ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные положения
Изменяющая структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый экспериментальный курс “Твоя профессиональная карьера”. От курса “Основы производства”. Выбор профессии он отличается тем, что в процессе его проведения школьники 9 классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Программа курса осуществляется за счет часов, элективных курсов.
Цели курса:
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесения в процессе профессиональных проб;
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности к реализации себя в будущей профессии;
Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью
включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Рабочая программа “Твоя профессиональная карьера” составлена на основе программы общеобразовательных учреждений“Твоя профессиональная карьера”, «Просвещение,2006г »,которая рассчитана на 135 учебных часов.. Рабочая программа сокращена до 34 часов,т.к. она будет реализовываться только в 9- х классах, при еженедельной нагрузки 1 час.
Курс “Твоя профессиональная карьера” состоит из 2 частей- теоретической и практической. Теоретическая включает изучение образа” Я’ , мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности
Распределение времени на изучение отдельных частей курса является примерным и может изменяться в зависимости от конкретных особенностей региона.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, кооперативы, объединения, концерны, учебные заведения.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, круглый стол, пресс конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт
работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба- это завершенных вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.
Основные задачи программ профессиональных проб- ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказании школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовности к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Профессиональные пробы проводятся параллельно с изучением теоретической части курса. В соответствии с календарнотематическим планом в 9-х классах предусматривается серия проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: человек- человек, человек- техника, человек- природа, человек- знаковая система, человек- художественный образ. Всего в рамках курса планируется провести десять профессиональных проб.
Выполнение профессиональных проб проводиться в два этапа. Первый- подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части. Второй – практический, включающий задания по трем направлениям – технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведениях о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время.
Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: трудовое задания, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций); серия последовательных имитационных игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.).
В 9 классе профессиональные пробы могут осуществляется по одной- трем профессиям. В соответствии с этим варьируется количество занятий. По окончании 9 класса учащиеся должны осознанно выбрать направление дальнейшего обучения (тип профессионального училища, среднего специального учебного заведения, класс (школу) с углубленными изучением общеобразовательных предметов, школу- лицей, гимназию и др.).
Профессиональные пробы могут выполнятся индивидуально, фронтально, в составе определенной группы.
Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора, должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Вести курс “я профессиональная карьера” может учитель прошедший специальную подготовку, школьный психолог или психолог-профконсультант. К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать специалистов предприятий, вузов, а также психологов, социологов, экономистов.
Занятия можно проводить в учебно-методических кабинетах профориентации школ, межшкольных УПК, на предприятиях, в учебных заведениях, территориальных центрах профориентации.
Примерный перечень формируемых знаний и умений.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие об интересах и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека карьеры.
Учащиеся должныиметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Программа курса.
1.Вводное занятие- 1ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий.Многообразие мира профессий,труд в жизни человека и общества.
2-3 Представление о себе и проблема выбора профессии- 2ч.
“Образ, я” как система представлений о себе. Структура образа я (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.Диагностические процедуры. Методика, кто я?
4.” Секреты выбора профессии (хочу-могу-надо) 1ч.
Хочу – склонности, желания, интересы личности; могу-человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); “надо” –потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.Общее понятие о профессии, специальности, должности.Личный профессиональный план.
5.Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу)-1ч.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.Индивидуальные интересы.Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
6-7. Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек-человек» -2 ч. Ключевые понятия,Теоритические сведения,общие требования к профессиям этого типа,организация труда.Выполнение тестовых заданий на анализ психофизиологических характеристик,необходимых для профессий данного типа.Составление профессиограммы.
8-9 Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)-2ч
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.
10. Социальные проблемы труда (надо)-1ч
Игровая дискуссия “Кто нужен нашему городу Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.
11-12.Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек-техника» -2 ч. Ключевые понятия,Теоритические сведения ,общие требования к профессиям этого типа, организация труда. Выполнение тестовых заданий на анализ психофизиологических характеристик ,необходимых для профессий данного типа. Составление профессиограммы.
13.Содержание и характер труда.
Цель труда, его результат. Умственный и физический труд. характер труда. Культура труда.
14-15. Социально-психологический портрет современного профессионала-2ч
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность.Психология принятия решений.
16-17.Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек-природа» -2 ч. Ключевые понятия, Теоритические сведения, общие требования к профессиям этого типа, организация труда. Выполнение тестовых заданий на анализ психофизиологических характеристик ,необходимых для профессий данного типа. Составление профессиограммы
18-19. Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности-2ч.
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Ответственность в труде. Условия труда.Способы классификации профессий.
.
20-21.Здоровье и выбор профессии-2ч.
Учет состояния при выборе профессии. Понятие “неблагоприятные производственные факторы”. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
22-23.Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек -знаковая система» -2 ч. Ключевые понятия, Теоритические сведения, общие требования к профессиям этого типа, организация труда. Выполнение
тестовых заданий на анализ психофизиологических характеристик, необходимых для профессий данного типа. Составление профессиограммы
24-25.Свойства нервной системы в профессиональной деятельности,волевые качества личности,темперамент в профессиональном становлении личности-2ч.
Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
26-27.Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек-художественный образ» -2 ч. Ключевые понятия, Теоритические сведения, общие требования к профессиям этого типа ,организация труда. Выполнение тестовых заданий на анализ психофизиологических характеристик, необходимых для профессий данного типа .Составление профессиограммы
28-29.Человек среди людей-2ч.
Личность и межличностные отношениях в группах. Лидерство.Совместная деятельность в трудовом коллективе. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций. Диагностические процедуры, Диагностика межличностных отношений, Эмпатия. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях
30-31.Современный рынок труда и его требования к профессионалу-2ч.
Занятость населения. Безработица.Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП. Деловая игра Малое предприятие.Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
32.Пути получения профессии-1ч.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них.Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
33.Моя профессиональная карьера-1ч
Понятие о профессиональной карьере.Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека и профессиональное самоопределение.
Деловые игры “Биржа труда”. Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
34.Оценка способности школьников к выбору профессии-1ч.
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии склонностям учащегося.
Календарно – тематическое планирование
«Твоя профессиональная карьера» 9 класс:
№ урока
|
Дата
|
|
Тема урока
|
|
Виды деятельности
|
1
|
|
Введение .Многообразие мира профессий.
|
Лекция,
|
2-3
|
|
Проблема выбора профессий.
|
Лекция - дискуссия
|
4
|
|
Секреты выбора профессии «Хочу,могу,надо»
|
Комбинированный урок
|
5
|
|
Склонности и интересы в профессиональном выборе
|
Лекция,анкетирование.
|
6-7
|
|
Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек - Человек»
|
Практическое занятие
|
8-9
|
|
Возможности личности в профессиональной деятельности
|
Лекция,беседа,анкета.
|
9-10
|
|
Социальные проблемы труда
|
Лекция
|
11-12
|
|
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»
|
Практическое заняти
|
13
|
|
.Содержание и характер труда
|
Лекция,беседа
|
14-15
|
|
Социально-психологический портрет современного профессионала
|
Лекция,дискуссия.
|
16-17
|
|
Профессиональные пробы по профессиям типа человек-природа
|
Практическое занятие
|
18-19
|
|
Анализ профессий, основные признаки профессиональной
|
Лекция
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |