Поддержка и оказание помощи родителям детей
В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей. Поведенческие трудности ребенка с СДВГ оказывают значительное и зачастую разрушительное влияние на его повседневное взаимодействие с людьми. Сложности эмоциональной регуляции отмечаются у детей с СДВГ в большинстве случаев. Гиперактивные дети чаще впадают в состояние крайней степени возбуждения, по сравнению со сверстниками, что является отражением их неспособности разделять мысль и эмоцию. Дети с СДВГ часто оказываются захваченными переживаниями настолько, что это приводит в недоумение окружающих. Эмоции оказывают исключительное влияние на их деятельность: переживания средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована.
Нарушения социального взаимодействия зачастую сопутствуют СДВГ, что приводит к социальной дезадаптации ребенка. Гиперактивные дети любят играть в деструктивные игры, но во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что стремятся находиться в коллективе. Окружение не принимает их, и они страдают из-за невозможности обрести самостоятельность, четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками. У детей с СДВГ сложно складываются отношения и с взрослыми. Социальное окружение требует от гиперактивного ребенка более предсказуемого, стабильного и эффективного подхода к жизни, чем тот, который он может демонстрировать. Неспособность регулировать поведение адекватно ситуации и соответствовать предъявляемым ожиданиям приводит к непредсказуемому, взрывному поведению. В результате, одни дети все чаще впадают в дурное настроение и депрессию, другие, соответственно своему темпераменту, реагируют агрессивно, провоцируют конфликты, а иногда к их поведению примешиваются элементы клоунады.
Итак, актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Синдром дефицита внимания можно встретить: у детей с невротическими состояниями (тревожность, страхи); у длительно часто болеющих детей; при задержках психического развития; моторной алалии; раннем детском аутизме и др.
Синдром дефицита внимания довольно часто сопутствует синдрому гиперактивности. Его основное проявление - неспособность длительное время оставаться в состоянии неподвижности. Таким образом, СДВГ проявляется: - двигательной гиперактивностью, - импульсивностью поведения, - трудностями концентрации и поддержания внимания, - нарушениями обучения и памяти, - проблемами во взаимоотношениях с окружающими.
Данные современных исследований указывают на то, что СДВГ не является результатом неправильного воспитания и/или нарушенных отношений между родителем и ребенком. Тем не менее, особенности родительского воспитания, а также качество отношений между родителем и ребенком оказывают значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, его социальную адаптацию (стрессы, ссоры, конфликты, или наоборот, гиперопека и назойливая забота родителей).
В то же время, необходимо отметить, что воспитание ребенка с СДВГ предъявляет особые требования к родителям, что приводит к: - развитию родительского стресса, - переутомлению, - чувству бессилия, - и, в некоторых случаях, агрессии по отношению к ребенку.
Поэтому нам представляется необходимой психолого-педагогическая поддержка родителей детей с СДВГ, направленная на нормализацию эмоционального состояния родителя и развитие навыков эффективного родительского поведения.
Важно, чтобы в процессе занятия родители усвоили, что:
1) Плохое поведение – сигнал о помощи, желание обратить на себя внимание, ответ на особенности взаимодействия с родителем.
2) Дети не ведут себя плохо без причины. Часто получается так, что плохое поведение неосознанно поддерживается родителями. Бывает, что дети даже получают награду, например, когда после истерики ребенка, родители покупают ему то, чего покупать не хотели. Либо благодаря плохому поведению ребенок может избежать неприятной, скучной, требующей усилий деятельности. В данном случае выгода проявляется в том, что, демонстрируя оппозиционное поведение и получая за это наказание, дети избегают той деятельности, которая для них неприятна и не делают того, чего делать не хотели. Важно определить и осознавать те возможные выгоды, которые получает ребенок от нежелательного поведения.
Поделитесь с Вашими друзьями: |