Педагогическая коррекция психоэмоционального состояния студентов посредством использования полифункциональных гимнастических упражнений 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки



Скачать 413,4 Kb.
страница1/3
Дата25.04.2016
Размер413,4 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3

На правах рукописи



ФЕДИН ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и

адаптивной физической культуры




Автореферат

диссертации на соискание учёной степени


кандидата педагогических наук

Москва – 2011




Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)»



Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО,



Неверкович Сергей Дмитриевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент

Красников Андрей Андреевич

кандидат психологических наук, ст.н.с.



Палий Вера Ивановна
Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Московская государственная

академия физической культуры»


Защита состоится «___» ____________ 2011 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 311.003.02 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)» по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, аудитория 603.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)»


Автореферат разослан «___» _________ 2011 г.

Учёный секретарь

диссертационного Совета М.В. Сахарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Реформа современного высшего образования ставит перед собой цель не только повысить качество и эффективность учебного процесса, но и обеспечить свободное развитие студентов вуза. Возросшие требования, которые предъявляются к студентам, как в повседневной, так и в профессиональной жизни, выводят на передний план необходимость сохранения не только физического, но и психического здоровья. Существенно возросшая потребность в снятии нежелательных уровней напряжения диктует необходимость поиска новых путей для решения задач коррекции психоэмоционального состояния. Физическая культура, связывая воедино науку и практику для решения задач повседневной жизни и профессиональной деятельности, способна повысить мотивацию студента к оздоровлению и выполнению физических упражнений, раскрывая, развивая и поддерживая студента не только в профессиональном становлении, но и в его личностном самоутверждении.

Очевидно, что в процессе построения и практической реализации программ коррекции психоэмоционального состояния студентов акцент необходимо делать на индивидуально запрограммированные двигательные действия, а не на стремление к выполнению направленных на максимум и необоснованных задаваемых нагрузок (Б.Н. Шустин, 1995; В.А. Никитушкин, 1998; А.И. Шамардин, 2000). Ключевым и наиболее перспективным направлением стратегии оздоровления и физической подготовки студентов является комплексное использование принципов и методов современной психологической науки в сочетании со средствами и методами физической культуры.

В последнее время методики телесно-ориентированной терапии чаще используются в качестве составных частей интегративных подходов психотерапии психосоматических расстройств и других методик, основой для разработки которых является биопсихосоциальная концепция пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств.

Проблеме коррекции психоэмоционального состояния посвящено немало научных исследований отечественных и зарубежных специалистов, однако все они, так или иначе, касаются коррекции пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств. Изучению возможностей использования средств физической культуры для профилактики возникновения расстройств у практически здоровых людей и коррекции их психоэмоционального состояния уделялось незаслуженно мало внимания. В связи с этим, нами были выявлены следующие противоречия:

1. Теория и методика физической культуры и спорта владеет богатым арсеналом средств физической подготовки, обладающих большим потенциалом для коррекции психоэмоционального состояния. Однако психологическая сторона часто не учитывается при проведении занятий по физической культуре. В результате таких занятий напряжение не только не снимается, а, напротив, усиливается, что снижает мотивацию к занятиям физической культурой.

2. Телесно-ориентированная терапия как одно из направлений психологической науки опирается на концепции таких выдающихся учёных, как В. Райх, А. Лоуэн, Дж. Пьерракос и другие, но при этом рассматривает физические упражнения очень узко и демонстрирует весьма скудный набор физических упражнений, которые, кроме того, терминологически не выверены.

3. В процессе проведения занятий по физическому воспитанию в вузе недостаточно внимания уделяется коррекции психоэмоционального состояния студентов, влияющего на общую успеваемость студентов и на мотивацию к занятиям не только по физической культуре, но и по другим предметам.

Всё вышесказанное определило направление нашего исследования.



Объект исследования – процесс педагогической коррекции психоэмоционального состояния студентов различной степени физической подготовленности посредством использования полифункциональных гимнастических упражнений.

Предмет исследования – формы, методы, средства и педагогические условия реализации педагогической коррекции психоэмоционального состояния студентов различной степени физической подготовленности, применением в учебном процессе полифункциональных гимнастических упражнений.

Гипотеза. Для коррекции психоэмоционального состояния студентов и повышения их мотивации к занятиям по физической культуре и самооздоровлению, необходим комплекс педагогических условий, составляющих методику коррекции психоэмоционального состояния с использованием полифункциональных гимнастических упражнений для улучшения уровня здоровья и повышения физической подготовленности.

Цель исследования: разработать, обосновать и апробировать методику педагогической коррекции психоэмоционального состояния студентов различной степени физической подготовленности посредством полифункциональных гимнастических упражнений.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

1. На основе логико-содержательного анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования выявить основные причины снижения уровня заинтересованности студентов в занятиях традиционными формами организации занятий по физической культуре и выделить особенности психолого-педагогического построения комплексных методик полифункционального воздействия на психоэмоциональный статус занимающихся физическими упражнениями.

2. Разработать методику коррекции психоэмоционального состояния студентов, имеющих и не имеющих спортивную квалификацию, посредством полифункциональных гимнастических упражнений, обратив особое внимание на освоение занимающимися техники выполнения предъявляемых упражнений.

3. Доказать эффективность разработанной методики педагогической коррекции психоэмоционального состояния студентов различной степени физической подготовленности на основе использования полифункциональных гимнастических упражнений, добившись улучшения показателей уровня здоровья, некоторых физических качеств (гибкости, силовой выносливости, силы) и настроения.

4. На основе полученных данных разработать практические рекомендации по инновационной организации процесса физического воспитания студентов высшей школы.



Методологическая основа исследования включает: исследования и основополагающую для телесно-ориентированной терапии теорию психосоматики В. Райха, основанную на психоаналитической концепции потребности эго в собственной защите от действий сил инстинкта; концептуальные идеи и фундаментальные методики коррекции психоэмоционального состояния посредством физических упражнений: техника обучения комплексному движению Ф. Матиаса Александера, метод Моше Фельденкрайца, метод структурной интеграции Иды Рольф – рольфинг, метод сенсорного самопознания Шарлотты Сельвер и Чарльза Брукса; теоретические разработки и концептуальные положения в области педагогики и психологии спорта (Ю.К. Гавердовский, А.Д. Ганюшкин, Л.Д. Гиссен, С.Д. Неверкович, А.В. Родионов), касающиеся, в частности, изучения принципов деятельности и атрибутов совокупного субъекта деятельности (групповых потребностей, мотивов, ценностей, целей и т.д.); основополагающие установки по коррекции психоэмоционального состояния, использующиеся в восточных системах (йога, у-шу и др.); ключевые положения телесно-ориентированной терапии В. Райха и биоэнергетической концепции А. Лоуэна и Дж. Пьерракоса по специфике коррекции психоэмоционального состояния; результаты исследований воздействия танцевальной терапии Р. Лабана; работы, исследующие психологические аспекты, и связанные с ними методики телесно-ориентированной терапии Д. Боаделла, Ч. Келли, С. Келемана, Г. Бойсена, Л. Марчера.

Теоретико-методологические основы исследования, выдвинутая гипотеза и поставленные задачи определили логику, этапы и методы экспериментального исследования.



Методы исследования: Совокупность методов, используемых для решения поставленных задач, включала:

- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- опрос по шкале настроения (субдепрессии) В. Зунга и адаптированной Т.Н. Балашовой;

- опрос с использованием шкалы нервно-психического напряжения (НПН) Т.А. Немчина;

- педагогическое тестирование уровня общей силовой выносливости, гибкости;

- гониометрия – для тестирования уровня подвижности в тазобедренных и плечевых суставах;

- кистевая динамометрия;

- экспресс-оценка уровня здоровья (методика: Белов В.И, Михайлович Ф.Ф., 1999 г.), которая включает в себя оценку основных показателей гемодинамики (артериальное давление, пульс);

- математико-статистические методы обработки полученного материала: сопоставлялись данные исходных результатов тестирования с данными результатов тестирований по прошествии полгода, 1 года, 1,5 года. Фактический материал обрабатывался с помощью метода дисперсионного анализа. Определялись статистические характеристики: среднее арифметическое значение, среднее квадратичное отклонение. Значение коэффициента достоверности различий принималось при p<0,001. Расчёты производились с использованием пакета статистических программ Statistica (SPSS).

Организация исследования.

Для последовательного решения задач исследования было предусмотрено три этапа реализации исследовательской программы.

На предварительном этапе, после углублённого изучения литературных источников по теме исследования, были сформулированы основные задачи и методология предполагаемого этапа физической культуры.

В ходе основного этапа сформированы экспериментальные группы испытуемых студентов, имеющих и не имеющих спортивной квалификации, разработана методика использования средств физической культуры, определены критерии и методы оценки контроля и эффективности воздействия предлагаемой методики на физическую подготовку в ходе педагогического эксперимента.

На заключительном этапе проведён анализ результатов педагогического эксперимента и исследования в целом, осуществлено внедрение материалов работы в практику, опубликованы полученные результаты и подготовлена к защите диссертационная работа.

Весь комплекс исследований выполнен в период 2006-2010 гг. в рамках программ физической подготовки по разработанной методике коррекции психоэмоционального состояния студентов. База исследования – спортивный комплекс факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Занимающиеся по разработанной методике были представлены двумя экспериментальными группами: группой студентов, не имеющих спортивной квалификации (15 человек), группой студентов, имеющих спортивную квалификацию (15 человек).



Научная новизна результатов исследования заключается в разработке основных концептуальных положений, характеризующих условия и динамику улучшения у студентов показателей здоровья, физической подготовленности, а также улучшение психоэмоционального статуса студентов.

Конкретизированы ранее неизвестные психологические принципы подбора физических упражнений для коррекции психоэмоционального состояния студентов.

Выявлены факторы позитивного воздействия полифункциональных гимнастических упражнений на психоэмоциональную сферу занимающихся (студентов).

Раскрыт механизм поэтапной реализации психолого-педагогической коррекции психоэмоционального состояния студентов посредством полифункциональных гимнастических упражнений.

Получены новые данные, определяющие методические приёмы коррекции психоэмоционального состояния и физической подготовки студентов.

Доказано, что на сегодняшний день приоритетной является педагогическая технология построения программ коррекции психоэмоционального состояния студентов, учитывающая различный уровень их физической подготовленности и здоровья, а также предусматривающих три периода коррекции психоэмоционального состояния и физической подготовки.



Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания новыми знаниями о способах коррекции психоэмоционального состояния средствами физической культуры, в основе которого лежит максимальная ориентация на индивидуальные особенности занимающихся, выявление факторов снижения настроения у студентов различной степени физической подготовленности, а также определяющего подбор полифункциональных гимнастических упражнений с целью составления специальных программ, максимально соответствующих функциональному и психоэмоциональному статусу студентов. При этом расширяются и конкретизируются дидактические принципы индивидуализации процесса коррекции психоэмоционального состояния студентов. Полученные данные включают рекомендации по моделированию специальных программ.

Практическая значимость результатов проведённого исследования выражается в том, что применение положений и выводов диссертации в процессе психолого-педагогической коррекции психоэмоционального состояния и физической подготовке студентов различной степени физической подготовленности, способствует достоверному росту показателей физической подготовленности и улучшению здоровья, создаёт благоприятные условия для самосовершенствования.

Полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке системы коррекции психоэмоционального состояния студентов, регламентации нагрузок различной направленности с учётом уровня здоровья и физической подготовленности занимающихся, оптимизации и индивидуализации методов физической подготовки и коррекции психоэмоционального состояния. Результаты исследования могут быть значимы в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузах физической культуры и повышении квалификации спортивных педагогов и психологов.



Положения, выносимые на защиту:

1. Методика коррекции психоэмоционального состояния на основе использования полифункциональных гимнастических упражнений позволяет в более полном объёме проводить индивидуальную телесно-ориентированную коррекцию отклонений в психоэмоциональном состоянии студентов.

2. Комплексное применение классических гимнастических упражнений с элементами восточных систем, используемыми в адаптированном виде, способно решать проблему улучшения эмоционального состояния студентов и их гармоничного физического развития. Улучшение физической подготовленности и уровня здоровья студентов способствует улучшению их психоэмоционального состояния.

3. Разработанная методика коррекции психоэмоционального состояния студентов, основанная на использовании полифункциональных гимнастических упражнений и разработанная с учётом индивидуальных особенностей занимающихся и различной степени их физической подготовленности, повышает эффективность процесса оздоровления и физического воспитания. Технологические решения, которые положены в основу разработанной методики, дают возможность создавать специальные программы коррекции психоэмоционального состояния занимающихся с учётом их уровня здоровья, уровня физической подготовленности и индивидуальных мотивов и потребностей.



Личный вклад автора заключается в разработке ведущих положений исследования (включающих теоретические, организационные, методические и технологические аспекты), планировании и проведении экспериментов, обобщении и интерпретации полученных результатов работы.

Автор непосредственно принимал участие в процессе коррекции психоэмоционального состояния студентов, что дало возможность глубоко изучить вопросы их физической подготовки и улучшения состояния здоровья и проверить полученные результаты на практике.



Апробация и реализация результатов исследования. Основные материалы исследования докладывались на ежегодной межуниверситетской научно-методической конференции «Организация и методика учебного процесса, функционально-оздоровительной и спортивной работы», на конференции «Здоровье нации».

Объём и структура диссертации определялись логикой и задачами исследования и включают введение, четыре главы, выводы, практические рекомендации, список литературы, приложения. Содержание работы изложено на 182 страницах, включает 13 таблиц, 3 рисунка, 6 приложений. Список литературы состоит из 224 наименований, в том числе 63 – на иностранном языке.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Содержание, формы и методы курса коррекции психоэмоционального состояния студентов посредством использования полифункциональных гимнастических упражнений

Курс коррекции психоэмоционального состояния студентов различной степени физической подготовленности предусматривал наличие трёх периодов физической подготовки по 6 месяцев.

На основе рассмотренных данных и оценки уровня здоровья, физического состояния и психоэмоционального статуса студентов была предложена методика использования полифункциональных гимнастических упражнений, направленная на укрепление здоровья занимающихся, улучшение показателей физической подготовленности, снижение нервно-психического напряжения занимающихся и улучшение психоэмоционального состояния и предполагающая решение следующих общих и частных задач (рис. 1).

Направленность анализа различных гимнастических упражнений состояла: - в разработке методики коррекции психоэмоционального состояния занимающихся посредством использования полифункциональных гимнастических упражнений;

- в освоении занимающимися правильной техники выполнения упражнений;

- в ознакомлении с основными методиками телесно-ориентированной терапии и восточными методами психокоррекции;

- в установлении экспериментальным путём наиболее рационального сочетания элементов восточных систем, принципов и методов телесно-ориентированной терапии и гимнастических упражнений;

- в улучшении у студентов показателей уровня здоровья, некоторых физических качеств (гибкости, силовой выносливости и силы); - в снижении нервно-психического напряжения и улучшении настроения,

приводящем к улучшению психоэмоционального статуса в целом.

Решение частных задач определялось:

- приобретением студентами необходимых знаний о здоровом образе жизни и навыков сохранения здоровья;

- ознакомлением с основными различиями между восточными и западными представлениями о поддержании здоровья;

- освоением наиболее простых, а затем и более сложных полифункциональных гимнастических упражнений;

- освоением комплекса дыхательных упражнений;

- сохранением симметричности частей тела при выполнении упражнений на растягивание;

- приобретением умения тонко чувствовать своё тело.



Гимнастические упражнения Упражнения восточных практик
1) Разминочные 2) Гимнастика

упражнения; 2) Стретчинг; 1) Элементы йоги – тибетских

упражнения йоги монахов

(асаны);

3) Элементы

3) Общеразвивающие оздоровительной

упражнения; гимнастики у-шу;

4) Дыхательные упражнения:
4) Упражнения 5) Упражнения

с гимнастическими с гимнастическими

скакалками; палками; а) пранаяма; б) 7 маленьких

пранаям;


6) Упражнения на 7) Упражнения из виса

гимнастической на гимнастической стенке. в) пневмотерапия (чи-кун) –

скамейке; китайская дыхательная гимнастика.
Рис. 1 Средства коррекции психоэмоционального состояния.

Программы методики коррекции психоэмоционального состояния студентов посредством использования полифункциональных гимнастических упражнений, разработанные с учётом уровня здоровья студентов и различного уровня их физической подготовленности, отличаются разным выбором средств физической культуры, сложностью и количеством повторений упражнений (табл. 1,2).

Особое внимание на занятиях по разработанной методике уделяется индивидуальному подходу к каждому занимающемуся и психологическому комфорту на занятиях физическими упражнениями.

Между психоэмоциональным состоянием человека и его физическим здоровьем существует тесная связь, поэтому использование особых психологических установок на занятиях по разработанной методике даёт возможность тоньше почувствовать своё тело и способствует достижению необходимого уровня расслабления или состояния собранности, сосредоточенности, когда это необходимо.

Таблица 1.

Программа коррекции психоэмоционального состояния студентов

посредством использования полифункциональных гимнастических упражнений

(студенты, не имеющие спортивной квалификации)

Период


подготовки

Задачи, целевые установки




Средства и методы:


гимн.упр-я

Дозировка

Методы контроля


Методические указания

с 1 до 6 месяцев



1) ознакомиться с особенностями восточных и западных систем;

2) освоение основ техники выполнения упражнений;

3) воспитание физических качеств (гибкость, силовая выносливость, ловкость) посредством упражнений западных и восточных систем;


1)разминочный комплекс;

2)эл-ты йоги;

3)упр-я с гимн. скак.;

4)ОРУ;


5)эл-ты стретчинга;

6)упр-я на гимн. стенке.



2 – 4 раза каждое упражнение в каждую из сторон

1) пед. наблюдение;

2)фотонаблюдение;

3)видеонаблюдение;

4) измерение ЧСС.



Акцент на:

1) понимание основ восточных систем;

2) качество выполнения всех упражнений;



с 6 месяцев

до 1 года





1) научиться чувствовать наиболее важные на данном этапе особенности своего организма; 2) укрепление мышечно-связочного аппарата; 3) научиться следить за положением позвоночника в положении сидя, стоя, лёжа, при ходьбе;

Добавляются:

7)дыхат.упр-я;

8)упр-я с гимн. палками;

9)упр-я на гимн. стенке.



4 – 6 раз каждое упражнение в каждую из сторон

1)пед. наблюдение;

2)фотонаблюдение;

3)видеонаблюдение;

4)измерение ЧСС.



Акцент на: 3) ощущение индивидуальных особенностей при выполнении всех упражнений; 4) контроль за положением позвоночника в статике и динамике;

с 1 года

до полутора лет




1) научиться грамотно, с точки зрения анатомии, выполнять упражнения разработанной методики;

2) достичь положительных сдвигов в состоянии позвоночника;

3) научиться рационально распределять нагрузку на суставы своего организма.


Добавляются:

10)упр-я на гимн. скамейке;

11)эл-ты у-шу.


6 – 8 раз каждое упражнение в каждую из сторон

1)пед. наблюдение;

2)фотонаблюдение;

3)видеонаблюдение;

4)измерение ЧСС.



Акцент на: 5) грамотное выполнение всех упражнений с точки зрения анатомии;

6) рациональное распределение усилий при выполнении упражнений.



Каталог: sites -> theses.sportedu.ru -> files -> files
sites -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
sites -> Работа с семьей: проблемы и методы их решения. На заметку социальному работнику
sites -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
sites -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Исследование взаимосвязи прогностического потенциала личности с особенностями учебно-профессиональной деятельности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
files -> Психологические механизмы приобщения личности к экстремальной деятельности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
files -> Профессиональных качеств тренера по спортивным единоборствам
files -> Высшего педагогического образования
files -> Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница