Пояснительная записка Содержание программы



Скачать 338,19 Kb.
Дата23.05.2016
Размер338,19 Kb.
#47610
ТипУчебно-тематическое планирование


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 «Светлячок»

Дополнительная образовательная программа «Почемучки»

(дополнительная общеразвивающая программа, относящаяся к виду образования-дополнительного образования, подвиду образования-дополнительное образование детей и взрослых) для детей 3-6 лет


Принята на педагогическом

совете


Утверждаю____________

Заведующий МДОУ № 34

Соколова Л.В.


Составитель:

Мизгирева И.В.

педагог – психолог,

высшая квалификационная категория.


Вологда, 2014г.

Содержание программы:



  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы

  3. Учебно-тематическое планирование

Психологический курс занятий для детей 3-4 лет.

Психологический курс занятий для детей 4-5 лет.

Психологический курс занятий для детей 5-6 лет.


  1. Критерии результативности

  2. Методическое обеспечение, список литературы



  1. Пояснительная записка

Дошкольный период является сензитивным для развития внимания, памяти, логического мышления, памяти. В предложенной программе уделяется внимание развитию большинства психических процессов.

В данной программе предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребёнка дошкольного возраста с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Такая программа позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребёнка в большинстве периодов дошкольного возраста, с учётом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога.

Программа включает также новые методы и техники, такие как арт – и фото – терапия, что также отражает её новизну, привлекательность для детей и родителей.




  1. Содержание программы

Цели программы:

создание условий для естественного психологического развития детей



Задачи:

  1. Развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение.

  2. Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного протекания процесса общения.

  3. Развивать эмоционально – волевую сферу.

  4. Развивать интеллектуальную сферу – мыслительные умения, наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое и творческое мышление.

  5. Развивать личностную сферу – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; активизировать ценностно – смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции.

  6. Развивать произвольность и саморегуляцию, необходимые для обучения в школе

  7. Формировать позитивную мотивацию к обучению



Концептуальная основа:

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития Л.С. Выготсткий, Д.Б. Эльконин

Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функцийчерез использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Принцип личностно – ориентированного подхода(Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий согласно П.Я. Гальперину, Н.Ф. Талызиной.
Формы работы:

Групповые занятия: комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возраста детей и наполняемости групп.


возраст

Количество детей в группе

Время занятия

3-4 года

5-6 человек

20 минут

4-5 лет

6-7 человек

20 минут

5-6 лет

7-8 человек

25 минут

Принципы проведения занятий:

  • Системность подачи материала

  • Наглядность обучения

  • Цикличность построения занятий

  • Доступность

  • Проблемность

  • Развивающий и воспитательный характер учебного материала

Этапы каждого занятия:

  • Создание эмоционального настроя в группе, ритуал начала занятия

  • Основной этап, новый материал; задания и упражнения соответственно задачам, поставленным в начале занятия

  • Подведение итогов, ритуал прощания

Индивидуальная работа

Включает в себя диагностику познавательных процессов: в начале и конце года. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном походек ребёнку на занятиях, в консультировании родителей и педагогов



Работа с родителями

  • Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний и практических навыков, полученных детьми на занятиях.

  • Просветительская работа в форме семинаров – практикумов, консультаций.




  1. Учебно – тематическое планирование.

Психологический курс занятий для детей 3- 4 лет.

Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту: повышение познавательной активности, совершенствование сенсорной функции, активное развитие внимания, памяти, мышления и других психических процессов.



Программа курса учитывает:

- ведущую потребность детей данного возраста – в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребёнка;

- ведущую деятельность – игровую, переход от манипулятивной игры к ролевой;

- ведущую функцию – восприятие.



При реализации программы для детей данного возраста необходимо:

  1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

  2. Способствовать проявлению всех видов активности ребёнка.

  3. Формировать первые нравственные эмоции: «хорошо - плохо».

  4. Формировать умение действовать по правилам.

  5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать.

  6. Способствовать формированию положительной самооценки ребёнка в процессе общения со взрослым.

Для детей от 3 до 4 лет

Месяц

Модули

№п.п.

Занятия

Сентябрь

Знакомство

1

«Ты да я, да мы с тобой»

2

Наша группа. Что мы умеем

3,4

Диагностика уровня развития психических процессов

5

Правила поведения на занятиях

6

Волшебные слова

7

«Зачем нужно быть вежливым»

8

«Вежливо - невежливо»

Октябрь

Мои эмоции

1

Улыбайся солнышку. Радость

2

Радость и грусть

3

Сказка «Курочка Ряба». Грусть

4

Дружба эмоций

5

Девочка – сердючка

6

Гнев

7

Словарик эмоций

8

Энциклопедия эмоций

Ноябрь

Восприятие цвета

1

Разноцветные шары. Восприятие цвета

( красный)



2

Одуванчики на поляне

(жёлтый)


3

Нарядная берёзка

(зелёный)



4

Рыбка плавает в воде: море, озере, реке

(синий)


5

Грустный художник. Восприятие цвета

(черный, белый)



6

Грустный художник. Восприятие цвета

(коричневый)



7

Цветик – семицветик: обобщающее занятие по восприятию цвета

8

Сказка «Колобок». Восприятие формы

(шар, круг)



Декабрь

В гостях у сказки

1

Весёлые кубики. Восприятие формы

(куб)


2

«Угадай, на что похоже?» (квадрат)

3

Треугольник. Восприятие формы

4

В гостях у треугольного человечка

5

Сказка «Теремок».

Восприятие величины

(большой - маленький).


6

«Теремок». Обобщение – животные

7

Строим «Теремок»

(конструирование, закрепление геометрических фигур)



8

Театрализованная игра «Теремок»

Январь

Восприятие величины

1

Сказка «Три медведя». Восприятие величины

(большой, средний, маленький)



2

Грибы на поляне

(большой, средний, маленький)



3

Матрёшки, хоровод

4

Чей хвост длиннее? Восприятие величины (длинный - короткий)

5

Лабиринты

(длинный путь, короткий путь)



6

Сказка «Теремок». Восприятие величины

(широкий - узкий)



7

Великаны и карлики. Восприятие величины (высокий, низкий)

8

Я хочу построить дом

(восприятие величины)



Февраль

Восприятие пространства

1

Толстый и тонкий. Восприятие величины

(толстый и тонкий)



2

Мои игрушки. Обобщающее занятие по величине.

3

«Высоко сижу, далеко гляжу…». Восприятие пространства, сказка «Маша и медведь»

4

«Маша и медведь». Просмотр сказки

5

Инсценирование сказки

6

В гости к Маше, самостоятельно сочиняем сказку

7

Папин день

8

Мастерим подарок папе

Март

Классификация

1,2

Мамин день. Обобщение: фрукты

3

Здравствуй, весна!

4

Встреча зимы и весны

5

Красавица весна, приметы весны

6

Обобщение: овощи. Сказка «Репка»

7,8

Театрализованная игра «Репка». Дружба и взаимопомощь

Апрель

«Чему мы научились»

1,2

День смеха

3,4

Как я выгляжу? Обобщение: одежда.

5

Одежда. Стихотворение К.И. Чуковского «Мойдодыр»

6

Сороконожка. Обобщение: обувь

7,8

«Чему мы учились», обобщение, повторение.


Психологический курс занятий для детей 4- 5 лет.

Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту:



  1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

  2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять своё поведение правилам игры).

  3. Повышенная познавательная активность.

  4. Ситуативно – деловая форма общения со сверстниками

Программа курса учитывает:

- ведущую потребность детей данного возраста – познавательная активность;

- ведущую деятельность – сюжетно – ролевую игру.

- ведущую функцию – наглядно – образное мышление.



При реализации программы для детей данного возраста необходимо:

  1. Создавать условия для развития творческого воображения.

  2. Формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

  3. Создавать условия для проявления познавательной активности.

  4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

  5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Для 4- 5 лет:

Месяц

Модули

№п.п.

Занятия

Сентябрь

Знакомство

1

Знакомство

2,3

Наша группа. Что мы умеем

4,5

Волшебные слова

6

Правила поведения на занятиях

7

«В гостях у волшебника»

Разучивание ритуалов приветствия и прощания



8

«В гости к песочной фее»

Знакомство с песочницей и героями песочных историй



Октябрь

Мои эмоции

1

Улыбайся солнышку. Радость

2,3

Грусть

4

Гнев

5,6

Удивление

7

Словарик эмоций

8

Рисуем эмоции, закрепление

Ноябрь

Восприятие цвета

1

Испуг

2

Цветные эмоции

(фиолетовый, коричневый, оранжевый)



3

Радуга эмоций

4,5

У страха глаза велики

(работа со страхами)



6

Игралочка

(работа со страхами)



7,8

Энциклопедия эмоций, обобщение

Декабрь

В гостях у сказки

1

Мои помощники глазки. Зрительное восприятие

2

Мой помощник носик. Восприятие запаха

3,4

Мой помощник ротик. Восприятие вкуса

5

Письмо Деду Морозу

6

Составь сказку попорядку.

(работа с серией сюжетных картинок)



7,8

«Жила – была сказка…», истории в песке

Январь

Восприятие

пространства



1

Мои помощники ушки. Восприятие звука

2

Мои помощники ручки..

3

Тактильное восприятие

4,5

Мои помощники ножки. Восприятие пространства

(впереди – позади, справа – слева, и др.)



6,7

«Вперёд, на поиски сокровищ!»

(составление карты)



8

Восприятие свойств предметов

(лёгкий - тяжёлый)



Февраль

Восприятие свойств предметов

1

Восприятие свойств предметов

(мягкий - жесткий)



2

Восприятие свойств предметов

(шершавый - гладкий)



3

Восприятие свойств предметов

(прозрачный – непрозрачный)



4,5

Эксперименты со свойствами предметов

6

Папин день. Обобщение: транспорт

7,8

Транспорт: воздушный, наземный, водный. Создаём свой транспорт

Март

Классификация

1

Мамин день.

2

Мама, папа, брат и я – это всё моя семья

3

Восприятие свойств предметов

(пластмассовый - резиновый). Обобщение второго порядка: игрушки пластмассовые, игрушки резиновые.






4

Восприятие свойств предметов

(стеклянный, железный). Обобщение: посуда



5,6

Восприятие свойств предметов

(деревянный).






7,8

Обобщение: мебель

Игра «Мебельная фабрика»



Апрель

«Чему мы научились»

1

Восприятие свойств предметов

(бумажный, тканевый, сухой – мокрый, грязный - чистый)



2

Здравствуй, весна! Восприятие свойств предметов (горячий - холодный).

3

Сказка «Заюшкина избушка»

4,5

Сказка «Заюшкина избушка»,

Театральная постановка



6

Восприятие времени. Восприятие свойств предметов (светлый, тёмный)

7

«Утро, день, вечер, ночь – убежали сутки прочь»

8

«Чему мы учились», обобщение, повторение.


Психологический курс занятий для детей 5- 6 лет.

Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту:



  1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов

  2. Общение с взрослым внеситуативно – личностное

  3. В общении со сверстниками переход от ситуативно – деловой формы общения к внеситуативно – деловой.

  4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности.

  5. Половая идентификация

Программа курса учитывает:

- ведущую потребность детей данного возраста – в общении, творческая активность;

- ведущую деятельность – сюжетно – ролевая игра;

- ведущую функцию – воображение.



При реализации программы для детей данного возраста необходимо:

  1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности

  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.

  3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

  4. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Для детей от 5 до 6 лет

Месяц

Модули

№п.п.

Занятия

Сентябрь

Знакомство

1

Знакомство

2

Наша группа. Что мы умеем

3,4

Волшебные слова

5

Правила поведения на занятиях

6

«В гостях у волшебника»

Разучивание ритуалов приветствия и прощания



7,8

«В гости к песочной фее»

Знакомство с песочницей и героями песочных историй



Октябрь

Мои эмоции

1

Радость.

2

Грусть.

3

Удивление.

4

Гнев.

5

Восторг

6

Ярость

7

Спокойствие

8

Испуг. «Страшная пещера»

Ноябрь

Изучение себя

1

Испуг. «Комната страхов»

2

Испуг. Зайчишка – трусишка»

3

Тревога.

4

Я сам! Элементы тренинга уверенности в себе.

5

«Какой я»

6,7

Доброта - злость

8

Добрые и злые герои сказок и мультфильмов

Декабрь

В гостях у сказки

1

Жадность – щедрость. Сказка «Лиса и журавль»

2

Жадность – щедрость. Сказка «Два жадных медвежонка»

3

Капризность. А. Барто «Девочка - ревушка»

4,5

Лень – трудолюбие. Д. Лукич «Четыре девочки», О. Хухлаева «Сказка о ленивой звёздочке»

6

Лень – трудолюбие. Сказка «Морозко»

7

Праздники. Новый год.

8

Письмо Деду Морозу «Мои желания»

Январь

Восприятие пространства.

Мои качества



1

Ориентирование на листе бумаги

2

«Право - лево»

3

«Я среди других»

4

Хитрость. Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

5,6

Грубость. А. Барто «Любочка». Сказка «Морозко»

7

Обидчивость

8

Мой характер

Февраль

Восприятие себя и других

1

Учимся общаться

(вербальное общение)



2,3

Пойми меня

(невербальное общение)



4,5

Папин день.

6

Необычная семья

7

Семейное древо.

8

Моя семья.

Март

Классификация

1

Мамин день.

2

Страна «Я», моё тело

3

Посылка из прошлого, река времени

4

Мои друзья. М. Пляцковский «Беседа о дружбе»


5

Мои друзья. А. Седугин «Речные камешки

6,7

Мои друзья. А. Седугин «Дом с трубой и дом без трубы»

8

Мой мир на песке.

Апрель

«Чему мы научились»

1,2

«Мирись, мирись…»

Элементы конфликтологии



3

Время, пространство.

4,5

Классификация: овощи, фрукты, мебель, посуда, животные, рыбы, птицы, транспорт, одежда, обувь.

6

Моё настроение

7,8

Я – ученик.




  1. Критерии результативности

Оценка эффективности происходит путём сравнения результатов психодиагностического обследования детей до и после занятий по следующим параметрам, указанным в таблице:

К 4 годам:

Восприятие

Цвета

Красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый, чёрный, белый

Узнавание, называние, соотнесение

Формы

Шар – круг, куб – квадрат, треугольник

Узнавание, называние, соотнесение

Величины

Большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий.

Узнавание, называние, соотнесение

Пространства

Далеко – близко, высоко - низко

Узнавание, называние, соотнесение

Эмоционального состояния

Радость, грусть, гнев

Узнавание, называние, соотнесение

Память

Зрительная образная: объём – 4 – 5 предметов.

Слуховая образная: объём 3 - 4 звука.

Слуховая вербальная: объём 4 слова.

Тактильная: объём 3 – 4 предмета.

Внимание

Объём – 4 предмета.

Устойчивость – 10 – 12 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета – при слабой штриховке.



Воображение

Репродуктивное

Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась ёлочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, - взрослый не показывает)

С элементами творческого

Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и предмета из мелких деталей без образца (нарпимер, придумай, кто живёт в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов – заместителей.

Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Описание предмета по известным признакам.

Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или нескольким признакам).

Исключение на основе всех изученных обобщений.



Зрительный синтез

Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей – со зрительной опорой или наложением на образец.



Сравнение предметов

По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.

При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.

Обобщение

По цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию.

Животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

На вопрос: каких ты знаешь животных?(игрушек, фруктов) – ребёнок должен уметь самостоятельно называть 4-5 предметов.

Сериация

По цвету – 3 оттенка

По величине – 5 предметов

По расположению в пространстве – 3 положения

Серия последовательных картинок к известной сказке – 4 картинки

Классификация

На основе имеющихся обобщений по одному признаку – самостоятельно.



Эмоциональная сфера

Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.

Знание некоторых способов выражения этих эмоциональны состояний (через рисунок, вербализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).

Коммуникативная сфера

Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.



Волевая сфера

Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.



Психофизиологическая сфера

Умение закрашивать предметы внутри контура.

Умение нанизывать мелкие предметы на лесу.

Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.

Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.

К 5 годам.



Восприятие:

Звука

Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка

Узнавание, описание (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой, подражание)

Запаха

Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный

Описание (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)

Вкуса

Сладкий, горький, кислый, солёный

Узнавание, соотнесение

(назови, что имеет такой вкус, как…)



Пространства

Далеко – близко, высоко – низко,

слева – справа, спереди - сзади



Узнавание, называние, соотнесение.

Определение местонахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определённом месте.



Эмоционального состояния

Радость, грусть, гнев,

удивление, испуг



Узнавание, называние, соотнесение

Времени

Утро, день, вечер, ночь.

Вчера, сегодня, завтра.



Соотнесение события со временем его происшествия.


Память

Зрительная образная: объём – 5 предметов.

Слуховая образная: объём 4 – 5 звуков.

Слуховая вербальная: объём 5 слов.

Тактильная: объём 4 - 5 предметов.

Внимание

Объём – 5 предметов.

Устойчивость – 15 – 20 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.



Воображение

Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.


Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Описание предмета по известным признакам.

Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.



Зрительный синтез

Из 4 частей без образца и 6 частей – со зрительной опорой на образец.



Сравнение предметов

По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.

Ребёнок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.

Обобщение

На основе изученных свойств; по материалу; по эмоциональному состоянию; времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

Сериация

По цвету – 4 оттенка;

По величине – 5 предметов;

По эмоциональному состоянию – 4 карточки;

По свойствам- 3 предмета.

Классификация

На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.



Эмоциональная сфера

Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, гнев, грусть, удивление, испуг.

Умение рассказать о своём настроении.

Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.

Коммуникативная сфера

Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.

Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.

Волевая сфера

Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 праила в учебной ситуации.


К 6 годам.

Восприятие

Оттенков изученных эмоциональных состояний.

Память

Зрительная образная: объём – 6 предметов.

Слуховая образная: объём 6 звуков.

Слуховая вербальная: объём 6 слов.

Тактильная: объём 6 предметов.

Внимание

Объём – 6 предметов.

Устойчивость – 20 - 25 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7 - 8 контуров предметов, наложенных частично.



Воображение

Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребёнком, и т.д.)



Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Умение анализировать черты характера героев сказки.

Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.



Зрительный синтез

Из 6 частей без образца и 7-8 частей со зрительной опорой на образец.



Сравнение предметов

На основе представлений и зрительного восприятия. Ребёнок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.



Обобщение

Ребёнок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:



  • дикие и домашние животные;

  • растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);

  • вещи (головные уборы, одежда, обувь);

  • рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.

Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.

Сериации

  • по цвету – 5 оттенков;

  • по величине – 7 предметов;

  • по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) – 5 степеней выраженности;

  • по возрасту – 4 возрастные группы;

  • по степени выраженности свойств предметов – 5 степеней;

  • серия из 5 последовательных картинок.

Классификация

По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.



Эмоциональная сфера

Узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, гнев, грусть, удивление, испуг, восторг, ярость, растерянность, спокойствие; называние их

Умение рассказать о своём настроении.

Знание не менее трёх способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки, выявлять их причины.

Коммуникативная сфера

Умение объединяться в пары со сверстником для совместной работы.

Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.

Знание основных способов невербального общения.



Волевая сфера

Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.

Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.

Личностная сфера

Сформированность представлений о таких личностных качеств, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.

Умение оценивать себя, выделяя в своём поведении эти качества.

Проявление элементов рефлексии.



Методическое обеспечение программы:

  1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик - семицветик». – СПб.: Речь, 2004г.

  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: программа психологического здоровья. М.: Генезис, 2001г.

  3. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно – развивающая программа для детей 5 – 7 лет. М.: АРКТИ, 2002

  4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь. 2006г.

  5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

  6. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2010 год.

  7. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство - пресс», 2008 г.

  8. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Обучение грамоте: практическое пособие для воспитателей ДОУ – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008г.

  9. Посполита В.С., Купцова А.М. Программа по развитию творческих способностей средствами арт – терапии «Цветной мир».

  10. Материалы сайта «Капля росы», http://kaplyarosi.ru

К программе прилагаются следующие материалы:

  1. Психологические этюды ( 8 страниц)

  2. Игры на развитие творческого воображения(8 страниц)

  3. Этические беседы (9 страниц)

  4. Этические сказки (16 страниц)

Данные материалы в приложении подробно представлены и используются при проведении мероприятий(занятий, творческих мастерских), указанных в тематическом планировании.



Каталог: assets -> files
files -> Профессиональная идентичность студентов-психологов
files -> Инновации в образовании Рекомендательный список статей, составленный по страницам журналов «Высшее образование сегодня»
files -> Программа повышения конкурентоспособности
files -> К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе
files -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели
files -> Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспективы организации
files -> Формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
files -> Конкурентоспособность выпускников вузов как ориентир государственных образовательных стандартов
files -> Муниципального бюджетного дошкольного
files -> Анализ и выбор средств оценки самостоятельной работы будущего бакалавра

Скачать 338,19 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница