Педагогика: организация самостоятельной работы студентов



страница1/3
Дата11.02.2016
Размер277 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3
Быстрова Н.В.

ПЕДАГОГИКА: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Н. Новгород

2011

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Быстрова Н.В.

ПЕДАГОГИКА: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Учебное пособие

Н. Новгород

2011

ББК 74.03

Б 95

Быстрова Н.В.

Педагогика: организация самостоятельной работы студентов: Учебное пособие. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. – 62 с.



Рецензенты: Толстенева А.А. – доктор педагогических наук, профессор,

Ученый секретарь Ученого совета

Волжского инженерно-педагогического

университета



Хижная А.В. – кандидат педагогических наук, доцент

Волжского инженерно-педагогического университета

В учебном пособии рассмотрены теоретические основы организации самостоятельной работы студентов. Раскрыты дидактические принципы построения самостоятельной работы студентов. Описаны методические основы организации самостоятельной работы студентов на занятиях по педагогике. Представлены рекомендации по организации изучения педагогических дисциплин.

Учебное пособие предназначено для педагогов, аспирантов, студентов, занимающихся научно-педагогической деятельностью.

© Быстрова Н.В., 2011

©ВГИПУ, 2011



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ

1.1. Понятие самостоятельной работы в дидактике…………………………….6

1.2. Дидактические принципы построения системы самостоятельных работ студентов ………………………………………….……………………………..17

1.3. Виды самостоятельной работы студентов на занятиях по педагогике….23


Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ

2.1. Методы и формы организации самостоятельной работы студентов по педагогике ……………………………….………………………………………33

2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении педагогических дисциплин....…………………………………..40

2.3. Курсовое проектирование как форма организации самостоятельной работы студентов……………………..………………………………………….48


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………...56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………………………………..58



ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

Среди факторов, способствующих формированию творческой активности учащихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого учащегося позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.

Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа.

В учебном пособии рассмотрены теоретические основы организации самостоятельной работы студентов. Раскрыты дидактические принципы построения самостоятельной работы студентов. Описаны методические основы организации самостоятельной работы студентов на занятиях по педагогике. Разработаны рекомендации по организации изучения педагогических дисциплин.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ


    1. Понятие самостоятельной работы в дидактике

Организация педагогического процесса в обобщенной форме может быть отражена с помощью априорно-информационной и апостериорно-деятельностной моделей. Априорно-информационная модель включает следующие элементы: получение знаний в готовом виде от других субъектов устно или письменно; анализ полученной информации; выведение заключений и обобщений; конкретизация. Апостериорно-деятельностная модель предполагает: столкновение с конфликтной ситуацией; личный опыт по разрешению конфликта; привлечение дополнительной информации для оценки ситуации; выведение заключений и обобщений; конкретизация. В системе образования априорно-информационная модель доминирует над апостериорно-деятельностной. Это выражается в том, что преподавания больше чем учения.

Практически все инновационные системы образования предполагают переход от априорно-информационной к апостериорно-деятельностной модели, когда учение больше преподавания. Это, несомненно, приводит к актуализации в педагогическом процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельность в обучении (познавательная самостоятельность) представляет собой необходимое условие активизации познавательных процессов во всей учебной деятельности. Основоположник педагогической науки Ян Амос Коменский писал: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором студентов меньше бы учили, учащиеся больше бы учились...» [51].

Самостоятельная работа студентов содержит два компонента, которые взаимно дополняют друг друга: содержательно-логический (внутренний) и организационный (внешний). Внутренний компонент включает: определение предмета деятельности, выделение цели деятельности, выбор средств и способов деятельности, определение средств самоконтроля. Внешний компонент самостоятельной работы обусловлен ее педагогическими функциями и содержит следующие типичные структурные образования: определение целей самостоятельной работы, предъявление преподавателем устного или письменного задания, наблюдение за практическими действиями студентов и оказание им помощи (при необходимости), контроль и анализ результатов, коррекция ошибок.

Нам предоставляется важным детально рассмотреть понятие «самостоятельная работа», проанализировать сущность этого понятия.

Обратимся к истории педагогики. Важность специального руководства самостоятельной работой учеников подчеркивал еще Сократ, уделяя большое внимание умению педагога путем постановки вопросов руководить логическими построениями ученика, чтобы тот сам пришел к неизвестным ему до этого выводам.

В дальнейшем эти идеи получили углубление в работах известного педагога Я.А. Коменского, в своем труде «Великая дидактика» он отмечал исключительную роль самостоятельной работы. Учащихся «следует учить главнейшим образом тому, чтоб они черпали знания не из книг, а наблюдали сами, ... чтоб сами исследовали и познавали предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения» [19].

И.Г. Песталоцци и Ф.А.В. Дистервег тоже считали, что самостоятельная работа ученика в процессе обучения является одним из важнейших средств развития его умственных способностей [23].

Немало высказываний о необходимости самостоятельной познавательной деятельности учащихся содержится в трудах Н.Г. Чернышевского [29]. Вслед за ним, К.Д. Ушинский считал самостоятельную работу «единственно прочным основанием всякого плодовитого учения», полагая, что ученикам следует преподавать «не только те или другие познания, но и способность самостоятельно без учителя приобретать новые знания. Обладая такою умственною силою, извлекающей отовсюду полезную пишу, человек учится всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из важнейших задач школьного обучения»[23].

Интерес дидактов, психологов и методистов к проблеме самостоятельной работы не ослабевает и сегодня, и это неслучайно, поскольку ее решение может служить основой для формирования творческой личности, готовой пополнять свои профессиональные знания на протяжении всей жизни.

В трудах, посвященных обучению самостоятельной работе в средней школе (Ю.К. Бабановой, В.К. Буряк, Л.Г. Вяткин, В.Г. Дайри, В.Н. Есипов, Л.В. Жарова, Р.М. Михельсон, О.А. Нильсон, Н.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова), это понятие рассматривается и как форма организации, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности. Наиболее удачным, всесторонне освещающим разные аспекты самостоятельной работы, представляется определение, данное Л.Г. Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает «такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика» [37] .

В педагогическом же энциклопедическом словаре приводится следующая дефиниция: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя» [40]. На наш взгляд, данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия и требует значительных уточнений.

Педагог-психолог И.А. Зимняя определяет, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. При этом самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе.

Исследователи, занимающиеся интересующей нас проблемой применительно к высшей школе (С.И. Архангельский, М.Г. Гарунов, Е.Я. Голант, Б.Г. Иоганзен, С.И. Зиновьев, А.Г. Молибог, Р.А. Нимазов, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый и др.), также вкладывают в термин «самостоятельная работа» различное содержание. Так, понятие «самостоятельная работа» трактуется как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач (С.И. Архангельский); как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А.Г. Молибог); как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Низамов). Организация самостоятельной работы в высшей школе рассматривается как система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и навыков рационально приобрести полезную информацию (Б.Г. Иоганзен). Самостоятельная работа понимается также рядом авторов как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис). Иногда самостоятельная работа отождествляется с самообразованием (С.И. Зиновьев).

Многозначность понятия «самостоятельная работа» в дидактике высшей школы объясняется сложностью этого педагогического явления, наличием в нем многих сторон, каждая из которых может стать предметом специального изучения. Так известный дидакт Б.П. Есипов полагает, что «самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий» [39]. Мнение Б.П. Есипова разделяет и Р.М. Микельсон. Под самостоятельной работой обучаемых он понимает «выполнение заданий без всякой помощи, но под визуальным контролем преподавателя, который в случае затруднений может перейти к коллективным упражнениям».

В работах Р.Б. Сроды самостоятельная работа рассматривается как форма организации их познавательной деятельности, которая требует активности и творческого мышления в практической деятельности, настойчивости и инициативы в достижении поставленной цели. Р.Б. Срода выдвигает идею о том, что степень сложности самостоятельных работ должна возрастать, но каждый более сложный вид самостоятельной работы должен опираться на имеющийся у обучающихся опыт.

Е.Я. Голант в своих исследованиях выделил умения, которыми должен обладать обучаемый для организации самостоятельной работы. На первом этапе - это умение планировать и распределять работу по времени, оценивать ее результаты для определения степени усвоения знаний. На втором этапе - это умение собирать и систематизировать факты, сравнивать, делать выводы, проводить наблюдения и опыты. На третьем - умение самостоятельно выполнять практические задания.

П.И. Пидкасистый под самостоятельной работой понимает средство обучения, которое «характеризуется соответствием конкретной дидактической цели и задаче; служит продвижению от низших к высшим уровням мыслительной деятельности, формируя у обучающегося необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков для решения познавательных задач; вырабатывает у ученика психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение знаний и овладение умениями ориентироваться в потоке научной информации; служит важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности; является важнейшим средством педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения» [37].

Каждое из приведенных определений имеет свою педагогическую ценность. Самым важным, по нашему мнению, является тот факт, что вектор самостоятельной работы всегда направлен на формирование познавательной активности и познавательной самостоятельности учащихся. По мнению ряда исследователей, самостоятельная работа есть синтез формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности. И.В. Харитонова пришла к выводу, что неоднозначность в толковании понятия самостоятельная работа объясняется тем, что разные исследователи исходят из разных групп признаков, определяющих ее сущность: организационных, дидактических, физиологических и др. Объясняется это тем, что самостоятельная работа является предметом дидактики, психологии, методики и т.д.

Такие исследователи, как М.А. Данилов, И.Р. Ильясов, Н.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин считают, что ядром самостоятельной учебной деятельности студентов является познавательная задача, выступающая как объект их деятельности, и что в качестве такой задачи всегда должна выступать учебная или иная проблема и, таким образом, характерно отождествление понятий «самостоятельность» и «познавательная самостоятельность»[38,39].

Можно привести и другие примеры, демонстрирующие неоднозначность толкования термина «самостоятельная работа студентов» и различные подходы к пониманию способов ее организации.

П.И. Пидкасистый считает, что «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе» [37].

М.Г. Гарунов под самостоятельной работой понимает «выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства».

По мнению М.Г. Гарунова и П.И. Пидкасистого, самостоятельной работе студентов присущи следующие характеристики: она формирует у обобщающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимых объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач; вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации; является важнейшим условием самоорганизации обобщающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения; является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью обобщающегося в процессе обучения и профессионального самоопределения [37].

Так, например, Б.П. Есипов определяет самостоятельную работу как работу, «которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий».

М.Н. Скаткин подвергает критике это определение, отмечая, что «оно указывает лишь внешние признаки самостоятельной работы и не включает каких-то более важных существенных внутренних признаков, связанных с характером самой познавательной деятельности учащихся».

В зарубежной педагогической литературе для обозначения самостоятельной работы используется ряд терминов, подчеркивающих различные аспекты самостоятельной работы. В ФРГ используется выражение «косвенное (опосредованное) обучение», что подразумевает работу, проводимую под косвенным руководством учителя. В педагогической литературе Австрии, Швейцарии применяется термин «тихая работа», который подчеркивает тишину и уединенность, царящие во время самостоятельной работы. Во французской и английской литературе встречается термин «индивидуальная работа». В США введен термин «независимое обучение», при котором ученикам раздают программы, но оставляют относительную свободу выбора материалов и способов усвоения.

В учебном пособии «Педагогика и психология высшей школы» самостоятельная работа трактуется как планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Автор В.М. Рогозинский в своей работе «Азбука педагогического труда» характеризует самостоятельную работу как планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, осуществляемую без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата.

Т.А.Ильиной самостоятельная работа определяется как особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемой большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению своих знаний.

Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

Мы видим, что исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, вкладывают в это понятие разное содержание. На наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемую преподавателем.

В целом можно сказать, что самостоятельная работа есть многогранное явление обучения, обладающее следующими признаками:

-является одной из форм проявления методов обучения;

-является одним из видов деятельности;

-является средством обучения;

-является одной из форм познавательной деятельности;

-является самостоятельной деятельностью учения.

Такое представление самостоятельной работы позволяет рассмотреть различные аспекты ее функционирования в учебном процессе. Так, если с точки зрения деятельностного подхода самостоятельная работа выступает в качестве самостоятельной деятельности учения и является одним из видов деятельности, то в организации учебного процесса она может выступать как метод, средство или форма обучения. Каждый из признаков самостоятельной работы, взятый отдельно от других, имеет лишь определенное назначение. Поэтому для понимания сущности самостоятельной работы следует учитывать все перечисленные аспекты [30].

Анализ выше указанных публикаций, посвященных проблеме обучения самостоятельной работе в средних учебных заведениях, позволяет выделить следующие основные положения, касающиеся данного педагогического явления, которые не теряют своего значения и в отношении высшей школы, а именно:



  • самостоятельная работа определяется большинством исследователей как вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия;

  • самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;

  • при самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, т.е. для выполнения учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения;

  • самостоятельная работа требует наличия у учащихся некоторых общеучебных умений, способствующих ее «рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, умелый оперативный контроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе» [33] .

Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся), развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Исследования педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы памяти.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным методам.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

В процессе обучения, как известно, функция непосредственной передачи учителем знаний учащимся должна последовательно уменьшаться, а доля самостоятельности учеников в овладении знаний – соответственно расти. Рекомендуемое соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1: 3,5. Такое соотношение основывается на огромном потенциале этого вида учебной деятельности. Однако реальное положение вещей далеко от идеала. По мнению исследователей, активность студентов подменяется активностью преподавателя. Как показала Г.В. Скок, почти на 80% занятий преобладает монолог преподавателя. Преподаватель высшей школы по степени активности в учебном процессе занимают лидирующую позицию, выступая в основном в роли ретранслятора и контролёра знаний. В итоге мы имеем тот факт, что более 75% студентов также как и их учителя, предпочитают репродуктивные методы работы, связанные с передачей, воспроизведением научной или учебной информации. Наиболее полно умственная самостоятельность студентов проявляется в различных формах самостоятельной работы, доля которой в учебных планах во всех типах учебных заведений в перспективе должна и будет увеличиваться.

Затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности. В них в основном дано содержание учебного материала, недостаточное количество заданий, требующих от каждого обучаемого самостоятельного наблюдения примеров; нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями; раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, законов; формулирования новых выводов. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.




    1. Дидактические принципы построения системы самостоятельных работ студентов

Организация самостоятельной работы как компонент научной организации труда в вузе регулируется определенными принципами, а ее успешность обеспечивается некоторыми факторами, оказывающими влияние на учебный процесс. К принципам организации А.Г. Молибог относит следующее: регламентацию всех самостоятельных заданий по объему и по времени; обеспечение условий самостоятельной работы студентов и управление этой работой. Выделяются две группы факторов: организационные и методические. Группа организационных факторов включает бюджет времени, учебную литературу и учебно-лабораторную базу. В методические факторы входят планирование, обучение методам и управление самостоятельной работой студентов.

На занятиях по педагогическим дисциплинам, как и на занятиях по другим предметам, с помощью различных самостоятельных работ студенты могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т. е. представляют систему.

Под системой самостоятельных работ мы понимаем прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимообусловливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов или явлений.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач - приобретению студентами глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательности и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у студентов разнообразных умений и навыков.

Последовательность выполнения внеаудиторных и аудиторных самостоятельных работ должна быть такова, чтобы выполнение одних работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Разработка системы самостоятельных работ является необходимым условием и необходимой предпосылкой для систематической, целенаправленной организации самостоятельной работы учащихся. Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.

Опыт работы педагогов и специальные исследования показывают, что эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом занятии, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у студентов вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.

Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у студентов интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Студенты должны ясно представлять, в чем заключается их задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что студенты, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к педагогу. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности студентов в работе.

Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать студента при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для студентов, а сами студенты - подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

На первых порах у студентов нужно формировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе студентов должен предшествовать наглядный показ приемов работы педагогом, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная студентами после показа приемов работы педагогом, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой студенты оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного характера.

Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей студентов.

К сожалению, еще нередко самостоятельную работу студентов ограничивают только тренировочными упражнениями по выработке и закреплению навыков. Бесспорно, такого рода тренировочные упражнения нужны. Однако, если педагог будет сводить всю самостоятельную работу только к подобным упражнениям, студенты не научатся самостоятельно думать и самостоятельно применять знания на практике. Недопустима и другая крайность, заключающаяся в пренебрежительном отношении к такого рода упражнениям, в ориентации только на самостоятельные работы повышенной степени трудности и работы творческого характера, так как без овладения простейшими умениями и навыками нельзя овладеть более сложными.

В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным студентам требуется разное время. Осуществить это можно путем дифференцированного подхода к студентам. Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных студентов, педагог должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым студентам количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы студентов на выполнение более сложных заданий должен быть своевременен. Здесь вредна как излишняя торопливость, так и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее студентов вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес студентов. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед студентами практического значения предлагаемой задачи или метода, которым, нужно овладеть. Студенты всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они «исследуют» предметы и явления, «открывают» новые методы измерения физических величин.

Самостоятельные работы студентов необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимыми, когда привитием навыков самостоятельной работы у студентов занимается весь коллектив педагогов, на занятиях по всем учебным предметам.

При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала педагога с самостоятельной работой студентов по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения студентов вперед в познании нового.

При выполнении студентами самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать педагогу. Педагог продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на занятии, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает студентов методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством выполнения ее, изучает индивидуальные особенности студентов и учитывает их при организации самостоятельной работы.

Из изложенного выше следует, что организация самостоятельной работы учащихся по педагогическим дисциплинам не умаляет роли педагога в обучении и воспитании. Наоборот, правильная постановка этой работы предъявляет более высокие требования к теоретической и практической подготовке педагога, его педагогическому мастерству. Деятельность студентов при этом носит преимущественно творческий, исследовательский характер.

1.3. Виды самостоятельной работы студентов на занятиях по педагогике
Самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку в ее ходе происходит не только усвоение учебного материала, но и его расширение, формирование умения работать с различными видами информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени [2].

Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды контрольных, творческих и практических заданий во время семинарских или практических занятий. Внеаудиторная самостоятельная работа традиционно включает такие формы, как выполнение письменного домашнего задания, подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала на практическом занятии, подготовка доклада, выполнение реферата, курсовой работы и т. п. Она организуется в течение всего периода изучения учебной дисциплины и не имеет жестко регламентирующих норм [8].

Выделяют пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень – дословное и преобразующее воспроизведение информации. Второй уровень –самостоятельные работы по образцу. Третий уровень – реконструктивно-самостоятельные работы. Четвертый уровень – эвристические самостоятельные работы. Пятый уровень – творческие (исследовательские) самостоятельные работы.

Различные трактовки самостоятельной работы обусловливают наличие в учебной литературе различных классификаций самостоятельных работ. Они отличаются:

- по дидактическим целям;

- по уровню самостоятельности студентов;

- по степени индивидуализации;

- по источнику и методу приобретения знаний;

- по форме выполнения;

- по месту выполнения;

- по динамике познавательной деятельности студентов.

Так, И.В. Харитонова, исходя из уровня самостоятельности студентов, предлагает следующую совокупность типов самостоятельных работ:

- алгоритмический;

- с указанием способа выполнения;

- распознавание;

- обобщение;

-творчество [17].

К описанной классификации близка типология самостоятельных работ, предложенная Т.И. Шамовой, основанная на уровнях познавательной активности (воспроизводящем, интерпретирующем, творческом). В нее входят репродуктивные самостоятельные работы; частично-поисковые самостоятельные работы; творческие (исследовательские) работы.

Аналогичную классификацию, исходя из структуры познавательной деятельности, единства ее процессуальной и логико-содержательной стороны, предлагает П.И. Пидкасистый:

1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу;

2. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы;

3. Эвристические самостоятельные работы;

4. Творческие самостоятельные работы [37].

Поскольку каждый из перечисленных типов имеет свои дидактические цели в процессе преподавания педагогических дисциплин, охарактеризуем их подробно.



Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, признаков понятий, фактов, определений, для формирования умений и навыков и их прочного закрепления.

Деятельность обучаемых при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельна, поскольку она ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика, они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности обучаемого. Роль преподавателя состоит в том, чтобы для каждого обучаемого определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишает обучаемого необходимой базы знаний, умений и навыков. Долгая же задержка на работах по образцу порождает скуку и безделье.

Самостоятельная работа реконструктивно-вариативного типа позволяет на основе полученных ранее знаний и данной преподавателем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к условиям задания. Самостоятельная работа этого тина приводит к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации; учит анализировать события, явления, факты; формирует приемы и методы познавательной деятельности; готовит обучаемых для дальнейшей творческой деятельности.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, как правило, студент сам определяет пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения педагогической задачи, он уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне самостоятельной продуктивной деятельности формируется творческая личность обучаемого.

Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания обучаемого более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность в самообразовании.



Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности обучаемых. Эта деятельность позволяет им получить принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Известный психолог Л.С. Выготский считает, что умственная деятельность обучаемых при решении проблемных и творческих задач во многом аналогична умственной деятельности научных и творческих работников. Проблемные творческие задачи - одно из самых эффективных средств формирования творческой деятельности [30].

Отметим, что данная типизация самостоятельных работ (воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие) может учитывать дифференциацию усвоения педагогических знаний.

В таблице 1 представлены примеры различных видов самостоятельных работ — в зависимости от признаков классификации.

Таблица 1

Классификация самостоятельных работ

п/п



Основание

классификации



Виды самостоятельных работ




Дидактическая цель

Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания

Закрепление, уточнение, углубление и обобщение знаний

Формирование умений применять знания в решении учебных и практических задач

Формирование умений творческого характера, умений применять знания в усложненной ситуации





Форма организации

деятельности студентов



Фронтальные, групповые, индивидуальные




Способы и средства

деятельности студентов




Наблюдение, работа с книгой и другими печатными материалами, решение и составление задач, работа с компьютером, просмотр кинофильма, составление листов с опорными сигналами, рецензирование, выступление с докладом, экскурсия и др.



Форма задания

На узнавание, выбор, воспроизведение, преобразование, нахождение нового метода выполнения



Форма ответа

Письменные, устные, графические



Характер деятель-

ности студентов



Репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские




Место выполнения

На занятии, вне занятия



Место в процессе

обучения


Предъявляемые на этапах ознакомления с учебным материалом, его осмысления и применения



Роль самостоятельных работ в формировании понятий


Уточнение признаков понятия

Выработка умения оперировать понятиями в решении задач познавательного и практического характера

Конкретизация понятий

Классификация, систематизация понятий

Применение понятий в решении задач творческого характера




Трудоемкость

Легкие, средней трудности, сложные



Методы самостоятельной работы


Наблюдение единичных объектов

Сравнительно-аналитические наблюдения

Учебный эксперимент

Конструирование и моделирование

Решение задач

Работа с книгой



Виды самостоятельных работ, соответствующие различным признакам классификации, тесно связаны между собой. Ведущим в классификации может выступать тот или иной признак – что определяется рассматриваемым контекстом. В таблице 2 в качестве примера представлена взаимосвязь самостоятельных работ, классифицирующихся по дидактическим целям, способами средствам деятельности студентов.

Таблица 2

Взаимосвязь различных видов самостоятельных работ

п/п


Самостоятельные работы, основанием классификации которых являются дидактические цели

Самостоятельные работы, основанием классификации которых являются способы и средства деятельности студентов



Приобретение новых знаний и овладение умением приобретать знания

Работа с учебником; наблюдения; опыты; работа с дополнительной литературой и раздаточным материалом и др.



Закрепление, уточнение, углубление и обобщение знаний

Решение педагогических задач и ситуаций

Педагогический эксперимент: проверка справедливости законов, установление связи между явлениями, установлении количественной зависимости между величинами

Наблюдения с целью уточнения условий, в которых протекает явление

Выполнение заданий на классификацию

Составление и заполнение обобщающих таблиц и др.




Формирование умений применять знания в решении учебных и практических задач

Решение педагогических задач и ситуаций

Подготовка и проведение уроков и др.





Формирование умений применять знания в усложненной ситуации, умений творческого характера

Подготовка рефератов и докладов, рецензирование сообщений и рефератов, составление тезисов, разработка методики проведения эксперимента, составление задач и нахождение нового метода решения, построение гипотезы и др.

Применение нескольких самостоятельных работ будет продуктивным, если все используемые виды самостоятельных работ взаимосвязаны, взаимообусловлены, логически вытекают одна из другой, т.е. представляют собой систему. Система самостоятельных работ ориентируется на решение основных задач педагогического процесса и опирается на следующие дидактические принципы: доступности, постепенности в нарастании трудностей, систематичности, связи теории с практикой, сознательности и творческой активности, дифференцированного подхода. Желательно, чтобы входящие в систему работы были разнообразны по целям и содержанию, предполагали учет ближних и дальних связей, сочетание работ, проводящихся в учебное и внеучебное время. Самостоятельные работы требуют дифференциации – с учетом, например, успешности студентов в обучении (сильные, средне-сильные, средние, средне-слабые, слабые), должны поддерживать познавательный интерес студентов и развивать у них мотивы учебной деятельности.

На первом этапе организации самостоятельных работ целесообразно сформировать у студентов общеучебные умения и навыки осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, проводить наблюдения и эксперименты, описывать, объяснять и прогнозировать явления и действия и др.

Особенно важно для преподавателя проявлять педагогический такт, умело поддерживать первые успехи студента. Обязательными являются проверка и анализ итогов, сравнение результатов с намеченными целями самостоятельных работ.

Организуя самостоятельную работу студента, педагог ненавязчиво раскрывает конфликтную ситуацию при изучении материала. Нет необходимости придумывать противоречия, проблемы, конфликтные ситуации, они есть в каждой теме, они составляют суть процесса познания любого объекта или процесса.

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

1. Цель и план работы студент определяет с помощью педагога.

2. Цель студент определяет с помощью педагога, а план самостоятельно.

З. Цель и план студент определяет самостоятельно, но задание даёт педагог.

4. Без помощи педагога студент сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Первая разновидность наиболее простая, и с неё педагог должен начинать подготовку студентов к более сложным этапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, студент получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Студент работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д. Индивидуальная форма предполагает деятельность студента по выполнению общих для всей группы заданий без контакта с однокурсниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний. Индивидуальная работа на занятии требует от педагога тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности студентов. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных студентов. Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающие студенты либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием, либо спрашивают у соседей по парте о способе решения, что ведет к списыванию и подсказкам. Для организации большей самостоятельности студентов используется индивидуализированная форма обучения. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый студент выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей. Практический опыт педагогов показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по выполнению заданий, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению студентами более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении педагогом готовых знаний.

2. Организация выполнения студентами разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у студентов умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умении и навыков.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на занятиях и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у студентов вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ студенты затрачивают значительно меньше времени по сравнению со студентами таких групп, в которых самостоятельная работа практически не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.



Вопросы и задания для самопроверки


  1. В чем сущность понятия «самостоятельная работа»? В чем различия в трактовках различных педагогов.

  2. Какими признаками обладает самостоятельная работа?

  3. Дайте характеристику уровням самостоятельной продуктивной деятельности учащихся.

  4. Назовите дидактические принципы построения системы самостоятельных работ студентов.

  5. Какие виды работ относятся к аудиторной самостоятельной работе студентов?

  6. Проанализируйте основные классификации самостоятельных работ.



Каталог: 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> И регионального управления
2014 -> Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста
2014 -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница