Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Ориентировка в пространстве»



страница1/5
Дата07.04.2021
Размер0,54 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5


Пояснительная записка

Программа коррекционного курса «Ориентировка в пространстве» составлена на основе методического пособия «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III и IV вида» под редакцией Денискиной В.З. и Венедиктовой М.В. М., 2007 г.

Ориентировка в пространстве инвалида по зрению – комплекс различных способов и приёмов, включающих как познавательную, так и физическую деятельность, осуществляемых в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, мышления, памяти, наблюдения, узнавания предметов и явлений, воспроизведения прежних представлений и др.

Пространственная ориентировка и мобильность – это способность определить своё местоположение; умение выбрать и отслеживать направление движения, а также знания, умения и навыки по безопасному, эффективному и эстетичному передвижению в пространстве.

Для успешного освоения пространственной ориентировке и мобильности необходимо:



  • уметь определять своё местоположение, используя стороны горизонта, объекты окружающей среды;

  • уметь интерпретировать пространство и находящиеся в нём объекты по различным признакам и в контексте конкретной ситуации;

  • использовать сохранные анализаторы для определения своего местоположения, интерпретации окружающего пространства и находящихся в нём объектов, а также во время передвижения.

По окончанию школы выпускники должны овладеть достаточным объёмом знаний, умений и навыков, которые позволят им быть самостоятельными и способными к свободному передвижению по месту их жительства. Освоение программы коррекционного курса позволят выпускникам успешно интегрироваться в современное общество, продолжать образование, устраиваться на работу и становиться активными членами общества. Умение взаимодействовать с окружающими, вступать в различные коммуникации, не теряться в сложных жизненных ситуациях позволит инвалиду по зрению определить своё место в жизни и позволит ему активно участвовать в развитии материально-технического и культурного потенциала нашей страны.

В отечественной теории и практике доказано, что слепые и слабовидящие не могут самостоятельно приобрести умения и навыки пространственной ориентировке. Для этого необходимы специально организованные занятия, а также поддержка и поощрение применения полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, как со стороны коллектива школы, так и со стороны семьи.

Программа рассчитана на обучение слепых, слабовидящих и обучающихся с нарушением зрения, имеющих дополнительные нарушения (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д.).

Согласно разработанной к.п.н., доцентом В.З. Денискиной педагогической классификации, обучающиеся с нарушением зрения подразделяются на следующие категории: слепота, слабовидение и пониженное зрение.

Коррекционный курс показан слепым обучающимся (тотальная слепота, слепота со светоощущением, слепота с цветоразличением, слепота с предметным (форменным) зрением); слабовидящим (с остротой зрения от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу с коррекцией, слабовидящим, имеющим диагноз с прогназируемой потерей зрения), а также обучающимся с любой остратой зрения и имеющих тоннельное сужение зрения.

К старшим классам учащиеся в той или иной степени овладевают навыками пространственной ориентировки, но степень овладения весьма различна. По уровню ориентировки учащихся условно можно разделить на четыре группы.

Учащиеся первой группы могут самостоятельно ездить из школы домой, свободно ориентируются на знакомых улицах, совершают поездки и прогулки в незнакомые районы, города. Вторую группу составляют учащиеся, которые самостоятельно передвигающиеся только по знакомым маршрутам. К третьей группе относятся учащиеся, ориентирующиеся самостоятельно только в здании и во дворе школы-интерната. Учащиеся четвертой группы скованно ходят по зданию школы, часто нуждаются в помощи сопровождающего.

В начале учебного года необходимо провести диагностику, выяснить какими навыками пространственной ориентировки владеет каждый ученик. Если учащийся входят в третью и четвертую группы, учитель может воспользоваться программами по «Ориентировке в пространстве» для начальной и средней школы.


Целью коррекционных занятий является формирование умений и навыков самостоятельной ориентировки в пространстве и жизненной ситуации, а также умение самостоятельно передвигаться в пространстве с использованием или без использования технических средств реабилитации.
Коррекционный курс содержит следующие задачи:

  • формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и устойчивого интереса к занятиям;

  • развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;

  • развитие у учащихся волевых качеств по преодолению страха передвижения в пространстве;

  • развитие пространственного мышления и специальных навыков запоминания маршрута;

  • овладение техникой пользования тростью и другими тифлотехническими средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве;

  • овладение навыками практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве;

  • обучение детей ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми;

  • обучение учащихся приемам общения со зрячими в процессе ориентировки в пространстве.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо:



  • ознакомиться с медицинскими картами учащихся, изучить зрительный диагноз и сопутствующие заболевания для создания индивидуальных карт;

  • получить консультацию у психологов о состоянии эмоционально-волевой сферы учащихся для преодоления экстремальных ситуаций на занятиях;

  • проводить консультации с родителями и воспитателями для успешного обучения детей.

Необходимость и важность курса обусловлены тем, что ограничения в передвижении и мобильности являются одними из главных препятствий как в процессе получения профессионального образования выпускниками школ для слепых и слабовидящих детей, так и их трудоустройства, а также процесса трудовой деятельности. Навыки ориентировки в пространстве расширяют возможности выпускников школы-интерната в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях, во взаимодействии с социумом, в том числе работодателями и зрячими коллегами по работе.



Каталог: download.php?file=images -> doc
doc -> А. В. Мухин, директор Европейский опыт инклюзивного образования в Санкт-Петербурге
doc -> Реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предполагает изменение педагогической культуры по отношению к ребенку в образовательном процессе
doc -> М. Л. Чернякова, учитель математики И. М. Гуревич, учитель начальных классов Применение тестов на уроке в специальной (коррекционной) школе iii и iv вида
doc -> Реферат по русскому языку на тему: какие способы общения существуют в нашем мире?


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница