8. Беседа по прочитанному:
- Понравился ли рассказ? - О ком он? - О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда? - Нравится ли вам Афоня?
- Представьте, что вы повстречались с ним и хорошо его узнали. Расскажите о нем. Какой он?
( План характеристики)
- Что можете сказать о характере Афонии? (добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, настойчивый, любознательный)
9. Выборочное чтение. - Найдите то место, где описывается, сколько годов деду и Афоне? - Какова структура текста? Как называется такой вид текста? (диалог) Найдите диалог и описания.
10.Чтение диалога по ролям с. 140, с исключением слов автора.
- Какое время изображено в тексте: мирное или военное?
- На протяжении какого времени описываются события в рассказе?
- Прочитайте эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому Афоне.
11. Соотношение рисунка с текстом.
- Почему Афоне стало «скучно жить на свете»?
- Сколько лет было деду Титу?
- Сколько лет было Афоне?
– Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (без интереса)
- Расскажите: «Какой он есть»– дед Тит.
- Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.
- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
- Будет ли Афоня будить деда дальше?
- Как заснул Афоня возле деда?
- Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.
– Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)
- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? («Белый свет пытать»)
- Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.
- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда «про всё»?
- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?
- Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?
- Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?
- Определите, какая же главная мысль рассказа. (Слайд № 9)
(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.) (Тема, идея).
12. Нахождение в рассказе и запись словосочетаний: прилагательное + существительное.
|