Педагогические аспекты развития профессионального творчества будущего учителя



Дата01.05.2022
Размер59,5 Kb.
#142449
ТипРешение

Т.Н. ТОМИЛОВА


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Необходимым условием эффективности функционирования и развития современной школы является высокий уровень профессиональной квалификации педагогов, их готовность к профессиональному самосовершенстованию. Поэтому подготовка будущего учителя к профессиональному творчеству является одной из главных задач педагогических вузов. На решение этой проблемы направлены многочисленные исследования, в которых творческая природа педагогического труда получили научное обоснование. Деятельность любого учителя особенно в условиях личностно ориентированного образования требует решения педагогических задач, нестандартных по своим целям и содержанию, отражающих индивидуальные особенности учащихся, своеобразие каждого ученического коллектива и условий протекания образовательного процесса. Необходимость решения этих задач делает творчество необходимым компонентом профессии учителя и дает возможность исследователям выделять в деятельности учителя творческую составляющую (Н. В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.Г. Рындак и др.).


Проблема развития профессионального творчества будущего учителя в процессе педагогической практики сформировалась у нас в процессе практической деятельности. В ходе педагогической практики часто возникали ситуации, когда практиканту необходимо было проявить творческий подход для решения поставленных перед ним комплексных профессионально-творческих задач. Таким образом, было решено организовать педагогическое наблюдение за развитием профессионального творчества будущего учителя в процессе педагогической практики. Результаты проведенного наблюдения, и анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выяснить следующие аспекты данной проблемы: преобладание навыков репродуктивной деятельности студентов в процессе педагогической практики; низкая мотивация студентов к проявлению профессионального творчества будущего учителя; отсутствие системы организационно-методических условий развития профессионального творчества будущего учителя в процессе педагогической практики.
Также в результате наблюдения было установлено, что студенты не владеют целостной системой профессионально-творческих умений, необходимых для реализации профессионально-творческой деятельности на практике. Мы склонны считать, что причины описанной ситуации связаны с тем, что в педагогических вузах процесс обучения в основном направлен на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, и недостаточное внимание уделяется формированию и развитию профессионального творчества, без которого невозможна успешная профессионально-творческая деятельность учителя.
В настоящее время многими исследователями раскрыты различные аспекты творческой природы педагогической деятельности: формирование качеств творческого педагога в сочетании с развитием его профессионального мастерства рассматривали Э.Ф. Зеер, В.П. Симонов, Е.В. Ткаченко и др.; активно изучается процесс формирования педагогического творчества студентов в ходе различных видов профессиональной подготовки (З.Ф. Абросимова, М.Я. Виленский, Е.Н. Глубокова, Г.Г. Горелова, и др.); роль креативности как механизма развития личности педагога рассматривается в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.; структура творческого педагогического процесса раскрыта в работах В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, С.А. Новоселова, М.М. Поташника и др.; в работах Ю.П. Азарова, Ю.К. Конаржевскго, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. раскрываются механизмы управления творчеством педагога.
Анализ работ О.А. Абдуллиной, О.С. Гребенюк, Г.М. Коджаспировой, В.К. Розова и других показал, что важным средством подготовки будущего учителя к профессиональному творчеству является педагогическая практика. Прежде всего, она позволяет студентам апробировать в реальной практике полученный в ходе теоретического обучения субъективный опыт саморегулирования в педагогическом взаимодействии, соотнести свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми учителю в данном аспекте.
В научной литературе достаточно полно изучена роль педагогической практики в профессиональном становлении и развитии будущего специалиста. В результате этих исследований: отражены исторические аспекты развития практической подготовки специалиста, рассмотрены ее виды, содержание, функции, структура. (В.П. Горленко, О.В. Лешер, И.Ф. Харламов и др.); обоснованы методы организации, критерии оценки результатов практики, пути повышения ее эффективности (Е.П. Белозерцев, А.Е. Захарова, Г.А. Ястребов и др.); рассмотрены аспекты педагогической практики студентов, обеспечивающие их готовность к практической и инновационной деятельности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Л.В. Загрекова, Л.В. Кильянова и др.); раскрыта роль педагогической практики в подготовке студентов к восприятию, оцениванию и реализации педагогических новшеств (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова и др.).
Однако целый ряд аспектов развития профессионального творчества будущего учителя в процессе педагогической практики нуждается в изучении: будущие учителя нечетко представляют компоненты профессиональной деятельности учителя, требующие креативного, творческого подхода; у них слабо сформировано представление об этапах профессионального творчества учителя; в структуре педагогической практики не выделены компоненты, требующие применения творческих способностей, творческой деятельности студентов; практически не уделяется внимания изучению, диагностике развития творческих особенностей практикантов; недостаточно исследован творческий потенциал включения в структуру педагогической практики механизмов рефлексии студентов в аспекте профессионального творчества.
Под педагогическим творчеством учителя мы понимаем вид деятельности, целью которой является создание обладающих объективной новизной и общественной значимостью духовных и материальных объектов, направленных на совершенствование процесса образования. Творчество учителя реализуется в ходе его профессионально-творческой деятельности, которую мы определяем как вид творческой деятельности, целью которой является обновление и совершенствование компонентов профессиональной деятельности, в первую очередь их содержания и методов. При этом обновление одного из компонентов приводит к необходимости соответствующей корректировки структуры и содержания других ее компонентов [5]. Профессионально-творческая деятельность студентов поддается развитию посредством организации педагогического управления, которое опирается на принципы информированности о существе проблемы, инициативы снизу, превентивной оценки, тотальности, перманентного информирования, учета типологических особенностей личности педагога, непрерывности действий и преемственности, а так же в ходе педагогической практики.
Под педагогической практикой мы понимаем составную часть учебного процесса, имеющую целью научить студентов и учащихся творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении педагогики, психологии, частных методик и специальных дисциплин, способствующую развитию у будущих учителей интереса к научно-исследовательской работе в области педагогических наук [4]. На современном этапе педагогическая практика выполняет следующие функции: адаптационную (студенты привыкают к ритму педагогического процесса, к детям, начинают ориентироваться в системе отношений в данном образовательном учреждении); общеобразовательную (в процессе практики применяются и осмысливаются теоретические знания студентов, происходит выработки основных педагогических умений и навыков, формируется педагогическое сознание); развивающую (практика является этапом формирования личности студента, его самоактуализации, проявления индивидуальности, формирования и развития педагогических способностей, выработки компенсаторских умений); воспитательную (формирование педагогической этики, потребности в самосовершенствовании); диагностическую (проверка степени профессиональной подготовки и пригодности студентов к педагогической деятельности, оценка их личностных и профессиональных качеств) [3].
Развитие профессионального творчества будущего учителя в процессе педагогической практики возможно через методологическую стратегию, ориентированную на мотивационно-рефлексивный подход. Под мотивационно-рефлексивным подходом мы понимаем подход, который направлен на развитие самосознания, на осмысление и ориентацию действий субъекта, на самоорганизацию через самоанализ и самоконтроль и опосредует формирование внутренних мотивов и ценностей. Управление развитием профессионального творчества будущего учителя в процессе педагогической практики может осуществляться только в рамках специально разработанной системы, основным компонентом которой выступает готовность студента к профессионально-творческому саморазвитию [1].
Важнейшей предпосылкой для оптимизации процесса развития профессионального творчества будущего учителя в ходе педагогической практики является создание специальных условий [2,3]. Среди условий способствующих развитию профессионального творчества были выделены следующие: 1) развитие способности к рефлексии, т.е. критического отношения к собственной деятельности и себе; 2) взаимная детерминация творческой активности всех участников педагогического процесса; 3) установление в коллективе личностных отношений. Данное условие обеспечивает как единство поисков членов коллектива, так и теплую, человеческую психологическую обстановку; 4) создание соревновательных ситуаций и поощрение творческих достижений так же способствует развитию профессионального творчества, т.к. создаются определенные стимулы и мотивы творческой деятельности; 5) постановка творческих заданий. Именно постановка определенного типа задач перед студентами на практике стимулирует либо репродуктивный, либо творческий характер деятельности. Как показывает анализ исследований и практический опыт работ, если задачи практики требуют выполнения задач только на уровне воспроизведения, то только небольшая часть студентов, у которых повышенная креативность, будут стремиться выполнять ее творчески. В качестве организационно-методических условий, способствующих развитию профессионального творчества учителя в процессе педагогической практики, можно выделить следующие: подбор учебных учреждений в соответствии с установленными критериями; предварительная подготовка руководителей практики к управлению процессом развития профессионального творчества; согласование общей стратегии и общепедагогических подходов руководителей практики и школ; постановка перед студентами творческих заданий; стимулирование проявления профессионального творчества у студентов в процессе педагогической практики; осуществление контроля и самоконтроля студентов. Реализация комплекса выделенных организационно-методических условий и подведение сравнительных результатов экспериментальной работы подтвердили значимость выбора комплекса выделенных организационно-методических условий, обеспечивающих эффективное развитие профессионального творчества будущего учителя в процессе педагогической практики. Таким образом, можно отметить, что соблюдение данных условий позволяет не только оптимизировать процесс развития профессионального творчества будущего учителя, но и формирует устойчивую мотивацию к дальнейшему творческому саморазвитию субъекта в будущей профессиональной педагогической деятельности.
___________________

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1998.

  2. Батышев С.Я. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

  3. Завьялова В.Н. Педагогическая практика студентов университета.– Владивосток, 1987.

  4. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М., 2000.

  5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М., 2000.

Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files -> nodes -> 47627
nodes -> Модель формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов
47627 -> Е. А. Добрина понятие преемственности в обучении аналитической геометрии между школой и вузом
47627 -> Формирование правовой культуры личности как педагогическая проблема
47627 -> Мультимедийное обучение физике и мотивация учения
47627 -> Потребность как мотив и как деятельность
47627 -> Технологии профессионального обучения как инструменты формирования социально-личностных компетенций студентов
47627 -> К определению понятий «икт-насыщенная образовательная среда» и «сопровождение профессиональной деятельности педагогов»
47627 -> К вопросу о формировании икт-компетености будущих учителей-предметников
47627 -> Развивающее обучение


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница