Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов



Скачать 22,29 Kb.
Дата20.05.2019
Размер22,29 Kb.
#75000
Связанные:
Предметноразвивающая среда в кабинете начальных классов

Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов

-Теоретические основы создания предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов;

- Понятие о предметно-развивающей среде, ее роль, цели и задачи;

- Влияние особенностей программ и УМК начального общего образования при создании предметно- развивающей среды;

- Педагогические условия создания предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Проектирование предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов.

- Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования и учебно-методических материалов для оснащения кабинета начальных классов.

- Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов

В соответствиисо стратегией модернизации российского образования Образовательное пространство школы, формируется на основе компетентностного подхода. Задача состоит в разработке и адаптации образовательной программы как основы образовательно-воспитательной программы конкретной школы.

В современных условиях мы понимаем, что знания - это не цель, а средство достижения другой цели - развития ребенка. Развитие - это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать.

Современные подходы к организации образовательного процесса предпо­лагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой и информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимо­действия и становится современный кабинет. Каково содержание учебно-методического комплекса кабинета начальных классов и как оно может быть изменено? Каким он может стать, отличаясь от общепринятого представления?

Традиционно ученики начальных классов обучаются в Рос­сии в условиях кабинетной системы. Школьный учебный кабинет за послед­ние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции ЗУНов к пространству, обеспечивающему разнооб­разную деятельность учеников, различные формы взаимодействия в системах «учи­тель — ученик» и «ученик — ученик"

Изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинетах, отражают практически все аспекты модернизации об­разования. Так, валеологические парамет­ры оценки кабинета становятся все разно­образнее, соответствуя экологическим тре­бованиям к условиям организации прост­ранства жизнедеятельности, а значения этих параметров, напротив, сужаются, конкретизируя оптимальные условия для участников образовательного процесса. Эти требования для учителя представляют инвариантную составляющую, выполнение которой строго оценивается при проведе­нии внутришкольного контроля, в работе аттестационных комиссий и отслеживается членами жюри смотров и конкурсов.

В то же время в требованиях к сред­ствам и оборудованию кабинета все чаще прослеживается предоставление учителю права выбора дидактических средств для реализации целей, которые отражены в об­разовательных стандартах. Однако реали­зация любого права выбора на практике требует как минимум достаточную вариа­тивность объектов, из которых предлага­ется свободно выбирать, и владение выби­рающим субъектом адекватными целям способами выбора оптимального варианта из возможных. Первое условие — вариа­тивность объектов — зависит не только от учителя, но и от возможностей конкретной школы. Критерии выбора оптимального варианта оборудования, дидактического обеспечения, основ для систематизации ос­нащения кабинета — это прерогатива само­го учителя.

Специфика оформления кабинета начальной школы осно­вана на особенностях работы учителя, преподающего практи­чески все учебные предметы, за исключением физической культуры, музыки, иногда ИЗО и технологии, а также заклю­чается в особенностях восприятия учебного материала млад­шими школьниками.

Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер (а в некоторых кабинетах – телевизор с видеомагнитофоном). В классной библиотеке уже не обойтись без энциклопедий и словарей.

Управление учебным кабинетом как составляющая профессиональной системы компетенций современного учителя на­чальной школы — это важный предмет раз­работки и исследования современной кон­цептуальной педагогики. Успешность лю­бого управления в первую очередь зависит от того, насколько четко управленец пред­ставляет себе цели своей деятельности. Как учитель формулирует свои цели в процессе управления кабинетом? Чем для него явля­ется кабинет: местом трансляции обяза­тельныхЗУНов или пространством педаго­гического общения? В конечном счете все возможные вопросы, исследующие эту проблему, можно свести к одному: чьи ин­тересы должен учитывать и обеспечивать учитель в своей деятельности по управле­нию учебным кабинетом?

Практика показывает, что вопрос не так банален, как кажется с первого взгляда. Часто учитель грамотно, правильными сло­вами объясняет, что означает субъектность ученика, но в своем кабинете продолжает быть верным традициям фронтальной ра­боты и в процессе внутришкольного конт­роля, представляя свой кабинет, демон­стрирует, насколько удобно в нем препода­вать, но не насколько удобно и комфортно в кабинете учиться.

В одном из исследований было выявлено, что до 30 % учителей начальной школы, ор­ганизуя пространство и планируя развитие кабинета, исходят только из логики предмет­ной дидактики начальной школы.

Кабинет должен помогать помогает реализовать цели:

образовательную Наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников, типовых заданий.

развивающую

воспитывающую Российская атрибутика, информационный материал на нравственные темы.

Оценка качества обустройства кабинета как дидактического ресурса должна отра­жать структуру учебного успеха ученика (знаю, могу, хочу, умею). Учебный кабинет как ресурс должен:

• содержать информационное обеспече­ние (ученик должен иметь возмож­ность знать);

• быть обеспечен средствами, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными осо­бенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих психофизиоло­гических и психических возможнос­тей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности сос­тавляют его могу);

• обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изу­чению разных предметов (ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов).

• быть обеспечен средствами, обучаю­щими ученика практическим предмет­ным, меж- и надпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь);

Сопоставление совокупности професси­ональных компетенций учителя начальной школы с вышеперечисленными критериями качества обустройства кабинетов выявляют конкретные компетенции, владение кото­рыми обеспечивает высокое качество каби­нета как дидактического ресурса личностно-ориентированного развивающего обра­зовательного процесса. Так, недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности учителя проявится в том, что среди оборудования и оснащения кабинета будут преобладать те средства, которые от­ражают индивидуальный стиль деятельнос­ти учителя, но не будут предоставлять воз­можности для реализации индивидуально­го стиля деятельности разных учеников. Низкий уровень компетентности в области валеологии образовательного процесса «га­рантирует» его ученикам утомляемость, сниженную работоспособность, проблемы со зрением, осанкой, вплоть до дидактогенных заболеваний. Проанализировать ресур­сы и условия кабинета с профессиональной точки зрения, определить проблемы, сфор­мулировать цели, выстроить план действий, организовать выполнение этого плана, по­лучить результат и проанализировать его на соответствие результата заявленным це­лям — эти умения и навыки характеризуют управленческую компетентность учителя, который сознательно управляет своим ка­бинетом, а не просто выполняет «распоря­жения сверху».

Учителя начальных классов желательно освоить технологии педагогического анализа ре­сурсов и условий образовательного про­цесса по обустройству классных комнат; изучить рекомендации по оснащению ка­бинета в соответствии с системой характе­ристик индивидуального стиля учебной деятельности ученика начальной школы; сформировать содержание паспорта учебного кабинета по специально разработанной форме, позволяющей учи­тывать качество обустройства по различ­ным критериям, в том числе по принципам систематизации дидактического сопровож­дения образовательного процесса.

Кабинет, именно Кабинет с большой буквы, позволяет создать тот рабочий и тонкий эмоциональный настрой, при котором все слова учителя моментально могут быть подхвачены учениками. Настоящий кабинет предметника является не только фоном, красивым дополнением, но и инструментом, который мощно стимулирует ученика и становится помощником учителя. Именно поэтому ка­бинет является одной из важных составляющих образовательного процесса.

Каждый учитель стремится к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета, в который входят

1. Поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания, ди­дактические материалы:

• карточки для самостоятельных и груп­повых занятий;

• набор заданий контрольных работ в не­скольких вариантах;

• карточки индивидуальных заданий;

• творческие работы учащихся;

2. Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д.; литература для учеников:

· учебно-методические комплекты;

· дополнительная литература по предмету;

· словари и т. д;

3. Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики), комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся, предметы, муляжи, игрушки, приме­няемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины.

Кроме того желательно создать картотеку учебного оборудования, наглядных пособий для изучения каждой темы программы; картотеку с заданиями для осущес­твления дифференцированного подхода при обучении, организации самостоятельных ра­бот и проведения контрольных работ

Современный кабинет, кроме методической базы, имеет, как правило, и разнообразные техни­ческие средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер, проекционная техника, принтер, сканер

Таким образом, традиционные ресурсы, используемые при оснащении кабинета как учебно-методического комплекса, можно объединить в две груп­пы: научно-методические и технические.

Современный кабинет начальной школы — это «визитная карточка» учителя на­чальных классов, это пространство, которое требует особого подхода к оформлению и оснащению для «проживания» учи­теля и младших школьников, их развития, творчества, инди­видуальной, групповой и коллективной деятельности. Учителю начальных классов приходится вникать во все события класса, следить за взаимоотношениями в нем, ис­пользовать демократический стиль общения с детьми и взрос­лыми, основанный на взаимном уважении и доверии, форми­ровать доброжелательные отношения между участниками об­разовательного процесса, помнить о соблюдении такта и педагогической этики. То есть в классе должна быть создана творческая развивающая среда.

Развивающая образовательная среда – это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей и подростков, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды. Любая образовательная среда неизбежно влияет на восприятие, психику, поведение и принятие решений, но только творческая образовательная среда обеспечивает саморазвитие свободной и активной индивидуальности.

Поэтому развитию социального, предметно-пространственного, технологического и информационного компонентов образовательной среды в начальном образовании должно быть уделено особое внимание.

КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ :

Социальный, предметно-пространственный, технологический, информационный.

Социальный компонент творческой образовательной среды– это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса.

Социальный компонент творческой среды может включать в себя:

- эмоционально насыщенную доброжелательную среду, которая позволит детям считать школу действительно значимым вторым домом, в котором каждый будет иметь свое место, где он будет проявлять положительное личностное отношение к тем, кто в этом доме находится;

-высокий уровень защищенности каждого ребенка от различного рода посягательств на его личность, отсутствие в классе «звезд» и «отверженных»;

-уникальную среду личных и личностных взаимоотношений, возникающую при «встрече» детей с педагогами, обладающих высокой культурой, ведущих нравственный образ жизни;



-человеческие связи и взаимоотношения, складывающиеся у детей при взаимодействии с учреждениями культуры (библиотеками, музеями, театрами и т.д.), клубами по интересам, досуговыми центрами, расположенными в городе;-опыт взаимопомощи и совместной работы, складывающийся у детей при реализации совместных образовательных и социально-образовательных проектов.Отражение в оборудовании кабинета этого компонента могут стать зона отдыха, классная библиотечка.
Скачать 22,29 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница