонентах учебного плана;

- на организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов;

- для деления класса на группы при изучении отдельных предметов по согласованию с учредителем (используемые подобным образом часы не подлежат повторному удвоению);

- для занятий проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности.

Изучение учебных предметов федерального компонента организуется:

- для 1-го класса, с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки N 2080 от 24.12.2010 г., зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный N 19776);

- для 2-4-го класса, с использованием учебных пособий, входящих в Федеральный перечень учебников на текущий учебный год.


Внеурочная деятельность, в рамках основной образовательной программы начального общего образования, теперь не является частью учебного плана (Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). Но внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу образовательного учреждения через разделы «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования»; «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».


Базисный учебный план для учащихся 1 –ых классов

Недельный учебный план

Примерный учебный план определяет:  



  • структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Искусство, Технология, Физическая культура в 1-м классе;

  • учебное время, отводимое на изучение предметов в 1-м классе обучения.

  • общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в 1-м классе.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.


Предметы начального образования

1 класКоличество часов

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Иностранный язык

 0

Математика

4

Окружающий мир

2

Духовная культура народов России

0

Искусство (музыка, ИЗО)

2

Технология

1

Физическая культура

3

Итого:

21

Вариативная часть

0

Школьный компонент (6-дневная неделя)

0

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе

21

Школьный компонент (5-дневная неделя)



Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе

21

На основе Приказа Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», зарегистрированного в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. N 19707 внесены следующие изменения в ФГОС НОО (Приказ МОиНРФ от 06.10.2009 г. № 373):



  • Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе, через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики (пункт 16);

  • Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (пункт 17);

  • В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (пункт 17);

  • В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность (пункт 17);

  • Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение (пункт 19);

  • Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

1. учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

2. учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (пункт 19);



  • Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения (пункт 19).

Возможная реализация содержания внеурочной деятельности может рассматривать на основе 4 моделей, в зависимости от выбора образовательного учреждения.
Модели внеурочной деятельности в Основной образовательной программе образовательного учреждения (по выбору ОУ).

Рассмотрим основные модели внеурочной деятельности в конкретном образовательном учреждении. При этом важно, что часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся. Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы распределения часов по годам обучения, формированию и наполняемости групп. Не рекомендуется посещение ребенком занятий внеурочной деятельности более чем в 3 (трех) детских объединениях. Сумма недельных часов по внеурочной деятельности не превышала 10 часов в неделю (на класс).


Вариант 1.

Внеурочная деятельность организуется в режиме школы полного дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.

Образовательное учреждение, работающее в режиме школы полного дня, обеспечивает полноценное пребывание ребенка в школе.

Школа полного дня обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся в течение дня.

Режим полного дня способствует формированию образовательного пространства учреждения, объединению в один функциональный комплекс образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных процессов.

Школа полного дня функционирует с 8 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. На обед и динамический час выделяется специальное время. Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся (посещение спортзала, прогулка, игры в классе, отдых и т. д.).

Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня.

В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов. Самоподготовку следует начинать с 16 часов.

Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее)1.

Если первая часть режима (уроки) остается стабильной, то вторая является достаточно гибкой и подвижной, включает в себя индивидуальные режимы занятий обучающихся и при этом соответствует целевой программе конкретного варианта режима полного дня в данном образовательном учреждении.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется уставом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана2.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет:

- в 1-м классе один час занятий 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений;

- во 2—4-х классах 45 минут, если занятия спаренные – 90 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1-м классе на 33 учебные недели, во 2-4-х классах – 34 учебные недели.

Вариант 2.

Организуются внеклассные занятия для всей параллели. После уроков у учащихся перерыв не менее часа для отдыха и обеда. Программа внеурочной деятельности разрабатывается с учетом интересов детей и пожеланий их родителей. Группы создаются из детей разных классов. Занятия проводят учителя начальных классов и педагоги дополнительного образования ежедневно в течение 1,5-2 часов. Наполняемость групп 12-15 человек. В течение недели ребенок может посетить от одного до трех занятий (по выбору). Учителя организуют клубную или проектную работу, педагоги дополнительного образования – кружковую. Классный руководитель ведет просветительскую работу с родителями и детьми о пользе дополнительных внеклассных занятий, проводит мониторинг и педагогическую диагностику развития ребенка, организует прогулку и питание учащихся. После 15 часов дети, нуждающиеся в ГПД, объединяются в одну группу или присоединяются к группам другого возраста. Режим этих групп корректируется.

Вариант 3:

При близости УДОД и наличии совместной программы внеклассной работы школа может проводить внеурочную работу силами и за счет этого учреждения. Педагоги школы организуют обед, прогулку и сопровождение учащихся в УДОД, ведут педагогические наблюдения за развитием учащихся.

Вариант 4.

При наличии в ОУ структурного подразделения ОДОД организация внеурочной работы проводится совместно с педагогами ОДОД за счет часов отделения по любому варианту организации внеурочной деятельности.

При совместной с УДОД или ОДОД организации работы количество часов, выделяемых для внеклассной работы на класс, может быть меньше десяти. Часы, выделяемые на внеклассную работу, не могут использоваться на организацию прогулки и сопровождение учащихся.

В каждом образовательном учреждении, реализующем ФГОС, рекомендуется создать банк образовательных программ внеурочной деятельности. Рекомендуется внести в банк примерные программы внеурочной деятельности, рекомендованные серией «Стандарты второго поколения»3, типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, авторские образовательные программы для системы дополнительного образования детей, прошедшие экспертизу. Данный перечень программ является основой для разработки Рабочих программ по направлениям внеурочной деятельности.

Образовательная программа внеурочной деятельности разрабатывается в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей и утверждается директором образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.


Недельный учебный план

для II-IV классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга

Примерный учебный план определяет:  



  • структуру обязательных предметных областей Филология, Математика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Искусство, Технология, Физическая культура;

  • учебное время, отводимое на изучение предметов;

  • общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.




Учебные предметы

II

III

IV

Русский язык

5

5

5

Литературное чтение

4

3

3

Иностранный язык

2

2

2

Математика

4

4

4

Окружающий мир (Человек, природа, общество)

2

2

2

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

Технология (Труд)

1

2

2

Физическая культура

3

3

3

Итого:

23

23

23

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)

3

3

3

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

26

26

26

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)

0

0

0

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

23

23

23

При шестидневной рабочей неделе (26 часов в неделю) необходимо предусмотреть включение в учебный план образовательного учреждения регионального курса «История и культура Санкт-Петербурга».

В школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.) (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189).

Часы, отведенные в II классе на преподавание учебных предметов «ИЗО» (34 часа в год соответственно) и «Технология (Труд)» (34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год соответственно). Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».


Методические рекомендации по реализации требований

к информационной грамотности в начальной школе и

преподаванию курса «Информатики и ИКТ» в начальной школе
Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Один из основных результатов ФГОС - это сформированность метапредметных умений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Метапредметные умения должны отражать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Кроме того предметные результаты освоения основной образовательной программы, предполагают в предметной области «Математика и информатика» приобретение учащимися первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями) на всех уроках по предметам начального образования.

«Информатика и ИКТ» - это учебный предмет, целью которого является формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различного вида, информационных объектов с помощью компьютера; развитее умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

В соответствии с требованиями ФГОС к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального образования в содержание, всех без исключения предметов начального образования, включена программа формирования универсальных учебных действий («чтение: работа с информацией).

В 1 классе, в соответствии с ФГОС НОО, умение работать с информацией (поиск, анализ, обработка, переработка, презентация информации) включено во все предметы учебного плана. Содержание данной работы отражается в тематическом планировании (рабочей программе учителя по предмету) и подлежит внутришкольному контролю.

Приведем пример такого планирования:

Учебник по литературному чтению Л.Ф. Климановой и др. (Система учебников «Перспектива»).

№ урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

3.

Возникновение письменности. Сочинение своего письма с помощью рисунков.



- определить, какая информация представлена наскальными рисунками, иероглифами;

- придумывать свои записи с помощью различных рисунков;

- понимать в чём ценность книги, как долог был путь к её созданию.

Учебник математики Г.В. Дорофеева и др. (завершённая линия учебников «Перспектива»).




№ урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

1.

Форма предметов.

- ориентироваться в содержании учебника математики (обложка, титульный лист, вводная статья); умение самостоятельно находить информацию в учебнике.

- сравнивать различные предметы и их формы.

- планировать пошагово выполнение различных заданий учебника.

- овладеть начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире.

Кроме того, предмет «Информатика и ИКТ» в 1 классе может быть включен в одну из моделей внеурочной деятельности.

Приведем примеры учебников и учебных курсов по математике и информатике, включенных в Федеральный перечень учебников 2011 – 2012 г и используемых в образовательном процессе в ОУ для обеспечения курса «Информатики и ИКТ» в рамках внеурочной деятельности.
Система учебников «Перспектива», «Школа России»


  • Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. /Под ред.Семёнова А.Л. Информатика. 1 класс. Просвещение, 2010.


Система учебников «Школа 2100»

  • Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. 1 класс. Баласс, 2010.

Во 2 классе часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы для изучения предмета «Информатика и ИКТ» при шестидневной рабочей неделе.

В этом случае обучение «Информатики и ИКТ» может быть проведено по следующим учебникам и учебным пособиям:



Система учебников «Перспектива», «Школа России»

  • Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. /Под ред. Семёнова А.Л. Информатика. 2 класс. Просвещение, 2010.

Система учебников «Школа 2100»

  • Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. 2 класс. Баласс, 2010.

Завершенные линии учебников

  • Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс. Академкнига, 2010.

Во 3 – 4 классах Модуль «Информатика и ИКТ» включен в учебник «Технология» и реализован в учебном плане в рамках данного предмета.

Во 3 – 4 классе часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы для изучения предмета «Информатика и ИКТ» при шестидневной рабочей неделе.

В этом случае обучение «Информатики и ИКТ» может быть проведено по следующим учебникам и учебным пособиям:

Система учебников «Перспектива», «Школа России»


  • Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. /Под ред. Семёнова А.Л. Информатика. 3 класс. Просвещение, 2010.

  • Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. /Под ред. Семёнова А.Л. Информатика. 4 класс. Просвещение, 2010

Система учебников «Школа 2100»

  • Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. 3 класс. Баласс, 2010.

  • Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. 4 класс. Баласс, 2010.

Завершенные линии учебников

  • Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс. Академкнига, 2010.

  • Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс. Академкнига, 2010

Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры.

Основные требования к помещениям, спортивным сооружениям, оборудованию выполняются в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", которые вводятся с 01.09.2011 г.

Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.

Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.

При разработке образовательных программ ОУ целесообразно учитывать следующие рекомендации:

1. При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры, целесообразно учитывать:

- Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия.

- Состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта.

- Основные направления развития физической культуры, а именно:



Оздоровительное направление - ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости.

- на ступени начального общего образования - формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

- на ступени основного общего образования - воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

- на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень) - использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни, организации индивидуального двигательного режима.


Спортивное направление - характеризуется углубленным освоением обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре, а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении, позволяющих активно включаться в соревновательную деятельность, использовать в организации активного отдыха и досуга.

Общеразвивающее направление - ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих примерных программ начального, основного и среднего (полного) образования:

- на ступени начального общего образования - общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам;

- на ступени основного общего образования - овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;

- на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень) - индивидуальные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания (атлетическая гимнастика (юноши); ритмическая гимнастика, аэробика, фитнес (девушки) и др.).

В общеразвивающем направлении особое место рекомендуется уделять обучению плаванию (при наличии в общеобразовательных учреждениях бассейнов или возможности использовать для этого близлежащие спортивные сооружения).

При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура» необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Минобразования России от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, для занятий физической культурой необходимо учитывать специфику заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности.

2. При организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется:

- в полной мере использовать школьные спортивные сооружения и спортивные площадки, оборудованные зоны рекреации и естественные природные ландшафты;

- использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности (письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-13 74/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912 с методическими указаниями по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы);

- активно привлекать к проведению третьего часа, особенно если он проводится по программе со спортивной ориентацией, не только учителей физической культуры, но и тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности; оплата труда педагогических работников за проведение третьего часа осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- активно использовать инновационные методики и технологии физического воспитания, современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения, повышающие интерес к занятиям физической культурой, формирующие творческую активность и самостоятельность, рекомендуемые к использованию в общеобразовательных учреждениях органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

3. При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения третьего часа, общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:

- сдваивать уроки физической культуры, кроме исключительных случаев, связанных с отдаленностью мест занятий от общеобразовательного учреждения (например, отдаленность лыжной трассы, бассейна и пр.);

- заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями («Спортивный час», «Час здоровья» и пр.);

- планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися на ступени начального общего образования).
Методические рекомендации по преподаванию предмета «Технология» и профориентационной работе в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

Технология - особый учебный предмет о преобразующей деятельности человека, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей. Предмет включает процессы, связанные с преобразованием веществ, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир.

Содержание школьного технологического образования представлено двумя примерными программами:


  1. «Технология. Технический труд» 5-8 классы

  2. «Технология. Обслуживающий труд» 5-8 классы

Федеральный базисный учебный план (ФБУП) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 315 часов для обязательного изучения учебного предмета «Технология» на этапе основного общего образования и 70 часов на этапе среднего (полного) образования. В том числе: в 5,6 и 7классах-по70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю; в 8 классе-35 часов, из расчёта -1 учебный час в неделю.

В 9 классе часы передаются на предпрофильную подготовку: элективные курсы.

При проведении в 5-11 классах учебных занятий по предмету "Технология" осуществляется деление их на две группы (при наполняемости класса 25 человек).


Основное общее образование, количество часов по предмету в год


Учебные предметы

Количество часов в год

Всего




V

VI

VII

VIII

IX




Технология

Предпрофильная подготовка: элективные курсы



70

70

70

35

70


315



Учебный план (недельный)для образовательных учреждений .


Учебные предметы

Количество часов в неделю




V

VI

VII

VIII

IX

Федеральный компонент

Технология

Предпрофильная подготовка: элективные курсы



2

2

2

1

2


В рамках обязательной технологической подготовки учащихся VIII класса для обучения учащихся графической грамоте и элементам графической культуры рекомендуется изучение раздела "Черчение и графика" (в т.ч. с использованием ИКТ).

Среднее (полное) общее образование
Примерный учебный план для X-XI классов образовательных учреждений

Вариативная часть

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях







Базовый уровень

Профильный уровень







Количество часов за два года обучения

Кол-во часов в неделю

Количество часов за два года обучения

Кол-во часов в неделю










10 класс

11 класс




10 класс

11 класс




Технология

70

1

1

280

4

4

Инвариантная основа для разработки учебных планов гимназий,

лицеев, ОУ с углубленным изучением предметов для V-XI классов


Учебные предметы

Количество часов в неделю по классам




V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Технология

2

2

2

1










Примерный учебный план для универсального (непрофильного) обучения

для X-XI классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга


Учебные предметы

Количество часов за два года обучения

В X классе в неделю

В XI классе в неделю

I. Федеральный компонент

Технология

70

1

1

В дополнение к базовому учебному плану в Санкт-Петербурге рекомендуется введение на уровне регионального компонента 1 часа предпрофильной подготовки: профессиональной ориентации. Это система мероприятий по оказанию помощи в профессиональном самоопределении молодому человеку, которая является важнейшей составляющей учебно-воспитательной работы школы, готовящей подрастающее поколение к жизни и труду. Именно поэтому вопросу профориентации в Санкт-Петербурге уделяется особое внимание на правительственном уровне.

C 2005 года в Санкт-Петербурге действует «Городская программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга», ее последняя версия подписана вице-губернатором Санкт-Петербурга А.Ю.Маниловой 25.05.2009, и действует до 2011года. Программа включает в себя комплекс мероприятий по профориентации учащихся школ. В рамах реализации данной пронграммы организуется введение учебного курса по профориентации.

Действующий учебный план рекомендует, в региональном компоненте при 6- дневной рабочей неделе отводить на предпрофильную подготовку: информационную работу, профориентацию в 9 классе 1 час в неделю.

На организацию предпрофильной подготовки обучающихся в IX классе отводится не менее 105 часов в год за счет учебного предмета «Технология» (70 часов из федерального компонента и 35 часов регионального компонента).

Для этого считаем необходимым внести изменения в расшифровку по предпрофильной подготовке в 9 классе:


Учебные предметы

Количество часов в неделю




V

VI

VII

VIII

IX

Региональный компонент и компонент ОУ при 6-дневной учебной неделе

Предпрофильная подготовка: учебный курс по профориентации

























1



Для организации профориентационной и информационной работы были разработаны и прошли экспертизу Регионального экспертного совета ряд программ учебного курса «Твоя профессиональная карьера», например

«На пути к профессиональной карьере» (34 часа)

«Культура профессионального самоопределения» (34 часа)

«Ценности и смыслы профессиональной карьеры» (34часа)

«Профессиональное самоопределение» (70 часов)

«В мире профессий» (35 часов)

«Я и профессия» (35 часов)

«Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение» (20 часов)

«В мире профессий и специальностей» (34 часа)

«Карьерная ориентация « (35 часов) и другие.

Ценность такой работы заключается, прежде всего, в ее систематичности и в том, что все программы включают в себя 3 блока:



Изучение собственных способностей: знакомство с основными составляющими личности человека, изучение темперамента, памяти, внимания и мышления, самодиагностику по этим позициям.

Информационная работа: изучение современного рынка труда, знакомство с профессиями, и изучение требований к специалисту по каждому типу профессий.

Профориентация: обучение школьников правилам выбора профессии с учетом собственных возможностей, требований к специалисту, потребности рынка труда.
Многолетний опыт работы про профориентации показывает, что только такой системный подход, осуществляемый специалистами-профконсультантами, способствует осознанному самостоятельному выбору профессии и профиля школы выпускниками 9 классов. Это необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе и в средних профессиональных образовательных учреждениях.

Такие же виды деятельности как проведение классных часов по знакомству с профессионалами, посещение экскурсий и т.д. должны проводиться во внеурочное время.



На основании всего вышесказанного, предлагаем во всех общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга сделать обязательным преподавание учебного курса по профориентации по любой из утвержденных программ.



1 См. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

2 См. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (р. III, п. 27).

3 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница