Понятие о методах воспитания. Характеристика методов воспитания Метод воспитания



Скачать 47,73 Kb.
Дата20.04.2016
Размер47,73 Kb.
#21768
Понятие о методах воспитания.

Характеристика методов воспитания
Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.

Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие.

Средство воспитания – это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе - это приемы, с помощью которых организуется использование этого средства в целях воспитания.

К средствам воспитания относятся речь педагога, а также различная деятельность: трудовая, игровая, учебная. Особым средством воспитания является коммуникативная деятельность (общение), поскольку при общении происходит не только обмен информацией, на и взаимное влияние участников общения друг на друга. К средствам относятся также различные объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.).

Поскольку любой метод воспитания на практике осуществляется с помощью определённых средств и приёмов, метод в его практической реализации можно определить как систему приемов и средств. Вместе с тем, в структуре каждого метода возможны разнообразные сочетания средств и приёмов, что позволяет учитывать конкретную ситуацию применения метода.

Существуют различные классификации методов воспитания. Так, по характеру воздействия выделяются методы убеждения, упражнения, поощрения и наказания (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Более обобщенная классификация: убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Согласно классификации И.С. Марьенко, методы воспитания подразделяются на объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучение, упражнение, стимулирование, торможение, руководство, самовоспитание.

В настоящее время наиболее распространена классификация методов воспитания по их направленности (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский). Направленность метода – комплексная характеристика, включающая цель (зачем применяется), содержание (что формируется), процесс (как именно происходит влияние, способы влияния на воспитанника). По этой классификации выделяется три группы методов воспитания:


  • методы формирования сознания личности;

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

  • методы стимулирования поведения и деятельности.

Взаимосвязь цели, содержания и процесса в этой классификации показана в табл. 2.

Любой метод не является сам по себе хорошим или плохим, его эффективность зависит от условий его применения. Правильный выбор и оптимальное сочетание методов приводят к желаемому результату, позволяют эффективно осуществлять воспитательный процесс.


Классификация методов воспитания по их направленности


Содержание

Формирование сознания личности

Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения

Стимулирование деятельности и поведения

Цель

Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения

Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они приобретали опыт правильного поведения в обществе

Создать мотивацию правильного поведения

Процесс

(методы)


Рассказ, беседа, лекция, доклад, диспут, пример, инструктаж, объяснение, разъяснение, внушение

Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, общественное мнение, воспитывающая ситуация

Поощрение, наказание

соревнование, субъективно-прагматический метод




(Далее надо кратко охарактеризовать по 2-3 любых метода из каждой группы)
Сведения о некоторых методах формирования сознания личности

Рассказ – http://www.pedpro.ru/education/17/334.htm

Беседа – http://www.pedpro.ru/education/17/335.htm

Диспут – http://www.pedpro.ru/education/17/338.htm

Пример – http://www.pedpro.ru/education/17/339.htm
Сведения о некоторых методах организации деятельности и формировании опыта поведения

Упражнение – http://www.pedpro.ru/education/17/343.htm

Приучение – http://www.pedpro.ru/education/17/342.htm

Педагогическое требование – http://www.pedpro.ru/education/17/344.htm


Сведения о некоторых методах стимулирования и мотивации деятельности и поведения

Поощрение – http://www.pedpro.ru/education/17/347.htm

Наказание – http://www.pedpro.ru/education/17/348.htm

Соревнование – http://www.pedpro.ru/education/17/346.htm


Выбор методов воспитания зависит от ряда условий, среди которых:

  • цель и задачи воспитания (например, методы формирования сознания личности бессмысленно применять для решения организационных задач);

  • содержание воспитания (см табл. 2);

  • возрастные особенности воспитанников (например, лекция не позволит добиться хорошего результата в воспитании младших школьников, однако она уместна в работе со старшеклассниками);

  • индивидуальные особенности воспитанников (один и тот же метод может по-разному подействовать на разных детей);

  • уровень сформированности ученического коллектива (например, общественное мнение наиболее действенно в сплочённом коллективе);

  • взаимоотношения между педагогом и воспитанниками (например, поручение требует определённого доверия к ребёнку со стороны педагога);

  • используемые средства воспитания (например, прекрасное владение релью, артистизм педагога во многом предопределяют успех метода рассказа);

  • уровень владения педагогом тем или иным методом (очевидно, что плохое владение методом даст низкий эффект, даже если сам метод для данной ситуации выбран верно);

время, отводимое на достижение результата (например, приучение позволяет быстрей сформировать навык, чем упражнение, однако является более «жёстким» методом воздействия на ребёнка, поэтому его рекомендуется применять только при остром дефиците времени).




Каталог: Studentam -> GOS-ISO
Studentam -> Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики
Studentam -> Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания
Studentam -> Собеседование
Studentam -> Дневник по преддипломной
GOS-ISO -> Документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Studentam -> Тема Аспекты исследования творчества
GOS-ISO -> Закономерности и принципы обучения
GOS-ISO -> Коллектив как объект и субъект воспитания

Скачать 47,73 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница