АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей имеющих нарушения различного генеза (340)
Дисциплина:Организация и содержание нейропсихологической диагностики в работе с детьми, имеющими различные повреждения головного мозга
Практическое задание 3, Модуль 3. Методы нейропсихологического обследования детей
Выполнил: слушатель Ступникова Елена Валерьевна Преподаватель: Штанько Ульяна Вячеславовна г. Москва - 2023\
Исследуемые параметры
Методики диагностики (перечислить, не расписывая подробно)
Выявляемые симптомы (на поражение какой зоны мозга указывают ошибки в выполнении теста)
Праксис
Праксис позы: по зрительному образцу («Делай, как я»); по кинестетическому образцу («Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?»
___________________________________Динамический праксис: «Кулак-ребро-ладонь», «Ладонь-кулак-ребро», Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем (1-2, 1-5) и т.д., графическая проба «Заборчик».
___________________________________Реципрокная координация: смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой руки.
___________________________________Пространственный праксис: пробы Хэда.
___________________________________Конструктивный праксис: копирование фигур, сделанных из палочек, спичек; копирование геометрических рисунков пространственно ориентированных.
___________________________________Оральный праксис: «Делай, как я»(Движения артикуляционным аапаратом) + вариант этого теста в речевой конструкции.
___________________________________Символический праксис: «Делай, как я» (Использование жестов).
Недоразвитие затылочных и теменно-затылочных отделов мозга.
_____________________________________
Поражение отделов сенсомоторной зоны и теменно-височных отделов, прилегающих к ней.
_____________________________________
Подкорковый уровень двигательного анализатора
Гнозис
Зрительный гнозис: выбор картинки по слову, наименованию; Называние; Выбор из 3-х предметных картинок.
Опознание и выбор букв, цифр, геометрических фигур.
Дорисовывание.
Анализ предметных изображений (стол без ножки, чайник без ручки и др.)
___________________________________Акустический гнозис: неречевой слух
___________________________________Сомато-пространственный гнозис: показ частей своего тела.
В исследованиях А.В. Семенович диагностика проводится с помощью следующих методик:
!. Локализация проникновения;
2. Проба Ферстера.
3. Проекция локализации проникновения.
___________________________________
Зрительно-пространственный гнозис:
1. узнавание времени на схематических часах
2. Узнавание и называние римских, арабских чисел и букв.
___________________________________ Цветовой гнозис: классификация предметов, одинаковых по форме и величине, но разных по цвету.
Дисфункция затылочных и лобных отделов мозга
Дисфункция затылочных отделов, которая ведет к предметной агнозии.
Дисфункция или поражение затылочных отделов мозга или зоны ТРО.
Поражение или дисфункция теменных или теменно-затылочных зон.
_____________________________________
Дисфункция теменно-височных отделов правого полушария.
Дисфункция верхне-височных отделов левого полушария.
Лишние удары - возможно, заинтересованы теменно-височные отделы; недостаточность ударов, замедленность, персеверации – возможно, заднелобные отделы.
___________________________________
Дисфункция зоны кожно-кинестетического анализатора, дисфункция теменных отделов мозга.
_____________________________________ Дисфункция теменных и теменно-затылочных отделов левого и правого полушария.
_____________________________________
Дисфункция теменно-затылочных отделов мозга (не только левого, но и правого полушария).
Симптом нарушения или дисфункции теменно-затылочных отделов обоих полушарий.
_____________________________________ Агнозия на цвета часто сочетается с агнозией на лица, и поэтому возникает при дисфункции затылочных отделов как левого, так и правого полушария, но преимущественно правого.
Нарушение называния (а не узнавания) цвета сочетается с поражением затылочных отделов левого полушария.
Память
Слухоречевая память:
1. Повторение отдельных слов и повторение серий слов.
2. «Две группы по три слова».
3. Запоминание двух смысловых рядов.
Ретро-и проактивное торможение, которое возникает при поражении средних отделов височной зоны мозга.
Возникновение ретроактивного торможения, которое возникает при поражении средних отделов коры левой височной зоны мозга.
Разные ошибки говорят о разной топике поражения мозга.
Эффективность исполнения данной пробы связана с ресурсами слухо-речевой памяти, деятельность которой осуществляется в сукцессивном режиме и обеспечивается левовисочными участками коры.
На результаты выполнения этой пробы существенное влияние оказывает и расстройство активного внимания, определяемого функциональным состоянием глубоких структур мозга.
_____________________________________
Исследуется высокий уровень развития памяти, ее связи с другими ВПФ, организация запоминания.
_____________________________________
Исследование динамики становления памяти у детей 7-10 лет показало, что ее развитие связано с активным включением в формирование функциональных мнестических систем различных структур левого полушария мозга, как передних, так и (особенно) задних, при меньшей включенности структур задних отделов правого полушария.
Внимание
1. «Таблицы Шульте»
2. Поиск заданной картинки (фигуры) среди ряда других.
3. Корректурная проба.
4. Тест на связь слова с вниманием.
Несформированность внимания влечёт за собой несформированность непознавательных процессов, интеллекта и поведения. Нарушение регулирующей роли речи (слова) указывает на дисфункцию лобных или глубинных структур мозга.
Мышление
Наглядно-образное мышление.
1. Конструирование предметов без опоры на слово.