Задание
Выбор марки стали и режима термической обработки для колец подшипников работающих в интервале - 60…300 градусов.
Ответ
Выбор класса и марки стали.
Для изготовления деталей подшипников применяют главным образом шарикоподшипниковую сталь. По составу и свойствам шарикоподшипниковую сталь можно отнести к группе инструментальных сталей, но по применению она является конструкционной специального назначения [2].
Однако номенклатура марок стали данного вида достаточно широка. Это объясняется разнообразием требований к эксплуатационным свойствам подшипников.
Наиболее распространённые подшипниковые высокоуглеродистые стали можно классифицировать следующим образом:
стали для подшипников, работающих в обычных условиях (хромистая, хромистая с добавкой молибдена, хромомарганцевокремнистая, хромомарганцевая с добавкой молибдена);
стали для подшипников, работающих в агрессивных средах и при повышенной температуре (коррозионно-стойкая, теплостойкая).
К первым относятся стали марок ШХ15, ШХ15СГ, ШХ20СГ, ШХ4, ШХ6, ШХ9 и т.д.[3] В результате проведенной в 60 гг. унификации две последние марки были заменены сталью ШХ15.
Ко вторым относят стали марок 95Х18-Ш (где буква "Ш" указывает на то, что сталь выплавлена методом электрошлакового переплава, а вакуумно-дуговой переплав стали электрошлакового переплава обозначается "ШД"), 11Х18М-ШД, ЭИ760, ЭИ347 (8Х4В9Ф2), 8Х4М4ВФ1-Ш и др. [4]
Кроме перечисленных широко применяют низкоуглеродистые цементируемые стали и ограниченно - сплавы с особыми физическими свойствами.
В таблице 1 приведен химический состав некоторых марок шарикоподшипниковой стали: хромистой, хромомарганцевокремнистой и коррозионностойкой [1].
Таблица 1 - Химический состав некоторых марок шарикоподшипниковой стали
марка стали
|
C
|
Si
|
Mn
|
Cr
|
P*
|
S*
|
Ni*
|
Cu
|
Mo
|
хромистая сталь
|
ШХ15
|
0,95-1,05
|
0,17...0,37
|
0,20...0,40
|
1,30...1,65
|
0,027
|
0,020
|
0,30
|
0,25
|
-
|
ШХ4
|
0,95-1,05
|
0,15...0,30
|
0,15...0,30
|
0,35...0,50
|
0,027
|
0,020
|
0,30
|
0,25
|
-
|
хромомарганцевокремнистая и хромомарганцевая с Mo
|
ШХ15СГ
|
0,95...1,05
|
0,40...0,65
|
0,9-1,2
|
1,3...1,65
|
0,027
|
0,020
|
0,30
|
0,25
|
-
|
ШХ20СГ
|
0,90...1,0
|
0,55...0,85
|
1,4-1,7
|
1,4...1,7
|
0,027
|
0,020
|
0,30
|
0,25
|
-
|
коррозионностойкая
|
95Х18-Ш
|
0,9...1,0
|
0,8
|
≤0,70
|
17,0...19,0
|
0,030
|
0,025
|
0,30
|
0,25
|
-
|
11Х18М-ШД
|
1,10...1,2
|
0,53...0,93
|
0,50...1,0
|
16,5...18,0
|
0,025
|
0,015
|
0,30
|
0,3
|
0,50...0,80
|
Повышенное содержание углерода и легирование хромом обеспечивают повышенную прокаливаемость стали и получение после термической обработки высокой равномерной твердости, устойчивости против истирания и достаточной вязкости. Хром увеличивает устойчивость мартенсита против отпуска, уменьшает склонность стали к перегреву и придаёт ей мелкозернистую структуру. Но при высоком содержании хрома (>1,65 %) трудно получить однородную структуру, поэтому содержание хрома в шарикоподшипниковых сталях обычно не превышает 1,65 % [3].
Выбор стали для конкретного подшипника диктуется его размерами и условиями эксплуатации.
Детали подшипников, работающих в интервале температур - 60...300 °С изготовляют из хромистой и хромомарганцевокремнистой сталей. Внутри указанного температурного интервала выбор хромистой или хромомарганцевокремнистой стали определяется толщиной стенок колец или диаметром тел качения (кремний и марганец увеличивают прокаливаемость стали, поэтому с ростом толщины изделий содержание этих элементов увеличивают). Обеспечение сквозной прокаливаемости колец подшипников с толщиной стенки более 10 мм и роликов диаметром более 22 мм достигается заменой стали ШХ15 сталью ШХ15СГ [3].
Так как в задании не указана толщина стенки поршневых колец, выбираем сталь ШХ15СГ ГОСТ 801–78.
Поделитесь с Вашими друзьями: |