Приложение 1 (по Мероприятию 4) Приложение 1 Анализ основных тенденций отечественного и зарубежного опыта профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан с ограничениями жизнедеятельности



страница1/5
Дата22.02.2016
Размер0,82 Mb.
  1   2   3   4   5
Приложение 1

(по Мероприятию 4)
Приложение 1

Анализ основных тенденций отечественного и зарубежного опыта профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов

Аналитический отчет

Содержание.

1. Теоретико-методологический анализ современных отечественных и зарубежных парадигм и концепций профессиональной ориентации и психологической поддержки школьников с ограниченными возможностями здоровья

2. Анализ основных подходов к профориентированию школьников с ограничениями в состоянии здоровья их использованию в современной педагогической практике

3. Разработка системы профориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья, включающая психодиагностические методики для профориентации и психологической поддержки и технологии профконсультирования и психологической поддержки школьников с ограниченными возможностями здоровья



4. Список использованных источников

1. Теоретико-методологический анализ современных отечественных и зарубежных парадигм и концепций профессиональной ориентации и психологической поддержки школьников с ограниченными возможностями здоровья
Консультирование по проблемам карьеры и развития карьеры (career counseling, career development counseling) – весьма распространенный тип социально-психологической помощи, который развивается за рубежом. В России более привычны термины «профориентация» и «содействие самоопределению». Карьера ассоциируется с движением верх по служебной лестнице – хотя западные исследователи вкладывают иной смысл в это понятие. Один из ведущих методологов консультирования по вопросам карьеры Д. Холл (D. Hall) определил карьеру как «связную последовательность взглядов и типов поведения, которые соотносятся с опытом профессиональной деятельности и другими типами активности, освоенными человеком по жизни». Соответственно, развитие карьеры рассматривается как «непрерывный процесс планирования и осуществления направленных действий относительно жизненных целей и собственной работы. Развитие означает рост, продолжение усвоения и применения различных умений. Развитие карьеры – результат планирования человеком своей профессиональной деятельности и обеспечения со стороны работодателя поддержки развития способностей работника, в идеале – при сотрудничестве обоих» (Simonsen, 1997). Получается, что современное понимание карьеры и ее развития выходят и за пределы традиционной профориентации, и тем более – за границы стереотипного понимания того, что такое карьера.

В странах Западной Европы ситуация с реализацией прав людей с ограниченными возможностями (в том числе и с тяжелыми психическими нарушениями) складывается намного благоприятнее, чем в России. Интересно отметить, что в США и в Европейских странах изменение законодательства в пользу данной категории населения было изменено 40-50 лет назад благодаря активной позиции родителей детей-инвалидов, а также специалистов, работающих в сфере реабилитационных услуг. Прогрессивное законодательство в Италии в отношении людей с инвалидностью было принято в начале 90-ых годов, чуть позднее там были закрыты все психоневрологические интернаты. Система целевого финансирования (Голландия, Швеция, Финляндия), финансирование по линии различных социальных программ и ведомств (Германия, Великобритания), существенное финансирование за счет различных благотворительных программ (например, в США ) обеспечивают человеку с инвалидностью достойную жизнь. Огромное внимание в странах Европейского Союза уделяется вопросам организации обучения молодежи с нарушениями интеллекта и эмоционально-волевой сферы профессиональным навыкам и дальнейшего их трудоустройства. Надо отметить, что в странах Восточной Европы только в 90-ые годы прошлого века стали уделять должное внимание решению этих проблем. Как показывают встречи с коллегами из Чехии, Словакии, Сербии, Хорватии, Польши, в этих странах еще очень много нерешенных вопросов в этой сфере, система реабилитации инвалидов испытывает большие финансовые трудности, недостаточно толерантности в обществе по отношению к людям с особыми потребностями. Наверное, самая благоприятная ситуация складывается в Голландии, Швеции, Финляндии, где выделяются огромные средства, поступающие от налоговых отчислений граждан, на осуществление социальных программ. В Германии также уделяется огромное внимание обучению профессиональным навыкам и поддерживаемому трудоустройству молодежи с нарушениями развития по линии социальных ведомств. В целом в Европе отдается предпочтение трудоустройству инвалидов с интеллектуальными нарушениями на открытом рынке труда, а не в системе специализированных предприятий для инвалидов. Возникшая еще в конце прошлого века в Швеции система поддерживаемого трудоустройства успешно распространяется по всей Европе и в США. Уже создана Международная организация, способствующая распространению этой системы в разных странах. Первые попытки внедрения ее были предприняты в С.-Петербурге, в течение трех лет (2003-2005 гг.), проект реализовывался на базе городских ЦСО в партнерстве со специалистами из Швеции. К сожалению, после завершения проекта продолжить работу в Петербурге в этом направлении не удалось в связи с отсутствием финансирования. Суть системы поддерживаемого трудоустройства заключается в том, что для человека с инвалидностью предусмотрено государством финансирование социальной поддержки – а именно, оплата социального сопровождения - куратора (или инструктора), в обязанности которого входит психологическая поддержка клиента, отслеживание возникновения всех проблемных ситуаций, связанных с жизнью, трудовой занятостью, досугом человека с инвалидностью. Такой куратор помогает своему подопечному найти работу, приобрести необходимые профессиональные навыки, в случае возникновения потребности в получении новых профессиональных навыков организовать переподготовку, участвовать в разрешении конфликтных ситуаций между работодателем и работником с инвалидностью и т.п.

Нами наиболее детально изучена система профессионального образования людей с инвалидностью в Финляндии, что позволяет использовать данный опыт в нашей работе.

Так, обучение профессиональным навыкам молодых людей с ограниченными возможностями в Профессиональном училище Кескуспуйсто (Хельсинки) осуществляется в негосударственным образовательном учреждении, которое учреждено общественной организацией ORTON. Основной деятельностью ORTON является поддержка людей с ограниченными возможностями и которая была создана еще в 1940 году для реабилитации инвалидов войны. В Профессиональном училище Кескуспуйсто работает 315 сотрудников. Училище имеет 7 подразделений не только в Хельсинки, но и в других городах Финляндии. Общее количество учащихся 620 человек. В училище два факультета: подготовительный, по завершении обучения на котором учащиеся получают сертификат, и основной, где выпускники получают диплом. Кроме того, имеется отделение переподготовки на 50 мест. Проблемы учащихся: задержка умственного развития, серьезные психические расстройства, тяжелые нарушения развития, болезни опорно- двигательного аппарата, аутизм, социально-коммуникативные нарушения, речевые проблемы, нарушения слуха. На основном факультете обучаются молодые люди с сохранным интеллектом или небольшими нарушениями. Они осваивают такие специальности как слесарь, автомеханик, столяр, оператор на компьютере, верстальщик на компьютере, швея, дизайнер одежды. В городе Керава мы посетили подразделение для обучения учащихся с тяжелыми нарушениями развития, где в трех классах обучается 12 учащихся. Здесь молодых людей обучают элементарным трудовым навыкам: работать в течение определенного времени, сортировать мелкие предметы, расставлять пустую тару в ящики, уничтожать документы на специальном оборудовании и т.п. Причем трудовую практику учащиеся проходят в реальных производственных условиях. В городе Тиккурила мы посетили классы обучения ремеслам (столярное дело, ткачество, лоскутная техника, валяние).

Финансирование всех образовательных проектов в Финляндии осуществляется за счет государственных социальных программ через Министерство образования и муниципальные органы власти. На обучение одного человека с инвалидностью училище получает в год 30000 Евро, для сравнения: обычное профессиональное училище в Хельсинки получает 7000 Евро на одного учащегося в год. Для каждого учащегося с тяжелыми нарушениями выделяется персональный инструктор. Сотрудники училища, занимающие эту должность, имеют сертификат о начальном профессиональном образовании, полученном в социально-медицинском училище по специальности «Общий уход за детьми, стариками, инвалидами». Обучение этой специальности продолжается 3 года (без документа об образовании никто не имеет права на подобную работу). Так, в подразделении Лассила, где обучают воспитанников с тяжелыми и множественными нарушениями, каждого учащегося такой инструктор сопровождает на протяжении всего дня.

При организации работы подразделения профессиональной подготовки для лиц с тяжелыми психическими нарушениями мы столкнулись с проблемой пересмотра нормативно-правовой базы для организации их обучения, так как существующие в российской системе государственного профессионального образования стандарты и нормативы не могут быть использованы при организации полноценного процесса профессиональной подготовки нашего контингента учащихся. В этой связи мы также изучили финский опыт. Мы ознакомились с учебными планами и программами, индивидуальными учебными планами, формами сертификатов, которые получают выпускники училища в Хельсинки.

В 1998 году в Финляндии был принят Закон о профессиональном обучении. Особо следует подчеркнуть, что Закона о специальном профессиональном образовании в Финляндии нет. В соответствии с этим законом на основе базового профессионального образования возможна организация подготовительного и реабилитационного обучения для учащихся с ограниченными возможностями. Субъектом специального обучения являются лица, нуждающиеся в специальных услугах по обучению или жизнеобеспечению по причине инвалидности, заболевания, отставания в развитии, нарушений в эмоциональной сфере или по другим причинам. Только Министерство образовании Финляндии может устанавливать учреждению профессионального образования право проводить подготовительное и реабилитационное обучение и тренинг. Этот особый вид деятельности разрешен 12 специальным профессиональным училищам. Помимо специальных профессиональных училищ Министерство образования наделило ряд учреждений профессионального образования Финляндии правом предоставлять подготовительное и реабилитационное обучение и тренинг. В специальном постановлении дается более точное определение объема и задач подготовительного обучения с предоставлением обучения по двум группам:

1) учащимся, целью обучения которых является получение профессионального образования (подготовительное отделение 1);

2) учащимся с более серьезными отклонениями развития, потенциал обучаемости которых не позволяет им приступить к получению основного профессионального образования (подготовительное отделение 2).

Объем и задачи обучения устанавливаются в соответствии с тем, какой из выше указанных групп предоставляется обучение. К учащимся с более серьезными отклонениями развития в соответствием с Законом относятся подростки с серьезными нарушениями слуха и зрения, с серьезными физическими и душевными нарушениями либо с задержкой развития. Тем не менее, у этой категории учащихся имеется возможность выполнять какую-либо работу на открытом рынке труда, работать в рамках социально поддерживаемой или защищенной трудовой деятельности, или заниматься трудовой деятельностью в условиях центра дневного пребывания.

Методическим управлением Министерства образования разработаны Основы учебного плана, являющиеся законодательным нормативом и обязательные для каждого образовательного учреждения. Этим нормативным актом подтверждается практическая реализация права на получение основного образования, равноправие, равная доступность и качество образования, обеспечение юридической защищенности, а также равный профессиональный уровень в масштабах всего государства.

Основы учебного плана подготовительного и реабилитационного обучения и тренинга учащихся с отклонениями развития также утверждаются в Методическом управлении Министерства образования, хотя речь и не идет о получении квалификации по профессии. Таким образом выражается стремление к формированию как общих задач, так и основных блоков подготовительного обучения. Тем не менее, обучение следует планировать, делая особый упор на индивидуальные предпосылки, что ведет к большим, чем обычно, индивидуальным различиям. По этой причине в Основах учебного плана указан лишь общий объем обучения и не указан объем обучения по различным блокам и дисциплинам. Тем не менее, блоки обучения, указанные в Основах учебного плана, должны быть представлены в обучении всех учащихся, за исключением тех случаев, когда имеются особо веские причины для отсутствия того или иного блока или дисциплины в индивидуальном учебном плане.

План организации индивидуального обучения. Для всех учащихся подготовительного отделения составляются планы организации индивидуального обучения (ПОИО), которые являются базой для планирования обучения и специального финансирования. План организации индивидуального обучения содержит индивидуальный план обучения, который исходит из личных потребностей учащегося. Планы организации индивидуального обучения различных учащихся могут существенно отличаться друг от друга. Факультативы по выбору следует планировать гибко, исходя из индивидуальных потребностей учащихся.

План организации индивидуального обучения – это живая система, которая находится в постоянном развитии по мере продвижения обучения. Как правило, в учебных заведениях оценку выполнения ПОИО и дополнения в него производят дважды в год, а при необходимости и чаще. На содержание ПОИО наиболее существенно влияют потребность учащегося в поддержке его знаний и навыков. ПОИО учащихся с меньшими отклонениями следует, как правило, фокусировать на развитии когнитивных навыков, тогда как основной упор ПОИО учащихся с более тяжелыми отклонениями делается на развитии их бытовых и коммуникативных навыков, а также моторики. В каждом училище разрабатывается собственная базовая модель ПОИО, которую возможно приспосабливать к потребностям отдельной группы и каждого учащегося.

Содержание ПОИО установлено в специальных законодательных актах. Примерное содержание ПОИО для учащегося, нуждающегося в индивидуальной поддержке, может быть следующим:


  • Данные об учащемся

- личные данные

- контактные данные о родных и официальных лицах (номера телефонов)

- полученное ранее образование

- заключения о реабилитации, учебные практики



  • Данные о том, какое обучение проходит учащийся

  • Задачи и цели учебных блоков

  • Организация дополнительного обучения

  • Методы обучения

  • Поддержка специального обучения

- специальные устройства и приспособления

- потребность в поддержке при приеме пищи, передвижении, в быту, при прохождении учебных практик

- услуги переводчика


  • Планы на будущее

  • Подписи участников

В процессе осуществления План организации индивидуального обучения может быть уточнен и изменен.

Общие задачи профессионального обучения направлены на создание прочной связи профессионального и личностного развития. Помимо освоения профессии центральной целью обучения является многостороннее развитие личности молодого человека в качестве активного и ответственного члена общества.

Целью подготовительного и реабилитационного обучения и тренинга является развитие имеющихся у учащегося предпосылок к самостоятельной жизнедеятельности в обществе таким образом, чтобы он мог успешно обучаться, заниматься трудовой деятельностью, а также иметь свою личную жизнь.

Понятие личности является основой обучения и воспитания. Каждый человек ценен и неповторим. У каждого есть право на достойную человека жизнь и работу, а также равное право на получения образования.

Равное право на получение образования предполагает, что, несмотря на индивидуальные особенности, каждый располагает возможностью принимать участие в профессиональном обучении и по его окончании найти свое место в трудовой деятельности и жизни общества. Подготовительное и реабилитационное обучение и тренинг исходят из того, что учащийся имеет предпосылки для деятельности в качестве как можно более полноправного члена общества с пониманием своей ответственности и при учете личных особенностей.

Понятие личности в подготовительном и реабилитационном обучении основано на том, что нуждающейся в особой поддержке учащийся получит как можно большую степень готовности и возможности влиять на принятие касающихся его жизни решений. Таким образом, он будет располагать потенциалом позитивной и интересной жизнедеятельности, исходя из личных возможностей и желаний. Позитивная и интересная жизнедеятельность включает в себя свободу выбора и право самоопределения. Также она включает возможность самостоятельной жизни, равноправия в личностных отношениях и полноценное соучастие. Это в свою очередь предполагает признание и реализацию прав человека в отношении учащихся, нуждающихся в особой поддержке.

Полноценное соучастие и равноправие предполагают формирование максимально беспрепятственного общества и окружающей среды, стремление к устранению из них препятствий физического передвижения, а также препятствий, связанных с предубеждениями и особенностями коммуникации.

Человек располагает разнообразными возможностями роста и развития. Активное понимание личности подчеркивает роль учащегося в качестве активно действующей личности, которая стремится к учебе и развитию. Каждый учащийся – это индивидуальность, он хочет и в процессе учебы делать свой индивидуальный выбор и быть субъектом своего обучения. Это, однако, не предполагает требования к учащемуся справляться со всем в одиночку. Напротив, имеются в виду полноценное участие и совместная деятельность учащегося и учебного заведения. Индивидуальный подход означает также понимание и уважение особенностей, а также учет опыта различных методов и стилей обучения. Ответственная личность заботится также и о других людях, в особенности о тех, кто не в силах самостоятельно жить полноценной жизнью.

Понятие знания и обучения. Концепция конструктивного обучения исходит из того, что учащийся формирует у себя понимание значения образования. Это понимание рождается в процессе того, как учащийся активно выбирает информацию и формирует собственное понимание предмета. Своими действиями учащийся формирует конечный результат своего обучения. В обучении необходимо принимать во внимание самого учащегося, его личный опыт и стиль обучения. Тем не менее, учащийся сам несет ответственность за свое обучение. Получение глубоких знаний предполагает возможность совместного усвоения обучения вместе с опытными сотрудниками и преподавателями. Работа часто выполняется в различных группах, что усиливает значение совместной деятельности и обучения при поддержке.

В понятии обучения применительно к подготовительному и реабилитационному обучению также подчеркивается активная роль самого учащегося. Обучение является практическим и основано на активной самостоятельной деятельности, в процессе которой используются представляемые окружающей социальной средой благоприятные предпосылки. Воспринимая знания, учащийся относится к ним избирательно и трактует их по-своему.

Мотивации играет в обучении центральную роль. В начале учебы цели учащегося устанавливаются в тесной связи с уже имеющимися у него знаниями и навыками, исходя из их наиболее сильных сторон. Учеба направляется и поддерживается преподавателем, обучающим инструктором или ассистентом. На уроках преподаватель играет стимулирующую роль. Его задача – мотивировать учащегося, предлагая ему достаточно сложные и интересные задания.

Обучение основано на таком понимании личности, которое исходит из потенциала самого человека и которое признает и понимает способности и возможности человека. Следует принимать во внимание особенности и потребности учащегося, а также минимизировать вызываемые возможной инвалидностью ограничения с тем, чтобы учащийся мог управлять своей жизнью и быть равноправным с другими членами общества.

Учащийся должен стараться понимать свои потребности, возможности и навыки, а также права и обязанности. Он также должен стремиться принимать себя как личность, несмотря на свои ограничения. Получение знаний об окружающей бытовой среде и возможность социальных контактов являются базовыми предпосылками для учебы, возможности оказывать влияние и для развития самоуправления собственной жизнью.

Общие для всех базовые навыки. Общими для всех навыками являются индивидуальные навыки управления своей жизнью, которые необходимы учащимся для деятельности в качестве полноправных членов общества. Используя общие навыки, учащийся способен действовать в общих ситуациях. Основные учебные дисциплины программы подготовительного и реабилитационного обучения и тренинга содержат в себе задачи по освоению этих навыков. При учете условий и контингента учащихся при обучении по программе подготовительного и реабилитационного обучения возможно прикладное использование следующих позиций по общими навыкам, которые характерны для профессионального образования:

- навыки обучения,

- навыки разрешения проблемных ситуаций,

- навыки общения и диалога,

- этические и эстетические навыки.

С целью развития навыков обучения результатом учебного процесса должно быть формирование у учащего готовности к постоянному обучению на протяжении всей жизни и желания саморазвития. Учащийся должен получить навыки самооценки в отношении своей учебы и полученных знаний, а также умение планировать свою учебу. Он должен научиться искать, систематизировать и оценивать информацию и знания, а также использовать полученные знания в изменяющихся ситуациях.

Для развития навыков разрешения проблемных ситуаций результатом учебного процесса должно быть формирование у учащегося умения действовать гибко, инновативно и творчески на работе и в проблемных ситуациях.

С целью развития навыков общения и диалога результатом учебного процесса должно быть формирование у учащегося навыков общения в различных ситуациях трудовой жизни. Учащийся должен получить навыки успешного участия в переговорах, а также использования устного и письменного языка и компьютерной техники для коммуникации и передачи информации.

Для развития навыков коллективной работы результатом обучения должно быть формирование у учащегося навыков взаимодействия с разными людьми и участие в работе группы. Учащийся должен уметь проявлять гибкость в личностных отношениях и принимать во внимание других людей. Он должен уметь осознавать свои чувства и чувства других людей, а также конструктивно учитывать их в своей деятельности.

С целью развития этических и эстетических навыков результатом обучения должно быть формирование у учащегося умения анализировать и решать этические проблемы, а также осознавать свои моральные ценности и основанные на культуре представления о красоте и учитывать их в своей деятельности. Учащийся умеет действовать ответственно, согласно законодательству и определенным соглашениям. В своей работе он умеет выполнять требования профессиональной этики, такие как неразглашение сведений о клиентах, законодательство о патентной защите изделий и защите интересов потребителя.



Продолжительность обучения на подготовительном отделении 1 составляет от 20 до 80 недель, на подготовительном отделении 2 – от 40 до 120 недель. Учреждение образования самостоятельно принимает решение о том, к какой из выше указанных категорий относится абитуриент. Решение принимается на основе персонального экспертного заключения в результате собеседования с самим абитуриентом, его опекунами и членами семьи. Индивидуальные задачи подготовительного и реабилитационного обучения устанавливаются гибко в соответствии с личными возможностями учащегося и его жизненной ситуацией.

Частью каждой из вышеуказанных форм обучения является реабилитация как поддержка обучения и подготовки в целом. В результате совместной работы специалистов разных профессий на каждого учащегося составляется индивидуальный план реабилитации. Задачей этого плана является то, чтобы учащийся смог наиболее самостоятельно действовать в различных ролевых и социальных условиях, а также смог найти активные формы деятельности в своей учебе и жизни.



Каталог: netcat files -> userfiles
userfiles -> Приложения (по Мероприятию 19) Приложение 1 Методика диагностических организационно деловых игр
userfiles -> Приложение 2 Поэтапная методика оценки управленческих компетенций в ходе проведения диагностических организационно-деловых игр Этап Составление перечня управленческих качеств
userfiles -> Приложение 3 Аналитический отчет по результатам анализа степени включенности родителей школьников в образовательный процесс на основе экспертного оценивания и с помощью объективных показателей
userfiles -> По Мероприятию 22 Приложение 1
userfiles -> Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности»
userfiles -> Кодекс Азербайджанской Республики Утвержден Законом Азербайджанской Республики
userfiles -> Закон Республики Казахстан «О браке и семье»
userfiles -> Н. К. Гарбовский 2015 г. Рабочая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница