Педагогическое творчество как основа профессионального мастерства современного учителя



Дата04.10.2019
Размер69,5 Kb.

Н.Г. НЕДОГРЕЕВА
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В связи с постоянными преобразованиями школьного и вузовского образования обращение к проблеме творчества является актуальным и своевременным. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации возможностей учителя в ходе достижения поставленных целей. Творческий характер является важнейшей объективной характеристикой педагогической деятельности учителя в современных условиях, и обусловлен многообразием педагогических ситуаций, их неоднозначностью, требующих вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Опыт работы по подготовке учителей физики в классическом университете и анализ реальной школьной практики свидетельствуют о том, что процесс развития творческого потенциала учителя носит стихийный и спонтанный узко-прагматический характер, сводясь к отдельным креативным умениям. Потребность в постоянном творческом развитии, саморазвитии и самореализации до сих пор не стали нормой профессиональной жизни и деятельности. Реальные условия процесса обучения в университете способствуют освоению передового опыта, учету и использованию индивидуальных творческих особенностей педагога, активному взаимодействию со школьными учителями и преподавателями вуза, взаимообмену идеями и результатами педагогической практики, усилению собственных инициатив в профессиональном самоопределении, непрерывности процесса профессионально-творческого развития и саморазвития. Но пока все это используется студентами, будущими учителями, не в полной мере.

Это обстоятельство выдвигает целый спектр теоретических и практических вопросов, связанных с осмыслением творческого потенциала или педагогического творчества учителя как педагогического феномена и особенностей организации его развития в процессе обучение в вузе.

Обращаясь к данной проблеме, прежде всего следует определить понятие "творчество". Словарь В.В. Даля дает следующее определение творчества. Творчество ср. творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство [6]. По С.И. Ожегову творчество – это деятельность человека, направленная на создание культурных, духовных или материальных ценностей [11]. С общеметодологических позиций творчество – это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью [17].

Проблемой педагогического творчества во всех ее сущностных многообразных проявлениях занимались философы, психологи, ученые-педагоги и практики К.А. Абдульханова-Славская, В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Т.Г. Браже, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, В.С. Шубинский и др. Анализ их исследований позволяет рассматривать творчество как многоаспектную педагогическую категорию.

Большой вклад в изучение вопроса внесли такие выдающиеся философы, как Платон, И. Кант, Ф.В. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Т. Манн и другие. Они рассматривают творчество как вид духовного прозрения, откровения, способное дать абсолютное знание о мире. Творчество – это конструктивная деятельность по созданию нового. В античной философии оно связывалось с креативными процессами космогенеза, как творческого целеполагания (Платон). В Средневековой философии рассматривалось в контексте христианского теизма, в связи с креативным потенциалом Бога как Творца, т.е. субъекта превращения небытия в бытие (Демиург), творческая сущность Абсолюта персонифицируется в христианстве в образе Софии (София как "художница"). Ренессансная и новоевропейская культуры в понятие "творчество" вкладывает созидательную деятельность человека, немецкая классика фокусирует внимание на когнитивном аспекте творчества (Кант говорит о продуктивной способности воображения, Шеллинг говорит о творчестве как сфере соприкосновения творческой личности с Абсолютом творца). Для философии экзистенциализма характерна параллельная трактовка творчества, с одной стороны, как сугубо интеллектуального феномена, с другой – экзистенциального феномена, лежащего в основе свободы личности [10].

Ученые философы рассматривают вопрос о сущности творчества по-разному в разные исторические эпохи и в рамках соответствующих философских школ. Сторонники диалектического материализма считают творчество атрибутом человеческой деятельности, обусловленной объективно заданными условиями и личностными характеристиками. В современной позитивистской философии под творчеством понимают деятельность человека, преобразующую природный и социальный мир. Как показывает наше исследование, большинство специалистов, изучающих педагогическое творчество учителя, рассматривают творческий потенциал как важнейшую интегральную характеристику его личности. К. Роджерс считает, что у каждого человека «есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству».

Материалистическая теория познания, объясняя творческое отношение человека к окружающей действительности, определяет не только зависимость сознания от практической деятельности, но и его активную роль: «Творчество – это деятельность, связанная со способностью человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям» [12, С.233]. Таким образом, творчество предполагает открытие, создание чего-то нового. Соглашаясь с мнением исследователя Ю.А. Полуянова характеризующего творчество как «…преобразовательную, идущую из внутренних потребностей человека,…историческую деятельность, в процессе которой человек развивается как целостный самодеятельный субъект», можно отметить, что творчество является неотъемлемой частью в развитии активной личности, и отношения к действительности, созидательному труду и т.д. [1, С.56].

Творчество является одной из важнейших категорий и психологической науки. Изучением психологии творчества занимались такие ученые, как М.С. Бернштейн, Е.И. Игнатьев, Н.Д. Левитов, Я.А. Пономарев, И.В. Страхов и другие. Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью [14]. Психологи исследуют процесс, "механизм" протекания акта творчества как субъективного акта индивида, который "вбирает в себя" тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание, глубокое внимание, эмоциональный подъем, именуемый вдохновением и, конечно, мыслительную деятельность субъекта. В ходе акта творчества важно как логическое мышление, которое предполагает тщательный анализ условий и логически обоснованный синтез, так и "скачок в неизвестное", абстрагирование от существующего, воображение, дающее возможность установить связь по аналогии [16]. В данном случае уместны слова К.С. Станиславского, который писал, что творчество есть напряжение всех духовных сил человека.

Значительный вклад в разработку психологического механизма теории творчества внесли известные ученые Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др. Л.С. Выготский определяет его как «интеграция, поиск, творческое мышление, новаторство» [4, C.8]. Процесс всестороннего развития личности В.Л. Левин связывает с творчеством, в результате которого осуществляется «продуктивное преобразование личности» [8]. Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, исследуя вопрос о наличии творческих задатков личности и ее формировании, обращают внимание и на такую важную сторону как необходимость формирования творческого мышления путем взаимосвязи интеллектуального и эмоционального аспектов мыслительного процесса [2, С.99; 5, С.115].

Современная психология выделяет следующие этапы творческого процесса: постановка вопроса, требующего творческого ответа (т.е. умение увидеть проблему и сформулировать ее); мобилизация необходимых знаний для постановки гипотезы, для определения путей и способов решения задачи; разрешение проблемы и обобщение полученных выводов; проверка социальной ценности продукта творчества.

И наконец, творчество является важнейшей категорией педагогической науки и рассматривается ею как активная деятельность педагога, направленная на поиски более совершенных путей учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем и повышение качества обучения и воспитания учащихся. При этом в состоянии творческого поиска педагог ничего не принимает слепо, на веру, а все проверяет, исследует и на основе достигнутого предлагает собственный вариант, совершенствует свое педагогическое мастерство, которое в данном случае является результатом успешного развития педагогического творчества. Этой проблеме посвящены работы Ю.К. Бабанского, Ю.Л. Львовой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и других.

Исследовательские умения и аналитическую направленность деятельности учителя как основу профессионального творческого потенциала рассматривают Р.Х. Гильмеева, В.А. Кан-Калик, А.А. Кирсанов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Ю.А. Кустов, Г.С. Сухобская. Творческие умения учителя в контексте реализации проблемного обучения раскрывают Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов. Идеи педагогики творческого саморазвития развивает В.И. Андреев. Э.М. Никитин и Т.С. Панина дают системный анализ педагогических условий формирования творческих умений учителя в процессе профессиональной деятельности. Тесную связь, но не тождественность педагогического мастерства и педагогического творчества учителя отмечает А.К. Маркова. По её мнению, педагогическое мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и известных в науке. Педагогическое творчество же А.К. Маркова отождествляет с новаторством, предполагающим создание новых оригинальных отдельных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих общественный педагогический опыт [9].

Наиболее полное определение понятия «творчество» дается в Большом энциклопедическом словаре: «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности» [3, С. 453].

В педагогическом словаре творчество определяется как выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Педагогическое творчество характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть "веер вариантов" [7, С.145].

В.А. Сухомлинский видит в творчестве деятельность, в котором раскрывается духовный мир личности. Он рассматривает творчество как своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности [15].

Таким образом, понятие «творчество» в большинстве изученных работ рассматривается как необходимое условие для формирования личности, что связано с развитием его творческого мышления, воображения, совершенствования ее профессионального мастерства. Педагогическое творчество вызывает потребность работать нестандартно, на основе последних достижений науки и практики. На современном этапе развития педагогической теории и практики существует и потребность, и объективная необходимость, и реальная возможность массового развития педагогического творчества учителей. Практический опыт передовых учителей и педагогических коллективов, обновление содержания школьного образования, обновляемая учебно-материальная база делают педагогическое творчество нормой жизни и деятельности каждого учителя. Педагогическое творчество направлено на создание принципиально нового в звеньях, в частях, элементах системы или имеющегося опыта благодаря определенным нововведениям, преобразованиям.

Проведенный анализ позволяет рассматривать творчество как педагогическую категорию, проявляющуюся в трех основных аспектах: во-первых, творчество в педагогике – это интегральное качество личности, предполагающее воплощение её способностей и задатков в действие, с помощью которых она оказывает позитивное влияние на других людей и окружающую действительность; во-вторых, творчество в педагогике выступает, как деятельность актуальная в данный период времени, как мера активности личности и способ ее самореализации; в-третьих, творчество рассматривается как качественное новообразование в нестандартных ситуациях, новообразование выражается в виде принятия оригинального решения, выдвижения гипотез, построения моделей и т.д.

Суть педагогического творчества – это творческая деятельность и творческий поиск. Творческая деятельность человека проявляется в создании нового на основе преобразования имеющихся представлений и понятий. Творческий поиск – это деятельность, включающая несколько этапов: 1) постановку вопроса, требующего творческого ответа (для этого необходимо умение увидеть проблему); 2) мобилизацию необходимых знаний для постановки предварительной гипотезы, определения путей и способов решения задач; 3) проведение специальных наблюдений и экспериментов и их обобщение в виде выводов и гипотез; 4) оформление возникших мыслей (образов) в виде логических, образных, предметных структур; 5) проверку социальной ценности продукта творчества.

Эти стороны творческого поиска далеко не всегда последовательны. Они тесно взаимосвязаны, переплетены друг и другом, но могут быть отделены друг от друга во времени. Чрезвычайно важным в творческом поиске является выход за пределы образовавшейся системы знаний, рассмотрение явления с новых сторон, включение разных систем знаний, умений установить сходство между явлениями, то есть подведение единичного под особое и особого под всеобщее, что не исключает и обратного пути. Необходимыми свойствами творческого поиска являются системность, позволяющая классифицировать информацию по разнообразным принципам, а также динамичность. Эти свойства дают возможность не только ассимилировать новые знания, но и перестраивать сложившуюся систему взглядов, когда она входит в противоречие с новыми фактами, требующими нового понимания и нового теоретического обобщения.

Проведенный анализ, позволяет определить понятие и сущность педагогического творчества учителя в современных условиях. Педагогическое творчество – это наиболее масштабные и новаторские педагогические решения (открытия), позволяющие увидеть новые возможности совершенствования, как самой профессиональной деятельности учителя, так и включенную в нее личность, которые связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы; это преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания; это усовершенствования (модернизация) и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания, результат и проявление педагогического мастерства.

Опыт организации труда учителей позволяет выделить следующие уровни творчества [13]: уровень профессионального становления, являющийся уровнем элементарного творчества, осуществляемого зачастую методом проб и ошибок; уровень стихийного самосовершенствования, основанный как на приобретенных навыках и умениях, так и на широко известном опыте и рекомендациях частных методик; уровень планомерной рационализации и оптимизации процесса и результатов труда, отличающийся от прежних реализацией учителем своего опыта, своей системы работы. Такое деление весьма условно. В деятельности одного учителя возможно наличие разных уровней и самые различные варианты их пересечения.

____________________

1. Библер, В.С. Мышление как творчество / В.С. Библер. – М., 1975.– 399 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. – М., 1981. – 99 с.

3. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Сов. энциклопедия, 1991. – Т.2. – 768 с.

4. Выготский, Л.С. Психология творчества / Л.С. Выготский. – М., 1986. –20с.

5. Давыдов, В.В. Виды обобщений в обучении / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика. 1982 –202 с.

6. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. – М.: ЭКСМО-Пресс, ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 736 с.

7. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений – 2-е изд., стер. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова – М.: Академия. – 2005. – 176.

8. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – М.: Знание, 1977. – 64 с.

9. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996.

10. Новейший философский словарь / сост. Кондрашов В.А. Изд. 2-е. М.: Феникс, 2006.

11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык; Изд. 16-е, испр., 1984. – 797 с.

12. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 1982. – 96 с.

13. Раченко, И.П. НОТ учителя / И.П. Раченко. – М.: Просвещение, 1989. – 237с.

14. Страхов, И.В. Психология творчества / И.В. Страхов. – Саратов: СГПИ, 1968;

15. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – В 3-х т. М.: Педагогика, 1979.



16. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 224с.

17. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – М.: Педагогика, 1980.
Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files -> nodes -> 12895
nodes -> Модель формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов
nodes -> К проблеме формирования социальной активности личности в трудовой деятельности
12895 -> Интеграция компетентностного и ситуативно-задачного подходов к совершенствованию качества обучения истории педагогики
12895 -> Педагогические условия формирования конфликтологической компетенции студентов педвуза на основе системы ситуативных задач
12895 -> Особенности профессионально ориентированного обучения иностран-ным языкам студентов неязыковых, инженерных специальностей
12895 -> Роль командира в формировании воинского коллектива


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница