Практикум Семестр: 4 Количество часов: 108 Количество зачетных единиц: 3



Скачать 75,51 Kb.
Дата17.04.2016
Размер75,51 Kb.
ТипПрограмма
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина Б1.В.ОД.1 Социологический практикум
Семестр: 4

Количество часов: 108

Количество зачетных единиц: 3

Промежуточная аттестация: зачет
Место дисциплины в структуре ООП:

Обязательная дисциплина «Социологический практикум» включена в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров по направлению 43.03.01 Сервис.

Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении дисциплин: «Социология», «Сервисная деятельность».

Освоение дисциплины необходимо при изучении следующих дисциплин: «Жизненно-стилевые подходы к изучению потребительского поведения», «Социология управления».


Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины – ознакомление студентов с существующими методами сбора социологической информации и обучение методике и технике проведения социологических исследований.

Задачи:

  • ознакомить студентов с основными, наиболее часто используемыми при проведении полевого социологического исследования методами сбора информации;

  • сформировать представление об организации полевого социологического исследования;

  • обучить базовым практическим навыкам подготовки и проведения эмпирического исследования в социологии;

  • сформировать навыки анализа обработки, анализа и оценки результатов полученных социологических данных.



Содержание дисциплины:

Программа социологического исследования как основной инструмент организации исследовательской работы. Общее представление о методологии социологического исследования. Назначение и задачи программы. Методологический и процедурный блок программы исследования. Требования к построению программы исследования. Формулирование проблемы, целей, задач исследования. Построение гипотез. Интерпретация и операционализация понятий. Программные требования к выборке.


Основы построения выборки. Выборочный метод: основные понятия, сущность выборочного метода. Значение выборки в исследовании. Понятия: генеральная совокупность, выборочная совокупность, единица наблюдения (отбора), репрезентативность. Типы отбора и виды выборки. Проблемы организации выборки. Проблема надежности (обоснованности) и репрезентативности. Выборка в количественном и качественном исследовании. Понятие ошибки выборки. Шаг выборки (выборки), расчеты шага выборки. Процедура взвешивания. Контроль и ремонт выборки.

Метод опроса в социологических исследованиях. Понятие опроса в социологической литературе. Виды опросов. Этапы и процедуры опроса. Методика и техника проведения опроса. Основные преимущества и недостатки метода опроса. Особенности организации и сложности проведения массового опроса населения. Проблемы достоверности информации. Типичные ошибки и трудности в проведении опроса. Специфика использования анкетирования в социологических исследованиях, его возможности и преимущества.

Количественный и качественный подход к сбору социологической информации. Количественные методы в социологическом исследовании, их виды и общая характеристика. Опросные и неопросные методы.

Качественные методы в социологическом исследовании и их характеристика. Особенности методологии качественного метода, его познавательные возможности.

Сравнительный анализ количественного и качественного подхода к социологическому исследованию.

Качественные исследования: виды, этапы проведения. Виды качественных исследований и общий порядок действий.

Этнографические исследования: особенности, сфера применения, источники информации, тактика полевых работ.

История семьи: особенности, сфера применения, источники информации, тактика полевых работ, этапы анализа.

История жизни человека от детства к взрослению: особенности, сфера применения, источники информации, методы получения информации, тактика полевых работ, подходы к интерпретации.

Групповая дискуссия или метод фокус-группы: особенности, сфера применения, методика проведения.

Метод исследования случая (case study) как форма качественного описательного исследования, его сущность и назначение. Особенности поведения исследователя, особенности сбора информации, инструментария и ведения исследовательской документации (протоколов, технологических карт, дневников, кодировочных карт и др.). Разновидности метода. Трудности и преимущества в применении метода Case-study.



Метод контент-анализа. Основное назначение и области применения метода анализа документов. Сущность метода анализа документов. Понятие документа. Классификации документов. Особенности, достоинства и недостатки метода анализа документов в социальном познании. Типы задач решаемых методом анализа документов.

Проблема достоверности документальной информации. Отбор документов для изучения. Этапы и процедуры анализа документов. Типичные ошибки анализа документов в социологическом исследовании.


Вопросы: виды и характеристика. Вопрос как основная составляющая опроса. Классификация вопросов и их характеристика. Познавательные возможности вопросов разных типов: их плюсы и минусы (недостатки и ограничения разных типов вопросов, проблема достоверности разных типов вопросов). Использование различных типов вопросов на разных стадиях исследования. Типы задач, требующие разных видов вопросов. Основные правила формулировки вопросов. Трудные, сложные, наводящие и деликатные вопросы. Виды опросов. Технические средства опросов.

Анкетирование в социологическом исследовании. Анкетирование как основной вид опроса: достоинства и недостатки. Этапы анкетирования. Анкета как инструмент социологического исследования. Логика построения анкеты. Правила композиции. Базисная часть анкеты и обслуживающие разделы. Основные требования к оформлению анкеты. Технические приемы, используемые в анкете.


Необходимые условия организации и успешного проведения анкетирования. Анализ качества анкеты. Логический контроль анкеты. Ошибки анкетера и контроль поля.

Метод интервью в социологическом исследовании. Интервью: его особенности, возможности и ограничения. Функциональное и общее отличие интервью от анкетного опроса. Преимущества и недостатки метода. Трудности применения интервью в социологическом исследовании. Подготовка и подбор интервьюеров. «Эффект интервьюера».

Классификации интервью. Стандартизированное интервью: сущность метода, требования к процедуре и инструментарию, специфика ролей интервьюера и респондента, подбор интервьюеров и их обучение. Преимущества и недостатки стандартизированного интервью. Формализованное и неформализованное интервью.



Метод фокус-групп. Основные принципы фокусированного группового глубинного интервью, становление метода. Техническое обеспечение. Организация группы. Рекрутинг участников. Необходимые документы. Практические рекомендации к написанию гайда. Требования к модератору, стили проведения фокус-группы. Типы участников фокус-групп. Приемы нейтрализации деструктивных участников. Методика анализа материалов. Подготовка отчета.Метод экспертных оценок.

Опрос экспертов как метод сбора социологической информации. Условия применения метода экспертных оценок. Цели, реализуемые с помощью экспертного опроса. Основные стадии проведения экспертных опросов. Подбор экспертов: поиск потенциальных экспертов, оценки компетентности экспертов, определение численности экспертных групп. Модели поведения экспертов. Проблемы экспертных опросов. Достоинства и ограничения метода экспертных оценок. Дельфи-метод. Мозговой штурм. Креативные группы. Методы обработки экспертных суждений.

Метод наблюдения. Наблюдение в социологии. Специфика социологического наблюдения. Ограничения метода наблюдения в социологии. Виды наблюдений. Преимущества и недостатки наблюдения. Типы решаемых задач. Программа наблюдения, ее структура. Процедура проведения наблюдений: основные этапы и инструментарий (карточки, протоколы, дневники, инструкции). Вид, в котором предоставляются результаты, полученные этим методом. Типы ролей наблюдателя. Подготовка наблюдателей. Пути повышения надежности наблюдений. Типичные ошибки в проведении социологического наблюдения.

Качество информации и измерения в социологии. Понятие качества социологического исследования. Достоверность и надежность информации. Основные составляющие надежности: точность, устойчивость, обоснованность. Выявление возможных ошибок: систематические и случайные ошибки измерения.

Понятие шкалы. Процедура измерения в социологии. Виды шкал: номинальные, порядковые, интервальные, отношений. Этапы процедуры шкалирования. Шкалы сумматорного типа. Индикаторы качества шкалы: надежность, устойчивость, точность, валидность.



Обработка и анализ эмпирических данных. Структура эмпирических данных в социологии. Типы эмпирических данных. Обработка эмпирических данных. Понятие интерпретации данных социологической информации. Основные методы анализа. Техника анализа, стадии анализа. Группировка, классификация, типологизация. Анализ связи между двумя переменными. Перекрестная классификация. Проверка гипотез о взаимосвязи признаков. Корреляция, частная корреляция, регрессия. Анализ результатов. Общие принципы. Обобщение данных. Одномерные и многомерные методы анализа данных.

Подготовка и представление отчета социологического исследования.

Логика построения отчета. Структура отчета. Метод индукции при построении отчета — сведение социологических данных в показатели. Переход от частного к общему как процесс обоснования ответа на основную гипотезу исследования. Типы подачи материала: дословное воспроизводство, редактированный текст, комментированные первичные тексты, авторские тексты. Обоснование ответов на гипотезы исследования — основная составляющая отчета. Общие выводы и рекомендации по результатам исследования. Способы представления результатов исследования общественности. Композиция отчета. Приложения к отчету.



В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

ОК-11: на научной основе организовать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (знать методологические основы социологического исследования, уметь разрабатывать программу социологического исследования, владеть навыками построения выборки социологического исследования);



ПК-14: готовность участвовать в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов (знать основные методы социологического исследования, уметь применять методы социологического исследования для изучения социально-психологических особенностей потребителя, владеть навыками обработки и анализа социологических данных).
Образовательные технологии: проблемно-ориентированные лекции, лекция-дискуссия, групповая дискуссия, обсуждение в микрогруппах.
Составитель: А.Н. Завьялова, канд. культурологии, доцент, кафедра сервиса и туризма
Каталог: %C0%ED%ED%EE%F2%E0%F6%E8%E8 -> %C1%E0%EA%E0%EB%E0%E2%F0%E8%E0%F2 -> 43.03.01 %D1%E5%F0%E2%E8%F1
43.03.01 %D1%E5%F0%E2%E8%F1 -> Семестр: 6 Количество часов: 144 Количество зачетных единиц: 4 Промежуточная аттестация
%C1%E0%EA%E0%EB%E0%E2%F0%E8%E0%F2 -> Семестр: 1 Количество часов: 108 Количество зачетных единиц: 3 Промежуточная аттестация
%C1%E0%EA%E0%EB%E0%E2%F0%E8%E0%F2 -> Семестр: 2 Количество часов: 72 Количество зачетных единиц: 2 Промежуточная аттестация
%C0%ED%ED%EE%F2%E0%F6%E8%E8 -> Семестр: 3 Количество часов: 108 Промежуточная аттестация: зачет Место дисциплины в структуре ппссз
43.03.01 %D1%E5%F0%E2%E8%F1 -> Семестр: 8 Количество часов: 72 Количество зачетных единиц: 2 Промежуточная аттестация
%C1%E0%EA%E0%EB%E0%E2%F0%E8%E0%F2 -> Практикум Семестр: 4 Количество часов: 72 Количество зачетных единиц: 2


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница