Предмет и методы психологической науки 4 1 Предмет психологии 4 2 Отрасли психологии 5



страница1/14
Дата14.02.2016
Размер1,18 Mb.
#3404
ТипГлава
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




СОДЕРЖАНИЕ


Глава 1. Предмет и методы психологической науки 4

1.1 Предмет психологии 4

1.2 Отрасли психологии 5

1.3 Структура и методы современной психологии 7

Глава 2. Сознание и познавательные процессы человека 9

2.1 Психологическая структура сознания 9

2.2 Самосознание: его специфика и формы 11

2.3 Познавательные процессы человека 13

Глава 3. Психический склад личности 28

Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 46

4.1 Уровни общения 47

4.2 Общение как слушание 50

4.3 Как завоевать слушателей 54

Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 58

5.1 Психология процесса управления 58

5.2 Основные причины социальных конфликтов в организациях 62

5.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях 65

Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ЧЕЛОВЕК-КОМПЬЮТЕР» 67

6.1 Феномен компьютерной тревожности 68

6.2 Виды компьютерной тревожности 70

6.3 Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде 78

Глава 7. МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 85

7.1 Понятие и классификация тестов 85

Глава 8. ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА 90

Глава 9. Общая характеристика проблем, рассматриваемых в экономической психологии 98




Глава 1. Предмет и методы психологической науки




1.1 Предмет психологии

Термин «психология» появился в научном употреблении лишь в середине прошлого века. В буквальном переводе он означает «наука о душе». И действительно, на первом этапе своего развития психология рассматривается как наука о душе. Дело в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает. Их относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Явления эти стали именовать психическими. Они группировались под названиями «восприятие», «память», «мышление», «чувства» и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью. Т.е. первоначально психология как наука занималась изучением субъективных психических явлений, связанных с сознанием. Впоследствии сфера исследований расширилась, вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы, и деятельность человека, и его коммуникации. Предмет изучения психологической науки — ощущение и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности. С помощью одних психических явлений, таких как ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь, человек познает мир. Поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми и объектами окружающего мира, обуславливают его поступки и действия — их называют психическими свойствами и состояниями личности. Это потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства, склонности и способности, знание и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических свойств и состояний личности и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от общения и поведения человека, его деятельности.

Изучая конкретные факты психической жизни, психологическая наука характеризует их качественно и количественно. Количественно характеризуются такие факты психической жизни, как скорость реакции на какой-то раздражитель (и у разных людей она различна); объем памяти; объем внимания; величина силы раздражителя, необходимая для восприятия; уровень интеллектуальности. Качественную характеристику психических факторов можно иллюстрировать следующим примером: образ предмета сохраняет свое постоянство и при внешних изменяющихся условиях — как бы мы ни меняли освещение, страница книги, которую мы читаем, остается белой в нашем восприятии.

Изучая факты психической жизни, психология переходит к их объяснению, а объяснения ведут к открытию законов, осознанию механизмов психической деятельности. Таким образом, психология изучает факты, закономерности и механизмы психической жизни.



1.2 Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.

Другой ряд отраслей психологии изучает психологические аспекты развития личности. Возрастная психология разветвляется на детскую, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию и исследует возрастные особенности психических процессов, факторы развития личности и др. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины сходств и различий в их поведении.

Еще один ряд отраслей психологии объединяет понятие социальная психология. Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т.д.).

С
огласно известной классификации (рис. 1.1), психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.



Каталог: export -> sites -> ru.tusur.new
ru.tusur.new -> Общая характеристика педагогики как науки 3 1 Объект, предмет, задачи педагогики 3 2 Структура педагогической науки 14
ru.tusur.new -> Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 01 «Онтология и теория познания»
ru.tusur.new -> Программа курса «Социальная педагогика»
ru.tusur.new -> М а. Косолапова, В. И. Ефанов, В. А. Кормилин положение
ru.tusur.new -> Представление
ru.tusur.new -> Психологические основы работы с молодежью (опд. Ф. 02)
ru.tusur.new -> Кирдяшкин и. В. Отечественная история учебно-методическое пособие
ru.tusur.new -> Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница