Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 «Светлячок»
Дополнительная образовательная программа «Почемучки»
(дополнительная общеразвивающая программа, относящаяся к виду образования-дополнительного образования, подвиду образования-дополнительное образование детей и взрослых) для детей 3-6 лет
Принята на педагогическом
совете
Утверждаю____________
Заведующий МДОУ № 34
Соколова Л.В.
Составитель:
Мизгирева И.В.
педагог – психолог,
высшая квалификационная категория.
Вологда, 2014г.
Содержание программы:
-
Пояснительная записка
-
Содержание программы
-
Учебно-тематическое планирование
Психологический курс занятий для детей 3-4 лет.
Психологический курс занятий для детей 4-5 лет.
Психологический курс занятий для детей 5-6 лет.
-
Критерии результативности
-
Методическое обеспечение, список литературы
-
Пояснительная записка
Дошкольный период является сензитивным для развития внимания, памяти, логического мышления, памяти. В предложенной программе уделяется внимание развитию большинства психических процессов.
В данной программе предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребёнка дошкольного возраста с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Такая программа позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребёнка в большинстве периодов дошкольного возраста, с учётом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога.
Программа включает также новые методы и техники, такие как арт – и фото – терапия, что также отражает её новизну, привлекательность для детей и родителей.
-
Содержание программы
Цели программы:
создание условий для естественного психологического развития детей
Задачи:
-
Развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение.
-
Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного протекания процесса общения.
-
Развивать эмоционально – волевую сферу.
-
Развивать интеллектуальную сферу – мыслительные умения, наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое и творческое мышление.
-
Развивать личностную сферу – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; активизировать ценностно – смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции.
-
Развивать произвольность и саморегуляцию, необходимые для обучения в школе
-
Формировать позитивную мотивацию к обучению
Концептуальная основа:
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития Л.С. Выготсткий, Д.Б. Эльконин
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функцийчерез использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип личностно – ориентированного подхода(Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий согласно П.Я. Гальперину, Н.Ф. Талызиной.
Формы работы:
Групповые занятия: комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возраста детей и наполняемости групп.
-
возраст
|
Количество детей в группе
|
Время занятия
|
3-4 года
|
5-6 человек
|
20 минут
|
4-5 лет
|
6-7 человек
|
20 минут
|
5-6 лет
|
7-8 человек
|
25 минут
|
Принципы проведения занятий:
-
Системность подачи материала
-
Наглядность обучения
-
Цикличность построения занятий
-
Доступность
-
Проблемность
-
Развивающий и воспитательный характер учебного материала
Этапы каждого занятия:
-
Создание эмоционального настроя в группе, ритуал начала занятия
-
Основной этап, новый материал; задания и упражнения соответственно задачам, поставленным в начале занятия
-
Подведение итогов, ритуал прощания
Индивидуальная работа
Включает в себя диагностику познавательных процессов: в начале и конце года. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном походек ребёнку на занятиях, в консультировании родителей и педагогов
Работа с родителями
-
Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний и практических навыков, полученных детьми на занятиях.
-
Просветительская работа в форме семинаров – практикумов, консультаций.
-
Учебно – тематическое планирование.
Психологический курс занятий для детей 3- 4 лет.
Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту: повышение познавательной активности, совершенствование сенсорной функции, активное развитие внимания, памяти, мышления и других психических процессов.
Программа курса учитывает:
- ведущую потребность детей данного возраста – в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребёнка;
- ведущую деятельность – игровую, переход от манипулятивной игры к ролевой;
- ведущую функцию – восприятие.
При реализации программы для детей данного возраста необходимо:
-
Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
-
Способствовать проявлению всех видов активности ребёнка.
-
Формировать первые нравственные эмоции: «хорошо - плохо».
-
Формировать умение действовать по правилам.
-
Формировать умение сопереживать, сочувствовать.
-
Способствовать формированию положительной самооценки ребёнка в процессе общения со взрослым.
Для детей от 3 до 4 лет
Месяц
|
Модули
|
№п.п.
|
Занятия
|
Сентябрь
|
Знакомство
|
1
|
«Ты да я, да мы с тобой»
|
2
|
Наша группа. Что мы умеем
|
3,4
|
Диагностика уровня развития психических процессов
|
5
|
Правила поведения на занятиях
|
6
|
Волшебные слова
|
7
|
«Зачем нужно быть вежливым»
|
8
|
«Вежливо - невежливо»
|
Октябрь
|
Мои эмоции
|
1
|
Улыбайся солнышку. Радость
|
2
|
Радость и грусть
|
3
|
Сказка «Курочка Ряба». Грусть
|
4
|
Дружба эмоций
|
5
|
Девочка – сердючка
|
6
|
Гнев
|
7
|
Словарик эмоций
|
8
|
Энциклопедия эмоций
|
Ноябрь
|
Восприятие цвета
|
1
|
Разноцветные шары. Восприятие цвета
( красный)
|
2
|
Одуванчики на поляне
(жёлтый)
|
3
|
Нарядная берёзка
(зелёный)
|
4
|
Рыбка плавает в воде: море, озере, реке
(синий)
|
5
|
Грустный художник. Восприятие цвета
(черный, белый)
|
6
|
Грустный художник. Восприятие цвета
(коричневый)
|
7
|
Цветик – семицветик: обобщающее занятие по восприятию цвета
|
8
|
Сказка «Колобок». Восприятие формы
(шар, круг)
|
Декабрь
|
В гостях у сказки
|
1
|
Весёлые кубики. Восприятие формы
(куб)
|
2
|
«Угадай, на что похоже?» (квадрат)
|
3
|
Треугольник. Восприятие формы
|
4
|
В гостях у треугольного человечка
|
5
|
Сказка «Теремок».
Восприятие величины
(большой - маленький).
|
6
|
«Теремок». Обобщение – животные
|
7
|
Строим «Теремок»
(конструирование, закрепление геометрических фигур)
|
8
|
Театрализованная игра «Теремок»
|
Январь
|
Восприятие величины
|
1
|
Сказка «Три медведя». Восприятие величины
(большой, средний, маленький)
|
2
|
Грибы на поляне
(большой, средний, маленький)
|
3
|
Матрёшки, хоровод
|
4
|
Чей хвост длиннее? Восприятие величины (длинный - короткий)
|
5
|
Лабиринты
(длинный путь, короткий путь)
|
6
|
Сказка «Теремок». Восприятие величины
(широкий - узкий)
|
7
|
Великаны и карлики. Восприятие величины (высокий, низкий)
|
8
|
Я хочу построить дом
(восприятие величины)
|
Февраль
|
Восприятие пространства
|
1
|
Толстый и тонкий. Восприятие величины
(толстый и тонкий)
|
2
|
Мои игрушки. Обобщающее занятие по величине.
|
3
|
«Высоко сижу, далеко гляжу…». Восприятие пространства, сказка «Маша и медведь»
|
4
|
«Маша и медведь». Просмотр сказки
|
5
|
Инсценирование сказки
|
6
|
В гости к Маше, самостоятельно сочиняем сказку
|
7
|
Папин день
|
8
|
Мастерим подарок папе
|
Март
|
Классификация
|
1,2
|
Мамин день. Обобщение: фрукты
|
3
|
Здравствуй, весна!
|
4
|
Встреча зимы и весны
|
5
|
Красавица весна, приметы весны
|
6
|
Обобщение: овощи. Сказка «Репка»
|
7,8
|
Театрализованная игра «Репка». Дружба и взаимопомощь
|
Апрель
|
«Чему мы научились»
|
1,2
|
День смеха
|
3,4
|
Как я выгляжу? Обобщение: одежда.
|
5
|
Одежда. Стихотворение К.И. Чуковского «Мойдодыр»
|
6
|
Сороконожка. Обобщение: обувь
|
7,8
|
«Чему мы учились», обобщение, повторение.
|
Психологический курс занятий для детей 4- 5 лет.
Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту:
-
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
-
Усложняются волевые проявления (умение подчинять своё поведение правилам игры).
-
Повышенная познавательная активность.
-
Ситуативно – деловая форма общения со сверстниками
Программа курса учитывает:
- ведущую потребность детей данного возраста – познавательная активность;
- ведущую деятельность – сюжетно – ролевую игру.
- ведущую функцию – наглядно – образное мышление.
При реализации программы для детей данного возраста необходимо:
-
Создавать условия для развития творческого воображения.
-
Формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
-
Создавать условия для проявления познавательной активности.
-
Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
-
Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Для 4- 5 лет:
Месяц
|
Модули
|
№п.п.
|
Занятия
|
Сентябрь
|
Знакомство
|
1
|
Знакомство
|
2,3
|
Наша группа. Что мы умеем
|
4,5
|
Волшебные слова
|
6
|
Правила поведения на занятиях
|
7
|
«В гостях у волшебника»
Разучивание ритуалов приветствия и прощания
|
8
|
«В гости к песочной фее»
Знакомство с песочницей и героями песочных историй
|
Октябрь
|
Мои эмоции
|
1
|
Улыбайся солнышку. Радость
|
2,3
|
Грусть
|
4
|
Гнев
|
5,6
|
Удивление
|
7
|
Словарик эмоций
|
8
|
Рисуем эмоции, закрепление
|
Ноябрь
|
Восприятие цвета
|
1
|
Испуг
|
2
|
Цветные эмоции
(фиолетовый, коричневый, оранжевый)
|
3
|
Радуга эмоций
|
4,5
|
У страха глаза велики
(работа со страхами)
|
6
|
Игралочка
(работа со страхами)
|
7,8
|
Энциклопедия эмоций, обобщение
|
Декабрь
|
В гостях у сказки
|
1
|
Мои помощники глазки. Зрительное восприятие
|
2
|
Мой помощник носик. Восприятие запаха
|
3,4
|
Мой помощник ротик. Восприятие вкуса
|
5
|
Письмо Деду Морозу
|
6
|
Составь сказку попорядку.
(работа с серией сюжетных картинок)
|
7,8
|
«Жила – была сказка…», истории в песке
|
Январь
|
Восприятие
пространства
|
1
|
Мои помощники ушки. Восприятие звука
|
2
|
Мои помощники ручки..
|
3
|
Тактильное восприятие
|
4,5
|
Мои помощники ножки. Восприятие пространства
(впереди – позади, справа – слева, и др.)
|
6,7
|
«Вперёд, на поиски сокровищ!»
(составление карты)
|
8
|
Восприятие свойств предметов
(лёгкий - тяжёлый)
|
Февраль
|
Восприятие свойств предметов
|
1
|
Восприятие свойств предметов
(мягкий - жесткий)
|
2
|
Восприятие свойств предметов
(шершавый - гладкий)
|
3
|
Восприятие свойств предметов
(прозрачный – непрозрачный)
|
4,5
|
Эксперименты со свойствами предметов
|
6
|
Папин день. Обобщение: транспорт
|
7,8
|
Транспорт: воздушный, наземный, водный. Создаём свой транспорт
|
Март
|
Классификация
|
1
|
Мамин день.
|
2
|
Мама, папа, брат и я – это всё моя семья
|
3
|
Восприятие свойств предметов
(пластмассовый - резиновый). Обобщение второго порядка: игрушки пластмассовые, игрушки резиновые.
|
|
4
|
Восприятие свойств предметов
(стеклянный, железный). Обобщение: посуда
|
5,6
|
Восприятие свойств предметов
(деревянный).
|
|
7,8
|
Обобщение: мебель
Игра «Мебельная фабрика»
|
Апрель
|
«Чему мы научились»
|
1
|
Восприятие свойств предметов
(бумажный, тканевый, сухой – мокрый, грязный - чистый)
|
2
|
Здравствуй, весна! Восприятие свойств предметов (горячий - холодный).
|
3
|
Сказка «Заюшкина избушка»
|
4,5
|
Сказка «Заюшкина избушка»,
Театральная постановка
|
6
|
Восприятие времени. Восприятие свойств предметов (светлый, тёмный)
|
7
|
«Утро, день, вечер, ночь – убежали сутки прочь»
|
8
|
«Чему мы учились», обобщение, повторение.
|
Психологический курс занятий для детей 5- 6 лет.
Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту:
-
Проявление элементов произвольности всех психических процессов
-
Общение с взрослым внеситуативно – личностное
-
В общении со сверстниками переход от ситуативно – деловой формы общения к внеситуативно – деловой.
-
Проявление творческой активности во всех видах деятельности.
-
Половая идентификация
Программа курса учитывает:
- ведущую потребность детей данного возраста – в общении, творческая активность;
- ведущую деятельность – сюжетно – ролевая игра;
- ведущую функцию – воображение.
При реализации программы для детей данного возраста необходимо:
-
Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности
-
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.
-
Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
-
Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Для детей от 5 до 6 лет
Месяц
|
Модули
|
№п.п.
|
Занятия
|
Сентябрь
|
Знакомство
|
1
|
Знакомство
|
2
|
Наша группа. Что мы умеем
|
3,4
|
Волшебные слова
|
5
|
Правила поведения на занятиях
|
6
|
«В гостях у волшебника»
Разучивание ритуалов приветствия и прощания
|
7,8
|
«В гости к песочной фее»
Знакомство с песочницей и героями песочных историй
|
Октябрь
|
Мои эмоции
|
1
|
Радость.
|
2
|
Грусть.
|
3
|
Удивление.
|
4
|
Гнев.
|
5
|
Восторг
|
6
|
Ярость
|
7
|
Спокойствие
|
8
|
Испуг. «Страшная пещера»
|
Ноябрь
|
Изучение себя
|
1
|
Испуг. «Комната страхов»
|
2
|
Испуг. Зайчишка – трусишка»
|
3
|
Тревога.
|
4
|
Я сам! Элементы тренинга уверенности в себе.
|
5
|
«Какой я»
|
6,7
|
Доброта - злость
|
8
|
Добрые и злые герои сказок и мультфильмов
|
Декабрь
|
В гостях у сказки
|
1
|
Жадность – щедрость. Сказка «Лиса и журавль»
|
2
|
Жадность – щедрость. Сказка «Два жадных медвежонка»
|
3
|
Капризность. А. Барто «Девочка - ревушка»
|
4,5
|
Лень – трудолюбие. Д. Лукич «Четыре девочки», О. Хухлаева «Сказка о ленивой звёздочке»
|
6
|
Лень – трудолюбие. Сказка «Морозко»
|
7
|
Праздники. Новый год.
|
8
|
Письмо Деду Морозу «Мои желания»
|
Январь
|
Восприятие пространства.
Мои качества
|
1
|
Ориентирование на листе бумаги
|
2
|
«Право - лево»
|
3
|
«Я среди других»
|
4
|
Хитрость. Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»
|
5,6
|
Грубость. А. Барто «Любочка». Сказка «Морозко»
|
7
|
Обидчивость
|
8
|
Мой характер
|
Февраль
|
Восприятие себя и других
|
1
|
Учимся общаться
(вербальное общение)
|
2,3
|
Пойми меня
(невербальное общение)
|
4,5
|
Папин день.
|
6
|
Необычная семья
|
7
|
Семейное древо.
|
8
|
Моя семья.
|
Март
|
Классификация
|
1
|
Мамин день.
|
2
|
Страна «Я», моё тело
|
3
|
Посылка из прошлого, река времени
|
4
|
Мои друзья. М. Пляцковский «Беседа о дружбе»
|
5
|
Мои друзья. А. Седугин «Речные камешки
|
6,7
|
Мои друзья. А. Седугин «Дом с трубой и дом без трубы»
|
8
|
Мой мир на песке.
|
Апрель
|
«Чему мы научились»
|
1,2
|
«Мирись, мирись…»
Элементы конфликтологии
|
3
|
Время, пространство.
|
4,5
|
Классификация: овощи, фрукты, мебель, посуда, животные, рыбы, птицы, транспорт, одежда, обувь.
|
6
|
Моё настроение
|
7,8
|
Я – ученик.
|
-
Критерии результативности
Оценка эффективности происходит путём сравнения результатов психодиагностического обследования детей до и после занятий по следующим параметрам, указанным в таблице:
К 4 годам:
Восприятие
Цвета
|
Красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый, чёрный, белый
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Формы
|
Шар – круг, куб – квадрат, треугольник
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Величины
|
Большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий.
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Пространства
|
Далеко – близко, высоко - низко
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Эмоционального состояния
|
Радость, грусть, гнев
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Память
Зрительная образная: объём – 4 – 5 предметов.
Слуховая образная: объём 3 - 4 звука.
Слуховая вербальная: объём 4 слова.
Тактильная: объём 3 – 4 предмета.
Внимание
Объём – 4 предмета.
Устойчивость – 10 – 12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета – при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное
|
Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась ёлочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, - взрослый не показывает)
|
С элементами творческого
|
Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и предмета из мелких деталей без образца (нарпимер, придумай, кто живёт в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов – заместителей.
|
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или нескольким признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей – со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
По цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию.
Животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
На вопрос: каких ты знаешь животных?(игрушек, фруктов) – ребёнок должен уметь самостоятельно называть 4-5 предметов.
Сериация
По цвету – 3 оттенка
По величине – 5 предметов
По расположению в пространстве – 3 положения
Серия последовательных картинок к известной сказке – 4 картинки
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку – самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональны состояний (через рисунок, вербализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
К 5 годам.
Восприятие:
Звука
|
Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка
|
Узнавание, описание (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой, подражание)
|
Запаха
|
Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный
|
Описание (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)
|
Вкуса
|
Сладкий, горький, кислый, солёный
|
Узнавание, соотнесение
(назови, что имеет такой вкус, как…)
|
Пространства
|
Далеко – близко, высоко – низко,
слева – справа, спереди - сзади
|
Узнавание, называние, соотнесение.
Определение местонахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определённом месте.
|
Эмоционального состояния
|
Радость, грусть, гнев,
удивление, испуг
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Времени
|
Утро, день, вечер, ночь.
Вчера, сегодня, завтра.
|
Соотнесение события со временем его происшествия.
|
Память
Зрительная образная: объём – 5 предметов.
Слуховая образная: объём 4 – 5 звуков.
Слуховая вербальная: объём 5 слов.
Тактильная: объём 4 - 5 предметов.
Внимание
Объём – 5 предметов.
Устойчивость – 15 – 20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и 6 частей – со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.
Ребёнок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение
На основе изученных свойств; по материалу; по эмоциональному состоянию; времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
По цвету – 4 оттенка;
По величине – 5 предметов;
По эмоциональному состоянию – 4 карточки;
По свойствам- 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, гнев, грусть, удивление, испуг.
Умение рассказать о своём настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 праила в учебной ситуации.
К 6 годам.
Восприятие
Оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объём – 6 предметов.
Слуховая образная: объём 6 звуков.
Слуховая вербальная: объём 6 слов.
Тактильная: объём 6 предметов.
Внимание
Объём – 6 предметов.
Устойчивость – 20 - 25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7 - 8 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребёнком, и т.д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 6 частей без образца и 7-8 частей со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
На основе представлений и зрительного восприятия. Ребёнок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребёнок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
-
дикие и домашние животные;
-
растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
-
вещи (головные уборы, одежда, обувь);
-
рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.
Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.
Сериации
-
по цвету – 5 оттенков;
-
по величине – 7 предметов;
-
по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) – 5 степеней выраженности;
-
по возрасту – 4 возрастные группы;
-
по степени выраженности свойств предметов – 5 степеней;
-
серия из 5 последовательных картинок.
Классификация
По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, гнев, грусть, удивление, испуг, восторг, ярость, растерянность, спокойствие; называние их
Умение рассказать о своём настроении.
Знание не менее трёх способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки, выявлять их причины.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары со сверстником для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качеств, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своём поведении эти качества.
Проявление элементов рефлексии.
Методическое обеспечение программы:
-
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик - семицветик». – СПб.: Речь, 2004г.
-
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: программа психологического здоровья. М.: Генезис, 2001г.
-
Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно – развивающая программа для детей 5 – 7 лет. М.: АРКТИ, 2002
-
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь. 2006г.
-
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
-
Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2010 год.
-
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство - пресс», 2008 г.
-
Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Обучение грамоте: практическое пособие для воспитателей ДОУ – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008г.
-
Посполита В.С., Купцова А.М. Программа по развитию творческих способностей средствами арт – терапии «Цветной мир».
-
Материалы сайта «Капля росы», http://kaplyarosi.ru
К программе прилагаются следующие материалы:
-
Психологические этюды ( 8 страниц)
-
Игры на развитие творческого воображения(8 страниц)
-
Этические беседы (9 страниц)
-
Этические сказки (16 страниц)
Данные материалы в приложении подробно представлены и используются при проведении мероприятий(занятий, творческих мастерских), указанных в тематическом планировании.
Поделитесь с Вашими друзьями: |