Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста



Скачать 22,79 Kb.
страница1/2
Дата30.12.2020
Размер22,79 Kb.
ТипИсследование
  1   2

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Автор: Диниц Елена Ивановна

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Исследование речевого развития ребенка с необходимостью предполагает вскрытие закономерностей овладения основными структурными единицами языка – словами и грамматическими формами. Овладение языком, развитие речи ставит вопрос о мышлении, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления – процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые приводят к усвоению лексических и грамматических значений. Первые лексические обобщения в речи ребенка всегда предметно ориентированные, первоначально тесно связаны с чувственными признаками предметов, часто несущественными( младший дошкольный возраст). Обобщенное значение грамматического элемента на первых порах усвоения детьми родного языка тесно связано с конкретными формами объективных отношений (исследования Н.П. Серебренниковой).

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

На шестом году в основном завершается освоение системы родного языка, однако многие единичные традиционные формы пока еще остаются неусвоенными. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс.

Детские словообразовательные инновации – результат метаязыковой деятельности ребенка на морфемном уровне языковой системы. Образуя новые слова, ребенок ориентируется прежде всего на языковую систему, заполняя словообразовательные лакуны. т.е. пустые места в словообразовательной цепочке. При этом ребенок пока не принимает во внимание языковую норму, а ориентируется на продуктивные словообразовательные модели, закрепившиеся в его языковом сознании. В процессе овладения родным языком ребенок сначала усваивает систему, а уже затем – норму, а при овладении неродным языком мы имеем дело с противоположным процессом: от языковой нормы – к языковой системе, сначала мы знакомимся с правилами использования языковых единиц в речи, а затем на основе анализа эти правил уже делаем выводы о способах организации этих единиц. Система языка предоставляет ребенку несколько возможностей образования слова с нужным значением. Например, существительное со значением деятеля образуется в русском языке при помощи различны суффиксов: -тель-, -ец-, -ун-, -чик-, -щик-, -арь- и т.д. ребенок не может знать , что языковая норма допускает употребление лишь одного существительного со значением деятеля от глагола «плавать». Это слово «пловец». Он просто выбирает одну из равноправных возможностей, предоставленных ему языковой системой, после чего реализует выбранную возможность в своей речевой деятельности.

И вот этот то период, период активного использования всех возможностей системы при полном или почти полном игнорировании нормы, признается исследователями наиболее продуктивным и творческим в развитии метаязыковой деятельности ребенка. Это период длится недолго и заканчивается к концу дошкольного или началу младшего школьного возраста.

Чем же вызван обязательный, неминуемый спад детского словотворчества к этому возрасту? Дело в том, то под влиянием общения и обучения метаязыковые искания ребенка приобретают совершенно новое направление. Ведь, используя родной язык в своей речевой деятельности, ребенок стремится достичь какого-либо практического результата. А для этого ему необходимо, чтобы окружающие люди имели возможность правильно его понять. Поэтому ребенок все чаще и чаще начинает ориентироваться на языковую норму, не вполне еще осознавая, что именно она позволяет достичь столь необходимого понимания. В итоге, имея в виду лишь результат практический, ребенок достигает результата языкового.

Именно к шести годам дети достигают того уровня владения нормативным словообразованием, который возможен при «стихийном» владении родным языком.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительны, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматически форм, то есть формирование грамматического строя включает работу дошкольника над морфологией, словообразованием, синтаксисом.

Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но в то же время ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы, то есть наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и другие.

Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависит от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, то есть то, что не ясно по значению. А.Н. Гвоздев писал: «В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть схвачено ребенком.»

Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов - овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень).

Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слова. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников. Для выработки ориентировки важна деятельность ребенка со словами, однако простое накопление опыта не всегда приводит к положительному результату. При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Речь детей развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. То есть, речь взрослого для дошкольника является примером. Ведь правильность и культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок. Нельзя отрицать, что культура речи – показатель общей культуры человека.

Многие ученые прежде всего делают акцент на главном показателе высококультурной речи – на соблюдении языковых норм. На практике педагоги так же обращают внимание именно на соответствие норме. Вообще, « норма – это совокупность наиболее пригодных(«правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов(лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа соответствующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной оценки этих элементов.»

Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева понимают под «нормативностью» «…во-первых, систему норм, являющуюся атрибутом любых социальных отношений, в которых существует ребенок и в этом смысле нормативной средой; во-вторых, систему норм, непосредственно адресованных ребенку в качестве требований

Ка только ребенок начинает говорить , взрослый обращает его внимание на то, «что такое хорошо и то такое плохо». Дети больше руководствуются ближайшими чувствами, чем отдаленными идеями в своих действиях и словах, что отражается и на развитии речи. На этапе речевого развития в старшем дошкольном возрасте ребенок действует более осознанно, чем на предыдущих этапах. Что не может не отражаться на уровне развития его речевых особенностей.



Задача формирования грамматической правильности речи у детей актуальна для старшего дошкольного возраста и успешно решается при опоре на развитие лингвистического отношения к слову.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2019
2019 -> Примерная основная образовательная программа основного общего образования
2019 -> Прохождение педагогическими работниками обучения повышения квалификации (стажировки)
2019 -> Пояснительная записка как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить
2019 -> О методических рекомендациях
2019 -> Концепция использования дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области
2019 -> Сны у коллинских ворот
2019 -> «Стрелок» на 2019 — 2022 годы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница