Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением лесного законодательства



Дата04.04.2019
Размер32,5 Kb.
ТипЗакон
Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением лесного законодательства

Главная


Консультации по вопросам федерального законодательства

Печать


22.08.2013

Прокурорский надзор за исполнением лесного законодательства, как специфический вид государственной деятельности, представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов – органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов в сфере использования и охраны лесов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Предмет прокурорского надзора за исполнением лесного законодательства образуют следующие направления: а) соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в области лесных отношений, нормативно-правовых актов о лесе федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями организаций; б) соответствие правовых актов, издаваемых в области лесных отношений указанными органами и должностными лицами, законам о лесе, нормативно-правовым актам о лесе (исходящих от высших органов государственной власти и имеющих механизм исполнения закона); в) соблюдение указанными органами и должностными лицами прав граждан в сфере использования и охраны лесов.

Перейдя к категории «пределы прокурорского надзора» отметим, что пределы прокурорского надзора являются правовой категорией, позволяющей определить компетенцию прокуроров по осуществлению надзора с точки зрения установления группы нормативных актов, точное и единообразное исполнение которых составляет предмет прокурорского надзора, круг органов, законность и деятельность которых поднадзорна прокуратуре, а также объем полномочий прокуроров.

Определяя пределы прокурорского надзора за исполнением лесного законодательства и устанавливая его различия с деятельностью органов федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), муниципального лесного контроля, остановимся на следующих выводах:

1. Согласно положений статьи 21 Закона о прокуратуре, прокуратура, осуществляя надзор за исполнением лесного законодательства, не подменяет иные органы. Вмешательство со стороны прокуратуры возможно только при наличии сведений об имеющих место нарушениях и только тогда, когда такие сведения требуют принятия мер именно прокурором с точки зрения законности. При этом прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов. В отличие от прокуратуры, органы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), муниципального лесного контроля, осуществляя свои полномочия, имеют право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольных субъектов с целью проверки не только законности, но и целесообразности деятельности, фактического исполнения последними нормативных актов, а также дачи оценки качества и количества результатов деятельности.

2. Прокуратура надзирает за надлежащим исполнением совокупности федеральных и региональных законов, регулирующих лесные отношения. Вторжение прокурора в сферу отношений, не регламентированных законом и не связанных с нарушением законности, неправомерно и выходит за пределы его компетенции. Органы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), муниципального лесного контроля помимо федеральных и региональных законов, осуществляют надзор (контроль) также за надлежащим исполнением подзаконных нормативных актов, инструкций, правил, нормативов, затрагивающих вопросы в сфере лесных отношений.

3. В случае выявления каких-либо нарушений лесного законодательства прокуратура не обладает административными полномочиями в целях устранения выявленных нарушений и наказания виновных лиц, а у органов федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), муниципального лесного контроля соответствующие полномочия имеются.



4. Органами прокуратуры ввиду специфики деятельности и структуры, производится осуществление функций надзора за исполнением конституционных норм в области лесных отношений, а также норм лесного законодательства органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, физическими лицами – индивидуальными предпринимателями. Органы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), муниципального лесного контроля подобными полномочиями не наделены, что позволяет сделать вывод о том, что границы прокурорского надзора за исполнением лесного законодательства шире, нежели границы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), муниципального лесного контроля, поскольку предметом, объектом прокурорского надзора может быть и деятельность различных органов, в том числе контролирующих, обратное же исключено.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что осуществление органами прокуратуры надзора за исполнением лесного законодательства заканчивается там, где начинается федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), муниципальный лесной контроль, а компетенция каждого такого органа определяет границы компетенции органов прокуратуры. Деятельность органов прокуратуры и органов федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), муниципального лесного контроля является взаимоисключающей, но в то же время она должна основываться на взаимодействии, поскольку достижение положительных результатов возможно лишь при эффективном взаимодействии указанных органов.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница