Педагогический калейдоскоп «Беседа о жизненных ценностях юноши и девушки»



Скачать 31,66 Kb.
страница1/2
Дата17.01.2021
Размер31,66 Kb.
  1   2

Педагогический калейдоскоп

«Беседа о жизненных ценностях юноши и девушки».

(для родителей учащихся одиннадцатых классов)
Цель: способствовать тому, чтобы родители положительно влияли на формирование жизненных ценностей детей.

Задачи:

  1. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт.

  2. Обменяться мнениями по поводу того, как родители могут повлиять на формирование правильных ценностей детей.

  3. Способствовать самостоятельному анализу ситуации родителями.

  4. Проанализировать вместе с родителями влияние различных факторов на формирование и изменение ценностей детей.

Категория участников: педагог, школьный психолог, родители.

Этапы:

  1. Организационный. На данном этапе педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (т.е. оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).

  2. Основной. На данном этапе педагог проводит основную работу по теме в виде мини - лекции, дискуссий, упражнений.

  3. Заключительный. На данном этапе подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

  1. Д/з для детей: мини-сочинение «Мои жизненные ценности»

  2. Анкетирование учащихся (анонимно) (Приложение 1).

Материалы и оборудование:

  1. Стулья по количеству участников

  2. Доска и мел

  3. Музыкальное сопровождение

  4. Листы бумаги по количеству участников.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово педагога.

«Сегодня мы встретились для того, чтобы побеседовать о жизненных ценностях наших детей. Эта тема очень важна, т.к. именно ценности определяют поступки человека. Жизненные ценности - это правила, внутренне обязательные для человека, это то, за чем человек следит сам и чему изменить не может. [1]

Именно руководствуясь своими ценностями, молодой человек выбирает свой жизненный путь.

Послушайте, что об этом пишут наши дети».

Педагог зачитывает несколько мини-сочинений детей или отрывки из них, не называя авторов. Затем педагог сообщает общие по классу результаты анкетирования.



  1. Дискуссия «Наши ценности» (активизировать взаимодействие с родителями, создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями).

Вопросы для организации дискуссии:

- Отличаются ли ваши ценности от ценностей ваших детей?

- Что, по вашему мнению, является очень важным в жизни ваших детей? И как вы к этому относитесь?


  1. Упражнение «Ценности» (осознание жизненных ценностей)

Участникам раздают по шесть листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным в жизни. Затем, листочки ранжируются таком образом, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Тренер предлагает представить себе, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется. Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем тренер объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Вернуть участникам их листочки. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под спокойную музыку, большое значение имеют интонации и голос тренера, произносимый текст должен быть простым и четким.

Упражнение связано с сильными эмоциональными переживаниями, необходимо дать возможность всем участникам поделиться своими чувствами. Обстановка во время проведения упражнения должна быть предельно безопасной - не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга). Важным моментом завершения упражнения является выход из него, возвращение участникам их «ценностей». Ведущий должен получить опыт проведения этого упражнения, оценить его глубину, прежде чем проводить его на группе. В конце упражнения проводится обсуждение. Каждый имеет возможность поделиться своими переживаниями с остальными участниками.



  1. Мини – лекция (психолого – педагогическое просвещение родителей). В юношеском возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юношу глубоко волнуют такие ценности, как честь, достоинство, право, долг. В этом возрасте происходит формирование жизненной позиции, принимаются устоявшиеся нормы и ценности или в их сторону идет протест.

Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто я?», «Каким я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного низменного, злого. Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – ещё нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей. [2]

Юноши и девушки нуждаются в общении с взрослыми, они обращаются к их жизненному опыту для решения проблемы самоопределение. При благоприятных обстоятельствах между взрослым и юношей образуется сотрудничество на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. [3]



  1. Беседа «Могут ли родители повлиять на систему ценностей юноши/ девушки?» (проанализировать вместе с родителями влияние различных факторов на формирование и изменение ценностей детей).

- Как вы считаете, что влияет на формирование системы ценностей ребёнка?

На формирование системы ценностей оказывают влияние многие факторы: семья и малые социальные группы, экономические и социально-культурные отношения, жизнедеятельность субъекта, пол, возраст, условия жизни. [4]

- Какую роль родители играют в формировании системы ценностей ребёнка дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши?

В дошкольном, младшем школьном возрасте родители для ребёнка являются авторитетом, дети усваивают ценности семьи. Подростки больше ориентируются на ценности сверстников.

В раннем юношеском возрасте система ценностей молодых людей характеризуется динамичностью: освоение социальных ролей, стремление к переменам, поиск идентичности, самоопределение. [4]

- Должны ли родители пытаться как-то скорректировать процесс изменения ценностей молодого человека?

Задача родителей в этот период – создать атмосферу доверия и взаимопонимания, воспитывать повзрослевшего ребёнка на основе сотрудничества.


  1. Мини-лекция. «Ценности современной молодёжи» (психолого – педагогическое просвещение родителей)

В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли корыстные ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

Ценности - это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к материальным и духовным благам.

Любовь к людям, веру, семью, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим – называют вечными (истинными) ценностями. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти. И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора, выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.

Сейчас многие молодые люди на одну из первых позиций ставят материальное благополучие, независимость и карьеру, достижение высокого статуса. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько материальному благополучию, как некому стимулу жизненной активности.

В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего.

Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования и знаний. В большинстве своем подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями. На формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные изменения.

По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования - отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, падение престижа образования - также картина кризиса.

Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания.

В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности.

Итак, ценности современной молодежи в России находятся в состоянии диссонанса. Молодые люди на первое место ставят материальное благополучие и независимость, но несмотря на это, актуальны такие вечные ценности, как вера, семья, любовь. Молодежи сегодня следует стремиться к укреплению вечных, истинных ценностей. [6]



  1. Беседа «Жизненные ценности».

-Какие жизненные ценности Вы прививаете своим детям в процессе воспитания? (необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику).

Данный вопрос позволит родителям задуматься о своих собственных жизненных ценностях, о ценностях супруга(ги) и о целях воспитания ребёнка.

- Каким образом Вы это делаете?

Необходимо подвести родителей к выводу о том, что нужно неустанно беседовать с детьми на темы, которые их волнуют, откликаться на просьбы провести вместе время, стараться всегда уделять внимание ребёнку, когда ему это необходимо. Беседа с юношей или девушкой не может проходить в авторитарном стиле. Эти беседы должны быть скорее дружескими, где родитель готов выслушать ребёнка, может поделиться своим опытом, дать ребёнку совет (если этого просит ребёнок), с уважением относится к мнению ребёнка. Обсуждение вместе просмотренных фильмов, прочитанных книг даёт возможность обменяться мнениями, порассуждать вместе с ребёнком на глубокие философские темы. Рекомендуем посмотреть такие фильмы как «Москва слезам не верит», «Евдоким и Евдокия», «Чучело». Задавайте ребёнку наводящие вопросы: «Как ты считаешь, почему герой поступил именно так? Что ещё он мог бы сделать? Как на его месте поступил бы ты?» и т.д. При этом у ребёнка не возникнет сопротивления, ведь разговор вроде бы и не о нём, а о героях произведения.



  1. Заключительные слова ведущего. Жизненные ценности постоянно пересматриваются в течение жизни в связи с развитием ребёнка, подростка, юноши, а потом и взрослого человека. Конфликт отцов и детей часто возникает как раз из-за несовпадения жизненных ценностей разных поколений. Ценности невозможно навязать, их можно только привить. Конечно, ребёнок перенимает жизненные ценности своей семьи, но в подростковом возрасте значимой группой становятся сверстники, родительский авторитет слабеет и ценности группы сверстников принимаются как свои. То, какие ценности будут стоять на первом месте, зависит от возраста, материального благополучия, здоровья человека, и даже от характера и темперамента.


6. Подведение итогов.

Каждому участнику (по очереди) предлагается подвести итог беседы. Это могут быть выводы, которые сделали для себя родители, вопросы, на которые ещё предстоит найти ответы, или просто впечатление от встречи.




Источники:

  1. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennye_cennosti [дата обращения: 26.01.2017 г.]

  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. -4-е изд., стереотип.-М: Издательский центр «Академия», 1999.

  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005.

  4. Бражникова А.Н. Психология нравственности профессионала.М., 2009, с. 278-284.

  5. URL: http://trepsy.net/training/stat.php?stat=3419 [дата обращения: 26.01.2017 г.]

  6. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование). URL: http://multi-kultura.ru/kultura-razgovora/mysl01_09.html

Приложение 1.


Каталог: images -> собр. 3 четверть
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология
собр. 3 четверть -> Деловая игра «Детская ревность. Что делать, если ребёнок ревнует к младшим детям»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница